Дети войны
план-конспект занятия (4 класс)

Трошина Галина Петровна

Формирование представление учащихся о Великой Отечественной войне и её героях- детях. Показать, какое большое историческое значение имеет День Победы – 9 Мая в истории развития нашей страны. Содействовать воспитанию интереса к истории своего Отечества. Развитие и воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма нашей армии, храбрости и мужества народа. Воспитывать чувство долга, патриотизма, любви к Родине и осознания того, что долг каждого гражданина – защита Родины

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Детям войны посвящается…»

                                                                Ход занятия:

                                                На сцену выходят ведущие.  

Вед.: Каждый год 9 мая вся наша страна отмечает День Победы в Великой Отечественной войне. И наш сегодняшний урок гражданственности и патриотизма мы посвящаем этой теме.

Вед.: Дорогие ребята! Сегодня мы собрались, чтобы вспомнить и почтить память таких же, как вы, девчонок и мальчишек, которые очень любили петь песни, играть, учиться, жить в дружбе. Но за такую жизнь, им пришлось заплатить слишком  дорогую  цену.

Вед.: Войн на земле было много, да и сейчас они не прекращаются. Мы вспомним о войне, которая не зря зовётся Великой. Сколько горя она принесла, сколько унесла человеческих жизней разных народов. В те годы весь шар земной был в тревоге. Но больше всего досталось детям. Сколько мужества и героизма они проявили, встав вровень со  взрослыми на защиту нашей страны. Дети принимали участие в сражениях, воевали и в партизанских отрядах, и в тылу врага. Гибли в концлагерях.

Вместе: Детям войны посвящается…

Ведущие  уходят со сцены. Выходит 1 группа чтецов (10 человек).

                                 «Детям войны посвящается» (1-й слайд)

                Звучит фонограмма сообщения «От Советского ИнформБюро».
1 чтец:  Вот так неожиданно, в обычный летний день 22 июня 1941года началась самая страшная, самая кровавая из всех Великих Отечественных войн. Можно сосчитать,  сколько лет, месяцев и дней длилась война, сколько было разрушено и потеряно, но как сосчитать количество горя и слез, которые заставила пролить эта страшная война.
         (Фоном звучит спокойная музыка,  Ведущий  продолжает свой рассказ.) 
2 чтец: Война прошлась по детским судьбам грозно, 
             Всем было трудно, трудно для страны, 
             Но детство изувечено серьёзно: 
             Страдали тяжко дети от войны…
3 чтец: Их называли – ДЕТИ ВОЙНЫ.
             Что же о них знаем мы?

              Дети войны – это все дети, родившиеся в период с сентября 1929 года по 3 сентября 1945 года. Сейчас они – ветераны, имеют статус “Дети Великой Отечественной войны”.
4 чтец: Вдумайтесь в эти цифры:
              Каждый день теряли 9168 детей,
              Каждый час – 382 ребенка,
              Каждую минуту – 6 детей,
              Каждые 10 секунд – погибал 1 ребенок.

5 чтец: А мы не будем памяти перечить,
              И часто вспоминаем дни, когда
              Упала им на слабенькие плечи
              Огромная, недетская беда,
6 чтец: Была земля жестокой и метельной,
              Была судьба у всех людей одна.
              У них и детства не было отдельно,
              А были вместе детство и война.
7 чтец: В годы войны было горя много,
              И никто никогда не сочтет,
              Сколько раз на своих дорогах
              Оставляла война сирот.
8 чтец: В эти годы порой казалось,
              Что мир детства навек опустел,
              Что не вернется радость
              В город, где дома без стен.
9 чтец: Был серебряным смех девчонок.
              Но его заглушила война.
              А седины ребячьих челок…
              Разве этому есть цена?
10 чтец: Дети войны..Как  же выжили вы?
                Дети войны..Устоять как смогли?

