Духовно нравственное воспитание учащихся и студентов, как основа реализации стандарта нового поколения.
статья по теме

Ковалева Марина Борисовна

Актуализация проблемы формирования духовно- нравственной личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание учащихся как основа реализации стандарта нового поколения.

Ковалёва М.Б.

                                                  учитель начальных классов высшей категории

МОУ Багаевская СОШ №3,

                                                                      ст.Багаевская Ростовская область

                                                               

   Воспитание духовно-нравственной личности в младшем школьном    

        возрасте.

       Приоритетный национальный проект «Образование», реализуемый министерством, базируется на воспитании. Впервые в нём юридически закреплён статус классного руководителя. Я глубоко убеждена, что мы – классные руководители, можем внести огромный вклад в воспитание подрастающего поколения, а значит в будущее нашей страны.  

Развитие «способности жить в современном обществе и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека» составляет сущность воспитательного процесса. Особое значение сегодня приобретает проблема Духовно-нравственного воспитания. Недаром в закон РФ «Об образовании» внесена поправка, что основной задачей образования является формирование духовно-нравственной личности. Поэтому именно духовно-нравственное воспитание я взяла за основу своей работы как классного руководителя.   Мы хотим вырастить порядочных, высоко духовных детей, но отводим этой проблеме самое последнее место в учебно-воспитательном процессе. Почему же так происходит? Исследование этого вопроса показало, что отчасти за этим скрывается неосознанное желание «не видеть» проблему.

В связи с этим я поставила перед собой, как перед классным руководителем, задачу не просто воспитывать, а правильно воспитать детей, вложить в них помимо знаний ещё и духовно-нравственные ценности, которые будут сопровождать их на всём жизненном пути, не сбивая на кривую дорогу.  Воспитать так, чтобы они научились любить свою землю, быть терпимыми, толерантными,  жить в мире и согласии с окружающими. Быть Патриотами, своей Родины. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности учащихся. Проблемы воспитания учащихся связаны, по крайней мере, с четырьмя положениями:

      Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

      Во-вторых, в современном мире человек живёт и развивается, окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребёнка, на ещё только формирующуюся сферу нравственности.

       В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность-это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания» писал К.Д.Ушинский.

       В-четвёртых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют учащегося о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Проблема духовно-нравственного воспитания учащихся сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду. Становясь причиной снижения критериев нравственности.

         Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.

Цель работы: содействовать формированию устойчивых духовно-нравственных качеств личности учащихся в учебно-воспитательном процессе.

В соответствии с целью мною поставлены следующие задачи:

     Проанализировать состояние проблемы духовно-нравственного воспитания учащихся в научной литературе. Разработать план воспитательной работы, основным направлением которого будет развитие духовно-нравственных качеств личности учащегося. Подобрать методы и приёмы работы по формированию духовно- нравственных качеств в учебной деятельности. Провести диагностику уровня нравственной воспитанности учащихся. Проанализировать свою воспитательную работу в классе, выявить её достоинства и недостатки.

      Краткое изучение истории данного вопроса. Сущность и природа нравственности.

      Мы часто слышим эти слова – нравственность, безнравственность, безнравственный поступок, высоконравственный человек. Что же понимают под нравственностью? По словам русского писателя М. Пришвина, нравственность «есть отношение силы разума к силе чувств». Если сказать проще, это умение и желание человека жить по моральным нормам, принципам, правилам. Нравственность не передается по наследству как интеллектуальные способности или внешние данные ее надо воспитывать. Доброжелательность, сочувствие, терпимость, и другие нравственные качества надо прививать с раннего детства. А в значимый для ребенка  круг общения в раннем возрасте входят самые близкие люди – родители. Именно в семье начинают закладываться основы нравственности. Но порой  стереотипы родителей, низкий уровень образования играют свою роль. И мы классные руководители должны разъяснять суть духовно-нравственного воспитания. Прежде всего, надо начинать именно с себя. В школу и в педагогические вузы должны идти люди нравственно воспитанные. Одной из важнейших проблем должна стоять профессиональная подготовка будущих учителей.    К. Ушинский утверждал, что настоящий человек может быть воспитан в той среде, где чтят традиции и обычаи поколений. Л. Толстой писал, что невозможно воспитать человека добрым, если он живет в обстановке злобы, подавления свободы.  

