Педагогические ситуации и способы их решения
учебно-методический материал

Плисова Анастасия Владимировна

Работа учителя над разрешением педагогических ситуаций складывается из нескольких взаимосвязанных действий:

1. Обнаружение факта.
2. Описание (восстановление, конструирование) конкретной педагогической ситуации.
3. Определение характера ее содержания.
4. Анализ педагогической ситуации с целью определения сущности конфликта, лежащего в ее основе.
5. Формулирование педагогических задач, выявление наиболее значимых.
6. Дополнительная теоретическая и практическая подготовка учителя к решению возникших педагогических задач.
7. Выбор способов решения педагогических задач.
8. Самоанализ и самооценка принятого решения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогические ситуации и способы их решения

6-8 лет

X 6e1049f0m.jpg

прогнозируемые ситуации

возрастные особенности

варианты решения

слёзы, тоска по дому

болезненно переживает разлуку с семьёй

отвлечь интересными делами, переключить внимание, провести беседу о доме - но завершить о том, что же хорошего его ждёт в лагере, в отряде

раздражительность, тоска по дому

чувство страха перед неизвестностью, боязнь новой обстановки

дать конкретное легко выполнимое задание, чтобы он почувствовал себя нужным в новом коллективе

множество вопросов

любознательность

внимательно выслушивать и спокойно отвечать, повторяя ответ столько раз, сколько необходимо для понимания

трудно засыпает, просыпается «попить», не умеют застилать постель, разбрасывают вещи, постоянно грязные и т.д.

отсутствуют навыки самообслуживания, соблюдения режима дня

терпеливо приучать к порядку, проявлять особое внимание вечером к таким детям: сказку, песенку, погладить по голове и т.д. Напоминать детям о регулярном времени на умывание, туалет.

привычка есть медленно, всухомятку

находится во власти домашних привычек

следить за тем, чтобы съедали первое блюдо, не торопить

готовы пробовать всё на вкус

повышенный интерес ко всему новому

беседа о ядовитых растениях, грибах, микробах и т.д.

опасность травматизма

демонстрируют свою смелость

беседа о правилах техники безопасности, заполнить время полезными делами

страхи в темноте

боязнь темноты

не оставлять одного в темноте

копирование привычек, манеры поведения, лексикона взрослых

слепое подражание взрослым

объяснять, если скопировали дурной пример, личным примером показывать другую модель поведения

«ужасы» про вожатую в «Белом доме» и т.д.

неумение концентрироваться, бурное эмоциональное развитие

слушайте эти рассказы и сами не пугайтесь, постарайтесь сконцентрировать ребёнка на фактах. Часто дети переоценивают ситуацию, «накручивают» её. Помогите им снять эту «накрутку», концентрируйтесь на фактах, а не на эмоциях.

ругается нецензурными словами

низкий уровень культуры, внешнее проявление взрослости, незанятость ребёнка, влияние круга общения

при всех чётко и спокойно скажите ребёнку, что вы чувствуете: «Когда ты говоришь такие слова, у меня возникает чувство...» и далее: «Я хочу, чтобы в нашем отряде не звучало этих слов»


9 - 11 лет

X 2900f05em.jpg

прогнозируемые ситуации

возрастные особенности

варианты решения

обидчивость, повышенная чувствительность к несправедливости

половое созревание

внимательное доброе отношение, стремление разобраться в причинах поведения

курение, употребление «взрослого» лексикона, бодрствование после отбоя

внешнее проявление взрослости

борьба за авторитет, комплексы, воздействие молодежной культуры, незанятость ребёнка, влияние круга общения

разъяснительные беседы, заполнить время полезными делами, приучать к режиму дня. По поводу сквернословия - можно разрешить подростку (тет-а-тет) высказать все известные ему ругательства так, чтобы ему самому это перестало быть интересным. И тут же предложить ему выразить ту же мысль только без бранных слов. Беседы о молодёжной субъкультуре, о том, что она манипулирует человеком, навязывает стереотип поведения, что всегда не нравится твоим близким и любимым тобой людям.

замкнутость, одиночество

обострённое переживание своих недостатков

переключать внимание ребёнка, давать поручения, связанные с необходимостью общения

непослушание, действия «наперекор», постоянные споры

стремление к самостоятельности

вникать в их интересы, сотрудничать с ними, направлять самостоятельность в нужное русло

появление тайн, озорство, шалости,

неуёмная фантазия

тактично разузнать секреты детей, совместно их сохранять, разумно использовать. Организовать интересные дела с элементами романтики

импульсивен, невнимателен, излишне активен-бегает взад-вперёд, редко занимается чем-то, задирается, постоянно убегает

гиперактивность- как правило это защитная реакция снять тревогу

защитить ребёнка от его собственных действий, сделать так, чтобы он участвовал в обычной лагерной жизни. Это требует значительного контроля, но контроль должен быть доверительным. Некоторые дети в таком состоянии требуют вмешательства врача.