                                                             Песня

                              На  сцену выходят ведущие

Вед: До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и пришел час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце. Маленькие герои большой войны. Они рано и быстро взрослели. Недетская это тяжесть - война, а они хлебнули её полной мерой.

                                     Слайд:  «Отцы на фронт, дети на заводы»  

Вед.: Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. Дети гибли от бомб и снарядов, они умирали от голода в блокадном Ленинграде, их бросали живыми в охваченные огнем хаты белорусских деревень, их превращали в ходящие скелеты и жгли в крематориях концлагерей. И не согнулись они под этой тяжестью. Стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. На фронтах и в партизанских отрядах наравне с взрослыми сражались совсем юные бойцы. Маленькие герои большой войны. Они не играли в войну, они жили по её суровым законам. Портреты юных героев вы увидите сегодня, они как будто с нами.

                                       Выходит 2 группа чтецов (5 человек)

(Рассказы о героях сопровождаются показом слайдов)

1 чтец: Валя Зенкина. Брестская крепость первой приняла на себя удар врага. Рвались бомбы, снаряды, рушились стены, гибли люди и в крепости, и в городе Бресте. С первых минут ушёл в бой Валин отец. Ушёл и не вернулся, погиб героем, как многие защитники Брестской крепости. А Валю фашисты заставили под огнём пробираться в крепость, чтобы передать её защитникам требование сдаться в плен. Валя в крепость пробралась, рассказала о зверствах фашистов, объяснила, какие у них орудия, указала место их расположения и осталась помогать нашим бойцам. Она перевязывала раненых, собирала патроны и подносила их бойцам. В крепости не хватало воды, её делили по глотку. Пить хотелось мучительно, но Валя снова и снова отказывалась от своего глотка: вода нужна раненым. Когда командование Брестской крепости приняло решение вывести детей и женщин из-под огня, переправить на другой берег реки Мухавец - иной возможности спасти их жизнь не было, - маленькая санитарка Валя Зенкина попросила оставить её с бойцами. Но приказ есть приказ, и тогда она поклялась продолжить борьбу с врагом до полной победы. И Валя клятву сдержала. Разные испытания выпали на её долю. Но она выдержала. Выстояла. И свою борьбу продолжила уже в партизанском отряде. Воевала смело, наравне со  взрослыми. За отвагу и мужество орденом Красной Звезды наградила Родина свою юную дочь.

2 чтец: Зина Портнова – подпольщик. Война Зину застала в деревне, куда она приехала на каникулы. Она участвовала в дерзких операциях против врага, распространяла листовки. Её выдал предатель. Отважная юная патриотка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой. Она распространяла листовки, зная немецкий язык, в тылу врага добывала важные сведения о противнике. Казнена немцами и посмертно удостоена звания Героя Советского Союза.

3 чтец: Валя Котик. Родился в селе колхозного плотника в украинском селе Хмелевка. В 6 лет пошел в школу. 7 ноября 1939 года на торжественном сборе принят в пионеры. Он стал подпольщиком, потом ушел в партизаны, и начались дерзкие мальчишечьи вылазки с диверсиями и поджогами. Юный партизан  владел навыками конспирации, собирал оружие для партизан прямо под носом у фашистов. Он прожил 14 лет и еще неделю, награжден орденом Отечественной войны 1 степени, похоронен в садике перед школой, в которой учился. Президиум Верховного Совета СССР присвоил ему звание Героя Советского Союза. Известный советский поэт Михаил Светлов посвятил юному партизану стихи:

Мы вспоминаем о боях недавних,

 В них совершен был подвиг не один.

 Вошел в семью героев наших славных

Отважный мальчик – Котик Валентин.

