Программа внеурочной деятельности "В мире прекрасного"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Колобова Ирина Дмитриевна

Программа предназначена для организации внеурочной деятельности для обучающихся 1-4 классов по общекультурному направлению

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_v_mire_prekrasnogo.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы внеурочной деятельности (В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов.)

            Актуальность выражается в том, что курс внеурочной деятельности «В мире прекрасного» разработан, как целостная система воспитания нравственных чувств и этического сознания, гражданственности и уважения к  обязанностям человека, ценностного отношения к прекрасному, создает условия для социального, духовного, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка.  

Программа направлена на создание условий для  развития и формирования духовно-нравственных, этических и эстетических ценностей у детей младшего школьного возраста.

 Цель программы: содействовать формированию гуманной, нравственной личности с развитой эстетико-эмоциональной сферой.

Основными задачами реализации поставленной цели являются:

  • сформировать у обучающихся начальных классов умение ориентироваться в новой социальной среде;
  • сформировать коммуникативную  культуру, умение общаться и сотрудничать;
  • развивать волевую и эмоциональную регуляцию поведения и деятельности;
  • научить приёмам исполнительского мастерства;
  • научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
  • стабилизировать эмоции, обогатить  детей новыми ощущениями, представлениями, понятиями;
  • развивать самостоятельность и творческую инициативность младших школьников, способствовать успешной социальной адаптации, умению организовать свой игровой досуг;
  • воспитывать  волевые качества, дисциплину, самоорганизацию, коллективизм, честность, скромность;
  • формировать систему нравственных общечеловеческих ценностей.

            Программа  разработана для обучающихся   1-4 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю. В 1 классе 33 занятия в год, во 2-4 классах 34 занятия в год.  Занятия проводятся во второй половине дня. Для обучающихся 1 класса продолжительность занятий в I  полугодии — 35 минут, начиная со II  полугодия  - 40 минут. Во 2-4 классах продолжительность занятий 45 минут.

Тематическое планирование

Программа «В мире прекрасного» включает себя разделы:

 «Искусство хороших манер», «Правила этикета», «Путешествие в страну Добра и Красоты», «Жил-был художник», «В мире поэзии», «Весь мир - театр, а люди в нём актёры».

Курс внеурочной программы «В мире прекрасного» начинается с истории возникновения этикета (западный, восточный этикет, традиции воспитания в России). Охватывает элементарные правила общения людей и  их традиции. Правила этикета являются введением в систему правил поведения в общественных местах.

    Раздел  «Жил-был художник». Обучающиеся получат начальное представление об основах живописи, биографии художников, представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры; получат первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России.

   Раздел «В мире поэзии»  посвященный воспитанию у младших школьников любви к книгам, формирование первоначальных умений видеть красоту в окружающем мире через художественную литературу; посещение библиотеки.

Раздел «Весь мир - театр, а люди в нём актёры». Знакомство с профессией актёра. Постановка сценок. Экскурсия в театр.

1 класс

(1ч в неделю, 33 часа)

№ п/п

Тема раздела

Количество часов

1.

« История хороших манер»

5

2.

«Правила этикета»

4

3.

. «Путешествие в страну Доброты и Красоты»

8

4.

«Жил – был  художник»

3

5.

«В мире поэзии»

6

6.

«Весь мир - театр, а люди в нём актёры»

7

Итого

33

2-4 классы

(1ч в неделю, 34 часа)

№ п/п

Тема раздела

Количество часов

1.

« История хороших манер»

5

2.

«Правила этикета»

4

3.

. «Путешествие в страну Доброты и Красоты»

9

4.

«Жил – был  художник»

3

5.

«В мире поэзии»

6

6.

«Весь мир - театр, а люди в нём актёры»

7

Итого

34

Содержание курса

1-4  классы

Раздел 1. « История хороших манер».

Возникновение этикета и  культура поведения.  Западный этикет.  Восточный этикет. Как этикет попал в Россию. Приглашение на обед в 19 веке.

Раздел 2. «Правила этикета».

Элементарные правила общения людей. Правила поведения в общественных местах. Экскурсия в библиотеку. Правила поведения в музее, театре и на концерте. Рыцарский турнир (занятие-конкурс).

Раздел 3. «Путешествие в страну Доброты и Красоты».

Путешествие с «волшебными словами». Тайна «золотого» правила. Что означают наши имена. Рыцари и Дамы. В гостях у Мойдодыра и королевы Чистоты. Взаимопомощь. Бережливость. Заботливость. Ложь.

Раздел 4. «Жил – был  художник» .Родина на полотне.  Природа в живописи (конкурс  рисунков). Как прекрасен этот мир – посмотри!

Раздел 5. «В мире поэзии» (6 часов).

Звучный мир поэзии. В книжном царстве-государстве. Мы ищем таланты. Проба пера (Конкурс).Подготовка и участие в конкурсе чтецов.


Раздел 6. «Весь мир - театр, а люди в нём актёры».

Мир театральных профессий. Виртуальная экскурсия в драмтеатр. Актерское мастерство. Театр малых форм. Театральная игра. Творческий отчет. «Алло! Это театр?»

Ожидаемые результаты

Первый уровень результатов - приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.).

  • знание видов художественной деятельности;
  • знание элементарных правил поведения, культуры общения, этикета;
  • понимание образной природы искусства;
  • общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
  • понимание обучающимися ценности человеческой жизни, здоровья, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.

Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир,  знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
  • проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и вырази тельных средствах; 
  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.

Третий  уровень результатов – получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия.

  • приобретение опыта ролевого взаимодействия;
  • накопление личного опыта участия в проектах, акциях и других мероприятиях;
  • высокий уровень самосознания, самодисциплины;
  • взаимодействие со сверстниками по правилам проведения  игр и соревнований;
  • участие в конкурсах, играх, олимпиадах и т.п. разной направленности и разного уровня (муниципального, регионального, федерального, международного);
  • планирование собственной деятельности, организация семейного отдыха;
  • активная жизненная позиция.

Система отслеживания и оценивания  ожидаемых результатов

С целью контроля реализации программы ее эффективности организуется мониторинг эффективности внедрения программы, который проводится  2 раза в 1-4 классах (декабрь, май).

Формы и средства контроля:

-мониторинг участия в планируемых школой делах и мероприятиях, в различных мероприятиях муниципального, регионального, федерального и международного уровней;

- викторины, конкурсы, олимпиады, различные  мероприятия, праздники.

Ресурсное обеспечение реализации программы

Кадровое

  1. Педагоги, библиотекарь,  администрация МБОУ «СОШ № 36».
  2. Работники учреждений дополнительного образования, культуры г.Северодвинска.

Материально-техническое

  1. Мультимедиа проектор.
  2. Многофункциональное устройство.
  3. Мебель для обучающихся.
  4. Маркер-меловая доска.
  5. Интерактивная доска.
  6. Ноутбук.
  7. Мячи, скакалки, кегли, обручи.

Информационно-методическое

  1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.-М.: Просвещение, 2011.
  2. Данилюк А.Я., Логинова А.А. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.-М.: Просвещение, 2012.
  3. В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов. Примерная программа внеурочной деятельности. Начальное и основное образование.  М.: Просвещение, 2011.
  4. Анисимова И.М. Хорошие манеры для детей. – СПб, 2006.
  5.  Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. - Екатеринбург, 2007.
  6. Тубельский Г.Н. Детские праздники в семье. - М, 2009.
  7. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства / Н.А. Горяева. – М., 1991.

Тематическое планирование

занятий внеурочной деятельности

«В мире прекрасного»

направление: общекультурное

1-4 класс

1 час в неделю (1 класс-33часа; 2-4 классы-34часа в год)

п/п

Содержание занятий

Примечание

1.

Возникновение этикета и  культура поведения.  

м/м презентация

2.

Западный этикет.  

м/м презентация

3.

Восточный этикет.

м/м презентация

4.

Как этикет попал в Россию.

м/м презентация

5.

Приглашение на обед в 19 веке.

практическое занятие

6.

Элементарные правила общения людей.

7.

Правила поведения в общественных местах. Экскурсия в библиотеку.

8.

Правила поведения в музее, театре и на концерте.

9.

Рыцарский турнир (занятие-конкурс)

10.

Путешествие с «волшебными словами». Заботливость. Ложь.

11.

Тайна «золотого» правила.

12.

Что означают наши имена.

13.

Рыцари и Дамы.

конкурсная программа

14.

В гостях у Мойдодыра и королевы Чистоты.

15.

Взаимопомощь.

16.

Бережливость.

17.

Заботливость.

18.

Ложь.

19.

Родина на полотне.

м/м презентация

20.

Природа в живописи.

м/м презентация

21.

Как прекрасен этот мир – посмотри!

м/м презентация

22.

Звучный мир поэзии. Времена года.

23.

В книжном царстве-государстве. Проект.

24.

В книжном царстве-государстве. Проект.

25.

Мы ищем таланты. Проба пера. Подготовка и участие в конкурсе чтецов.

26.

Мы ищем таланты. Проба пера.

27.

Мир театральных профессий.

м/м презентация

28.

Экскурсия в драмтеатр.

 

29.

Актерское мастерство.

30.

Актерское мастерство.

.

31.

Театр малых форм.

м/м презентация

32.

Театральная игра.

33.

Постановка сценок.

34.

Постановка сценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "На встречу с прекрасным"

Программа «На встречу с Прекрасным» имеет эстетическую, шире – духовно-нравственную, направленность и представляет собой форму организации внеурочной деятельности младших школьников. Приоритетной цел...

Программа внеурочной деятельности "В поисках прекрасного"

В общественном сознании утверждается приоритет творчества, вызывая новое мышление, созидательную ориентацию в развитии личности человека. Обостряется поиск духовных ориентиров и способов существ...

Презентация программы внеурочной деятельности "В поисках прекрасного"

В презентации представлено несколько тем и детских работ из программы внеурочной деятельности "В поисках прекрасного"....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир прекрасного"

Внеурочная деятельность духовно-нравственного направления...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир прекрасного" 1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир прекрасного" 1 класс...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Прекрасное рядом» (общекультурное направление) 1 класс

Актуальность: курс внеурочной деятельности «Прекрасное рядом» разработан как целостная система воспитания нравственных чувств и этического сознания, гражданственности и уважения к  об...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир-прекрасное творение» 4 класс

Программа учебного курса внеурочной деятельности «Мир – прекрасное творение» направлена на целостное духовно-нравственное формирование ученика в его главных компонентах....