Доклад: «Система контроля и оценивания достижений обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС»
статья

Ериклинцева Ирина Борисовна

Доклад "Система контроля и оценивания обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад: «Система контроля и оценивания достижений обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС»

(слайд 1) Новая система оценки ставит перед нами ряд конкретных вопросов: что оценивать? По какой шкале оценивать? Где накапливать и фиксировать результаты? Кто должен осуществлять оценивание? И как определять итоговую оценку?Сегодня мы с учителями нач. классов постараемся ответить на эти вопросы. Я в целом опишу ответы на них,затем коллеги поделятся опытом своей работы и расскажут, какие технологии оценивания образовательных достижений учебных успехов, они используют на своих уроках.(слайд 2)

Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов. В соответствии с ними система оценки должна:

1. Фиксировать цели оценочной деятельности:

 а) т.е. ориентировать на достижение результата

- духовно-нравственного развития и воспитания (личностные результаты),

- формирования универсальных учебных действий (метапредметные результаты),

- и освоения содержания учебных предметов (предметные результаты);

 б) также обеспечивать комплексный подход к оценке всех перечисленных результатовобразования

(предметных, метапредметных и личностных);

 в) и конечно обеспечить возможность регулирования системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов; иными словами − возможность принятия педагогических мер для улучшения и совершенствования процессов образования в каждом классе, в школе, в региональной и федеральной системах образования.

2. Фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов.

3. Фиксировать условия и границы применения системы оценки. (слайд 3)

Какие нужны новые формы и методы оценки?Перечислю главные изменения. Приоритетными в диагностике становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки. Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития. Такая диагностика предполагает проявление учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей. Такие работы, как правило, не должны подписываться, и таблицы, где собираются эти данные, должны показывать результаты только по классу или школе в целом, но не по каждому конкретному ученику. (слайд 4)

Привычная форма письменной контрольной работы теперь дополняется такими новыми формами контроля результатов, как:

- целенаправленное наблюдение,

- самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии),

- результаты учебных проектов,

- результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.  (слайд 5)

Предлагается принципиально переосмыслить, а по сути изменить традиционную оценочноотметочную шкалу (так называемую «пятибалльную»). В настоящее время она построена по принципу «вычитания»: решение учеником учебной задачи сравнивается с неким образцом «идеального решения», ищутся ошибки -несовпадение с образцом, чтобы понизить отметку. Подобный подход ориентирует на поиск неудачи, отрицательно сказывается на мотивации ученика, его личностной самооценке. Вместо этого предлагается переосмыслить шкалу по принципу «прибавления» и «уровнего подхода» – решение учеником даже простой учебной задачи, части задачи оценивать как безусловный успех, но на элементарном уровне, за которым следует более высокий уровень, к нему ученик может стремиться. (слайд 6)

Вместо официального классного журнала главным средством накопления информации об образовательных результатах ученика должен теперь стать портфель достижений (портфолио). Официальный классный журнал, конечно, не отменяется, но итоговая оценка за начальную школу теперь будет приниматься не на основе годовых предметных отметок в журнале, а на основе всех результатов (предметных, метапредметных, личностных; учебных и внеучебных), накопленных в портфеле достижений ученика за четыре года обучения в начальной школе. (слайд 7)

Как обеспечить комплексную оценку всех образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных)?

Все эти средства, формы и методы должны обеспечить самое главное – комплексную оценку результатов. Иными словами, не отдельные отметки по отдельным предметам, а общая характеристика всего приобретённого учеником – его личностные, метапредметные и предметные результаты. Чтобы это получилось, педагогу нужно уметь сводить все данные диагностик в простые таблицы образовательных результатов, которые снабжены инструкциями по их ведению: когда, как и на основании чего заполнять таблицы, как интерпретировать и использовать результаты. Самое главное, что все помещаемые в таблицах оценки и отметки нужны не сами по себе, не для «официальной отчётности», а для принятия решений по педагогической помощи и поддержке каждого ученикам в том, что ему необходимо на данном этапе его развития.(слайд 8)

Какими должны быть границы применения системы оценки?

Все эти нововведения, как и любые другие, несут в себе скрытые риски. Это прежде всего риски перегрузки детей и преподавателей, ошибок при исполнении, которые могут извратить цель и идею неправильной реализацией. Чтобы не допустить этого, необходимо чётко установить границы и рамки применения новой системы оценки. Перечислю несколько границ:

  1. Постепенное внедрение всех нововведений по этапам, от простого к сложному.

     2) Понимание, что система оценки результатов не даётся в законченном и неизменном виде, она будет развиваться, по ходу её внедрения будут ставиться новые вопросы, проблемы, которые потребуют поиска ответов и решений.

