Воспитание детей с ОВЗ: старым постулатам – нет, а новые еще четко не сформированы.
статья

Подколзина Татьяна Алексеевна

Статья является помощником в переосмысление обществом своего отношения к детям с ограниченными возможностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_statya_may_2020.docx28.39 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание детей с ОВЗ: старым постулатам – нет, а новые еще четко не сформированы.

Итак, возникла очередная проблема в системе воспитания подрастающего поколения нашей страны. Попробуем порассуждать об этом и разобраться.

Одним из немногих позитивных моментов, происходящих в нашей стране является переосмысление обществом своего отношения к детям с ограниченными возможностями. Современное общество переписывает период переоценки ценностей: старые постулаты преданы забвению, новые пока еще чётко не сформулированы. В связи с этими возникают дополнительные сложности и противоречия в образовательных участиях. Воспитательный процесс необходимо строить с учетом условий рынка и рыночных отношений. Рынок давно диктует цивилизованному миру, как и что, делать. Наш рынок сформулировал проблему: «Кого и для чего воспитывать?»

Сегодня наиболее оправданными является такой подход к организации воспитательной работы, при котором вся совокупность воспитательных средств направлена на выработку у каждого конкретного воспитанника собственного варианта жизни, достойного его как человека современного общества. Сегодня уже мало, просто воспитывать традиционные ценностные отношения. Воспитанник должен сам на их основе формировать свою жизненную позицию, быть способным на разумный выбор, выработку самостоятельных идей. Речь идет о личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества.

Исходя, из этих требований к личности воспитанника наиболее актуальным является понятие о «социализации» как процессе вхождения ребенка в социальную среду, усвоения им социального опыта, освоение и приобретение системы социальных связей.

Однако эффективное становление личности ребенка и его дальнейшая социализация затрудняются следующими факторами:

  • у большинства воспитанников есть отклонения в состоянии здоровья и психическом развитии;
  • односторонность, бедность мотивационной сферы; агрессивность, стремление обвинить в своих бедах окружающих; неумение и нежелание признать свою вину;
  • поверхностность, поспешность, нервозность контактов; неумение общаться (то домогается внимания, то отторгает его, переходя от агрессии к пассивному отчуждению); эмоциональная нестабильность, искаженная потребность в любви;
  • неразвитость механизмов управления своим поведением в соответствие с меняющимися обстоятельствами, формирование различного рода «защитных образований», когда вместо умения самому справиться с трудной ситуацией возникает аффективное реагирование, обида, перекладывание ответственности на других.
  • тяга к бродяжничеству и побегам, как нереализованная потребность в жизненном пространстве для психологического обособления, для того, чтобы побыть одному, подумать;
  • иждивенческая позиция (нам должны), «дайте», (отсутствие бережливости и ответственности);
  • «перегруженность» отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения.

Исследования ученых и педагогов показывают, что при условии правильно организованной воспитательной работы можно избежать появления многих отрицательных наслоений в личности ребёнка. Обязательным условием успешного развития личности ребёнка является тесный, здоровый эмоциональный контакт со взрослым.

Главное внимание в воспитательной работе необходимо уделять раскрытию индивидуальных способностей личности, формирование устремлений ребёнка в направлении «Я - хочу» и «Я – могу» как основы взаимодействия с воспитателем.

Раскрыть внутренние цели и желания ребёнка, сделать его готовым к успешному освоению социального опыта, развить адекватную рефлексию, научить жить в мире реальности – всё это становится возможным лишь при условии чёткого представления воспитателем стратегии воспитательного процесса.

Воспитательная работа должна строиться на партнёрских отношениях, сопричастности взрослого к делам и поступкам детей (позиция «мы вместе», а не «над»).

Речь идёт о важности организуемой воспитателем коллективной деятельности, в ходе которой ребёнок сам своими силами решить задачу не может, но в совместной деятельности с воспитателем, детьми он осваивает новые способы обработки информации, которые впоследствии и становятся формами и способами его взаимоотношений с миром.

Ребёнок, как личность будет развиваться эффективно лишь при условии учёта его возрастных интересов, мотивов и ведущих видов деятельности, свойственных определённому возрасту.

Итак, для младшего школьного возраста (7-10 лет), основными мотивами являются следующие:

  1. Потребность во внешних впечатлениях, которая реализуется при участии взрослого, его поддержке и одобрении, что способствует созданию климата эмоционального благополучия;
  2. Настойчивое стремление стать школьником: познавательная потребность, выражающаяся в желании учиться, приобретать новые знания;
  3. Потребность в общении, принимающая форму желания выполнять важную общественно значимую деятельность, имеющую значение не только для него самого, но и для окружающих взрослых.

