"Волшебные слова живут на белом свете" час общения
классный час (3 класс)

Час общения содержит интересные виды работ, направленные на воспитание нравстенного поведения детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_volshebnye_slova_zhivut_na_belom_svete.doc158 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов

Кликушина Галина Евгеньевна

ОУ

МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области»

Класс

Внеурочная деятельность

Час общения

Тема занятия

«Волшебные слова живут на белом свете».

Цель занятия

Задачи занятия

заложить основы эмоционально-положительного настроя детей в отношениях друг с другом и с окружающими.

- познакомить с понятием «вежливость», показать необходимость употребления в речи «вежливых» слов;

- развивать познавательный интерес, внимание, воображение, речь обучающихся,  расширять кругозор, способствовать развитию умения сравнивать, анализировать, делать выводы;

воспитывать культуру общения, формировать уважение и доброжелательное отношение к людям.

Планируемые результаты:

Личностные

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку

Метапредметные

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем, сверстниками, работать индивидуально

Предметные

уметь сопоставлять слово и его значение

обогатить словарный запас детей, узнать новые вежливые слова и учить применять их в разговорной речи.

Формируемые УУД:

Личностные: осознать роль вежливых слов в речи и жизни людей; формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; на примере положительных и отрицательных героев учить доброму и вежливому отношению к людям.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;

Регулятивные: с помощью учителя определять тему и цель деятельности;  высказывать свою версию в процессе работы; осуществлять личностную рефлексию.

Познавательные: - развивать умения извлекать информацию из текстов, соотносить ее с имеющимися знаниями, опытом; на основе анализа объектов делать выводы;

Оборудование:

Интерактивный комплекс, презентация, раздаточный материал, фонарик для рефлексии.

Этапы урока.

Цель.

Деятельность учителя и

 деятельность учащихся

Формирование УУД

I Организационный этап

Цель: Организовать деятельность обучающихся, психологический настрой.

II Этап мотивации к познавательной деятельности.

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к занятию.

Сообщение темы  классного часа.

III Актуализация знаний.

Цель: подготовка мышления обучающихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий.

IV Первичное усвоение новых знаний 

Цель: организовать анализ возникших ситуаций (осознаний того, в чём состоит недостаточность их знаний, умений).

V Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: обучающиеся выбирают способ выхода из затруднений (применение изученных понятий, способов действия).

VI Первичная проверка понимания 

Цель: применение знаний, фиксирование их в обобщённом виде.

VII Первичное закрепление.

Цель: организовать усвоение детьми нового способа действий (фронтально)

VIII Подведение итогов. Рефлексия содержания учебного материала и рефлексия деятельности.

Цель: организация фиксации нового содержания, изученного на уроке, проведение самооценки учениками работы на уроке

- Ребята, руки поднимем вверх и  все дружно скажем:
Солнышко, солнышко,
Мы твои лучи,

Быть людьми хорошими – ты нас научи!

- Сегодня мы с Вами проводим открытый час общения и у нас гости (приветствие гостей).

- Все друг, другу улыбнитесь и тихонечко садитесь!

- Наш классный час я хочу  начать с песенки.. А вы послушайте её и подумайте, о чём  мы будем говорить на нашем классном часе. ( о вежливых словах)

- Правильно, сегодня мы с вами поговорим о вежливых словах, о вежливости. Тема нашего часа общения:  - Какие вежливые слова вы знаете? Как их ещё называют? ( волшебные)

 - А зачем нам нужны волшебные слова? (…)

- Добрый день! Здравствуйте! Приветствую вас! Каждый из нас  на себе испытал действие этих удивительных слов, сказанных с доброй улыбкой. Как мы обращаемся к человеку? Как мы приветствуем? Вежливые слова необходимы в повседневной жизни. Они помогают расположить к себе людей, ведь с вежливым и обходительным человеком приятно общаться. Так же вежливые слова могут поднять настроение близким и любимым людям.  Нужно стараться чаще говорить вежливые слова - ведь это ключ к успеху!

-Знаете ли вы, что есть праздник, посвященный вежливости?

21 ноября – международный день приветствий. В 1973 году американцы, братья Маккормики, предложили проводить день дружбы и взаимопонимания между народами всех стран мира.

- Послушайте, как в древности люди приветствовали друг друга. (выступление  учеников)

1. Рабы Древнего Рима при встрече обнажали бритые головы.

2. Рыцари снимали шлем и несли его в руке, говоря тем самым  

«я тебе доверяю». Те времена давно прошли, а обычай остался.

3.  Мальчики, входя в помещение, снимают головной убор, показывая свое хорошее отношение к хозяевам и уверенность в том, что тебя уважают.

