Программа внеурочной деятельности учащихся: «В здоровом теле – здоровый дух». (разработана для учащихся1 класса, срок реализации: 1 год)
рабочая программа (1 класс) по теме

 

     Настоящая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению  «В здоровом теле – здоровый дух» разработана для обучающихся 1-4 классов, с учётом реализации её учителем начальных классов,  занимающимся вопросами обучения здоровому образу жизни с детьми в возрасте от 6 до 11 лет. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение  1 часа в неделю:   

·       1 класс — 33 часа в год,

·       2-4 классы -34 часа в год.

Программа  построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального  здоровья.

Программа «В здоровом теле – здоровый дух»  носит адаптированный характер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_zdorovom_tele-zdorovyy_duh.docx43.33 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Александровского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лизуновская основная общеобразовательная школа № 17

Согласовано:                                                                                        Утверждаю:

на заседании Педсовета                                                                                          директор школы:

Протокол № ___                                                                                                        ______________(Сенченко Л.В.)

от ___________________2012 г.                                                                            __________________ 2012 г.

              Программа внеурочной деятельности учащихся:

                  «В здоровом теле – здоровый дух».

(разработана для учащихся1 класса, срок реализации: 1 год)

                                                             Автор программы:

                                                             Пименова Татьяна Николаевна, учитель начальных классов

                                                                д. Лизуново

                                                             2012 г.

                                 I  раздел. Пояснительная записка.

  1. Актуальность.

    Настоящая программа «В здоровом теле – здоровый дух» разработана в условиях реализации ФГОС второго поколения.

    В основу разработки программы положены основные нормативные документы:

1.1.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

1.2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

1.3.Приказ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

     Настоящая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению  «В здоровом теле – здоровый дух» разработана для обучающихся 1-4 классов, с учётом реализации её учителем начальных классов,  занимающимся вопросами обучения здоровому образу жизни с детьми в возрасте от 6 до 11 лет. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение  1 часа в неделю:    

  1. 1 класс — 33 часа в год,
  2. 2-4 классы -34 часа в год.

Программа  построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального  здоровья.

Программа «В здоровом теле – здоровый дух»  носит адаптированный характер.

Цель программы: содействие всестороннему и гармоничному развитию личности. Это понятие включает в себя крепкое здоровье, соответствующий уровень развития двигательных способностей и физического развития,  необходимые знания и навыки в области физической культуры,  мотивы и умения осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.

Задачи:

а)  способствовать формированию личной компетенции ребёнка в области спортивно-оздоровительной деятельности;

б) воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения спортивных упражнений; содействие развитию психических процессов (представлений, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности;

в) укрепление здоровья, улучшение осанки, содействие гармоничному физическому развитию, выработка устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды.

Отличительные особенности программы.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «В здоровом теле –здоровый дух»    предназначена для обучающихся 1-4 классов. Именно принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 35 минут.

Занятия проводятся в учебном кабинете, закрепленном за классом, спортивном зале и на игровой площадке образовательного учреждения. Курс может вести как учитель физической культуры, так и любой другой учитель начальных классов.

Организация образовательного процесса предполагает  использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьника

Подобная реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «В здоровом теле –здоровый дух»  соответствует возрастным особенностям обучающихся, способствует формированию личной культуры здоровья обучающихся.

Особенности возрастной группы учащихся.

   Программа разработана для учащихся 6-10 лет. Особенностями данной группы учащихся являются:

  1. активность;
  2. физическая подвижность детей;
  3. ведущий вид деятельности – игра.

Программа реализуется в условиях класса-группы с переменным составом.

Набор в группу осуществляется на добровольной основе.

         Режим занятий:

   Занятия проводятся еженедельно по 1 часу в неделю. Общим объёмом:

1 класс - 33 часа в год

Прогнозируемые результаты программы:

I уровень – социальные знания:

  1. основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
  2. особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
  3. особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
  4. основы рационального питания;
  5. правила оказания первой помощи;
  6. способы сохранения и укрепление  здоровья;
  7. основы развития познавательной сферы;
  8. влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
  9. значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;

знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.

