Задания, игры, головоломки способствующие повышению финансовой грамотности детей.
картотека

Задания, игры, головоломки  способствующие повышению финансовой грамотности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_detey_po_fin.gramotnosti.docx278.7 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ ДС № 61 « Соловушка»

Задания, игры, головоломки  способствующие повышению финансовой грамотности детей.

          Демирова С.Ш.

                                             г.Нижневартовск.

Необходимо с помощью игр и практик донести до детей, что:

1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются! Объясняем, как люди зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида деятельности.

2. Сначала зарабатываем – потом тратим. Рассказываем, что «из тумбочки можно взять только то, что в нее положили», – соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.

3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести. Объясняем, что цена – это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник.

1.Игра «Размен»

Цель: научить считать деньги.

Необходимые материалы: монеты и купюры разных

номиналов.

Количество участников: 1-5.

Суть игры:

Выдайте детям мелкие монеты, по 2-3 десятка

каждому. А себе оставьте несколько банкнот разного

номинала. Это игра-соревнование. Кто из игроков

быстрее разменяет выложенную вами банкноту мелочью,

тому банкнота и достается. В конце игры считаем

суммы выигрышей.

2.Игра «Кто кем работает?»

Цель. На примере сказочных героев закрепить и

расширить представление о профессии. Воспитывать

желание познавать многообразный мир профессий,

уважение к человеку-труженику.

Материал. Кукла-Загадка, рисунки с изображениями

людей разных профессий и сказочных героев.

Суть игры

Покажите детям картинки, на которых изображены люди

разных профессий. Дети, ориентируясь по рисункам,

называют профессии родителей, своих близких, всех тех,

с кем они встречаются.

Получив из кассы картинки с изображениями сказочных

героев, просит отгадать их профессии.

Раздайте девочкам рисунки с изображением сказочных

персонажей, а мальчикам - с изображениями людей

разных профессий. По сигналу колокольчика девочки и

мальчики начинают искать свою пару и по двое садятся

за столы, а затем по очереди доказывают правильность

своего выбора. Можно предложить детям, чтобы с

помощью движений, имитаций и других образных

действий они показали профессию своего героя.

Организуйте постепенный переход к сюжетно – ролевым

игр на эту тему. Можно провести и беседы о том, как

относится к своему труду герой, кто производит товары,

а кто предоставляет услуги (если дети знакомы с этими

понятиями).

3.Игра «Кто как работает?»

Цель. Расширить представление о том, что в сказке герои

по-разному приобретают богатство: одни трудятся, а

другие стремятся порой неблаговидными делами

получить большие деньги. Воспитывать уважение и

привязанность к добрым и трудолюбивым героев сказок.

Материал. Лесенка, состоит из пяти ступеней; сказочные

герои: Золушка, Буратино, старая из сказки Пушкина,

Крит, Кот в сапогах, Маугли, Котигорошко, Кривенька

Уточка, Золотая Рыбка, Наф-Наф, Бабка, Лисичкасестричка и др.

Суть игры

Покажите черный ящик, солнышко и облако. Просите

помочь разобраться, каких же сказочных героев больше -

трудолюбивых или ленивых?

С этой целью, нарисована на доске (листе ватмана)

лесенку, предложите каждому ребенку достать из

черного ящика рисунок с изображением сказочного

героя.

Затем знакомьте с правилами игры:

Если появится солнышко, всех трудолюбивых героев

нужно разместить на верхней ступеньке. А как только

солнышко изменится облаком, к игре приобщаются дети,

у которых на рисунках изображены ленивые герои. Их

нужно расположить на нижние ступени. Дети

доказывают правильность своего выбора.

Воспитатель помогает детям определить, какие

пословицы и поговорки подходят тем или иным

сказочным героям:

«Так работает, что даже весь день на солнышке лежит».

«Хочешь, есть калачи - не лежи на печи».

Дети рассказывают о том, что трудолюбивых героев в

сказках больше. После окончания игры устроите

дискуссию о том, можно ли помочь ленивым героям

сказок стать трудолюбивыми и как это сделать.

Игра . «Квест в супермаркете» 

Предыдущие игры научили ребёнка различать деньги по номиналу и платить за покупки. Пора проверить знания на практике. 

Как играть 

Предложите ребёнку пойти в магазин. Объясните, что в этот раз он будет за главного: ему нужно будет проследить, купили ли вы все запланированные товары, и хватило ли на них денег. 

1. Вместе с ребёнком составьте список покупок и приготовьте сумму, которую планируете потратить в магазине. 

Совет: пусть список покупок не будет длинным (максимум три-четыре товара), а сумма денег — не очень большой, чтобы ребёнку было проще в ней ориентироваться (двести-триста рублей). 

2. Вместе с ребёнком пройдитесь по магазину. Его задача — собрать все товары из списка и уложиться в запланированную сумму. Обратите внимание ребёнка на то, что товары из одной категории (например, молоко) могут стоить по-разному. Цена зависит от имени производителя и от объёма товара. 

