Программа внеурочной деятельности "Ступеньки познания"
рабочая программа
Программа внеурочной деятельности "Ступеньки познания"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение №1 к образовательной программе НОО
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №29»
г.Нижневартовск
Рассмотрено: на заседании МО протокол №4 от «16» мая 2019г. | Согласовано: Зам.дир. по ВР Громовая С.И ________________ «30» августа 2019г. |
Принято на заседании педагогического совета Протокол № 1 от «30» августа 2019г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ "СШ №29" ___________ Т.В. Бачинина Приказ № 295 от «30» августа. 2019г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТУПЕНЬКИ ПОЗНАНИЯ
начальное общее образование
(уровень образования)
2019-2020 учебный год
(срок реализации программы)
Слепова Ольга Ивановна
Оглавление
- Аннотация к рабочей программе
- Планируемые результаты изучения учебного курса
- Содержание учебного курса внеурочной деятельности .
- Тематическое планирование
1.АННОТАЦИЯ
Рабочая программа «Ступеньки познания» для третьего класса составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- авторской программы Л. В. Мищенковой «Уроки нравственности, или Что такое хорошо и что такое плохо»;
- авторской программы Л.А. Пиманова «Мы дети природы»;
- авторской программы «Истоки» И.А.Кузьмина, А.В. Камкина
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение курса отводиться 34 часа, 1 час в неделю.
В воспитательном процессе в начальной школе основными средствами воспитания являются: игра, познание, предметно-практическая и трудовая деятельность, развитие духовной культуры. Существующие в воспитании факторы прямого влияния (семья, школа, компания сверстников) и непрямого влияния (планета, государство, система образования, культура) ставят перед педагогом задачи:
- способствовать развитию организма ребёнка (физическое развитие),
- индивидуальности (индивидуальное развитие).
- личности (развитие личности).
Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям общества. Для достижения данной задачи составлена программа «Ступени познания»
Актуальность программы: развитие познавательных мотивов, навыков мыслительной деятельности, индивидуально-творческих способностей каждой личности, формирование постоянного стремления к обогащению современными научными знаниями.
В основе программы заложены принципы:
- ориентация на общечеловеческие ценности(человек, добро, красота, родной край, отечество, семья, культура, знания, труд, мир) как основа здоровой жизни;
- ориентация на социально-ценностные отношения (способность обнаружить за словами, событиями, действиями, предметами, поступками внутренний мир человека),- субъективность (содействие педагога развитию способности ребенка быть субъектом собственного поведения, а в итоге и жизни);
- принятие ребенка как данности (т.е. признание права ребенка на данное поведение и производимый им выбор).
Цели и задачи программы
Цель данной программы - состоит в обеспечении целостного подхода к воспитанию и развитию личности ученика; создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей каждой отдельной личности.
Задачи воспитания:
- Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину;
- развивать способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам;
- Создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.
- Формировать самостоятельность, расширять возможности для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков.
- Развивать эмоциональную и волевую сферы.
- Содействовать формированию классного коллектива и созданию в нём нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития.
2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА.
Личностные УУД.
1. Реализовать свою потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности, направить ее на достижение творческой самореализации.
2. Учиться умению уважительно относиться к духовно-нравственным ценностям.
3. Учиться умению закреплять действия, способствующие восприятию, осмыслению и прочувствованию материала.
Регулятивные УУД.
1. Учиться умению отбирать эффективные способы решения задач при выполнении тренингов.
2. Уметь самостоятельно оценивать результаты работы путем сравнения его с результатами деятельности своих одноклассников в парах, группах.
3. Учиться проводить анализ и самоанализ деятельности при рефлексии.
Познавательные УУД.
1. Учиться осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носителях.
2. Уметь сохранять информацию на бумажных и электронных носителях в виде упорядоченной структуры.
3. Учиться анализировать полученную информацию и использовать ее в организации работы на занятии.
4. Уметь участвовать в выполнении активных форм обучения.
5. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах
6. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы
7. Находить необходимую информацию в Интернете.
Коммуникативные УУД.
1. Учитывать позиции собеседника (соседа по парте).
2. Уметь договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при выполнении тренингов.
3. Уметь задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнером (соседом по парте).
Основные виды деятельности учащихся:
- выполнение занимательных заданий;
- изготовление поделок;
- оформление тематических газет;
- рисование рисунков;
- знакомство с научно-популярной литературой;
- проектная деятельность
- самостоятельная работа;
- работа в парах, в группах;
- ролевые игры;
- творческие работы
3.СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
№ | Тема | Количество часов |
1. | Родной очаг | 8 |
2 | Мой мир | 8 |
3 | Я и природа | 9 |
4 | Я и Отечество | 9 |
Итого | 34 ч. |
- Родной очаг (8 ч)
ИМЯ – Как выбирается имя и что оно значит? Именины. Почему нужно дорожить своим именем?
