Статья "Использование метода проектов во внеурочное время"
статья (4 класс)

Новожилова Алевтина Леонидовна

Включение учащихся в проектную деятельность позволяет каждому ребенку раскрыть свой потенциал, развивать свои способности, с интересом познавать новое и активно использовать уже имеющиеся знания и умения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Метод проектов40.65 КБ

Предварительный просмотр:

В настоящее время проектная деятельность учащихся - неотъемлемая часть образовательного процесса, начинающегося еще в дошкольных учреждениях. Объясняется это требованиями нового времени. Чтобы наши дети нашли свое место в жизни и добились успеха, им теперь недостаточно быть просто хорошими исполнителями, обществом востребованы творческие, умеющие самостоятельно мыслить люди, способные создавать новое, проявлять активность и брать на себя ответственность. Включение учащихся в проектную деятельность позволяет каждому ученику раскрыть свой потенциал, развивать свои способности, с интересом познавать новое и активно использовать уже имеющиеся знания и умения.

В реальной практике успешное участие наших ребят в проектной деятельности зачастую зависит от согласованности действий учителя и родителей.

Во-первых, в силу своих возрастных особенностей, младшие школьники далеко не сразу способны быть абсолютно самостоятельными на всех этапах выполнения того или иного проекта. Более того, многие из них испытывают существенные трудности в решении ряда организационных, технических, оформительских и других вопросов.

Во- вторых, объединение в совместном творческом процессе не только детей и педагога, но и родителей особенно важно в ситуации дефицита внутрисемейного общения, характерной для нашего времени.

В- третьих, в таких проектах, как например «Мое генеалогическое древо», «Наши семейные традиции», «Великая Отечественная война в истории нашей семьи» и многих других, участие родителей просто необходимо.

Основная цель привлечения родителей к ПД школьников- сотрудничество с собственным ребенком, очень важно, чтобы родители не брали на себя функции ученика, иначе теряется смысл выполнения проекта

Итак, проект это- выполнение запланированных последовательных действий для достижения поставленной цели с последующим представлением и оценкой полученных результатов.

Можно сказать и так, проект- это пять «П» проблема- проектирование (планирование)- поиск информации- продукт- презентация.

Тема проекта может быть выбрана учеником или предложена взрослым.

Цель проекта должна звучать четко, лаконично, отражать тему проекта.

Задачи- шаги, которые надо сделать, чтобы достичь цель (описать, изучить, установить, выяснить, привлечь и т. д.)

План действий (последовательность и сроки выполнения работ):

  1. 1. Подобрать и изучить литературу.

2. Изучить информацию в сети Интернет.

3. Подобрать фотографии, репродукции, фильмы и т. д.

4. Провести наблюдение, опыт, опрос.

5. Выполнить рисунки, макеты, модели, схемы.

6. Сравнить полученные результаты.

7. Оформить результаты.

8. Подготовить презентацию.

Форма проекта- продукт проектной деятельности (макет, модель; газета, журнал, буклет, атлас, карта, справочник, фото отчет, фильм; игра, праздник, экскурсия,; благоустройство или украшение помещений, территорий и т. д.)

Защита проекта: демонстрация полученного продукта; выставка, аукцион, экскурсия; спектакль, концерт, праздник; демонстрация видеофильма, фоторепортажа, презентации и т.д.

Какую же роль играют родители в ПД?

1. Мотивационная поддержка.

Может потребоваться учащемуся на различных этапах проектной деятельности. Заключается в стимулировании интереса к выполняемому проекту, развитии у ребенка стремления к достижению результата, демонстрации уверенности в успехе совместной работы. Осуществление этого вида поддержки индивидуально для каждого школьника, зависит от особенностей развития его познавательной сферы и самооценки. Родитель может подбодрить своего ребенка, показать собственную заинтересованность, как темой проекта, так и сотрудничеством с учащимся.

2. Информационная поддержка.

