Беседа с обучающимися
материал

Нураева (Шихалёва) Дарья Сергеевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pernatye_druzya_beseda.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа «Пернатые друзья леса».

      Ребята! Представьте себе мир без птиц, рощу без соловья, поле без жаворонка, городскую улицу без милых, вечно суетящихся   воробьев …

Кажется, мы так привыкли к ним, что порой не замечаем их. Но они рядом и часто нуждаются в нашем внимании и охране.

     Нет на свете более удивительных созданий природы, чем птицы, они способны преодолевать огромные расстояния, часто без пищи и не имея возможности укрыться от непогоды, они летят к себе на родину, чтоб вывести новое потомство, чтоб наши леса, парки, сады оглашались пением и радовали нас.

    Март – месяц весенний. Считается, что с прилетом грачей, скворцов и начинается весна. Позже, когда пригреет солнышко, и появятся много насекомых, прилетают кукушки, ласточки, стрижи, пеночки, мухоголовки и многие другие. Это огромная армия пернатых, которые охраняют наши посевы и леса от различных насекомых-вредителей. Поэтому птицы являются лучшими помощниками в борьбе за урожай. С каждым годом все больше внимания уделяется охране и привлечению птиц,  птицы являются врачами леса и если бы не великая армия птиц, погибли бы все наши леса.

     Страшны для леса гусеницы, бабочки, жуки и множество других насекомых. Они портят и поедают листья, траву, точат корни, стволы, ветви деревьев. У всякого растения есть свои страшные враги из насекомых. Наша задача – как можно больше привлечь насекомоядных птиц.

      Например, пеночки осматривают каждый листик, корольки – каждую хвоинку. Стаи синиц и дятлы заглядывают в каждую складочку коры и вытаскивают оттуда личинок, бабочек, жуков-короедов. Ведь растения не могут сами защищать себя от насекомых, а насекомые, в свою очередь, беззащитны против птиц.

    Например, с волосатыми гусеницами, которые очень вредны для леса, справляются кукушка, иволга. Дятел не только лечит деревья, но он еще и вроде плотника – за свою жизнь он выдалбливает десятки дупел, которые служат домиками для скворцов, мухоголовок, горихвосток, синиц и др. полезных птиц.

    Птицы приносят нам больше пользы, чем вреда. Например, поедая ягоды, косточки они уносят далеко  от дерева, а те  попав в землю, дают новые растения.

     Прожорливость птиц поразительна. Если бы человек обладая птичьим аппетитом, то он съедал бы каждый день 40 кг хлеба. Например, самая крошечная птичка наших лесов – королек – может уничтожить до 8-10 тыс. насекомых, а трясогузка за один день уничтожает столько насекомых, сколько весит сама. Семья скворцов за время гнездования съедает 8000 майских жуков и их личинок.

    Не за горами и наша северная весна, настоящая весна, когда зазвенит капель, зажурчат ручьи и наши таежные леса огласятся пением птиц – самым весенним звуком. Еще издревле приход весны у людей ассоциировался с прилетом перелетных птиц и всегда на Руси это был праздник. День птиц отмечают по всей нашей стране. Ежегодно, в дни весенних каникул в школах страны проводят праздники «День птиц». У многих других народов до сих пор существуют обычаи и обряды, связанные с прилетом птиц.

   Поэтому мы призываем вас, ребята, принять активное участие во встрече перелетных птиц, чтобы привлечь их в наши леса, парки, огороды. Для этого вам нужно изготовить для них искусственные гнездовья, в которых охотно поселяются скворцы, синицы, мухоголовки, воробьи и развесить их в своих микрорайонах, школьных дворах, парках. У нас самый многочисленный отряд пернатых – воробьиные, он составляет 63%. Ученые подсчитали, что если бы не птицы, нам бы пришлось страдать от различных эпидемий, а  леса исчезли бы на земле совсем. Значит, чем больше птиц, тем меньше комаров, мошек и слепней, меньше вредителей; на полях и огородах – больше урожая. И если исчезнет отряд воробьиных нашу природу ожидает крах.

      Поэтому мы призываем вас принять самое активное участие во встрече пернатых друзей.