4 чтец: Марат Казей – партизан-разведчик, немало полезных сведений добыл он. В очередной разведке он попал в окружение фашистов, дождался, пока кольцо сомкнётся, и взорвал себя вместе с врагами. Марат был разведчиком штаба партизанской бригады им. К. К. Рокоссовского. Ходил в разведку, как в одиночку, так и с группой. Участвовал в рейдах. Подрывал эшелоны. За бой в январе 1943 года, когда, раненый, он поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо, Марат получил медаль «За отвагу» и «За боевые заслуги». 11 мая 1944-го года, возвращаясь с задания, Марат и командир разведки наткнулись на немцев. Командира убили сразу, Марат, отстреливаясь, залег в ложбинке. Уходить в чистом поле было некуда, да и возможности не было - Марат был тяжело ранен. Пока были патроны, держал оборону, а когда магазин опустел, взял в руки свое последнее оружие - две гранаты, которые с пояса не снимал. Одну бросил в немцев, а вторую оставил. Когда немцы подошли совсем близко, взорвал себя вместе с врагами. Звание Героя Советского Союза Марату Казею было присвоено в 1965 году, через 21 год после гибели. В Минске герою установлен памятник, изображающий юношу за мгновение до геройской смерти.

5 чтец: Лёня Голиков. Он был, как и мы, школьником. Жил в деревне, в Новгородской области. В 1941 году стал партизаном, ходил в разведку, вместе с товарищами взрывал вражеские склады, мосты. Лёня подбил гранатой легковой автомобиль, в котором ехал фашистский генерал Рихард Виртц. Генерал бросился бежать, но Леня метким выстрелом уложил захватчика, забрал портфель с ценными документами и доставил в партизанский лагерь. В декабре 1942 года партизанский отряд был окружен немцами. После жестоких боев удалось прорвать окружение, в строю осталось 50 человек. Продовольствие и боеприпасы заканчивались. Ночью в январе 43 года к деревне Остро-Лука вышли 27 партизан. Заняли три хаты, разведка не заметила гарнизона немцев, располагающихся поблизости. Под утро, отбиваясь, пришлось отходить к лесу. В том бою погиб весь штаб бригады и Леня Голиков. За героический подвиг в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками и особые заслуги в организации партизанского движения Леня Голиков был награжден посмертно званием Героя Советского Союза.

                                                       Чтецы уходят.

                                                                Песня.

                                            БЛОК  «Ленинградские дети»

Вед.:  Всем война принесла горе, но больше всех – детям. На них обрушилось столько, что каждый хотел хоть часть этого кошмара снять с детских плеч. "Ленинградцы" – это звучало как пароль. И навстречу бросался каждый в любом уголке нашей страны. Через всю жизнь пронесли люди, пережившие блокаду, трепетное отношение к каждой крошке хлеба, стараясь, чтобы их дети и внуки никогда не испытали голода и лишений. Это отношение оказывается красноречивее слов.

                                                     Кадры о Тане Савичевой

Вед.: Среди обвинительных документов, представленных на Нюрнбергском процессе, была маленькая записная книжка ленинградской школьницы Тани Савичевой. В ней всего девять страниц. Из них на шести — даты. И за каждой — смерть. Шесть страниц — шесть смертей. Больше ничего, кроме сжатых лаконичных записей: "28 декабря 1941 года. Женя умерла... Бабушка умерла 25 января 1942-го, 17 марта—Лека умер, дядя Вася умер 13 апреля. 10 мая - дядя Леша, мама — 15 мая". А дальше — без даты: «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня». Так искренне и сжато поведала людям о войне, принесшей столько горя и страданий ей и ее близким, двенадцатилетняя девочка, что и сегодня перед этими строчками, старательно выведенными детской рукой, останавливаются потрясенные люди разных возрастов и национальностей, вглядываются в простые и страшные слова. Дневник сегодня выставлен в Музее истории Ленинграда, а его копия в витрине одного из павильонов Пискаревского мемориального кладбища. Не удалось спасти и Таню. Даже после того, как ее вывезли из блокадного города, истощенная голодом и страданиями девочка уже не смогла подняться.

                                 Выходит  3группа чтецов (9  человек).                  

