Путешествие-викторина "В мире природы"
классный час

- формировать у детей познавательный интерес к окружающему нас  миру природы;

- развивать память, ассоциативное мышление;

- прививать любовь к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon viktorina.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 

Цели:

- формировать у детей познавательный интерес к окружающему нас  миру природы;

- развивать память, ассоциативное мышление;

- прививать любовь к природе.

Ход занятия:

I. Организационный момент

1. - Ребята, сегодня мы будем говорить…  А вот о чём мы будем говорить, вы узнаете, отгадав загадки.

  • Что видно только ночью?  (Звёзды)
  • Летом греет, зимой холодит.  (Солнце)
  • Без рук, без ног, а бежит?   (Река)
  • Дышит, растёт, а ходить не может.   (Растения)
  • В лесу на ножке выросла лепёшка.   (Гриб)
  • Под мостиком виляет хвостиком.  (Рыба)
  • На шесте - дворец, во дворце – певец. (Скворец)
  • Ползун ползёт, иглы везёт.   (Ёж)

- Как всё это назвать одним словом?   (Природа)

- Сегодня мы будем говорить о природе, узнаем много интересных фактов из жизни обитателей нашей планеты. Нас ждёт викторина загадок. За правильные ответы вы будете получать жетоны. Тот, кто наберёт самое большое количество жетонов, получит звание «Лучший знаток природы».

II. Работа по теме

1.  Животные

– Ребята, кто–нибудь из вас знает, какое животное живёт дольше всех?

                                                                                                    (Ответы детей)

Среди  млекопитающих слон считается самым долгоживущим. Зарегистрированный рекорд – чуть более 60 лет. Лошадь разделяет со слоном первенство по долготе жизни. Известно много случаев, когда эти животные жили более 50 лет.

– А вот другие, не подвергаемые сомнению факты  долголетия.

Бегемоты живут от 40 до 50 лет.

Носорог – 40 лет, медведь – 34 года, обезьяны – более 20 лет. Кошки могут дожить до 23 лет, а собаки до 22. Эти данные относятся к отдельным особям животных.

2.  Первый этап викторины:

Перед вами листок, на котором написано зашифрованное название животного. Вы должны как можно быстрее расшифровать эту запись. Ключ к расшифровке - алфавит.

1-а                 9-з                      17-п                     25-ч

2-6                10-и                     18-р                     26-ш

3-в                11-й                     19-с                     27-щ

4-г                12-к                     20-т                      28-ъ

5-д                13-л                     21-у                     29-ы

6-е                14-м                     22-ф                    30 - ь

7-ё                15-н                     23-х                     31-э

8-ж               16-о                      24-ц                    32-ю

                                                                              33-я

Задание 1:

19   15    6    4     10     18     30               (снегирь)

Задание 2:

14    6     5     3     6       5      30               (медведь)

Задание 3:

16     13   6    15    30                                (олень)

Задание 4:

18      29   19   30                                       (рысь)

- Какое слово лишнее? Почему?

- Молодцы! Замечательно справились с заданием первого этапа викторины.

3. Птицы

– А сейчас мы поговорим о птицах.

- Какая птица самая большая?  (Ответы детей)

- Самая большая из живущих на земле птиц вообще не умеет летать. Это африканский страус. Он достигает 2,5 м в высоту и весит более 135 кг. Это была бы тяжёлая работа – поднять в воздух такую птицу.

Самый большой размах крыльев из летающих птиц имеют два вида: это альбатрос и кондор. Взрослые птицы весят около 13 кг.

4. Загадки о птицах

– Ребята, Мудрая Сова подготовила для вас интересные загадки. Попробуем их разгадать?

- Итак, второй этап  викторины.

1. Щиплет за пятки – беги без оглядки.    (Гусь)

2. Днём молчит, ночью кричит.     (Филин)

3. Начальник не велик,

   А долго спать не велит.    (Петух)

4. Вертится, стрекочет,

   Весь день хлопочет.        (Сорока)

5. У каких птиц крылья покрыты чешуёй?       (Пингвин)

6. Какая из птиц нашей страны летает быстрее всех?    (Стриж)

7. Какая птица строит гнездо на крыше домов? (Аист)

8. Самая певчая птица России.      (Соловей)

                                                       

9. Кто в беретке ярко – красной,

   В чёрной курточке атласной?

   На меня он не глядит,

  А стучит, стучит, стучит.    (Дятел)

III. Физминутка «Капитошка»

5. Насекомые

–А что вы знаете о насекомых? (Ответы детей)

На нашей планете живёт 2 млн. видов насекомых, более, чем всех остальных животных, да и растений, вместе взятых. Они обитают в почве, на земле, в воде, в воздухе – везде.

Самое большое насекомое – бабочка орнитоптера с Соломоновых островов. Размах её крыльев около 30 см.

