Беседа с обучающимися
материал

Нураева (Шихалёва) Дарья Сергеевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon beseda_po_narodnym_prazdnikam_rusi_v_osenniy_period.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа по народным праздникам Руси в осенний период.

(для младшего школьного возраста)

Цель: формировать интерес к народной культуре в процессе изучения традиций в праздновании осенних народных праздников и обрядов.

Педагог: Здравствуйте, сегодня мы познакомимся с вами с осенними праздниками которые праздновались на Руси и продолжаются праздноваться.

Вопрос: Вы любите праздники? Какие праздники вы знаете?

  • А какие из них народные праздники? Назовите их, если вы знаете. Как вы думаете, почему они считаются народными?

Ответ: Народные праздники определялись знаменательными датами солнечного календаря. Эти дни являлись вехами смены времен года, а так как силы природы в древности одушевлялись, то праздничные дни встречали и провожали закличками, песнями, играми, обрядами. Праздники отличали всем селом, все вместе.

- Какой  праздник отмечается 1 сентября? (День знаний). Верно, а вот в старину был обычай встречать осень. 1 сентября в день Семена -летопроводца пели осенние песни, прощаясь с теплым летом, и призывали осень с ее щедрыми дарами. Праздник «Осенины» длился целую неделю. Праздник проходил на поле. Пели песни.

Педагог: Давайте и мы с вами попробуем спеть песню, которая призывает осень:

Осень! Осень!

 Сноп последний посеем

 Приходи с ливнем,

 С хлебом обильным,

 Со льном высоким,

 С корнем глубоким,

 С толокой, обмолокой,

 Золотым венцом!

 Осень, осень на порог!

 Осенинщикам- пирог!

 За наше терпенье

  Вам угощенье!

  Мы пирог поели

  Еще захотели!

  Осень! Осень!

  Погости недель восемь!

  Со громами сильными,

   Со дождями, с ливнями,

   С перелетным журавлем,

  С обмолоченным жнивьем!

Педагог : Во время праздника был такой обряд: (инсценирование) Молодая девушка ходила в поле по кругу, а все остальные пели песню:

Где девица пела,

Где красная прошла,

Где махонька прошла,

Сарафаном потрясла,

Там рожь высока,

Умоложиста, густа:

С одного-то колоска

Умоложить три мешка.

На поле наряжали сноп-именинник венками, лентами и относили в дом к хозяину поля. Эти действия тоже сопровождались обрядовыми песнями (инсценирование):

 Хозяин (роль выполняет педагог):  Жали, вы, жали,

                                                             Жали- пожинали

                                                              Жнецы молодые,

                                                             Серпы молодые.

Жнецы (группа детей):

Нива долговатая

Постать широкая

По месяцу жали

           Серпы поломали

           В краю не бывали

          Людей не видали.

И дарили хозяину поля сноп.

После жатвы  парни кувыркались по полю и приговаривали (инсценировка). Каждому жнецу (ребенку) раздаются слова:

1-й ребенок: Яровая жнивушка, отдай мою силушку на долгую зимушку.

2-й ребенок: Нивка, нивка,

                      Отдай нашу силку

                      На рожь, на яровинку!

3-й ребенок: Мы тебя жали

                      Силку потеряли.

Вопрос: Русский народ слагал об осени, о хлебе поговорки и пословицы: Знаете ли вы пословицы и поговорки о хлебе или осени?

Ответы:

  • Весна красна цветами, а осень- пирогами.
  • Холоден сентябрь, да сыт.
  • Земля- тарелка: что положишь, то и возьмешь.
  • Хлеб- всему голова.
  • Без печки холодно, без хлеба голодно.
  • Что посеешь, то и пожнешь.

Педагог: Парни и девушки играли в осенние игры. Давайте и мы с вами поиграем в игру «Яблонька».

Выбирается из девушек яблонька. Яблонька становится в кругу. Вокруг нее водят хоровод, поют песню и выполняют танцевальные движения.

Педагог: 

Посадили яблоньку на горе-горе,

Расцветала яблонька на заре-заре.

Вырастай, яблонька, вот такой вышины.

Распускайся, яблонька, вот такой ширины!

Расти, расти, яблонька, в добрый час!

Попляши, (имя), поскачи для нас!

Дети: Ой, как наша яблонька да распустилася!- 2 раза

          Ой, как наша (имя) да закружилася!- 2 раза

          А мы нашу яблоньку всю трести будем,- 2 раза

          А мы сладки яблочки собирать будем.- 2 раза

          А мы нашу яблоньку всю пощиплем,- 2 раза

          Да от нашей Машеньки убежим вихрем!

Проговаривая каждую строчку вслед за педагогом и выполняя соответствующие действия, дети касаются яблоньки и разбегаются по своим местам. Кто последний занял место, тот- яблонька. Игра начинается сначала.

Педагог: Весь сентябрь чередой шли праздники. В день Ивана Постного   затевали рубку капусты. В день Святого Луки- Луков день- устраивали луковое ярмарки. В октябре тоже было немало праздников, но наиболее значительным был праздник Покрова (14 октября).

Вопрос: Кто знает, что это за праздник?

Педагог: История возникновения этого праздника уходит в глубь веков. В 910 году в Константинополе случилось видение: во время винощной явилась Богородица, с покрывалом в руках, и возвестила, что это спасительный покров. Белое покрывало она простерла над людьми и вознесла молитву о спасении мира от невзгод и страданий. В память об этом необычном событии и установлен праздник Покрова.