II уровень – социальные отношения:

  1. соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;

III уровень – самостоятельного социального действия. Ребёнок должен уметь:

  1. составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
  2. выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
  3. различать “полезные” и “вредные” продукты;
  4. использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ,;
  5. определять благоприятные факторы, воздействующие на здоровье;
  6. заботиться о своем здоровье;
  7. находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;
  8. применять коммуникативные и презентационные навыки;
  9. использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
  10. оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;
  11. принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
  12. адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
  13. отвечать за свои поступки;

отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

II  раздел. Учебно-тематический план.

п/п

       Тема занятия

          Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

Введение в программу. Правила безопасного поведения на занятиях.

Режим дня.

Физкультурно-оздоровительные занятия. Утренняя гимнастика.

Дыхательная и звуковая гимнастика:

  1. игра «Покорители космоса»;
  2. игра «Упрямый ослик».

Ритмическая гимнастика.

Улучшим осанку:

  1. «Птица перед взлётом».

Хочешь здоровым быть, умей правильно питаться.

Подвижные игры нашей местности:

  1. «Жмурки»;
  2. «Салки»;
  3. «Лапта».

Внеклассное мероприятие: «Солнце – источник жизни на земле».

Моё здоровье – в моих руках!

Знакомство с настольными играми:

  1. шашки;
  2. домино;
  3. нарды.

 Правила дорожного движения. Школа пешехода.

1

1

-

1

0,5

0,5

1

1

-

1

1

-

-

-

1

1

0,5

0,5

0,5

2

-

1

1

-

1,5

1,5

2

-

1

1

-

1

1

1

1

2

1

1

0,5

2

1

2

1

5

3

2

2

4

2

3

4

4

ИТОГО

13,5

19,5

33

III раздел: Содержание программы.

Тема № 1 «Введение в программу. Правила безопасного поведения на занятиях»

  1. знакомство с программой, инструктаж по технике безопасности;
  2. Презентация «Техника безопасности на занятиях спортом».

Тема № 2 «Режим дня»

  1. что такое режим дня;
  2. составление примерного режима дня.

Тема № 3 «Физкультурно-оздоровительные занятия. Утренняя гимнастика»

  1. что такое гимнастика;
  2. комплекс упражнений утренней гимнастики.

Тема № 4 «Дыхательная и звуковая гимнастика»

  1. научить детей дышать через нос, осуществляется профилактика заболеваний верхних дыхательных путей;
  1. игра «Покорители космоса»;
  2. игра «Упрямый ослик».

Тема № 5 «Ритмическая гимнастика»

  1. Ритмика  - это уверенность в себе, здоровье.
  2. Комплекс ритмической гимнастики «Кошки».

Тема № 6 «Улучшим осанку»

  1. Что такое осанка;
  2. Что нужно делать для улучшения осанки;
  1. «Птица перед взлётом» (это упражнение позволяет научить детей напрягать и расслаблять мышцы спины).

Тема № 7 «Хочешь здоровым быть, умей правильно питаться»

  1. Дидактические игры: «Овощи и фрукты»;
  2. Чтение художественной литературы: «Петушок и бобовое зёрнышко»-русская народная сказка;
  3. Составление презентации: «Кухня народов разных стран».

Тема № 8 «Подвижные игры нашей местности»

  1. «Жмурки»;
  2. «Салки»;
  3. «Лапта».

Тема № 9 «Внеклассное мероприятие: «Солнце – источник жизни на земле»

  1. закрепить практический материал по основным видам движения;
  2.  дать понятие «движение – жизнь, основа совершенства человеческого организма»;
  3.  «солнце – источник тепла и энергии»;
  4. закрепление гигиенических навыков, формирование положительных эмоций.

Тема № 10 «Моё здоровье – в моих руках!»

  1. влияние окружающей среды на здоровье человека;
  2.  чередование труда и отдыха;
  3. профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата;
  4. направлено на формирование потребности в здоровом образе жизни;
  5. формирование нравственных представлений и убеждений.