12 - 16 лет

25814220ewem.jpg

прогнозируемые ситуации

возрастные особенности

варианты решения

конфликтность как вызов обществу, упрямство. Мнение сверстников выше мнения взрослых

самоутверждение

стремиться понять их, разобраться в мотивах поведения, сотрудничать. Учитывать их мнение, предоставлять как можно больше подконтрольной самостоятельности

замкнутость, агрессивность, лёгкая ранимость, уход в себя

развитие интереса к противоположному полу, появление новых чувств, ощущений, переживаний

тактично, уважая их чувства проводить беседы о красоте настоящей дружбы и любви

одиночество, сильная ранимость, вспыльчивость, раздражительность, интерес к себе

специфические особенности внешнего вида (прыщи, полнота, жирные волосы и т.д.)

индивидуальные беседы о том, как избавиться от этих проблем или как их сгладить. В коллективной беседе находить у подростка лучшие качества и подчёркивать их.

агрессивное поведение -намеренное поведение, направленное на нанесение физического или психологического вреда. Проявление индивидуально, связано с конкретной ситуацией, тем не менее, у каждого есть свой стандартный набор реакций, который включается автоматически

стремление привлечь к себе внимание сверстников, получить желанный результат, занять высокий уровень в иерархии коллектива; защита и месть; обида

ПРИЁМЫ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ при обсуждении:

1. факт: «Сейчас ты переступаешь допустимую черту» или «Ты ведёшь себя агрессивно»

2.констатирующий вопрос: «Ты злишься?»

3.раскрытие мотивов: «Ты хочешь меня обидеть? Ты хочешь продемонстрировать силу?»

4. «Я-сообщение» «Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне!» или «Я напрягаюсь, когда кто-то громко кричит»

5.апелляция к правилам: «Ты нарушаешь правило...», «У нас не принято кричать на людей» ||незначительную агрессию-сначала просто игнорировать, потом выразить понимание чувств подростка «Я понимаю, что тебе обидно», переключение внимания или предложение какого-либо задания. Позитивно обозначить поведение «Ты злишься потому, что устал...». если есть физическая угроза-примите срочные меры- если можете справиться сами, то «возьмите подростка в руки», в том числе и буквально, прижав его руки своими руками; скажите уверенным тоном: «Успокойся, возьми себя в руки!», уведите его с того мета, где развернулась ситуация, спровоцировавшая агрессию. После того, как подросток успокоится , обсудите случившееся (лучше наедине).Обсуждать только его поведение «здесь и сейчас», без моральной оценки, оценить негативные последствия самого поведения, он вредит таким поведением не столько окружающим-сколько самому себе (приёмы обратной связи).

тревожность- эмоциональное состояние, комбинация некоторых эмоций (страх в том числе), социальное проявление тревожности-застенчивость.

постоянное беспокойство, трудности в концентрации на чём-либо, мышечное напряжение в области лица, шеи; раздражительность, нарушения сна (с 12 лет чаще у девочек; у мальчиков в дошкольном и младшем школьном возрасте).Могут «уходить в болезнь»-соматические проблемы: боли в животе, сухость во рту, слабость в ногах, учащённое сердцебиение.

Робок, пуглив, не умеет общаться со сверстниками и выражать свои мысли и чувства;обострённое восприятие и ожидание оценки.

1.не заставляйте участвовать в состязаниях и каких-либо видах работ, учитывающих скорость;

2.не сравнивайте с окружающими;

3.чаще используйте телесный контакт;

4.способствуйте повышению самооценки-хвалите даже за незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других подростков, но так, чтобы он знал за что;

5. чаще называйте по имени;

6.меньше замечаний в его адрес;

7.наказание в самых крайних случаях;

8.демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всём примером ему.

9. игры: «Комплименты», «Я дарю тебе...»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Способы и решения конфликтных ситуаций в семье"

В интересной форме проходит рабочее родительское собрание....

ПРОБЛЕМЫ ДИСЦИПЛИНЫ НА УРОКАХ. Практикум по решению педагогических ситуации для молодого педагога.

ШКОЛА МОЛОДОГО педагога            Тема: «Знания и умения учителя – залог творчества и успеха учащихся»Цель:Помочь молодому учителю адаптиро...

Педагогические ситуации и пример их решения.

С появлением ситуативных подходов при воспитании детей все чаще стали звучать такие понятия как «педагогическая ситуация» и «педагогическая задача». Что же подразумевают под со...

Алгоритм решения педагогической ситуации

Описание:Проблема:Причины:Причины опоздания:Причины того, почему забыл портфель:Задачи:Пути решения:Работа с классом:Работа индивидуально с учеником и родителями:Наиболее оптимальный путь решения...

Анализ педагогической ситуации и пути ее решения

Презентация "Анализ педагогической ситуации и пути ее решения...