СЕМЬЯ – мир самых близких людей. Любовь. Забота. Согласие и почитание родителей – основа семьи. Почему нужно дорожить доброй молвой о семье?
РОД – люди, происходящие от одного предка. Род – твоя связь с прошлым и будущим. Поколения и родственники. Память о роде. Честь рода
ДОМ – территория семьи. Мир вещей. Домашний порядок. Ритмы домашней жизни. Праздники и будни. Семейные реликвии и святыни.
ГОРОД – Как город рассказывает о себе. Улицы. Площади. Памятники. Храмы. Почему нужно беречь созданное трудом и талантом предков? Милосердие.
- Мой мир (8 ч.)
Путешествие в страну чувств. Что такое чувства? Какие бывают чувства? Зачем они нужны человеку? Все ли чувства надо испытывать человеку? Как надо проявлять чувства?
Гостям всегда рады. Мы идем в гости. Кого бы вы пригласили к себе в гости? Знаете ли вы, как приглашать и принимать гостей?
Это - ты, а это – я, а это – все мои друзья. Что ты знаешь о своем друге? Кого можно называть своим другом? Почему мы называем друзьями только некоторых людей? Каким бы ты хотел видеть своего друга? Как ты выбираешь друзей? Что тебя привлекает в них больше всего? Ты хорошо знаешь своих друзей? Ситуация « Перед днем рождения ты поссорился со своим другом. Пригласишь ли ты друга?», « У тебя сеть сладости. Поделишься ли ты с другом?», «Твой друг заболел. Что ты будешь делать?»
Почему люди ссорятся? Сообщение о понятии «ссора» и «конфликт». Рассказать между кем могут происходить конфликты (дети и родители, мужчина, женщина, сверстниками, внутри себя) Обсуждение: С кем вы конфликтуете чаще всего? Что является причиной конфликта? Какие возможные пути решения конфликтов существуют? Нужны ли конфликты? Можно ли избежать конфликтов? Чтение притчи «Трудно угодить всем» или « Сюжет», Упражнение «Слова», «Лебедь рак и щука», «Порядок», «Наоборот», «Трио», «Отгадай» (на выбор).
Жизнь дана на добрые дела Добро и зло в человеке. Что значит добрый человек? Почему люди бывают злыми? Чтение пословиц и поговорок о добре. Упражнение» Я могу победить зло».
- Я и природа (9 ч.)
Любовь к Отчизне окрыляет сердце. Что означает слово краеведение? Понятие «Родной край». Наш край. Первые сведения о прошлом и настоящем нашего края.
Население Югры. История , культура обских угров, их слияние с природой. Югра многонациональная.
Традиции народов ханты и манси. Что сохранилось и какие изменения произошли со временем в жизни, обычаях, традициях, верованиях народов ханты и манси. Обереги.
Югра- наш общий дом. Каков растительный и животный мир Югры.
Занятия населения Югры. Основные занятия населения Югры. Женская одежда и обувь. Мужская одежда и обувь.
Домашняя утварь – искусное мастерство северян. Обстановка жилища. Домашняя утварь, изготавливаемая женщиной. Рукодельные инструменты и принадлежности. Экскурсия в краеведческий музей.
Праздники в нашем доме. У нас гости. Медвежий праздник. Праздник прилета вороны. Как встречают гостей ханты и манси?
- Я и Отечество (9ч.)
С чего начинается Родина … Родина – страна, в которой человек родился и гражданином которой является. Воспитание любви к Родине.
Моя Россия. Круглый стол. Понятие РФ, символы РФ. Толерантное отношение к народам России.
Что мы знаем о своем городе, своей стране. Викторина. Достопримечательности страны. Чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос.
Наша многонациональная страна. Население России.
История семьи в истории страны. Конкурс рисунков. Понятие семьи, родных и классной семьи.
Семь чудес России. Исследовательская деятельность. Памятники архитектуры.
Государственные праздники России. Основные государственные праздники России.