Актуальна на этапе сбора необходимых для выполнения проекта материалов. Родитель нередко сам выступает важным источником информации для ребенка, может порекомендовать определенные источники или выразить сомнения относительно некоторых из них, помочь в поиске нужных сведений в книгах, периодической печати, сети Интернет.

3. Организационная поддержка.

Одна из самых необходимых для учащихся начального звена в силу их возрастных особенностей. Весьма разнообразна по своему содержанию и может касаться как внешней стороны выполнения проекта (например, сопровождение ребенка или группы детей в музей, библиотеку, организация экскурсии для сбора необходимой информации), так и внутреннего плана (например, помощь ребенку в оптимальном распределении времени и дозировании нагрузки в процессе подготовки проекта).

4. Техническая поддержка.

Эта помощь может потребоваться младшим школьникам на разных этапах подготовки проекта: во время сбора информации, ее обработки, в моменты планирования и проведения презентации. Она подразумевает участие родителей в проведении фото и видеосъемок, монтаже материалов, подготовке компьютерных презентаций, техническом оснащении докладов, праздников и многом другом.

5. Поддержка в самооценке проекта.

Данный вид помощи важен не только в конце проектной деятельности, но и в ее процессе, чтобы учащийся мог своевременно скорректировать свои действия. Родители могут спросить у ребенка: что получается не так, как хотелось бы, и почему, как можно это исправить; что для него самое трудное, интересное, полезное в выполнении конкретного проекта. В конце работы желательно вместе обсудить ее достоинства и недочеты и обязательно отметить реальные достижения ребенка – ведь пусть в малом, но он продвинулся вперед. Необходимо подчеркнуть, что все перечисленные виды поддержки должны оказываться родителями лишь в том случае, если они действительно необходимы – например, ребенок испытывает серьезные затруднения в каких-либо действиях или сам обращается за помощью. И, конечно же, взрослому следует учитывать опыт ребенка в выполнении проектов, стремясь к постепенному уменьшению своего участия и созданию условий для становления инициативности и самостоятельности младшего школьника.

В учебном материале представлены интереснейшие темы проектов, например, по окружающему миру: «Красная книга или возьмем под защиту», «Профессии», «Моя родословная», «Города России», «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Кто нас защищает», «Школа кулинаров», «Экономика родного края». Работа над данными проектами значительно расширит кругозор ребенка, даст возможность проявить себя, повысит интерес к изучаемому предмету.

Сотрудничество родителей со своими детьми в процессе проектной деятельности взаимно обогащает как ребенка, так и самого взрослого, способствует открытию нового друг в друге и эмоциональному сближению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов в урочное и внеурочное время с младшими школьниками

Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нужны новые формы и методы работы. Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проетов....

«Метод проектов во внеурочной деятельности»

Проектная деятельность красной нитью проходит через все направления внеурочной деятельности. Основной целью внеурочной проектной деятельности можно считать реализацию потенциала личности и развитие сп...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ПРОЕКТОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Наша школа работает в системе проектов. Каждый создает различные проекты.Я хочу поделится своей разработкой. Прошлой весной я реализовала проект по благоустройству территории школы "Пришкольный участо...

Выступление на педагогическом совете по теме "Метод проектов во внеурочной деятельности" (из опыта работы)

Выступление на педагогическом совете по теме "Метод проектов во внеурочной деятельности" ставит своей целью не только поделиться опытом, но и рассказать о моделях обучения (пассивной, активной и интер...

Метод проектов во внеурочной деятельности учителя

Данная публикация отображает этапы  методики и актуальность  работы....

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ГБОУ СОШ № 33 г. Сызрани).

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ГБОУ СОШ № 33 г. Сызрани).ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИС...

Методические рекомендации к реализации метода проектов во внеурочной деятельности

В статье рассмотрены принципы проектной деятельности, осуществляемой во внеурочное время учениками 4 класса на примере участия в проекте "Вместе дружная семья" (республика Удмуртия)....