Несомненно, ведущими видами деятельности, остаются по-прежнему:

  • Игра.
  • Учебная деятельность.

Для среднего школьного возраста (10- 13лет), основными являются следующие мотивы:

  • потребность занять своё место в коллективе, стремление как можно лучше соответствовать своим представлениям о лидере;
  • ориентация на оценки, суждения сверстников, а не взрослого. Требования коллектива становятся важнейшим фактором психического развития;
  • потребность личностной самооценки, стремление к взрослости, самостоятельности, к самоутверждению (ближе к 13годам).
  • стремление выйти за рамки школы и приобщиться к жизни и деятельности взрослых. Неудовлетворённость этого стремления создаёт у подростка конфликт со средой, с самим собой, толкает на бродяжничество.

Их ведущие виды деятельности:

  • Учебная деятельность (не скучная и однообразная, а живая, нацеленная на потребность и нужды подростка, значимая для него);
  • Разнообразные формы общения со сверстниками, компании друзей, «кодекс товарищества», доминирующий и организующий мотив поведения подростка;
  • Интимно - личностное общение, быть значимым в чьих- то глазах.

Весь воспитательный процесс в образовательном учреждении должен строиться на знании особенностей дефекта обучающих.

Дети, обучающие в школе - интернате нашего типа отличаются заторможенной восприимчивостью к воспитанию и обучению.

Между нормальным типом поведения, нормальным характером и патологическим характером существует неизмеримое количество переходных ступеней здорового к больному характеру.

Недостатки характера нашего контингента детей могут быть расчленены преимущественно эмоциональные и преимущественно активно - волевые.

В силу этих недостатков, лежащих внутри самих детей, они порой просто не могут поступить иначе, они иные, вследствие анормальности, главным образом их, активно - волевого усилия и чувств.

Недостатки характера, преимущественно эмоционально обусловленные следующие:

  • Неустойчивость, противоречивость;
  • Повышенная возбудимость аффектов;
  • Сильная острота симпатий и антипатий к людям;
  • Импульсивность поступков;
  • Пугливость и болезненные страхи;
  • Пессимизм и чрезмерная весёлость;
  • Равнодушие, безучастность;
  • Нечистоплотность, педантизм.

Недостатки характера, обусловленные преимущественно активно – волевыми моментами следующие:

  • Болезненно выраженная активность;
  • Интенсивная болтливость;
  • Постоянная жажда наслаждения;
  • Отсутствие определённой цели;
  • Рассеянность, бесцельная ложь;
  • Бессмысленное воровство;
  • Мучительство животных;
  • Злорадство и издевательство над окружающими людьми, негативизм, деспотизм, замкнутость, бродяжничество.

Работа по данным направлениям будет эффективной при условии слаженной работы педагогов, социальной и психологической службы школы.

С мотивами и ведущими видами деятельности младшего и среднего возраста вы ознакомились, теперь рассмотрим мотивы и ведущие виды деятельности учащихся старшего возраста.

Итак, основными мотивами учащихся 14-16 лет являются следующие:

  • желание занять своё место в мире взрослых;
  • утвердиться в компании сверстников;
  • чувствовать себя уверенно в своей компании и т.п.

Их ведущие виды деятельности:

  • интимно-личное общение (друг с другом, с друзьями - через позицию своих настроений и желаний);
  • учебно-профессиональная деятельность (в больной степени ориентирована на помощь подростку в его профессиональном самоопределении).

Как свидетельствует опыт, большое значение для этого возраста приобретает так называемая молодёжная культура, под которой подразумевается «торопливое» подражание подростка взрослому. Мгновенно реагируя на всё новое, подросток стремится создать своё социальное пространство, в котором он будет самим собой. Пространство - это очень разнородно, поскольку сами подростки тоже различаются между собой. Объединяет их лишь одно: ярко выраженное стремление к самостоятельности. Потому «жанр» опеки должен быть, по всей видимости, сменен принципиально новой стратегией: оказание помощи молодежи в создании «своей» культуры. Учитывая это, попытаемся спланировать работу таким образом, чтобы можно было решить следующие задачи.

Личное развитие.

При работе по этому направлению мы предлагаем сконцентрировать усилия на:

-диагностике уровня воспитанности, самооценки черты характера (доброта, щедрость, честность, дружелюбие…);

-формирование навыков общения в коллективной деятельности как основы новой социальной ситуации развития ребенка, обеспечивающей ему усвоение новой роли (ученик, успешный ученик) и формирующей его новое отношение к среде.