     В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». Он считал: «Нравственный противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного. Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало». К умственному быту относится, истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек  чистой безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести.  С годами понимание нравственности изменилось. В научной литературе указывается, что мораль появилась на заре развития общества. Определяющую роль в ее возникновении сыграла трудовая деятельность людей. Без взаимопомощи, без определенных обязанностей по отношению к роду человек не смог бы выстоять в борьбе с природой. Мораль выступает как регулятор взаимоотношений людей. О нравственности человека можно говорить только тогда, когда он нравственно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляют сущность нравственного воспитания.

        Функциями стандарта является - обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания,  обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества.

Модель выпускника.

  Нравственная личность:

  1.   Хранит, защищает и преумножает Жизнь на Земле;
  2.   Хранит, защищает свое Отечество;
  3.   Знает и уважает культуру и религию русского и других народов России и мира;
  4.   Уважает права, достоинства, свободы других людей, почитает    родителей и старшее поколение;
  5. Уважает власть, избранную народом;
  6. Соблюдает правила культуры поведения и общения, ответственно относится к своим делам и поступкам;
  7. Знает и выполняет законы международные, государственные, региональные;
  8.   Знает историю и культуру мира, государства и родного края;

Интеллектуально развитая личность:

  1.   Способная использовать приобретенные знания и опыт практической и творческой деятельности человека для решения задач реальной жизни;
  2. Способная решать экономические, правовые и другие социальные задачи;
  3.   Готовая к продолжению образования и осознанному выбору его получения после окончания основной и полной школы;
  4.   Владеет навыками межличностного и межнационального общения; 
  5.   Владеет способами получения информации;
  6.   Способная к самообразованию;

Здоровая личность

  1. Стремится сохранить и укрепить свое здоровье;
  2. Ведет здоровый образ жизни;
  3. Умеет противостоять негативным факторам среды;
  4. Стремится к духовному и социальному благополучию;
  5. Не желает зла себе и окружающим людям;
  6. Умеет противостоять житейским трудностям и не впадает в отчаяние.

                                       Литература:

1.Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования.

2.Сеченов И.М. «Психология поведения» М., 1995

3.Щуркова Н.Е «Воспитание. Новые взгляды» М., 1997

4.Журналы «Воспитание школьников», «Семья и школа», «Классный руководитель» 2009, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание детей, обучающихся по учебно-методическому комплекту «Предшкола нового поколения»

Духовно-нравственное воспитание детей, обучающихся по учебно-методическому комплекту«Предшкола нового поколения»Составитель: Учитель предшкольного класса МОУ Цнинской СОШ№2Сарапула Н.Г.Проблема д...

Роль логопедической службы в реализации стандартов нового поколения. Связь УУД с учебными предметами.

Речевая готовность детей      к обучению проявляется прежде всегов их умении пользоватьсясловом для произвольного управленияповедением и познавательными процессами.Не ме...

Обобщение опыта по теме: "Проектно - исследовательская технология как реализация системно- деятельностного подхода в духовно-нравственном воспитании учащихся начальных классов и на уроках ОРКСЭ в условиях перехода на ФГОС».

Интерес к проблеме воспитания духовно-нравственных качеств, ее острота не ослабевали никогда. Вопросы нравственности, нравственного воспитания, духовного становления личности на протяжении всех период...

Духовно-нравственное воспитание учащихся как основа формирования личности.

Огромную роль в воспитании личности играют средства массовой информации....

Духовно-нравственное воспитание учащихся через реализацию программы внеурочной деятельности «Мир вокруг меня»

Важнейшей задачей является в младшем школьном возрасте формирование целостной картины мира,  осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём на основе...

Статья «Пути реализации современных подходов к духовно – нравственному воспитанию учащихся с ЗПР»

Статья «Пути реализации современных подходов к духовно – нравственному воспитанию учащихся с ЗПР»...