Духовно нравственное воспитание учащихся и студентов, как основа реализации стандарта нового поколения.
статья по теме
Актуализация проблемы формирования духовно- нравственной личности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание учащихся как основа реализации стандарта нового поколения.
Ковалёва М.Б.
учитель начальных классов высшей категории
МОУ Багаевская СОШ №3,
ст.Багаевская Ростовская область
Воспитание духовно-нравственной личности в младшем школьном
возрасте.
Приоритетный национальный проект «Образование», реализуемый министерством, базируется на воспитании. Впервые в нём юридически закреплён статус классного руководителя. Я глубоко убеждена, что мы – классные руководители, можем внести огромный вклад в воспитание подрастающего поколения, а значит в будущее нашей страны.
Развитие «способности жить в современном обществе и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека» составляет сущность воспитательного процесса. Особое значение сегодня приобретает проблема Духовно-нравственного воспитания. Недаром в закон РФ «Об образовании» внесена поправка, что основной задачей образования является формирование духовно-нравственной личности. Поэтому именно духовно-нравственное воспитание я взяла за основу своей работы как классного руководителя. Мы хотим вырастить порядочных, высоко духовных детей, но отводим этой проблеме самое последнее место в учебно-воспитательном процессе. Почему же так происходит? Исследование этого вопроса показало, что отчасти за этим скрывается неосознанное желание «не видеть» проблему.
В связи с этим я поставила перед собой, как перед классным руководителем, задачу не просто воспитывать, а правильно воспитать детей, вложить в них помимо знаний ещё и духовно-нравственные ценности, которые будут сопровождать их на всём жизненном пути, не сбивая на кривую дорогу. Воспитать так, чтобы они научились любить свою землю, быть терпимыми, толерантными, жить в мире и согласии с окружающими. Быть Патриотами, своей Родины. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности учащихся. Проблемы воспитания учащихся связаны, по крайней мере, с четырьмя положениями:
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире человек живёт и развивается, окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребёнка, на ещё только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность-это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания» писал К.Д.Ушинский.
В-четвёртых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют учащегося о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Проблема духовно-нравственного воспитания учащихся сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду. Становясь причиной снижения критериев нравственности.
Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.
Цель работы: содействовать формированию устойчивых духовно-нравственных качеств личности учащихся в учебно-воспитательном процессе.
В соответствии с целью мною поставлены следующие задачи:
Проанализировать состояние проблемы духовно-нравственного воспитания учащихся в научной литературе. Разработать план воспитательной работы, основным направлением которого будет развитие духовно-нравственных качеств личности учащегося. Подобрать методы и приёмы работы по формированию духовно- нравственных качеств в учебной деятельности. Провести диагностику уровня нравственной воспитанности учащихся. Проанализировать свою воспитательную работу в классе, выявить её достоинства и недостатки.
Краткое изучение истории данного вопроса. Сущность и природа нравственности.
Мы часто слышим эти слова – нравственность, безнравственность, безнравственный поступок, высоконравственный человек. Что же понимают под нравственностью? По словам русского писателя М. Пришвина, нравственность «есть отношение силы разума к силе чувств». Если сказать проще, это умение и желание человека жить по моральным нормам, принципам, правилам. Нравственность не передается по наследству как интеллектуальные способности или внешние данные ее надо воспитывать. Доброжелательность, сочувствие, терпимость, и другие нравственные качества надо прививать с раннего детства. А в значимый для ребенка круг общения в раннем возрасте входят самые близкие люди – родители. Именно в семье начинают закладываться основы нравственности. Но порой стереотипы родителей, низкий уровень образования играют свою роль. И мы классные руководители должны разъяснять суть духовно-нравственного воспитания. Прежде всего, надо начинать именно с себя. В школу и в педагогические вузы должны идти люди нравственно воспитанные. Одной из важнейших проблем должна стоять профессиональная подготовка будущих учителей. К. Ушинский утверждал, что настоящий человек может быть воспитан в той среде, где чтят традиции и обычаи поколений. Л. Толстой писал, что невозможно воспитать человека добрым, если он живет в обстановке злобы, подавления свободы.