4.  С тех же времен идет обычай, здороваясь снимать перчатку с правой руки, показывая, что в его ладони не спрятано оружие. Военные отдают друг другу честь.

Учитель:- Сейчас существуют правила, которых не знали в старину, но о каких бы правилах поведения мы не говорили, все они направлены на уважение к окружающим.

-  Сегодня   мы с вами  совершим увлекательное путешествие в один  необычный  волшебный город – «Город  Волшебных слов»

-Этот город очень большой и красивый. Там живут добрые и внимательные, ласковые и вежливые люди. Ребята, а вы хотите попасть туда!? (…)

 - Попасть  в загадочный город Волшебных слов не просто, нужно сначала  получить пропуск.           (анимация пропуск по щелчку)                                                                          

 - Итак, каждый из вас должен подумать и назвать по одному волшебному слову. Тот, кто назовёт это слово, тот и получает пропуск в город  Волшебных слов. (Вручаю пропуски каждому ученику).

- Пропуски у нас есть, теперь мы отправляемся в путешествие.

- Внимание – на пути к городу нас встречают ворота вежливости…

1 Ворота вежливости.

- А известно ли вам, ребята, что обозначает слово «вежливость»?

До 16 века в русском языке широко употреблялось слово «вежа».

Вежа – от слов «ведать», «знать». Вежа – человек, который знает, как вести себя в той или иной обстановке. Отсюда и «вежество», позднее превратившееся в «вежливость». Вежество - качество ценное и обязательное. Поэтому учили вежеству в школах наряду с грамотой и молитвами.

- А что же происходит в наши дни?

Сценка «Слушай хорошенько» (девочка сажает перед собой куклу и разговаривает с ней)

- Слушай хорошенько, - кукле я сказала,-

Полно наряжаться, это баловство.

Ты уже большою девочкою стала.

А ещё не знаешь ровно ничего.

«Здравствуйте» при встрече взрослым говорят,

За подарки, помощь всех благодарят.

Старикам в трамвае место уступают.

Вежливые дети все так поступают.

Будь и ты такою, - и тебя тотчас

Попрошу зачислить в вежливый наш класс!

  • О каких правилах вежливого человека говорилось в сценке?

(здравствуйте, благодарят, уступают место в трамвае)

- А о чем мечтают и взрослые, и дети?

1 ученик:

Настанет друзья, счастливое время,

Настанут чудесные дни:

Ребята приветливы будут со всеми,

Грубить перестанут они.

Не будет детей нехороших,

Придут золотые года,

И в комнату в грязных ботинках

Не будут входить никогда.

2 ученик:

Грубить не будут дети,

Не будут грызть ногтей,

И станут все на свете

Любить таких детей.

Подует ветер свежий,

Фиалки расцветут,

Исчезнут все невежи

Навеки пропадут.

 3 ученик:

Пусть грубость исчезнет навеки

Пускай по рецептам врачей

Появится в каждой аптеке

Лекарство для грубых детей.

Ребенок вертелся на стуле,

Шумел и ко всем приставал,

Ему прописали пилюли –

Он принял – и вежливым стал.

-  А чтобы быть воспитанными, давайте вспомним с вами волшебные слова, которые будем употреблять почаще в нашей речи.

Игра

В этой стране растет Дерево вежливости. Но после сильного ветра некоторые вежливые слова улетели. Сейчас мы с вами соберём эти слова.

Слова коротенькие эти
Повсюду слышатся с утра.
Они живут на белом свете,
Запомнить их давно пора.

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого … (спасибо)

Зазеленеет старый пень

Когда услышит: … (добрый день)

Если больше есть не в силах

Скажем маме мы … (спасибо)

Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь: … (здравствуйте)

Когда нас бранят за шалости,

Говорим: … (простите, пожалуйста)

И во Франции, и в Дании

На прощание говорят … (до свидания)

Нужно знать как дважды два

Все волшебные слова,

В день, пожалуй, раз до ста

Говорю … (пожалуйста)

Товарищи, твердите с утра по словарю:

Спасибо, извините, позвольте,

Разрешите, я вас благодарю.

Город Волшебных слов.

- Много разных улиц в городе и первая улица, на которую мы попадаем - это

Улица  Приветствия: - Какие слова – приветствия вы знаете?

 здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер.

Ученик читает стихотворение «Здравствуйте».

- Здравствуйте! – ты скажешь человеку.

- Здравствуй! – улыбнется он в ответ,

И, наверно, не пойдет в аптеку,

И здоровым будет много лет.

Улица Благодарности: спасибо, большое спасибо, благодарю вас.

Ученик читает стихотворение «Добрые слова».

За что, мы говорим «спасибо»?