              (Рассказы о юных узниках концлагерей  сопровождаются показом слайдов)

Освенцим

1 чтец: ДЕТИ. Из 1 миллиона 300 тысяч узников Освенцима дети подростки не старше 18 лет составили около 234 000.
Из них - 220 000 еврейских детей, 11 тысяч цыганских; несколько тысяч белорусских, украинских, русских, польских. Только осенью 1943 г. в транспорте из Белоруссии было вывезено 907 детей и подростков. Некоторые дети рождались в лагере. Они также носили номер на полосатой одежде узника. Большинство еврейских детей уничтожались сразу же после прибытия. 23 сентября 1944 г., например, 12 300 детей из Каунаса были направлены в газовые камеры. В начале октября в Аушвице было 2 510 мальчиков и девочек. 10 января 45-го их оставалось 611. 

 Саласпилс.

2 чтец:  Железнодорожная станция на линии Рига - Огре в Латвии. Вблизи этой станции в годы Великой Отечественной войны фашистами был устроен концентрационный лагерь, в котором было уничтожено более 100 тысяч человек. , 7 тысяч из них дети. Надпись на стене, сооружённой на месте лагерных ворот: “За этими воротами стонет земля”.

3 чтец:  В Саласпислсе детей истязали остервенело. Делали им впрыскивание какой-то жидкости, и после этого дети истекали поносом. Давали им отравленную кашу и кофе, и от этого в день умирало по сто пятьдесят человек. Заболевшим корью детям делали инъекции, после чего начиналось воспаление глаз, и через несколько дней глаза вытекали. У детей в лагере систематически выкачивали кровь.

4 чтец: Среди заключённых в лагере Маутхаузен  были и дети. Они напоминали подбитых птенцов. В глазах испуг. Маленькие старички.

Их заставляли работать по 15–20 часов – на лямках возить гружённые разным грузом повозки. Часто приходилось возить трупы. А когда они выбивались из сил, их раздевали догола и обливали холодной водой, били палками..

5 чтец:  В Польше в городе Лодзь есть памятник: огромное разорванное материнское сердце. В годы войны в одном из мрачных кварталов этого города устроили детский концлагерь. Тут малышей готовили для отправки в лагеря уничтожения общего типа, в частности в Освенцим. Не все дети задушены там, в газовых камерах, многие погибли здесь от болезней, голода и побоев.

6 чтец:  Но необязательно ехать в Польшу, чтобы узнать, как вооружённые фашистской идеологией палачи уничтожали детей.

7 чтец:  Кавказ. Прекрасный тихий уголок Теберда. Эти места называют второй Швейцарией: белеют стволы берёз, со всех сторон высокие горы, покрытые шапкой вечных снегов. Здесь находился санаторий для детей, больных костным туберкулёзом. Когда немцы подошли к Теберде, работники санатория поняли, что детей необходимо эвакуировать. Всех детей вывезти не удалось.

8 чтец:  Тем, кто остался в Теберде, досталось горя ещё больше. В первую очередь гитлеровцы забрали ключи от склада и установили рацион: три картофелины. Бывало, беспомощные дети ползали по траве, пытаясь разыскать что-то съедобное.

9 чтец:  11 ноября 1942 года кровавое гестапо согнало 287 жителей к Лысой горе, где им приказали стать на колени у края свежей ямы. Грудных и малолетних детей женщины держали на руках. Их расстреливали три с половиной часа. После того, как огромный ров засыпали, земля ещё долго шевелилась.

                                                        Чтецы уходят.

                                                                  Песня.

       На сцену выходят ведущие  и 4 группа чтецов (8 чтецов).

