Воспитательный час “900 дней и ночей Ленинграда"
план-конспект занятия (3 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
900_dney_leningrada.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательный час “900 дней и ночей Ленинграда"
Баун С.Л.
учитель начальных классов,
ГБОУ СОШ №258 Колпинский район.
- Много дат и событий, о которых мы вспоминаем, когда подходит их время. Но есть среди них одна, о которой мы обязаны помнить всегда: Великая Отечественная война.
- 22 июня 1941 года. Воскресенье. Теплое, солнечное утро. И настроение у людей такое же радостное и солнечное. Они идут гулять по городу, в парки, собираются на танцы, в музеи, выставочные залы.
- В кинотеатрах идут фильмы “Свинарка и пастух”, “Веселые ребята”, “А если завтра война…”
- …А война была даже не завтра, война была сегодня….
/Звучит “Священная война”/.
- Около 4-х часов утра этого светлого, солнечного дня германские войска нарушили границу Советского Союза, и началась Великая Отечественная война.
- Никто и не подозревал тогда, насколько страшной, кровавой и долгой будет эта война, сколько жизней она унесет с собой. Кованые сапоги гитлеровской армии уже ступили на нашу землю.
- Из официального обращения гитлеровского командования к солдатам: “Уничтожить в себе жалость и сострадание – убивай всякого русского, советского. Не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик – убивай, этим ты спасешь себя от гибели, обеспечишь будущее твоей семьи и прославишься навеки.”
- Так и поступали фашистские захватчики. Они разрушали, грабили, уничтожали, и убивали, убивали, убивали …
Музыка
- Но особое место в военной летописи занимает героическая оборона Ленинграда. На долю жителей которого выпали неимоверные лишения и трудности.
- Ленинградцы жили под постоянными бомбежками и обстрелами, мерзли, умирали от голода. И не было ни одной ленинградской семьи, которая не потеряла бы своих близких. Жизнь ленинградцев во время блокады – это каждодневный подвиг.
У - Гитлеру были ненавистны имя города на Неве, славные традиции и патриотизм его жителей. Вот выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба “О будущности Петербурга” от 22 сентября 1941 года: “Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли. После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта. Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города”.
- В помощь советским воинам в Ленинграде было сформировано народное ополчение. В него вступили рабочие, служащие, студенты.
- Но, в сентябре 1941 года врагу удалось подойти вплотную к Ленинграду и окружить его. Днем фашисты обстреливали город из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолетов зажигательные и фугасные бомбы. Рушились жилые здания, школы, детские дома, больницы, заводы, музеи, театры, гибли женщины, старики, дети.
- На защиту Ленинграда поднялись все его жители. Дети вместе со взрослыми рыли окопы, проверяли светомаскировку в жилых домах, обходили квартиры и собирали цветной металлолом, необходимый для изготовления патронов и снарядов.
Мы отомстим за все: за город наш,
Великое творение Петрово,
За жителей, оставшихся без крова,
За мертвый, как гробница, Эрмитаж,
За виселицы в парке над водой,
Где стал поэтом Пушкин молодой.
За гибель петергофского “Самсона”
За бомбы в Ботаническом саду,
Где тропики дышали полусонно
/Теперь они дрожат на холоде/.
За все, что накопил разумный труд,
Что немцы превратили в груды груд… /В. Инбер/
- Дежурили в госпиталях, читали раненым газеты и книги, писали им письма домой, помогали врачам и медсестрам, мыли полы и убирали палаты. Чтобы поднять настроение раненых бойцов, юные ленинградцы выступали перед ними с концертами художественной самодеятельности.
- И наравне со взрослыми переносили все тяготы блокады.
Склонившись под мглой снеговою,
Девчонка с ведерком пустым
Чуть движется…А за Невою
Клубится пожарища дым.
А там, меж сугробов горбатых,
Где трудно и взрослым шагать,
На саночках узких ребята
Везут свою мертвую мать…
На развороченном пути
Стоит мальчишка лет пяти.