Викторина к Дню птиц:

  1. Вьют ли перелетные птицы гнезда на юге? (нет)
  2. За что кукушку любят лесоводы? (уничтожает сибирского шелкопряда – мохнатых гусениц, до 100  насекомых)
  3. Назвать самую маленькую птичку наших хвойных лесов (королек)
  4. Из чего ласточки делают гнездо? (из глины, скрепляя ее слюной)
  5. Сколько раз в в день птицы подлетают к гнезду? (от 100-600 раз)
  6. Сколько яиц откладывают птицы? (1-22)
  7. Почему мы считаем птиц своими друзьями? (истребляют вредных насекомых)
  8. Какая птица совершает самый дальний перелет?  (полярная крачка. Ее гнездовья находится в Арктике. С наступлением зимы крачка улетает в Антарктиду, где лето. Когда наступает в Антарктиде полярная ночь, птица прилетает в Арктику).
  9. Какие птицы не садятся ни на земле, ни на воду? (стриж)
  10. Какие птицы прилетают к нам весной? (кукушка, славки, пеночка, мухоголовка, иволга, зарянка, совы, скворцы и др.).

 

Сценарий праздника

«ДЕНЬ ПТИЦ»

  • Миллионы лет назад появились первые пернатые. И доселе мрачный, населенный лишь динозаврами мир, Огласился птичьим пением.
  • А еще через миллионы лет зашагал по Земле человек, способный оценить это пение.
  • Поднял человек голову вверх, посмотрел в голубое небо, а в небе жаворонок! Поет, заливается, крылышками трепещет!
  • Поднял человек голову вверх – аиста увидел, который свил гнездо на вершине высокого дуба, как раз над крышей его дома.
  • Стоит аист на одной ноге, клювом щелкает, дробь выбивает, аистихе понравиться хочет!
  • Поднял человек голову вверх – а там орел парит, свободно, легко!
  • «Вот бы и мне так» - подумал человек, соорудил крылья и бросился вниз с колокольни.
  • Не единожды вниз бросался, прежде чем взмыл вверх, опираясь не на силу мускулов, а на силу своего разума. И родилась авиация.
  • Быстрее звука летают самолеты, куда там птицам. Но по экономичности полета пернатые недосягаемы. Синичка на одном грамме жира пролетает 100 км!
  • Оканчивают военные училища молодые штурманы. Корабль, самолет в любую точку Земли привести могут.
  • Но и птицы, возвращаясь к нам после зимовки, находят известные только им ориентиры и приземляются точнехонько на ту же самую поляну, с которой они стартовали осенью!
  • Пернатые прекрасно видят, и мы недаром говорим: «Зоркий, как сокол»! Они прекрасно слышат и поют!
  • Без них скучно в осеннем саду, и мы радуемся их возвращению весной. Да что говорить!
  • Птицы – это птицы!

  • Впервые День птиц, как массовый детский праздник стал проводиться в Соединенных Штатах Америки. Его организовал в 1894 году педагог из местечка Оил – Сити.
  • Вскоре День птиц стал проводиться как народный праздник во всех штатах страны, а также во многих странах Старого и Нового света.
  • Проник он и в Россию. Однако здесь праздник не отмечался так широко.
  • Вновь о Дне птиц вспомнили в нашей стране в середине 20-х годов.
  • В мае 1924 года юннатами Центральной станции юных натуралистов под Москвой было развешано несколько десятков дуплянок.
  • А через год ребята провели первый в стране официальный праздник День птиц.
  • В 1927 году День птиц подхватила вся Москва.
  • С 1928 года День птиц зашагал по всей стране.
  • В этот день мы вспоминаем о наших пернатых друзьях и помощниках, готовим им новоселье.
  • Сад без птиц – не сад!
  • Лес без птиц – не лес!
  • Миллионы вредных насекомых уничтожают они, оберегают наш урожай от мышей и полевок.
  • Сегодня мы говорим им СПАСИБО!
  • Сегодня праздник в их честь!

  • Возвращаются домой из далеких стран наши путешественники – птицы.
  • Они не вьют гнезда на чужбине и выводят птенцов только на родине.

Возвращаются певцы –

Наши старые жильцы.

От невидимых лучей

Побежал с горы ручей.

И подснежник маленький

Вырос на проталинке.

Возвращаются скворцы –

Наши старые жильцы.

Воробьи у лужицы

Шумной стайкой кружатся.

И малиновка и дрозд

Занялись устройством гнезд.

Носят, носят в домики

Птицы по соломинке.

                  ( Г. Ладонщиков)

Полюбуйся, весна наступает.

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят.

Скоро гости к тебе соберутся,

Сколько гнезд понавьют, посмотри!

Что за звуки, за песни польются

День-деньской от зари до зари!

                              (И.С.Никитин)

(Выходят малыши)

Мы школьники – ребята,

Приглашаем всех пернатых,

Прилетайте, кто захочет,

Мы вас любим очень-очень.