3) Обеспечение личной психологической безопасности ученика. Подавляющее большинство образовательных результатов конкретного ученика можно сравнивать только с его же предыдущими показателями, но не с показателями других учеников класса. У каждого должно быть право на индивидуальную образовательную траекторию – на свой темп освоения материала, на выбранный уровень притязаний.(слайд 9)

Что мы оцениваем? Оцениваем результаты -предметные, метапредметные и личностные.  Результаты ученика -это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака фиксации в определённой системе). Результаты учителя – это разница между результатами учеников в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (итоговая диагностика). Прирост результатов означает, что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников. Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия для успешного развития возможностей учеников.

(слайд 10) Кто оценивает?  Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.   На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание.(слайд 11)

Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их. После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик также имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет, что она завышена или занижена. (слайд 12)

Сколько ставить отметок?  По числу решённых задач. За каждую учебную задачу или группу заданий, показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется илиотдельная оценка или отметка. (слайд 13)

Где накапливать оценки и отметки?  В таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) и в «Портфеле достижений». «Портфель достижений ученика»– это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных, а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития. Таблицы образовательных результатов – составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик. Таблицы размещаются в дневнике школьника и в рабочем журнале учителя (в бумажном и электронном вариантах). В них выставляются отметки (баллы или проценты) в графу того действия (умения), которое было основным в ходе решения конкретной задачи.     (слайд 14)

Необходимы три группы таблиц:

таблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов;

таблицы МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов;

таблицы ЛИЧНОСТНЫХ неперсонифицированных результатов по классу(Она заполняется на основании не подписанных учениками диагностических работ. Результаты фиксируются в процентах по классу в целом, а не по каждому отдельному ученику). Отметки заносятся в таблицы результатов:

Обязательно :

- за метапредметные и личностные неперсонифицированные диагностические работы (один раз в год),

- за предметные контрольные работы (один раз в четверть).

По желанию и возможностям учителя:

-за любые другие задания (письменные или устные) – от урока к уроку по решению учителя и образовательного учреждения. Пополнять «Портфель достижений» и оценивать его материалы должен прежде всего ученик. Учитель же примерно раз в триместр пополняет лишь небольшую обязательную часть (после контрольных работ), а в остальном -обучает ученика порядку пополнения портфеля основным набором материалов и их оцениванию по качественной шкале: «нормально», «хорошо», «почти отлично», «отлично», «превосходно».(слайд 15)

Когда ставить отметки?  Текущие – по желанию, за тематические проверочные работы – обязательно.  За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится толькопо желанию ученика, так как он ещё овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку. За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темыотметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеетправо пересдать хотя бы один раз. (слайд 16)

По каким критериям оценивать?  По признакам трёх уровней успешности. Необходимый уровень (базовый) – это решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия и усвоенные знания. (слайд 17)

Повышенный уровень (программный)– решение нестандартной задачи, где потребовалось:  

-        либо действие в новой, непривычной ситуации;

 -        либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний.

Максимальный  уровень   (Необязательный)  - решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи»,  для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания,  либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований. (слайд 18)

Как определять итоговые оценки? Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов). Итоговая оценка за ступень начальной школы – на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своем портфеле достижений, и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов. (слайд 19)

Для составления плана работы на четыре года вперед учителю нач. классов необходимо выбрать уровень использования системы оценки. На начальном уровне использования системы оценки вводятся только два правила, которые составляют основу оценивания и без опоры на которые невозможно реализовать все прочие правила и элементы системы оценки. (слайд 20)

1-е правило (Различие оценки и отметки). Учитель и ученики привыкают различать словесную оценку любых действий и отметку − знак за решение учебной задачи (предметной или метапредметной). В первом классе вместо балльных отметок допустимо использовать только положительную и не различаемую по уровням фиксацию:

- учитель у себя в таблице результатов ставит «+»,

- ученик у себя в дневнике или тетради также ставит «+».

 В последующих классах при появлении балльных отметок правило используется целиком: отметка может быть поставлена не за «общую активность», не за отдельные реплики, а только за самостоятельное решение учеником учебной задачи.

2-е правило (Самооценка). Ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты по «Алгоритму самооценки».

В первом классе алгоритм состоит из четырёх вопросов:

  1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)
  2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)
  3. Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки.)
  4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)

 В последующих классах к алгоритму добавляются новые вопросы: «Как мы различаем отметки и оценки?», «Какую себе поставишь отметку?»(слайд 21)

На стандартном уровне использования системы оценкиучитель начинает использовать те части правил оценивания, без которых невозможно реализовать требования ФГОС по комплексной оценке предметных, метапредметных и личностных результатах каждого ученика.

3-е правило (Одна задача – одна оценка)-используется полностью. Учитель и ученики привыкают оценивать каждую решённую задачу в отдельности. Если требуется определить одну отметку за контрольную или за урок, это делается на основе отдельных отметок за решённые задачи (например, среднее арифметическое).

