Программа внеурочной деятельности учащихся
рабочая программа (4 класс)

Милехина Ольга Николаевна

Рабочая   программа по курсу «Моя Родина – Россия» 4 класс (внеурочная деятельность). Стержневые понятия:  СЕМЬЯ – ШКОЛА - РОДИНА – ПАМЯТЬ. Идея программы: «Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя, спроси, что ты можешь сделать для своей Родины».


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_rodina_-_rossiya.docx33.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение

города Калининграда

средняя общеобразовательная школа

Рабочая   программа

по курсу

«Моя Родина – Россия»

4 класс

(внеурочная деятельность)

Составитель:

Милехина О.Н.

учитель  начальных  классов,

первая квалификационная категория

Калининград

Пояснительная записка

Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем его мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

Воспитание первых чувств гражданственности у детей – это воспитание любви и уважения к родному дому, школе, улице, на которой он живёт, к родному городу; уважение к защитникам Отечества, гордости за мужество воинов, одержавших победу в Великой Отечественной войне. Любовь ребёнка к Родине характеризуется яркой эмоциональной окрашенностью: красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине. Большое влияние на воспитание у детей чувств гражданственности может оказать пример патриотизма родителей, близких людей.

Программа определяет содержание, основные цели и задачи развития гражданско-патриотического воспитания в начальной школе и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности у учащихся младших классов.

 Данная программа «Моя Родина – Россия» представляет собой определённую систему содержания, форм и методов  педагогических воздействий, направленных на формирование патриотического воспитания младших школьников .

Формы работы:  беседы,  экскурсии,  встречи,  классные часы, уроки мужества,  викторины, конкурсы,  праздники,  игры,  поручения.

         Методы работы:

◊ Методы убеждения: короткое разъяснение, рассказ-размышление, спор,  дискуссия;

◊ Методы побуждения: увлечение добрым делом, творческим поиском, увлечение героическим, красивым, прекрасным, необычным, таинственным, загадочным; поощрение, похвала, награда; требование, напоминание;

◊Методы приучения: творческое поручение, игра, соревнования, традиции, личный пример.        

        Программа опирается на принципы индивидуализации, мотивированности взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды, предусматривает воспитание гражданина-патриота Родины, владеющего интеллектуальной, нравственной, правовой и политической культурой России и мира, культурой межнациональных отношений, созидателя и творца-преобразователя, способного и готового к самоорганизации и самовоспитанию, умеющего адаптироваться в любой жизненной ситуации, обладающего осознанным желанием и развитым умением жить для Родины, для людей, способного и готового встать на защиту Отечества.

Цели и задачи программы

Цель: воспитание у детей младшего школьного возраста патриотизма, любви к Родине, к родному краю, привитие ценностного отношения к истории страны.

Достижение данной цели становится возможным через решение следующих задач:

1. Углубление знаний учащихся о Родине, своём родном крае, месте рождения

2. Более содержательное знакомство с историей своей семьи

3. Углубление знаний об истории, традициях, культуре народов России

4. Воспитание гражданского самосознания, политической культуры, чувства гордости за свою страну.

5. Формирование у учащихся их личной ответственности за будущее страны.

6. Поддержка общественно-значимых инициатив обучающихся.

Стержневые понятия:  СЕМЬЯ – ШКОЛА - РОДИНА – ПАМЯТЬ

Идея программы: «Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя, спроси, что ты можешь сделать для своей Родины»

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

4 класс «Я – гражданин России» - 34 ч

1.»Я и я» (3ч) – формирование гражданского отношения к себе.

Мой лучший школьный друг. Письмо другу.  Правила поведения на водоёмах. Презентация. Письмо самому себе. Конкурс на лучшее письмо.

2. «Я и семья» (9 ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.

День пожилого человека. Беседа « Доброта души». День матери. Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Беседа. Выставка рисунков. 23 февраля.Об отце говорю с уважением. Конкурс сочинений. Весёлые старты. Выставка рисунков. 8 Марта.Моя любимая мамочка. Конкурс сочинений. Выставка рисунков. Конкурсы для девочек.

3. «Я и культура» (5 ч) – формирование отношения к искусству.