Мы овсом и ячменем

Кормим птичек за окном.

К нам обедать по привычке

Прилетают две синички.

Пара сизых голубей

И знакомый воробей,

А за ним его семья

И соседи и друзья.

(Под музыку песни «Скворцы прилетели» выходят птицы)

Птицы.      Здравствуйте, дети!

Дети.         Здравствуйте, желанные друзья!

Скворец (подлетев к синичке)

Здравствуй птичка – невеличка!

Здравствуй, добрая синичка!

Грач.

Здравствуй дятел наш приятель!

Дятел.

Расскажите, птицы,

Где вы побывали?

Расскажите, птицы,

Что вы видали?

Скворец.

В жарких странах жаркое лето,

Ни зимы, ни снега там нету.

Грач.

Бродят там слоны – великаны,

Целый день кричат обезьяны.

На стволах деревьев - лианы,

И еще растут там бананы.

Дятел.

Хорошо ли жили

Вдалеке от дома?

С кем вы там дружили,

В странах незнакомых?

Скворец.

Мы скучали по деревне,

По звенящему ручью,

По своречне, по деревьям,

По соседу воробью.

Дети.

ВСЕ МЫ РАДЫ ВАМ ДРУЗЬЯ,

БУДЬТЕ С НАМИ ВЫ ВСЕГДА!

Мы б стихи вам прочитали,

Песни спели, станцевали.

Сосны, ели, березы, клены…

Это лес – наш друг зеленый!

Добрый друг, шумит, поет

И в прохладную тень зовет.

А вы знаете, что для вас

Он загадки свои припас?

1.В лесу ночном кукует птица,

   Она назвать себя боится…

-Ку-ку, ку-ку! – не спит опушка,

А птицу эту звать …    (кукушка).

  1. Нам в хозяйстве помогает

И охотно заселяет

Деревянный свой дворец

Темно – бронзовый …  (скворец).

         

  1. На скале он строит дом.

Разве жить не страшно в нем?

Хоть кругом и красота, но такая высота.

Нет, хозяин не боится

Со скалы крутой скатиться –

Два могучие крыла у хозяина …  (орла).

  1. На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат.

На носу повисла капля,

Узнаешь? Ведь это …  (цапля).

  1. Все перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Взад – вперед по пашне вскачь,

А зовется птица… (грач).

      6. То не радуга, не пламя!

Что за птица? Угадай!

Целый день болтает с нами

Разноцветный …  (попугай).

  1. Кто без нот и без свирели

     Лучше всех выводят трели,

     Голосистее, нежней?

     Кто же это?  (соловей).

  1. В лесу под щебет, звон и свист

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово, дрозд – приятель!»

И ставит подпись … (дятел).

  1. Распустила хвост Жар – птица,

Он горит и золотится.

Из заморских к нам долин

Этот хвост принес павлин … (павлин).

  1. Я в любую непогоду

Уважаю очень воду.

Я от грязи берегусь –

Чистоплотный серый гусь … (гусь).

  • Настало время домашнего задания. Сегодня мы подводим итоги конкурса рисунков «Перелетные птицы».
  • Слово предоставляется ….

ШКОЛЬНОЕ ЛЕСНИЧЕСТВО

«БУРУНДУЧОК»

ИГРА – ВИКТОРИНА

«ВЕЛИКОЛЕПНАЯ СЕМЕРКА»

                                                                  подготовила

                                                                  педагог дополнительного                                          

                                                                  образования Баженова Т.В.

г. Нижневартовск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная беседа для обучающихся начальной школы "Друзья здоровья"

Данная разработка способствует формированию зорового образа жизни,познакомит обучающихся с основными группами витаминов А, В, С и их источниками. создаёт условия для развития компетенции здоровьесбере...

Презентация Беседа с обучающимися о толерантности

Толерантность- одно из важнейших качеств в жизни каждого ребенка, а умение помогать, понимать и принимать другого ребенка, своего сверстника, наиболее ценный дар для любого человека....

Беседа с обучающимися «Здоровый образ жизни»

Беседа, целью которой является -дать представление о том, что такое здоровье человека и здоровый образ жизни; пропагандировать здоровый образ жизни....

Беседа с обучающимися на тему "Не кури!"

Беседа с обучающимися, способствующая негативному отношению к курению....

Беседа с обучающимися о понятии "гражданственность", 3-4 класс (конкурс "Учитель года")

Очень сложное понятие "гражданственность" для начального образования раскрывается с помощью интеллек-карт, которую обучающиеся формируют в процессе работы и делают вывод об этом понятии....