Охрана здоровья и физическое развитие.

Учитывая низкий уровень этих показателей у данного контингента детей, данному направлению необходимо уделить приоритетное внимание. Воспитание потребности в физических упражнениях, освоение отдельных физкультурно-оздоровительных технологий, формирование ответственности за свое здоровье, отработка санитарно-гигиенических навыков до автоматизма - вот небольшой перечень аспектов работы воспитателя по этому направлению. И особое внимание - профилактике употребления психоактивных веществ.

Трудовое воспитание - это отработка навыков и умений учебного поведения, формирования навыков учебного поведения, формирование навыков коллективной трудовой деятельности, потребности трудиться.

Творческое воображение включает развитие основ творческого мышления и воображения как одного из средств снятия комплекса депривации; развитие механизмов самостоятельного творчества как «раскрутка» механизмов компенсации дефекта.

Основы социализации и общения: знакомство с нормами поведения в наиболее типичных ситуациях – в школе, в столовой, спальне, на уроке и т. д. – и отработка этих норм.

В среднем звене решаются те же самые задачи, но с применением дополнительных методов и форм работы:

Личностное развитие: основы социализации и общения – развитие основ личностной самооценки, становление личностной позиции, воспитание ответственности за свои поступки; формирование сочувствия к другим, развитие умения оказать помощь и т. п. По этому направлению делать нужно акцент на развитие общей психологической компетентности у ребёнка. Сюда входит: сочувствия к другим, адекватно реагировать на свой успех и неуспех, а также по нейтрализации агрессивного реагирования и зависимости от других. Основной вектор стратегии нравственного воспитания направлен не на осознание своих качеств и переживаний и не на усвоение правил и норм поведения, а на развитие сопричастности, чувства общности с другими.

Охрана здоровья и физическое развитие: формирование системы привычек по физической тренировке тела, закаливанию и уходу за организмом, по формированию механизмов антистрессового поведения.

Трудовое воспитание - развитие системы трудовых навыков по уходу за собой, своим жилищем; овладение элементарными профессиональными умениями и ознакомление с профессиями.

Основы гражданского самосознания - знакомство с истоками национальной культуры, основами правового поведения; начальное экономическое просвещение.

Творческое развитие - развитие навыка самостоятельного творческого подхода к решению различных жизненных ситуаций как основа социальной реабилитации воспитанников. Особое внимание здесь должно быть уделено игротерапии как системе по формированию межличностных отношений, позитивно - эмоционального отношения воспитанника к взрослому, по улучшению его психического самочувствия.

Основы жизнедеятельности- развитие навыков ориентированного поведения в различных знакомых и незнакомых ситуациях. Акцент по этому разделу необходимо делать на развитие умения программировать свои действия и поступки с учётом сложившихся обстоятельств.

Экономико - бытовой аспект жизни часто носит в сознании детей иллюзорный, призрачный характер; дети осмысливают истинного хода жизни. Разнообразные сюжетные ситуации призваны сформировать у них алгоритм решения житейских проблем. 

Воспитательная работа с подростками в старшем звене обучающихся осуществляется по тем же направлениям, однако она имеет свою специфику, обусловленную особенностями подросткового возраста.

Профессиональное самоопределение подростка, его умение выстраивать возможные варианты будущего на основе полного и адекватного знания ситуации на рынке труда. Основное назначение этого блока - научить подростка выстраивать субъективную картину своего жизненного пути на языке связанных между собой событий, жизни, сформировать навык анализа последствий для себя жизненных событий и представлять ее в будущем

Личностное развитие. Здесь речь идет о формировании мотивов, ориентирующих развитие деятельности подростка во временном аспекте на основе рационального прогноза, т.е. о мотивах, не сконцентрированных на самооценке и защите своего «Я» Задача охраны здоровья и физического развития предполагает развитие системы профилактических умений по охране здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни.

Трудовое воспитание - это осмысление трудовой деятельности, развитие потребности трудиться.

Жизнеобеспечение - это направление по освоению воспитанниками коммуникативных моделей поведения в различных ситуациях.

Гражданское самосознание - осмысление себя как гражданина общества: усвоение прав и обязанностей, основ национальной культуры, экономической грамотности.

Эстетическое воспитание включает развитие чувства восхищения прекрасным и бережного к нему отношения; формирование адекватной моральной самооценки на основе правильного представления подростка о собственном соответствии положительным моральным эталоном, воплощенным в литературе, искусстве, музыку.