Тема № 11 «Знакомство с настольными играми»

  1. шашки;
  2. домино;
  3. нарды.

Тема № 12 «Правила дорожного движения. Школа пешехода»

  1. безопасная дорога от дома до школы и обратно;
  2. знаки дорожного движения;
  3. игра «Я – пешеход».

         IV раздел:  Методическое обеспечение программы.

Для реализации данной программы используются формы и методы обучения, адекватные возрастным возможностям младшего школьника:

Методы

Формы

Методы формирования сознания.

- Классные часы, их проведение и тематика в соответствии с планом воспитательной работы;                                                                                         - Беседы и диспуты с классом или индивидуально; читательские конференции;                                                                                                             - Мини-лекции как самостоятельная работа, продолжительность которых не более 10 – 15 мин.;

Методы организации деятельности и формирования опыта поведения.

- Педагогическое требование к выполнению норм поведения, правил по организации здорового образа жизни в виде просьб, совета, намёков;                                           - Приучение и упражнение, содействующее формированию устойчивых способов поведения, привычек здорового образа жизни;                                                            - Регулярное участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях;                                                                          - Тренинги для изменения негативных внутренних установок обучающихся (в том числе и к наркотизации), формирование опыта позитивного отношения к себе, к окружающим, к миру в целом;                                                             - Круглый стол – данную форму можно применить для формирования чётких позиций, оценочных суждений в отношении тех или иных представлений о здоровом образе жизни.

Методы стимулирования  поведения и деятельности.

- Поощрения в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почётных прав, награждение;                                                                                      - Наказание состоит в лишении или ограничении определённых прав, в выражении морального порицания, осуждения.

Метод проектов.

-  Исследовательские проекты (организация опроса среди сверстников для изучения вредных привычек в начальной школе);                                                                                                 - Творческие проекты – санитарные бюллетени о здоровом образе жизни.

                     

                            V  раздел. Литература.

 Литература для учащихся и родителей.

  1. DVD  «Азбука безопасности на дороге»  -  ТО  «Маски»,  Москва, 2009.
  2. «365 уроков безопасности» Л.Логинова  Айрис  Пресс. Москва. 2000.
  3. Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.

Литература для педагогов.

  1. Синягина Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Владос, 2003. – 112 с.
  2. Антропова М.В., Кузнецова Л.М.  Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.
  3. Чупаха  И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. – М. «Илекса» «Народное образование». 2003. – 400 с.
  4. Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2003, с.57.
  5. http://standart.edu.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности учащихся: «Художник - Грамотей». (разработана для учащихся начальных класса, срок реализации: 2 года)

     Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формиров...

Авторская программа по внеурочной деятельности спортивно- оздоровительного направления "В здоровом теле - здоровый дух"

Программа внеурочной деятельности начального общего образования в рамках реализации ФГОС НОО составлена с учетом спекцифики и возможностей работы в начальных классах нашей школы № 143. Она состои...

рабочая программа внеурочной деятельности учащихся начальной школы "Здоровей-ка"

Программа разработана для учащихся начальной школы и расчитана на четыре года. Программа включает вопросы не только физического, но и духовного здоровья. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вече...

Рабочая программа курса «Воспитай себя здоровым» – «В здоровом теле - здоровый дух» для учащихся 1-4 классов

Рабочая программа курса «Воспитай себя здоровым» – «В здоровом теле - здоровый дух»      для учащихся 1-4 классов...

Час здоровья «В здоровом теле – здоровый дух».

Это конспект занятия    внеурочной деятельности  по  спортивно-оздоровительному направлению «Первые шаги к здоровью». Занятие проведено в 4 классе с детьми с УО (И...

Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся начальной школы «Азбука здоровья»(коррекционно-развивающие занятия)

Представлена рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука здоровья" Программа расчитана на 3 года(2 часа в неделю).Программа написана для учащихся 1-3 классов....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни «Радуга здоровья»

Программа разработана для учащихся 1 – 4 классов. Это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физичес...