Педагогические ситуации и способы их решения
учебно-методический материал
Работа учителя над разрешением педагогических ситуаций складывается из нескольких взаимосвязанных действий:
1. Обнаружение факта.
2. Описание (восстановление, конструирование) конкретной педагогической ситуации.
3. Определение характера ее содержания.
4. Анализ педагогической ситуации с целью определения сущности конфликта, лежащего в ее основе.
5. Формулирование педагогических задач, выявление наиболее значимых.
6. Дополнительная теоретическая и практическая подготовка учителя к решению возникших педагогических задач.
7. Выбор способов решения педагогических задач.
8. Самоанализ и самооценка принятого решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Педагогические ситуации и способы их решения | 88.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогические ситуации и способы их решения
6-8 лет
прогнозируемые ситуации | возрастные особенности | варианты решения |
слёзы, тоска по дому | болезненно переживает разлуку с семьёй | отвлечь интересными делами, переключить внимание, провести беседу о доме - но завершить о том, что же хорошего его ждёт в лагере, в отряде |
раздражительность, тоска по дому | чувство страха перед неизвестностью, боязнь новой обстановки | дать конкретное легко выполнимое задание, чтобы он почувствовал себя нужным в новом коллективе |
множество вопросов | любознательность | внимательно выслушивать и спокойно отвечать, повторяя ответ столько раз, сколько необходимо для понимания |
трудно засыпает, просыпается «попить», не умеют застилать постель, разбрасывают вещи, постоянно грязные и т.д. | отсутствуют навыки самообслуживания, соблюдения режима дня | терпеливо приучать к порядку, проявлять особое внимание вечером к таким детям: сказку, песенку, погладить по голове и т.д. Напоминать детям о регулярном времени на умывание, туалет. |
привычка есть медленно, всухомятку | находится во власти домашних привычек | следить за тем, чтобы съедали первое блюдо, не торопить |
готовы пробовать всё на вкус | повышенный интерес ко всему новому | беседа о ядовитых растениях, грибах, микробах и т.д. |
опасность травматизма | демонстрируют свою смелость | беседа о правилах техники безопасности, заполнить время полезными делами |
страхи в темноте | боязнь темноты | не оставлять одного в темноте |
копирование привычек, манеры поведения, лексикона взрослых | слепое подражание взрослым | объяснять, если скопировали дурной пример, личным примером показывать другую модель поведения |
«ужасы» про вожатую в «Белом доме» и т.д. | неумение концентрироваться, бурное эмоциональное развитие | слушайте эти рассказы и сами не пугайтесь, постарайтесь сконцентрировать ребёнка на фактах. Часто дети переоценивают ситуацию, «накручивают» её. Помогите им снять эту «накрутку», концентрируйтесь на фактах, а не на эмоциях. |
ругается нецензурными словами | низкий уровень культуры, внешнее проявление взрослости, незанятость ребёнка, влияние круга общения | при всех чётко и спокойно скажите ребёнку, что вы чувствуете: «Когда ты говоришь такие слова, у меня возникает чувство...» и далее: «Я хочу, чтобы в нашем отряде не звучало этих слов» |
9 - 11 лет
прогнозируемые ситуации | возрастные особенности | варианты решения |
обидчивость, повышенная чувствительность к несправедливости | половое созревание | внимательное доброе отношение, стремление разобраться в причинах поведения |
курение, употребление «взрослого» лексикона, бодрствование после отбоя | внешнее проявление взрослости борьба за авторитет, комплексы, воздействие молодежной культуры, незанятость ребёнка, влияние круга общения | разъяснительные беседы, заполнить время полезными делами, приучать к режиму дня. По поводу сквернословия - можно разрешить подростку (тет-а-тет) высказать все известные ему ругательства так, чтобы ему самому это перестало быть интересным. И тут же предложить ему выразить ту же мысль только без бранных слов. Беседы о молодёжной субъкультуре, о том, что она манипулирует человеком, навязывает стереотип поведения, что всегда не нравится твоим близким и любимым тобой людям. |
замкнутость, одиночество | обострённое переживание своих недостатков | переключать внимание ребёнка, давать поручения, связанные с необходимостью общения |
непослушание, действия «наперекор», постоянные споры | стремление к самостоятельности | вникать в их интересы, сотрудничать с ними, направлять самостоятельность в нужное русло |
появление тайн, озорство, шалости, | неуёмная фантазия | тактично разузнать секреты детей, совместно их сохранять, разумно использовать. Организовать интересные дела с элементами романтики |
импульсивен, невнимателен, излишне активен-бегает взад-вперёд, редко занимается чем-то, задирается, постоянно убегает | гиперактивность- как правило это защитная реакция снять тревогу | защитить ребёнка от его собственных действий, сделать так, чтобы он участвовал в обычной лагерной жизни. Это требует значительного контроля, но контроль должен быть доверительным. Некоторые дети в таком состоянии требуют вмешательства врача. |
12 - 16 лет