4-е правило (Таблицы результатов и «Портфель достижений») -используется частично. Учитель начинает использовать таблицы результатов только после проведения итоговых контрольных работ по предметам (один раз в триместр) и диагностик метапредметных результатов (примерно один раз в год). После проведения таких работ учитель выставляет отметки за каждое из заданий в таблицу результатов. В текущей работе при заполнении официального журнала учитель руководствуется привычными правилами. Отметки в таблицы результатов выставляются:

- в 1-м классе в виде «+» (выполнение задания) или «–» (задание не выполнено),

- в 2-4 классах отметки ставятся по традиционной 5-балльной шкале. Эти данные используются для отслеживания того, как конкретные ученики справляются с программными требованиями (насколько они успешны). Только эти данные учитель переносит в «Портфель достижений ученика».

6-е правило(Уровни успешности)-используется частично. Учитель фиксирует уровни успешности только при оценивании заданий предметных проверочных и контрольных работ, а также метапредметных диагностических, руководствуясь готовой шкалой в печатных изданиях (в тетрадях для проверочных и контрольных работ). При текущем оценивании учитель руководствуется привычными ему правилами контроля и оценивания.

7-е правило (Итоговые оценки) -используется частично. Учитель определяет итоговую оценку за ступень начальной школы в соответствии с требованиями новой системы оценки (на основе выходных диагностик и «Портфеля достижений»). При определении триместровых оценок по предметам учитель использует привычные традиционные правила.(слайд 22)

На этапе «Максимальный уровень» учитель может при желании вводить полный набор правил оценивания или отдельные правила из этого набора, что позволит получить максимальный эффект.

4-е правило (Таблицы результатов и «Портфель достижений»)

-используется уже не частично, а полностью. Предметные таблицы результатов учитель заполняет постоянно текущими отметками, а не только после контрольных работ. Чтобы исключить двойное выставление отметок в таблицы результатов и в официальный журнал, рекомендуется воспользоваться правом образовательного учреждения на определение порядка заполнения журнала: выставлять в него только отметки за контрольные работы и за четверть, но не текущие отметки, которые фиксируются только в «Рабочем журнале учителя» и в дневниках школьников.

5-е правило (Право отказа от отметки и право пересдачи) – новое правило, вводимое на этом этапе. Ученик привыкает к ответственности за свой выбор – получать текущую отметку или нет, пересдавать задание контрольной работы или нет. Таким образом, дети учатся определять тот уровень притязаний, к которому они могут и хотят стремиться на данный момент.

6-е правило (Уровни успешности)– используется уже не частично, а полностью. Учитель использует уровни успешности при оценке не только контрольных работ, но и всех текущих заданий, регулярно, обучая своих учеников по этим критериям определять уровень любого задания.

7-е правило (Итоговые оценки) - Учитель определяет в соответствии с этим правилом не только итоговую оценку за ступень начальной школы, но и итоговые предметные оценки за триместр и комплексную оценку за год. Все эти усилия, как было экспериментально доказано, позволят заметно снизить показатели уровня тревожности у детей в ситуациях «предъявления себя», «отношений с учителями». (слайд 23)

Для сохранения результатов учебной и внеучебной деятельности учащихся используются:

- творческие работы, как в формепортфолио, так и в форме выставок, научных журналов, литературных сборников;

- презентации (в виде цифрового объекта или распечатки); (слайд 24)

Та информация, которую мы получим в ходе педагогического мониторинга, будет являться основанием для осуществления необходимой коррекции, для прогнозирования нащей деятельности и инструментом оповещения родителей о состоянии и проблемах, имеющихся в образовании ребёнка.

Выполнила: учитель начальных классов Ериклинцева И.Б.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на школьном педагогическом совете по теме: «Особенности системы оценки результатов освоения образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС»»

МОУ Раменская СОШ № 5   Доклад на школьном педагогическом совете по теме: «Особенности системы оценки результатов освоенияобразовательных программ в соответствии с требования...

Система оценки и контроля знаний в соответствии с требованиями ФГОС

Выступление на заседании ММО учителей начальных классов. Раскрывается два вопроса : 1. Система оценки планируемых результатов по предметам в начальной школе в условиях перехода на ФГОС. 2. Этапы фо...

Система оценивания планируемых результатов в соответствии с требованиями ФГОС

Презентация познакомит с системой оценивания в начальной школе....

Выступление на тему: «Формирование ключевых компетенций обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС»

Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования. По мн...

Проектирование мониторинга достижения планируемых результатов обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС

В процессе реализации ФГОС НОО И ФГОС НОО ОВЗ становится актуальным разработка контрольно-диагностических материалов, обеспечивающих включение каждого ребенка в самостоятельную учебную деятельность. В...