Длина жука – голиафа более 20 см.

Наряду с великанами есть и крошки. Так, длина жука – трихоптерикса равна всего лишь третьей части миллиметра. И у такой малютки есть мозг, сердце, органы дыхания, кишечник!

– Скорость полёта насекомых невелика. Пчела пролетает в среднем 10-20 км/ч, шмель – 3-4, муха – 2 км/ч.

- Наука, изучающая насекомых, называется энтомологией.

6. Третий этап викторины

- Забавные божьи коровки подготовили для вас ещё одно испытание. Выдержим?

  1. Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик.   (Стрекоза)
  2. Не птичка, а с крыльями.     (Бабочка)
  3. В лесу у пня беготня, суетня:

          Народ рабочий весь день хлопочет,                                        

          Себе дом строит.   (Муравьи)

     4. Наткёт, наплетёт,

         Сядет и добычи ждёт.   (Паук)

  1. Домашнее насекомое, от которого все стараются избавиться. (Таракан)

     6. Летающий кровопийца.   (Комар)

  1. Кто за печкою живёт, спать мне ночью не даёт?   (Сверчок)

     8. Что случится с пчелой после того, как она ужалит?   (Умрёт)

  1. Сколько ног у паука? (8)

     10. Не солнце, не огонь, а светится?   (Светлячок)

- Молодцы, ребята! Справились и с этим заданием.

7. Рыбы

– Что вам известно о рыбах? (Ответы детей)

- Как мы знаем, рыба дышит при помощи жабр, через которые постоянно проходит вода. Но существуют и такие рыбы, которые могут проводить достаточно времени и без воды.

- Очень занимательна летающая рыба. Она стремительно плывёт, очень энергично двигая своим хвостом. Затем расправляет плавники и на скорости выпрыгивает из воды. Она может пролететь над водой несколько сотен метров.

 - Ещё более необычная рыба – это лазающий окунь. Он обитает на Дальнем Востоке. Отдельные особи имеют в длину от 8 до 20 см. Они могут вылезать на берег при помощи двигающейся чешуи, которая покрывает жабры. Проталкиваясь хвостом и плавниками, окунь может «разгуливать» по земле! К тому же они могут быть найдены на деревьях на высоте около 1,5 м.

8. Четвёртый этап викторины 

- Работая в парах, напишите недостающие имена животных - известных сказочных героев...

1. Муха...( Цокотуха)                                  4. Черепаха.. .(Тортилла)

2. Курочка...(Ряба)                                      5. Оленёнок...(Бемби)

З. Уточка...( Серая Шейка)                        6. Медведь... ( Балу).

-  А сейчас я предлагаю игру " Да - нет". На вопрос нужно отвечать хором "да" или " нет".

1. Может ли сазан забраться в океан? (нет, это речная рыба)

2. Может ли дрозд отморозить хвост? (нет, он зимует на юге)

3. Может ли оса взлететь под небеса? (да)

4. Может ли кулик прикусить себе язык? (нет, у птиц нет зубов)

5. Может ли тюлень на боку лежать весь день? (да)

6.Может ли синица под крышей поселиться? (да)

7. Могут ли собаки отодрать хвосты всем ракам? (нет, раки живут на дне водоёмов)

8. Может ли медведь зимою потолстеть? (нет, зимой медведь спит и худеет)

IV. Итог:

- Ребята, что нового вы узнали сегодня?

- О чём  расскажете сегодня дома?

V. Просмотр видеоклипа «Живёт повсюду красота»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В МИРЕ ПРИРОДЫ (путешествие-викторина)

Формировать у детей познавательный интерес к окру­жающему нас миру природы; развивать память, ассоциативное мышление....

Урок окружающего мира "Природа в опасности. Охрана природы"

Круглый стол. в ходе которого обсуждаются проблемы полезных ископаемых...

Конспект урока по окружающему миру "Природа в опасности! Охрана природы"

Конспект урока окружающего мира "Природа в опасности! Охрана природы"   Школа России 3 класс...

Презентация к игре по станциям "В мире природы" (ст. "Неживая природа")

Задание 1. Угадай явление по звуку (прибой, гроза, дождь)Задание 2. Отгадай загадку (град, гора, туча, радуга, море, туман)Задание 3. Третий лишний (вода - вещество, остальное -  явления)...

Презентация к уроку окружающего мира "Природа в опасности. Охрана природы" 3 класс

Презентация подготовлена к уроку окружающего мира в 3 классе (УМК "Школа России". В ходе презентации ребята в игровой форме узнают о малых и больших ранах Земли, об охране природы, о Красной книге Рос...

Самостоятельная работа по окружающему миру "Природа.Ценность природы для людей"

Самостоятельная работа в двух вариантах оп теме "Природа.Ценность природы для людей", 3 класс ("Школа России")...