Экскурсии , конкурсы поделок из природного материала. Праздник «Золотая осень».  Конкурс рисунков. Посещение драмтеатра. Новогоднее представление.

4. «Я и школа» (7 ч) – формирование гражданского отношения к школе.

 1 сентября. День знаний. Урок Мира. ПДД. Экскурсия вокруг школы. Выставка рисунков. «Соблюдай ПДД». Спортивные соревнования по параллелям классов. Зачем нужно учиться в школе. Диспут. 

5. «Я и мое Отечество» (9 ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.

 Основной закон жизни нашего государства. Беседа с творческим заданием. Штурм Кёнигсберга. Возложение цветов. День космонавтики.  Выставка рисунков. День победы. Экскурсии. Урок Мужества. Возложение цветов. Выставка рисунков.  Марафон « Ты нам нужен». Спешите творить добро.

6. «Я и планета» (1 ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.

 Зелёные ладошки земли. Десант чистоты и порядка.

Планируемые результаты:

  Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.

  Учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.

  Учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста,  

неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.

  Школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.

  У детей младшего школьного возраста накоплен личный опыт участия в экологических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке.

В результате реализации программы ожидается:

  • развитие творческих способностей;
  • осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
  • способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
  • осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

 

Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.

 Описание личных качеств ученика в результате реализации программы:

доброжелательный; порядочный; самодисциплинированный; уверенный; терпимый (толерантный); самостоятельный;

ответственный; целеустремленный (особенно к знаниям); внимательный к сверстникам; аккуратный; уважительный; любящий;

интеллектуальный; здоровый; общительный; любознательный; сопереживающий; воспитанный; трудолюбивый; открытый;

активный; коммуникабельный; социально зрелый и др.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ курса

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».

2. Уважать  свою семью, своих родственников, прививать любовь к родителям.

3. Освоить роль ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

4. Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

4. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник.

1. Владеть конкретно-историческими сведениями, касающимися различных аспектов развития области, города

2. Использование историко-биографической информации, касающейся выдающихся исторических личностей края;

3. Владение технологическими знаниями, связанными с обработкой экспонатов, основанными на осмыслении исторического опыта человечества;

4. Отработка элементов исследовательских процедур, связанных с поиском данных, их отбором, анализом, обобщением, представлением результатов самостоятельного микроисследования.

1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

2. приобретение навыков работы с научно-популярной и справочной литературой, СМИ, архивными материалами;

3. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

4. Слушать и понимать речь других.

4. Участвовать в работе в паре.

ТРЕБОВАНИЯ   К  УРОВНЮ   ПОДГОТОВКИ  ОБУЧАЮЩИХСЯ

Учащиеся должны знать:

  • лучшие традиции  школы, района, города ;
  •  некоторые памятные  места, памятники  истории и культуры родного края;
  • некоторые города Калининградской области;

     •   некоторые музеи,  библиотеки и театры города;

        основные улицы, водоемы, растения и животные города. 

Учащиеся должны уметь:

     • самостоятельно подбирать литературу по теме;

     • работать в читальном зале библиотеки;

     • готовить и выступать с мини-докладами и сообщениями;

     • работать в семейных архивах;

     • уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;

     • сравнивать и обобщать факты;

     • работать с картой Калининградской области;

     • бережно относиться к природе;

     • испытывать чувство гордости за свой край, за успехи своих земляков.

Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

     • самостоятельной творческой деятельности;

     • обогащения опыта восприятия окружающего мира;

Тематическое планирование 4 класс

«Моя Родина – Россия»

Дата

Тема

Кол-во часов

1-2

сентябрь

1 сентября. День знаний. Урок Мира.

2 ч

3-5

сентябрь

ПДД. Экскурсия вокруг школы. Выставка рисунков

 «Соблюдай ПДД».

3 ч

6

октябрь

День пожилого человека. Беседа « Доброта души».

1 ч

7-9

октябрь

Праздник «Золотая осень». Утренник. Выставка поделок из природного материала. Конкурс рисунков.

3 ч

10

ноябрь

Мой лучший школьный друг. Письмо другу.

1 ч

11

ноябрь

Спортивные соревнования по параллелям классов.