3. К концу похода по магазину предложите ребёнку купить дорогой товар не из списка — например, коробку со сладостями. Если ребёнок согласится, спросите: а хватит ли у него денег? Денег на всё, разумеется, не хватит. Тогда предложите ему варианты: либо вы отказываетесь от покупки товаров из списка и покупаете коробку сладостей, либо откладываете сладости на потом и идёте на кассу только с теми покупками, которые запланировали заранее. 

Пусть выбирает ребёнок. 

Результат

В конце этой игры он научится сразу нескольким вещам: 

Во-первых, узнает, что перед походом в магазин нужно составлять список покупок. Так проще не нахватать в корзинку лишнего и не растратить все деньги. 

Во-вторых, узнает, что одни и те же товары могут стоить по-разному. И необязательно самый дорогой товар  самый лучший. 

В-третьих, он узнает, что все покупки делятся на желаемые и необходимые.

 Коробка сладостей — это желаемая трата. Конфеты — дело вкусное, но если дома ждут молоко и подсолнечное масло, а денег с собой немного — можно обойтись и без конфет. То есть в этом случае коробка сладостей — это желаемая покупка, а молоко и подсолнечное масло — необходимые. 

Четвёртый урок ждёт его на кассе. Ребёнку предстоит заплатить за покупки и проверить сдачу, которую даст ему кассир. Предложите ребёнку оставить сдачу себе. Он может потратить её на игрушку или что-то вкусненькое, а может положить в копилку. 

Ура, квест пройден. Периодически повторяйте его с ребёнком — так он скорее научится разумно относиться к тратам.

Задачи:
Задача1.
«Кто трудиться рад – тот будет хлебом богат»
Папа предложил Юле собрать опавшие яблоки. За каждое 
ведро он платил ей 50 рублей. За 1 час Юля собрала 10 ведер 
яблок. Сколько денег заработала Юля?
Соседи увидели, что Юля собирает яблоки и предложили ей за 
каждое собранное ведро в 2 раза больше. Юля собрала у соседей 6 
ведер яблок. Сколько Юля заработала денег?

Задача 3.
«Без нужды живёт, кто деньги бережёт»
Каждую неделю мама покупает Саше шапку или перчатки, 
потому что мальчик небрежно относиться к своим вещам и часто 
их теряет. На сколько страдает семейный бюджет ежемесячно, 
если в неделю мама тратит на замену шапки или перчаток по 300 
рублей?
Задача 4.
«Копейка рубль бережёт»
На каникулах мама дала Алеше и Даше по 700 рублей на
развлечения. Когда дети дома были одни, они развеселились и
случайно разбили любимую вазу мамы. Чтобы она не ругала их,
дети сходили в магазин и купили вазу за 600 рублей. Сколько денег
осталось у каждого на каникулы?

 Загадки для детей:

В этой фирме все бывают,
Бланк сначала заполняют,
Вносят в кассу платежи.
Что за фирма, подскажи?

(Банк)

В море коварном товаров и цен
Бизнес-корабль ведёт ...( Бизнесмен)

Расчёт зарплаты - знать пора -
Проводят в срок ...(Бухкалтера)

Коль трудился круглый год,
Будет кругленьким ...(Доход)

Как ребёнка нет без мамы,

Сбыта нету без ... (рекламы)

Люди ходят на базар:

Там дешевле весь ... (товар)

И врачу, и акробату

Выдают за труд ... (зарплату)

Д/И:

Д/И «Кто что делает?» (использовать картинки или предметы и назвать профессию человека, который изготовил этот предмет)

Д/И «Семейные расходы» (сформировать представления о расходах семьи, понимание основных потребностей семьи и способов их удовлетворения).

Игра. Лото «Магазин»

https://pbs.twimg.com/media/DURewX7W4AEMR8v.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к классному часу в рамках недели финансовой грамотности "Дети и деньги."

В рамках недели финансовой грамотности, в целях развития экономической грамотности, был проведён классный час....

Деловая игра в рамках повышения финансовой грамотности для 1 класса "Лесная ярмарка"

Деловая игра в рамках повышения финансовой грамотности для 1 класса "Лесная ярмарка". Ребята узнают понятия «опт и «розница», научатся различать оптовую и розничную торговл...

Проект "Мой бюджет" (Повышение финансовой грамотности учащихся)

Проект "Мой бюджет" предназначен для работы с учащимися 2-4 классов. Может быть использован в рамках изучения внутрипредметных модулей (у нас в математике есть модуль "Задачи гнома Эконома") или во вн...

Деловая игра в рамках повышения финансовой грамотности учащихся "Финансы без романсов"

Деловая игра в рамках повышения финансовой грамотности учащихся "Финансы без романсов". Игра может проводиться в одном учреждении между разными классами, а также в режиме on-line....

Конспект ООД по финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Дети и деньги.»

Конспект ООД по финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Дети  и деньги.»...

Дидактические игры на тему «Финансовая грамотность»

Дидактические игры на тему «Финансовая грамотность»...

Игра-викторина по финансовой грамотности "Знатоки финансовой грамотности"

Игра-викторина предназначена для обучающихся 4 класса.Цель: развитие финансовой грамотности учащихся через игровую деятельность.Задачи:создание условий для формирования элементарных экономических знан...