В глазах, расширенных истома,
И щеки белые, как мел.
“Где твоя мама, мальчик”?
- “Дома”.
“А где твой дом, сынок”?
- “Сгорел”.
Он сел. Его снежком заносит.
В его глазах мутится свет.
Он даже хлеба не попросит.
Он тоже знает: хлеба нет.
- Все в нашей стране знают печальную историю 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. Большая дружная семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой.
- В те жуткие дни Таня вела дневник. Девять коротких, трагических записей, сделанных детской рукой, поведали о том, что принес фашизм семье Савичевых и другим ленинградским семьям.
На сцену выходят девочки.
Они по очереди читают записи:
- “Женя умерла 28 декабря в 12.00 часов утра 1941 г.”,
- “Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 г.”,
- “Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 г.”,
- “Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 г.”,
- “Мама умерла 13 мая в 7.30 часов утра 1942 г.”,
- “Савичевы умерли”.
- “Умерли все”.
- “Осталась одна Таня”
/Стук метронома /
- Таню удалось спасти от голодной смерти. При первой же возможности ее вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение, ужасы войны сломили девочку, и она вскоре умерла.
Блокада – далеко как это слово…
От наших с вами мирных светлых дней.
Произношу его и вижу снова
Голодных, умирающих детей.
Как опустели целые кварталы.
И как трамваи вмерзли на пути,
И матерей, которые не в силах,
Своих детей на кладбище нести.
- И вызовом врагу стала работа 40 школ в осажденном городе. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды, ленинградские дети учились.
Писатель А.Фадеев сказал: “И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что они учились”.
- В бомбоубежищах, подвалах зданий, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Стоявшая в центре класса жестяная печурка – “буржуйка” не могла его обогреть.
- Руки коченели, мел то и дело выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от голода и умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе
Девчонка руки протянула
И головой –
На край стола.
Сначала думали –
Уснула,
А оказалось –
Умерла…
Никто не обронил ни слова.
Лишь хрипло, сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Занятья – после похорон. /Ю.Воронов /
- С тех пор прошло уже более 60 лет. Но героическое прошлое легендарного города неподвластно времени. Люди бережно хранят в памяти подвиг защитников Ленинграда.
- Но разве может кто-нибудь забыть,
Кто был под грозным, под военным небом,
Кому пришлось блокаду пережить,
Кто плакал над кусочком малым хлеба?
- Кто близких здесь своих похоронил,
Запомнил звук “Воздушная тревога”,
Кто на Большую землю выходил
По ледовой, по Ладожской дороге?
- Многие дети блокадного Ленинграда так и не увидели победного салюта. Они лежат вместе со взрослыми защитниками Ленинграда на Пискаревском кладбище.
/Фото Пискаревского кладбища в Санкт-Петербурге /
- Давайте же склоним головы перед ленинградцами и защитниками города, не дожившими до наших дней. Вечная им память!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мультимедийная презентация "900 дней и ночей", посвященная годовщине Ленинградской блокады.
Презентацию можно использовать при проведении классого часа, посвященного снятию блокады с города-героя Ленинграда. Презентация содержит фотоматериалы военных лет, некоторые исторические данные....
900 дней и ночей
Урок русского языка в 3 классе...
классный час 3 класс "200 дней и ночей Сталинграда!"
учитель: Узденова М.М.3 класс 2013г...
Сталинградская битва. 200 дней и ночей.
Презентация и сценарий "Освобождение Сталинграда"....
Подвиг длиною в 900 дней и ночей (освобождению Ленинграда от блокады посвящается)
Международный классный час ,посвященный освобождению Ленинграда от блокады...
Подвиг длиною в 900 дней и ночей (освобождению Ленинграда от блокады посвящается)
Подвиг длиною в 900 дней и ночей(освобождению Ленинграда от блокады посвящается)...
Методическая разработка " 900 дней и ночей . Блокада Ленинграда " .
Данный материал может быть использован на уроках мужества , классных часах для учащихся 4-5 классов ....