1 ч

12-13

ноябрь

День матери. Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Беседа. Выставка рисунков.

2 ч

14

декабрь

Основной закон жизни нашего государства. Беседа с творческим заданием.

1 ч

15

декабрь

Правила поведения на водоёмах. Презентация.

16-17

декабрь

Новый год. Новогоднее представление. Посещение драмтеатра.

2 ч

18

январь

 Письмо самому себе. Конкурс на лучшее письмо.

1 ч

19

январь

Зачем нужно учиться в школе. Диспут.

1 ч

20-22

февраль

23 февраля. Об отце говорю с уважением. Конкурс сочинений. Весёлые старты. Выставка рисунков.

3 ч

23-24

февраль

Марафон « Ты нам нужен». Спешите творить добро.

2 ч

25-27

март

8 Марта. Моя любимая мамочка. Конкурс сочинений. Выставка рисунков. Конкурсы для девочек.

3 ч

28

апрель

Штурм Кёнигсберга.

Возложение цветов.

1 ч

29-30

апрель

День космонавтики.

 Классный час. Выставка рисунков.

2 ч

31-33

май

День победы. Экскурсии. Урок Мужества. Возложение цветов. Выставка рисунков.

3 ч

34

май

Зелёные ладошки земли. Десант чистоты и порядка.

1 ч

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 2007

2. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 2012.

3. Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова – Волгоград: изд. «Учитель», 2011.

4. Перекатьева, О.В. Сценарии школьных праздников [Текст] / сост. О.В. Перекатьева. – Ростов–на–Дону, 2009.

5. Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] / авт. – сост. Е.В.Богданова, Н.В.Кондукова, Е.В.Хребтова. – Белово, 2010. – 48-49с.

6. Буруковская Т.Г. Занимательное краеведение. – Калининград, 1989.

    7. Восточная Пруссия глазами советских переселенцев. Первые годы     Калининград: «Янтарный сказ», 2006

8. Галицкий КН. В боях за Восточную Пруссию. Москва: «Наука», 1970

9. Губин А. Б., Строкин В. Н. Очерки истории Кёнигсберга. – Калининград, 1991.

    10.  Калининградской области в воспоминаниях и документах. - Калининград:   РГУ 2003

11. Кенигсберг- Калининград. Энциклопедический справочник. –

    Колганова Э.М. и Строкин В.П. Страницы памяти. Калининград: книжное   издательство. 1985

12. П. П. Кучерявый. География Калининградской области. – Калининград, 1989.

13. Сечко Л. Край, в котором мы живем. Очерки истории Калининградской области.    Калининград: «Янтарный сказ», 2008

14. Фёдоров  Е.А. Леса янтарного края. – Калининград: 1990.

15. Федоров Г.М. Знаете ли вы Калининградскую область? - Калининград: 2006.

16. Якшина Я. Прогулки по Кёнигсбергу. Калининград, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа внеурочной деятельности учащихся

Данная программа представляет собой  программу организации внеурочной деятельности школьников  в МОУ ООШ №78 и пред­назначена для реализации в одном отдельно взятом классе....

Программа внеурочной деятельности учащихся: «Художник - Грамотей». (разработана для учащихся начальных класса, срок реализации: 2 года)

     Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формиров...

Программа внеурочной деятельности учащихся: «В здоровом теле – здоровый дух». (разработана для учащихся1 класса, срок реализации: 1 год)

   Настоящая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению  «В здоровом теле – здоровый дух» разработана для обучающихся 1-4 классов, с учётом...

Программа внеурочной деятельности учащихся начальной школы «Игры народов России»

Модифицированная программа внеурочной деятельности. Программа содержит приложения: бессюжетные игры; игры - забавы; народные игры; любимые игры детей; считалки....

Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся. Кружок "Олимпионик"

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни - необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы школы, требующий соответствующей организации всей жизни школы, включа...

Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся. Кружок "Экология и человек"

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся – это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения...

Педагогический проект «Создание программы внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования военно-патриотического направления»

В данной работе представлен педагогический проект по теме: «Создание программы внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования военно-патриотического направления» и материал ...