4.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятия | Практическая деятельность учащихся | Дата |
1 2 | Как нас зовут. Тайны имени. | Исследовательская работа | |
3 | Моя семья. | Конкурс рисунков | |
4 | Моя связь с прошлым и будущим | Составление генеалогического древа | |
5 | Ритмы домашней жизни | Ролевые игры | |
6-7 | Мой город. Достопримечательности моего города. | Исследовательская работа | |
8 | Мой город в моем сердце. | Конкурс рисунков | |
9 | Путешествие в страну чувств | Тренинг. Упражнение « Ваза», « Мои чувства», « Моя поляна», « Мир чувств» | |
10-11 | Гостям всегда рады | Чтение и анализ художественных произведений. Импровизация «Игра в гостей». Анализ ситуации « Ко мне пришли гости». Правила приема гостей в доме и правила поведения для гостей. Практикум «К нам гости пришли». | |
12-13 | Это - ты, а это – я, а это – все мои друзья | Ситуативные игры. Конкурс рисунков | |
14 | Почему люди ссорятся? | Тренинг. Упражнение «Слова», «Лебедь рак и щука», «Порядок», «Наоборот», «Трио», «Отгадай» | |
15-16 | Жизнь дана на добрые дела | Изготовление подарка для ветеранов, тружеников тыла. Посещение тружеников тыла, ветеранов. | |
17 | Любовь к Отчизне окрыляет сердце | Оформление газеты | |
18 | Население Югры. | Конкурс рисунков «Югра многонациональная» | |
19 | Традиции народов ханты и манси | Экскурсия в краеведческий музей | |
20 | Традиции народов ханты и манси | Изготовление оберегов | |
21-22 | Югра- наш общий дом | Изготовление книжки-малышки «растительный и животный мир Югры» | |
23 | Занятия населения Югры. | Роспись одежды и обуви народов ханты | |
24 | Домашняя утварь – искусное мастерство северян | Экскурсия в нац. Парк «Сибирские Увалы» | |
25 | Праздники в нашем доме | Изготовление вороньего гнезда к празднику «прилета вороны» | |
26 | С чего начинается Родина | Конкурс стихов | |
27 | Моя Россия. | Игра «Поле чудес» | |
28 | Что мы знаем о своем городе, своей стране | Викторина | |
29 | Наша многонациональная страна | Конкурс рисунков | |
30 | Наша многонациональная страна | Конкурс песен и стихов | |
31 | История семьи в истории страны | Оформление газеты | |
32-33 | Семь чудес России. | Презентация | |
34 | Государственные праздники России | Исследовательский проект |
МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
- Авторская программа Л. В. Мищенковой «Уроки нравственности, или Что такое хорошо и что такое плохо» - :М: РОСТ, 2016 г.
- Методические рекомендации Л. В. Мищенковой «Уроки нравственности, или Что такое хорошо и что такое плохо» - :М: РОСТ, 2016 г.
- Авторская программа «Мы – дети природы» Л.А. Пиманова
- Авторская программа «Истоки» И.А.Кузьмина, А.В. Камкина, 1996 г
- Командные игры- испытания. сборник игр. -М.: Пед .общество «Россия»,2010.
- Загадки русского народа: Сборник загадок, вопросов, притч и задач.-М.:ТЕРРА, 2011.
- Боровик К.А. Популярная энциклопедия вещей. Исторический магазин. - М.: Дрофа-Плюс, 2010.
- БушуеваЛ. Книга добрых поздравлений. - М.: РИПОЛ классик, 2011.
- Ганжина ИМ. Словарь современных русских фамилий. - М.: Астрель: ACT, 2011.
- Гиннес. Мировые рекорды 2010 / Пер. с англ. Н. Григорьевой,
М. Фадеевой. - М: Астрель: ACT, . - Григорьева С.А., Григорьев Н.В., Крейдлин Г.Е. Словарь языка русских жестов. - М.: Вена, 2011.
- Гридина В.Т., Завязкин О.В. Читай, рассуждай, отгадывай. - М.:БАО-ПРЕСС, 2005.
- Игрушки из бумаги. - СПб: Кристалл, .
- Ильин АЛ. Большая энциклопедия выживания. - М.: Эксмо, 2010.
- 11.Ильин М., Сегал Е. Рассказы о том, что тебя окружает. Книга вторая. Откуда приходят вещи. - М.: Детская литература, 2010.
- Ликум А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. -М.: Слово, .
- Сибиряков Л.И. Опасные приключения Ванечки и Манечки. -М.: Мир безопасности, 2011.
- Энциклопедия для детей. Личная безопасность / Глав.ред.В.А. Володин. - М.: Аванта +, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/01/picture-250662-1367405450.png)
Программа воспитания "Ступени познания"
Рабочая программа воспитания отражает духовно-нравственное направление и составлена на весь курс начальной школы....
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/15/picture-288258-1379226933.jpg)
Рабочая программа образовательной области «Познание» Формирование целостной картины мира в группе кратковременного пребывания
Программа образовательной области «Познание», Формирование целостной картины мира, разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы»...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-375974-1388844568.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/11/picture-394823-1392123469.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/14/picture-1048250-1547418621.jpg)
Рабочая программа по курсу "Познание окружающего мира" (в рамках дополнительных образовательных услуг при подготовке к школе).
Рабочая программа по курсу "Познание окружающего мира". Важная цель данного курса - помощь ребёнку в формировании линостного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру. При сост...
Программа воспитания "Ступени познания"
Воспитание _ великое дело: им решается участь человека. ...