Работа по данным направлениям будет эффективной при условии слаженной работы педагогов, социальной и психологической службы школы.

Используемая литература:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / М-во образования  и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2017. – 404 с.

2.Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлым и множественными нарушениями развития: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 239 с.: ил. – (Коррекционная педагогика).

3.Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: методическое пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 167 с. 

4.Коррекция речевых нарушений у детей 5-7 лет: игровые методы и приёмы: пальчиковый тренинг, сопряжённая гимнастика / авт.-сост. С.И. Токарева. – Волгоград: 2016. – 171 с.

5.Крыжановская Л.М. Психологическая коррекция в условиях инклюзивного образования: пособие для психологов и педагогов / Л.М. Крыжановская. – М.:

6.Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2014. – 143 с. – (Библиотека психолога).

7.Писарева Л.Ю. Система работы по развитию общих речевых навыков у детей 5-7 лет. – СПб.: ООО Изд-во «ДЕТСТВО_ ПРЕСС», 2016. – 112 с. – (Кабинет логопеда).

8.Стребелева Е.А. Коррекционно- развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя-дефектолога / Е.А. Стребелева. – М.:

9.Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2016. – 256 с.: ил. – (Коррекционная педагогика).

10.Борисова О. Воспитание и обучение неслышащих детей раннего возраста: традиции и инновации // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 1. - С. 119-124.

11.Иванова О. В. Подростки с нарушениями слуха и молодежные субкультуры // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2005. - N 5. - С. 48-52.

12.Куложенкова М. К. Надомное обучение в школе глухих // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2010. - N 5. - С. 66-71.

13.Леонгард Э. И. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья как нормализующий фактор жизнедеятельности социума // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2005. - N 2. - С. 3-6.

14.Обучение и воспитание глухих детей. - М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР , 1963. - 265 с. СОУНБ; Инв. номер 1163189-К

15.Рау Н. А. О раннем обучении детей с нарушениями слуха: из наследия семьи Рау // Дефектология. – 2005. - N 3. - С. 3-12

16.Речицкая Е. Г. Развитие глухих учащихся в процессе внеклассной работы: учебно-методическое пособие. - Ленинград : [б. и.] , 1988. - 114 с. Свердловская ОУНБ; КХ; Формат С; Инв. номер 2106413-КХ

17.Рязанова Е. Семья как источник развития личности глухого дошкольника // Дошкольное воспитание. - 2010. - N 8. - С. 95-100

18.Таварткиладзе Г. А. Хорошо ли слышит ваш малыш? // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2008. - N 3. - С. 58-65

19.Теплоухова И. А. Опыт вовлечения родителей дошкольников с нарушенным слухом в работу по развитию речи // Дефектология. – 2006. - N 4. - С. 50-54.

20.Федотова А. Е. Из опыта работы по развитию слухового восприятия глухих детей младшего школьного возраста // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2011. - N 6. - С. 37-40.

21.Хохлова А. Ю. Значение жестового языка для детско-родительского общения в семьях, воспитывающих глухих детей // Школьный логопед. - 2009. - N 1. - С. 79-81.

22.Хохлова А. Ю. Изучение особенностей детско-родительского взаимодействия в семьях глухих и слышащих родителей, воспитывающих глухих детей // Дефектология. – 2007. - N 3. - С. 40-48.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание детей, обучающихся по учебно-методическому комплекту «Предшкола нового поколения»

Духовно-нравственное воспитание детей, обучающихся по учебно-методическому комплекту«Предшкола нового поколения»Составитель: Учитель предшкольного класса МОУ Цнинской СОШ№2Сарапула Н.Г.Проблема д...

Воспитание детей. Полезные советы для родителей о воспитании детей

Вы хотите сделать своего ребенка счастливым, но в то же время образованным и воспитанным, тогда ознакомтесь со следующими полезными советами и рекомендациями....

Статья "Воспитание детей с ОВЗ: старым постулатам – нет, а новые еще четко не сформированы".

Бесконечное стремление успевать за НТП мирового сообщества, а также не менее стремительные изменения в системе образования, заставляют нас еще более часто задумываться о том, как прогрессирует совреме...

«Новые формы работы патриотического воспитания детей и подростков»

В настоящее время одной из наиболее важных проблем является состояние духовного, нравственного и патриотического воспитания детей: формирования человека здорового физически, духовно, богатого нравстве...

«Новое содержание – новые возможности: все о воспитании детей»

Дополнительное образование - как уникальная возможность для ребенка стать интеллектуально развитым человеком....