За все, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы,

Кому сказали, сколько раз.

Конкурс «Самый вежливый»

Итак, чтобы продолжить путешествие по стране Вежливости надо решить задачи…

Задачи не на сложение,
Задачи на правила уважения.

1. Мальчик крикнул прохожему: «Сколько времени?» и сделал 3 ошибки. Какие?

а) Нельзя кричать.
б) Надо, обратившись к прохожему, извиниться.
в) И употребить вежливые слова.

2. Два мальчика столкнулись в дверях. Никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить, если одному 8 лет, а другому 11? (Кто вежливее.)

3.Что нужно сделать, когда входишь в чей-либо дом или квартиру? (Поздороваться.)

4.Ты ел конфету, что сделаешь с фантиком? (Бросишь в урну.)

5. Нужно ли снимать головной убор, если ты пришёл в гости? (Обязательно.)

6. Что вы скажете, уходя из класса, в котором остались учитель и учащиеся?

7. Вы толкнули своего товарища, что вы скажете?

8. Вы сидите в автобусе, входит старушка. Что вы будете делать?

9. Что вы скажете папе, маме, бабушке, дедушке, когда проснётесь утром?

10. А что скажете, когда будете ложиться спать?

Улица  Пожеланий: всего хорошего, всего доброго, будьте здоровы, спокойной ночи, приятного аппетита, доброго пути.

Ученик читает стихотворение «Доброго пути».

Нам желают: «Доброго пути!» -

Будет легче ехать и идти.

Приведет, конечно, добрый путь

Тоже к доброму чему- нибудь.

«Спокойной ночи» говорим,
В кроватке глазки, закрывая,
И поцелуй, нам подарив,
Обнимет мама нас родная

«Спокойной ночи» говорим,
В кроватке глазки, закрывая,
И поцелуй, нам подарив,
Обнимет мама нас родная

Улица  Извинения: простите; извините.

Ученик читает стихотворение «Простите».

Простите, я больше не буду

Нечаянно бить посуду.

И взрослых перебивать, и что обещал – забывать.

А если, я все же забуду, -

Простите, я больше не буду.

Улица  Просьбы: пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас.

Ученик читает стихотворение «Пожалуйста».

Отменить, что ли, слово «пожалуйста»?

Повторяем его поминутно.

Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»

Нам становится неуютно.

Улица Прощания: до свидания, до скорой встречи, прощайте.

Каждый скажет на прощанье,

Уходя, всем «До свиданья».

Другу уходить пора –

Скажем мы ему «Пока».

Тупик Вредных советов.

- Давайте вспомним вредные советы Г. Остера и скажем, что в них неправильного, вредного? И как, по-вашему, надо поступать в данных ситуациях?

 1 совет

Если ты пришел к знакомым –

не здоровайся ни с кем,

Слов «пожалуйста», «спасибо» никому не говори.

Отвернись и на вопросы ни на чьи не отвечай,

И тогда никто не скажет про тебя, что ты болтун.

(Обсуждение совета учащимися.)

2 совет

Если друг на день рожденья пригласил тебя к себе,

Ты оставь подарок дома – пригодится самому.

Сесть старайся рядом с тортом, в разговоры не вступай:

Ты во время разговора вдвое меньше съешь конфет.

(Обсуждение совета учащимися.)

3 совет

Если друг твой самый лучший

Поскользнулся и упал, покажи на друга пальцем

И хватайся за живот.

(Обсуждение совета по вопросам.)

4 совет

Девчонок надо никогда нигде не замечать.

И не давать проходу им нигде и никогда,

Им надо ножки подставлять, пугать из-за угла.

(Обсуждение совета учащимися.)

- Пора нам из этого тупика выбираться, дольше нам здесь нельзя оставаться.

- Всех, кто путешествовал по улицам города  Волшебных слов, просто так не выпускают, а просят выполнить задания.

Фонтан заданий. 

Задание 1  Игра «Будь внимателен» -Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились.

Задание 2.

Игра «Вежливо невежливо»

Условия игры просты:

Если – вы со мной согласны,

И поступок хороший,

Не сидите, не молчите

Хлопайте в ладоши.

Ну, а если плох поступок

И не случался с вами,

Вы тогда все вместе, дружно

Потопайте ногами.

Правила вежливых поступков.

Итог. Рефлексия.

- Как вы думаете, когда человек слышит в свой адрес добрые слова, что он чувствует? ( у него поднимается настроение, он становится добрее и счастливее)

Слова чудеснейшие эти

Услышать каждый очень рад.

Добреют взрослые и дети,

Когда повсюду говорят.

Слова коротенькие эти

Повсюду слышаться с утра,

Они века живут на свете,

Запомнить их давно пора.