В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». Он считал: «Нравственный противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного. Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало». К умственному быту относится, истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек чистой безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести. С годами понимание нравственности изменилось. В научной литературе указывается, что мораль появилась на заре развития общества. Определяющую роль в ее возникновении сыграла трудовая деятельность людей. Без взаимопомощи, без определенных обязанностей по отношению к роду человек не смог бы выстоять в борьбе с природой. Мораль выступает как регулятор взаимоотношений людей. О нравственности человека можно говорить только тогда, когда он нравственно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляют сущность нравственного воспитания.
Функциями стандарта является - обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества.
Модель выпускника.
Нравственная личность:
- Хранит, защищает и преумножает Жизнь на Земле;
- Хранит, защищает свое Отечество;
- Знает и уважает культуру и религию русского и других народов России и мира;
- Уважает права, достоинства, свободы других людей, почитает родителей и старшее поколение;
- Уважает власть, избранную народом;
- Соблюдает правила культуры поведения и общения, ответственно относится к своим делам и поступкам;
- Знает и выполняет законы международные, государственные, региональные;
- Знает историю и культуру мира, государства и родного края;
Интеллектуально развитая личность:
- Способная использовать приобретенные знания и опыт практической и творческой деятельности человека для решения задач реальной жизни;
- Способная решать экономические, правовые и другие социальные задачи;
- Готовая к продолжению образования и осознанному выбору его получения после окончания основной и полной школы;
- Владеет навыками межличностного и межнационального общения;
- Владеет способами получения информации;
- Способная к самообразованию;
Здоровая личность
- Стремится сохранить и укрепить свое здоровье;
- Ведет здоровый образ жизни;
- Умеет противостоять негативным факторам среды;
- Стремится к духовному и социальному благополучию;
- Не желает зла себе и окружающим людям;
- Умеет противостоять житейским трудностям и не впадает в отчаяние.
Литература:
1.Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования.
2.Сеченов И.М. «Психология поведения» М., 1995
3.Щуркова Н.Е «Воспитание. Новые взгляды» М., 1997
4.Журналы «Воспитание школьников», «Семья и школа», «Классный руководитель» 2009, 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание детей, обучающихся по учебно-методическому комплекту «Предшкола нового поколения»
Духовно-нравственное воспитание детей, обучающихся по учебно-методическому комплекту«Предшкола нового поколения»Составитель: Учитель предшкольного класса МОУ Цнинской СОШ№2Сарапула Н.Г.Проблема д...
Роль логопедической службы в реализации стандартов нового поколения. Связь УУД с учебными предметами.
Речевая готовность детей к обучению проявляется прежде всегов их умении пользоватьсясловом для произвольного управленияповедением и познавательными процессами.Не ме...
Обобщение опыта по теме: "Проектно - исследовательская технология как реализация системно- деятельностного подхода в духовно-нравственном воспитании учащихся начальных классов и на уроках ОРКСЭ в условиях перехода на ФГОС».
Интерес к проблеме воспитания духовно-нравственных качеств, ее острота не ослабевали никогда. Вопросы нравственности, нравственного воспитания, духовного становления личности на протяжении всех период...
Духовно-нравственное воспитание учащихся как основа формирования личности.
Огромную роль в воспитании личности играют средства массовой информации....
Духовно-нравственное воспитание учащихся через реализацию программы внеурочной деятельности «Мир вокруг меня»
Важнейшей задачей является в младшем школьном возрасте формирование целостной картины мира, осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём на основе...
Статья «Пути реализации современных подходов к духовно – нравственному воспитанию учащихся с ЗПР»
Статья «Пути реализации современных подходов к духовно – нравственному воспитанию учащихся с ЗПР»...