Вед.: Война была везде: и на огненном фронте, и в глубоком тылу.  Дети изо всех сил помогали взрослым во всех делах: выращивали зеленый лук для госпиталей, участвовали в сборе вещей для Красной Армии, сборе лекарственных растений для госпиталей и фронта, в сельскохозяйственных работах. Тысячи тонн черного и цветного металлолома собрали пионеры и школьники в дни Отечественной войны. Одно слово “фронт” вдохновляет ребят. В школьных мастерских с большой любовью и тщательно они изготовляли  различные детали для мин, другого орудия.

Вед.: По призыву школьницы Ады Занегиной по стране шел сбор денег на строительство танка «Малютка».

Она написала редактору газеты: « Я, Ада Занегина, мне 6 лет. Пишу по печатному. Я хочу домой. Я знаю, что надо разбить Гитлера, и тогда поедем домой. Я собрала деньги на куклу 122 рубля 25 копеек, а теперь отдаю их на танк. Дорогой дядя редактор! Напишите в своей газете всем детям, чтобы они тоже свои деньги отдали на танк. И назовем его «Малютка». Наш танк разобьет Гитлера,  и мы поедем домой. Моя мама врач, а папа танкист».

 Это письмо вызвало отклик у тысяч ребят. Удалось собрать 179 тысяч рублей. Так был построен танк «Малютка», водителем которого был танкист-орденоносец Екатерина Петлюк.

Чтец 1: Боря Цариков, выполняя задание партизан, взорвал фашистский эшелон, уничтожил 70 танков.

Чтец 2: Володя Казначеев в партизанском отряде прославился как самый ловкий и удачливый минёр.

Чтец 3: Вася Коробко, вступив в партизанский отряд, стал разведчиком и подрывником.

Чтец 4: Костя Кравчук. Отступающие солдаты, дали ему на хранение полковое знамя. Более двух лет, рискуя своей жизнью и жизнью родных, мальчик в тылу врага берёг знамя.

Чтец 5: Ваня Андриянов. После освобождения села стал воспитанником 33-го отдельного инженерного батальона, то есть «сыном полка».

Чтец 6: Саша Филинов. По его добытым сведениям, были уничтожены несколько фашистских штабов.

Чтец 7: Валя Лялин – в годы войны служил юнгой на военном катере.

Чтец 8: Валерик Волков – ему было 13 лет, но он уже успел пережить большое горе: в 1938 году умерла мать, а в 1941 году в село пришли фашисты и расстреляли отца за связь с партизанами. Осиротевшего мальчика подобрали разведчики морской пехоты. Так Валерик стал сыном полка.

                                                            Чтецы уходят.

                                                                     Песня.

 Выходят ведущие, 1 группа чтецов (4 человека), дети со свечами.

ВЕД:  Юные герои. Мальчишки и девчонки, ставшие вровень с взрослыми. О них сложены песни, написаны книги, их именами названы улицы, корабли… Сколько им было от роду? Двенадцать? Четырнадцать? Многие из этих ребят так и не стали взрослыми, их жизнь оборвалась на рассвете…

Вед: И пусть каждый задаст себе вопрос: «А я смог бы так поступить?» - и, ответив самому себе искренно и честно, подумает, как надо сегодня жить и учиться, чтобы быть достойным памяти своих замечательных ровесников, юных граждан нашей страны.

ВЕд: Во Второй мировой войне погибло 13 миллионов детей. Что у нас дороже наших детей? Что есть у любого народа дороже? У любой матери?  У любого отца? На земле лучший народ – дети.

Вед:  В этом году День Победы наша страна будет праздновать так же, как и в далеком уже 45-м. Этот праздник остается радостным и трагическим. Никогда не исчезнет из памяти народной гордость за Великую Победу, память о страшной цене, которую за нее заплатил наш народ. Более 20 миллионов жизней унесла та война. Но эти жертвы не были напрасными, фашисты были разбиты. 9 мая 1945 года Берлин, последний оплот фашизма, пал. Все небо взорвалось салютом долгожданной победы.