- Давайте поднимем друг другу настроение.

_ Я предлагаю вам встать, подойти ко мне, образовать круг.

 - Поиграем в игру  «Комплиментик».

кто- нибудь знает, что такое комплимент? ( это приятные, любезные, добрые слова в адрес человека.)

ФОНАРИК.

- Посмотрите, что у меня в руках? Это символ счастья и хорошего настроения.

У меня сейчас хорошее настроение и я хочу поделится им с вами. Подставляй те ладошки. Будем передавать этот счастье друг другу, говоря своему соседу добрые слова или просто похвалите его.

Учитель начинает игру, дети продолжают по цепочке, пока  фонарик не вернётся в руки учителя.

  -А теперь встали все, взяли друг друга за руки и скажем вместе: «Волшебные  слова не лень говорить нам целый день!» в заключение нашего праздника проведём праздничный салют. На слово «красный» - хлопаю все первоклассники. На слово «жёлтый» - хлопают гости и родители. И на слово «Зелёный» - хлопаем все дружно. Итак:

«Красный» - хлопают дети.

«Жёлтый» - хлопают родители и гости.

«Зелёный» - хлопают все вместе.

-Дорогие ребята! Воспитывать себя очень непросто. Люди  воспитывают себя всю жизнь. Давайте воспитывать в себе тактичность, вежливость, уважительное отношение к взрослым. Давайте радоваться жизни, улыбаться доброте, делать друг другу комплименты. И тогда все будут рады общению друг с другом.

- А от улыбки поднимается настроение у окружающих нас людей?

Песня «Улыбка»

умение организовывать учебное сотрудничество

формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

определение темы и цели деятельности

осознать роль вежливых слов в речи и жизни людей

обогащение словарного запаса

соотнесение с имеющимися знаниями

умение делать выводы

слушать и понимать речь сверстников, оформлять мысли в устной форме

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку на примере

обогащение словарного запаса в совместной деятельности с учителем

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к людям на примере стихотворений, примеры положительного эмоционального настроя

умение выражать свои мысли, высказывать свою версию в процессе работы (обсуждение ситуации)

слушать и понимать речь

умение извлекать информацию из текста

умение сопоставлять слово и его значение со своими действиями

личностная рефлексия на воспроизведение пройденного материала

развитие внимания, умения сравнивать, анализировать, делать выводы

умение оформлять свои мысли

самооценка

Использованные  материалы:

http://mp3vega.com/down-v1/4688v4/845f1cfdaefd/u5168045/audios/radionyanya_vypusk_8_-_volshebnye_slova%20MP3VEGA.COM.mp3?extra=pAQY4Rkx5xqV1wgGEYIW68V5hX749MLWxaMMTZpLaXmFc4b1UObVXq2wV6IQcq3tm2kIw0NpxbXTMRm0nRaf3QPVDsP-G8s  - песня на слова М.Танича «Вежливые слова» в исполнении Н. Литвинова, А. Лившица и А. Левенбука

http://img.wallpaperstock.net:81/frumos-copii-wallpapers_28845_2560x1600.jpg - дети слайд 1

http://www.prizyvnik.info/threads/118151-kurilka_v_ch_54096_mulino/page92 - солнышко слайд 2

http://s51.radikal.ru/i131/1109/8d/ff7f33831404.jpg - ворота вежливости


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа "Волшебное слово и волшебная кисть"

Проектная работа заняла 3 место в окружном конкурсе научно - исследовательских и проектных работ "Открытие" в номинации "Кино, театр и мир искусства"....

Конспект классного часа во 2 классе. Тема: «Волшебные слова. Волшебное слово - здравствуйте»

Используемый материал (инсценирование, просмотр презентации, отрывка из мультфильма и др.) помогает развивать  желание детей употреблять в своей речи слова вежливого обращения, учит уважению и ве...

Презентация классного часа на тему: «Волшебные слова. Волшебное слово - здравствуйте»

В презентации использованы красочные картинки из мультфильма "Крошка Енот", игра на внимание, слова приветствия....

Конспект часа общения. Тема: "Волшебные слова и добрые дела" 1 класс

Тема: «Волшебные слова и добрые дела»Цели: обобщить понятия «вежливость», «волшебные слова», «добрые...

Конспект открытого классного часа "Волшебные слова. Волшебное слово - здравствуйте!"

Предлагаю Вашему вниманию конспект  классного часа во 2 классе на тему: «Волшебные слова. Волшебное слово – здравствуйте!»....

Ролевая игра: «Волшебные слова, волшебные поступки»

Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять дурное настроение. Но не только слова должны быть у вас добрыми, ребята. Надо, чтобы и поступки были разумными, ясными, ч...