День праздника Покрова является в народном представлении межевым между осенью и зимой. Поэтому пословицы гласят:

  • До Покрова- осень, зам Покров- зима идет.
  • Покров- первое зазимье.
  • Покров землю покроет- где листом, а где и снежком.

С Покрова начинали играть по деревням свадьбы. Поэтому и слывет октябрь месяцем «свадебником».

  • Придет Покров, девке голову покроет.

Покрытие головы издревле было признаком замужества. И сейчас невеста на свадьбе покрытая фатой.

Вечерами девушки и парни устраивали посиделки, где могли присмотреться друг к другу. Посиделки проходили с играми, плясками, хороводами, песнями.

  • Давайте и мы с вами устроим посиделки (инсценировка). Дети делятся на группы, педагог раздает всем участникам слова.

Парни: Эй, девчата, встречай гостей!

Девушки: Милости просим на наши посиделки!

                 Хорошим людям и мы рады будем!

Парни: Чтой-то скучно у вас, девки.

Девушки: А вы давайте, развеселите.

Парни: А что? Мы себе не просто так,

             Я- плясать и петь мастак.

             А то вон Ероха- во как играет на гармохе

             Так что, держите ноги, обобьете все пороги!

И парни пели частушки (инсценировка)

Парни идут «стеной» на девушек:

  1. Вересовые кусточки, где вы вересилися?

Золотые ваши ручки, где играть училися?

А девушки им отвечают:

  1. Это чьи такие рыжие, отколь они взялись?

Поглядите-ка подружки, под барана завились!

Парни: Всю неделю не спалось, не пилось, не елось,

             Мне давно с тобой, девчонка, поплясать хотелось.

Девушки: Ты, миленок, не льсти,

                  Тебе меня не провести!

                  Я хотя и молодая,

                  Знаю как себя вести.

Парни: Мы к вам свататься не будем,

             Хоть собой гордитеся

             Никто замуж не возьмет,

             В девках насидитеся!

Девушки: Милый мой, не задавайся,

                 Ты не очень-то хорош,

                 Ты на Шарика, на Бобика,

                 На Тузика похож.

Вопрос: Начало ноября дает другой праздник «Кузьминки». Знаете, что это за праздник?

  • Кузьминки- по осени поминки.

Вопрос:

-Еще называли этот день «курьими именинами». Как вы думаете почему

- Ноябрь- время забоя кур, и обязательным блюдом на праздничном столе были курица и куриное яйцо.

Педагог: Кузьминками девушки начинали череду девичьих праздников. Праздновались они несколько дней. На эти дни девушки откупали в деревне просторный дом, приносили угощенье, накрывали на стол. На вечеринку приходили парни. Из соломы делали чучело, рядили в мужскую одежду, нарекали Кузьмой. Водили хороводы и искали ему невесту.

- Сейчас и мы с вами встанем в круг и поводим хоровод «Ходит царь». Девушки становятся в круг. Парень с чучелом в центре круга.

Ходит царь, ходит царь

По нову городу, по нову городу

Ищет царь, царь

Царевну свою, королевну свою

Где видали, где слыхали

Царевну мою, королевну мою.

Голос из круга: Э… вон она, царевна твоя, королевна твоя.

Парень, водивший чучело, надевает на голову любой девушки венок. Она выходит на середину круга, песня продолжается:

Ты возьми, ты возьми

Царевну свою, королевну свою

Заведи, заведи

Во новый городок, во новый городок.

Ты поставь, ты поставь

Посреди города, посреди широка

Ты заставь, ты заставь

И плясать, и скакать, и подскакивать

Голос из круга: Потанцуй, царевна!

Хор:                   Царевич велел!

Голос из круга: Потанцуй, царевна!

Хор:                   Царевич велел,

                           Молодой приказал,

                           Молодой приказал!

Все (кричат):    Поцелуй, царевна!

Все (поют): Царевич велел,

                    Молодой приказал.

Педагог: Затем неожиданно Кузьма умирал. Тогда ему устраивали похороны, укладывали чучело в деревянное корыто, уносили и сжигали.

Вопросы:

  1. Какие осенние народные праздники вы знаете?
  2. Какой праздник наш понравился вам больше всего?
  3. Чем вам запомнился это праздник, что в нем самое интересное?                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная беседа для обучающихся начальной школы "Друзья здоровья"

Данная разработка способствует формированию зорового образа жизни,познакомит обучающихся с основными группами витаминов А, В, С и их источниками. создаёт условия для развития компетенции здоровьесбере...

Презентация Беседа с обучающимися о толерантности

Толерантность- одно из важнейших качеств в жизни каждого ребенка, а умение помогать, понимать и принимать другого ребенка, своего сверстника, наиболее ценный дар для любого человека....

Беседа с обучающимися «Здоровый образ жизни»

Беседа, целью которой является -дать представление о том, что такое здоровье человека и здоровый образ жизни; пропагандировать здоровый образ жизни....

Беседа с обучающимися на тему "Не кури!"

Беседа с обучающимися, способствующая негативному отношению к курению....

Беседа с обучающимися о понятии "гражданственность", 3-4 класс (конкурс "Учитель года")

Очень сложное понятие "гражданственность" для начального образования раскрывается с помощью интеллек-карт, которую обучающиеся формируют в процессе работы и делают вывод об этом понятии....