прогнозируемые ситуации | возрастные особенности | варианты решения |
конфликтность как вызов обществу, упрямство. Мнение сверстников выше мнения взрослых | самоутверждение | стремиться понять их, разобраться в мотивах поведения, сотрудничать. Учитывать их мнение, предоставлять как можно больше подконтрольной самостоятельности |
замкнутость, агрессивность, лёгкая ранимость, уход в себя | развитие интереса к противоположному полу, появление новых чувств, ощущений, переживаний | тактично, уважая их чувства проводить беседы о красоте настоящей дружбы и любви |
одиночество, сильная ранимость, вспыльчивость, раздражительность, интерес к себе | специфические особенности внешнего вида (прыщи, полнота, жирные волосы и т.д.) | индивидуальные беседы о том, как избавиться от этих проблем или как их сгладить. В коллективной беседе находить у подростка лучшие качества и подчёркивать их. |
агрессивное поведение -намеренное поведение, направленное на нанесение физического или психологического вреда. Проявление индивидуально, связано с конкретной ситуацией, тем не менее, у каждого есть свой стандартный набор реакций, который включается автоматически | стремление привлечь к себе внимание сверстников, получить желанный результат, занять высокий уровень в иерархии коллектива; защита и месть; обида | ПРИЁМЫ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ при обсуждении: 1. факт: «Сейчас ты переступаешь допустимую черту» или «Ты ведёшь себя агрессивно» 2.констатирующий вопрос: «Ты злишься?» 3.раскрытие мотивов: «Ты хочешь меня обидеть? Ты хочешь продемонстрировать силу?» 4. «Я-сообщение» «Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне!» или «Я напрягаюсь, когда кто-то громко кричит» 5.апелляция к правилам: «Ты нарушаешь правило...», «У нас не принято кричать на людей» ||незначительную агрессию-сначала просто игнорировать, потом выразить понимание чувств подростка «Я понимаю, что тебе обидно», переключение внимания или предложение какого-либо задания. Позитивно обозначить поведение «Ты злишься потому, что устал...». если есть физическая угроза-примите срочные меры- если можете справиться сами, то «возьмите подростка в руки», в том числе и буквально, прижав его руки своими руками; скажите уверенным тоном: «Успокойся, возьми себя в руки!», уведите его с того мета, где развернулась ситуация, спровоцировавшая агрессию. После того, как подросток успокоится , обсудите случившееся (лучше наедине).Обсуждать только его поведение «здесь и сейчас», без моральной оценки, оценить негативные последствия самого поведения, он вредит таким поведением не столько окружающим-сколько самому себе (приёмы обратной связи). |
тревожность- эмоциональное состояние, комбинация некоторых эмоций (страх в том числе), социальное проявление тревожности-застенчивость. | постоянное беспокойство, трудности в концентрации на чём-либо, мышечное напряжение в области лица, шеи; раздражительность, нарушения сна (с 12 лет чаще у девочек; у мальчиков в дошкольном и младшем школьном возрасте).Могут «уходить в болезнь»-соматические проблемы: боли в животе, сухость во рту, слабость в ногах, учащённое сердцебиение. Робок, пуглив, не умеет общаться со сверстниками и выражать свои мысли и чувства;обострённое восприятие и ожидание оценки. | 1.не заставляйте участвовать в состязаниях и каких-либо видах работ, учитывающих скорость; 2.не сравнивайте с окружающими; 3.чаще используйте телесный контакт; 4.способствуйте повышению самооценки-хвалите даже за незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других подростков, но так, чтобы он знал за что; 5. чаще называйте по имени; 6.меньше замечаний в его адрес; 7.наказание в самых крайних случаях; 8.демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всём примером ему. 9. игры: «Комплименты», «Я дарю тебе...» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Способы и решения конфликтных ситуаций в семье"
В интересной форме проходит рабочее родительское собрание....
Методический материал для участия в фестивале «Прикладной педагогической продукции» Название: «Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода». ( материал рассчитан на учащихся 1-4 классов) Автор работы: Шинкаренко Светлана Викторовна,
Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода....
ПРОБЛЕМЫ ДИСЦИПЛИНЫ НА УРОКАХ. Практикум по решению педагогических ситуации для молодого педагога.
ШКОЛА МОЛОДОГО педагога Тема: «Знания и умения учителя – залог творчества и успеха учащихся»Цель:Помочь молодому учителю адаптиро...
Педагогические ситуации_решение
ситуация...
Педагогические ситуации и пример их решения.
С появлением ситуативных подходов при воспитании детей все чаще стали звучать такие понятия как «педагогическая ситуация» и «педагогическая задача». Что же подразумевают под со...
Алгоритм решения педагогической ситуации
Описание:Проблема:Причины:Причины опоздания:Причины того, почему забыл портфель:Задачи:Пути решения:Работа с классом:Работа индивидуально с учеником и родителями:Наиболее оптимальный путь решения...
Анализ педагогической ситуации и пути ее решения
Презентация "Анализ педагогической ситуации и пути ее решения...