1 чтец: Всё ярче звезды, небо голубей,
              Но отчего-то вдруг сжимает сердце,
              Когда мы вспоминаем всех детей,
              Которых та война лишила детства.
2 чтец:  Их защитить от смерти не смогли
               Ни сила, ни любовь, ни состраданье.
               Они остались в огненной дали,
               Чтоб мы сегодня их не забывали.
3 чтец: И память эта прорастает в нас,
              И никуда нам от нее не деться.
              Что, если вдруг опять придет война,
              Вернется к нам расстрелянное детство...
4 чтец: Вновь скупая слеза сторожит тишину,
              Вы о жизни мечтали, уходя на войну.
              Сколько юных тогда не вернулось назад,
              Не дожив, не дожив, под гранитом лежат.
Вед:  Глядя в вечный огонь – тихой скорби сияние – 
            Ты послушай святую минуту молчанья.

                     Слайд: вечный огонь. «Реквием» Моцарта. 

                                                     Минута молчания.

Чтец 1: По рассказам и книжкам я знаю войну,
              Что сиротами сделала многих детей.
              Что заставила плакать седых матерей.
              По рассказам и книжкам я знаю войну.
Чтец 2: По рассказам и книжкам я вижу войну.
              Вижу стены, разорванный бомбами дом.
              Дым пожарищ, чернеющий пепел кругом.
              По рассказам и книжкам я вижу войну.
Чтец 3: По рассказам и книжкам я слышу войну
               Слышу грохот орудий и раненых крик.
               Слышу вздох партизан, затихших на миг.
               По рассказам и книжкам я слышу войну.
Чтец 4: Я не знаю войны, да зачем она мне?
               Я хочу мирно жить, гимны петь красоте.
               Надо мир укреплять, чтоб всегда и везде
               Знали б лишь о прошедшей войне.
                                      Песня «День без выстрела на земле»
Вед:  Да будет светлой жизнь детей!
             Как светлый мир в глазах открытых!
             О, не разрушь и не убей -
             Земле достаточно убитых!
Вед: Пусть память верную о ней
            Хранят об этой муке
            И дети нынешних детей
            И наших внуков внуки!

                                               Фонограмма «День Победы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне «Кто вы, дети войны?»

Целью мероприятия является расширение знаний учащихся о Великой Отечественной войне; воспитание уважения к пожилым людям: ветеранам войны, труженикам тыла – участникам Великой Победы, чувство гор...

Статья "Дети войны" к 70-летию Великой Отечественной войны

Статья об истории моего отца - ветерана труда....

"Дети войны". Конспект занятия по внеурочной деятельности посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне.

Внеклассное мероприятие по теме "Дети войны"  «Дети войны»Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классовЦель:Расширить знания детей о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг...

Литературно-музыкальная композиция, посвященная детям войны. “Несовместимы дети и война”

1. Помочь учащимся прочувствовать горе людей в годы ВОВ, осознать трагизм этих ужасных страниц истории, запечатленных в русском сознании и культуре: поэтических и прозаических произведениях, музыке, с...

«Дети Войны – Дети Победы». Встреча с детьми войны, очевидцами Великой Отечественной войны

Классный час приурочен к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.Цель: формирование личностных, нравственных и гражданских качеств обучающихся.Задачи:Воспитать сознательное отношение к народному...

Всероссийская акция, посвященная Дню защитника Отечества, в рамках военно – патриотического направления, Сценарий видеоролика, посвященный увековечиванию памяти Детей Героев Великой Отечественной войны «Дети войны».

Сценарий видеоролика «Дети войны».Задачи:Расширить знания школьников о войне, о том, как трудно было детям пережить лихолетье;Донести до учащихся мысль о несовместимости понятий «дет...

Великая Отечественная война: лица победы, дети войны

Каждый год наша страна отмечает самый главный Праздник - День Победы. Много лет прошло с того дня, как наша Армия и наш народ победили фашистскую Германию. Каждый год 9 мая мы отмечаем этот великий пр...