Многообразие и значение дикорастущих растений Республики Башкортостан
методическая разработка (4 класс)

Мухамадиева Альмира Камиловна

Цель: вызвать интерес учащихся к изучению съедобных дикорастущих растений, произрастающих на территории Республики Башкортостан.

Задачи:

 

Образовательная:

  • дать представление об истории употребления дикорастущих растений в традиционном питании башкирами.
  • расширить и конкретизировать первоначальные представления о съедобных растениях Республики Башкортостан;

Развивающая:

  • уметь определять дикорастущие растения по внешнему виду,  запаху;
  • уметь сравнивать съедобные и ядовитые дикорастущие растения;

Воспитательная:

  • воспитать чувство гордости за богатства малой родины, стремление сохранить их.

Тип занятия – применение и совершенствование знаний, полученных в школе, на уроках ботаники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnogoobrazie_i_znachenie_dikorastushchih_rasteniy_rb.docx41.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская эколого-биологическая станция»

городского округа город Салават Республики Башкортостан

Методическая разработка занятия

 «Многообразие и значение дикорастущих растений Республики Башкортостан»

Автор: педагог дополнительного

образования

Мухамадиева Альмира Камиловна

Салават, 2020

Цель: вызвать интерес учащихся к изучению съедобных дикорастущих растений, произрастающих на территории Республики Башкортостан.

Задачи:

Образовательная: 

  • дать представление об истории употребления дикорастущих растений в традиционном питании башкирами.
  • расширить и конкретизировать первоначальные представления о съедобных растениях Республики Башкортостан;

Развивающая: 

  • уметь определять дикорастущие растения по внешнему виду,  запаху;
  • уметь сравнивать съедобные и ядовитые дикорастущие растения;

Воспитательная: 

  • воспитать чувство гордости за богатства малой родины, стремление сохранить их.

Тип занятия – применение и совершенствование знаний, полученных в школе, на уроках ботаники.

Оборудование: интерактивная доска, образцы дикорастущих растений (в мешочках), рисунки съедобных дикорастущих растений, пословицы и поговорки для украшения кабинета.

Ход занятия

  1. Организационный момент. Психологический настрой.

Педагогг: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня занятие проведу у вас я, Гузель Маратовна, педагог Детской эколого-биологической станции г.Салават.

- Для начала давайте с вами познакомимся.

- У вас на столе лежат ручки и бумага, напишите своё имя и переверните лицом ко мне (показ педагогом).

- Я буду говорить, вы повторяйте за мной.

Мы умные! Мы дружные!

Мы внимательные! Мы старательные!

Мы отлично учимся! Всё у нас получится!

- Отлично!

Я прочитала в газете «Комсомольская правда» письмо женщины, которая смогла выжить в блокаду Ленинграда. «Вся моя семья погибла от голода. Моя бедная сестра…я брела по улице, еле передвигаясь. И вдруг в окнах какого-то здания увидела крупные рисунки растений, которые можно есть. Рисунки спасли мне жизнь. И как я жалею, что моя сестра их не видела, она бы тоже была жива… 

Слайд 1.Эта статья настолько повлияла на меня, что я решила создать объединение «Дикорастущие растения Республики Башкортостан в традиционном питании башкир». А ведь и правда бывают экстремальные ситуации: и голод и когда человек остаётся один на один среди дикой природы, и вынужден как-то выживать. На помощь могут прийти дикорастущие растения, но очень многие не знают, какие растения можно есть – а вот они под ногами!

 Уверена, что необходимо изучать дикорастущие растения, знать какие среди них съедобные, которые могут спасти нас в страшный час.

- Какова же история употребления дикорастущих растений башкирами?

- Как различить съедобные и ядовитые растения?

- Как определить их по запаху и внешнему виду?

- Попробуем ответить на эти вопросы.

- Ребята, мы сегодня не будем делиться на группы, не будем соревноваться, попробуем вместе выживать и приглашаю вас в виртуальное путешествие в мир растений Башкортостана.

  1. Основная часть.
  1. Изучение нового материала.  

           Общее представление.

Видеоряд о красотах Республики Башкортостан ((звучит совр. мелодия)

                           Cлайд 2.  На территории Башкортостана встречается большое количество дикорастущих съедобных растений – более 1000 видов, которые издревле использовали в питании башкир. Наши  далёкие предки с удовольствием ели дикорастущую зелень, питались растительной пищей, много двигались и не страдали от недостатка витаминов. Работоспособность, выносливость, долголетие и здоровье было в их собственных руках! В голодные годы растения лугов и лесов спасали наших дедушек и предков от смерти.

 Слайд 3. -  Башкирский народ раньше жил кочевой жизнью: держали коней, занимались охотой, бортничеством, собирательством в летнее время. Земледелием кочевой народ не занимался, собирая щедрые дары природы,  жил в гармонии с ней.

  Диалог. Собирательская деятельность

- Какие дикорастущие растения вам приходилось есть?

Слайд 4,5,6,7,8 Сразу же после  таяния  снегов  и  высыхания почвы башкиры проводили сбор дикого лука «йыуа»  и употребляли как приправу. С конца  мая и до  середины  июля  собирали и ели травы, зеленые супы из борщевика «балтырган», "Был бы борщевик да сныть - и без хлеба будем сыты" (поговорка). "Это, бесспорно, один из вкуснейших овощей, которые мне приходилось есть" - Роджер Филипс, автор книги «Дикая пища».
 крапивы «кесерткэн», щавеля «кузгалак» и других съедобных растений. Июль считался периодом сбора ягод (елэк айы). Осенью башкиры выходили на сбор диких плодов и поздних ягод. Очень вкусны и полезны блюда из калины «балан», оказывающие благотворное действие на сердечную мышцу.  

Отдельные растения могут содержать много питательных веществ в тех или иных частях: в семенах, орехах, плодах, корнях, стеблях, листьях.

- Плоды каких деревьев и кустарников растущие в республике съедобны?

Слайд 9,10,11.  В плодах - у дикой яблони, рябины, смородины, малины, ежевики, черники, земляники, брусники, клюквы, шиповника. С пользой можно употреблять в пищу почки березы, липы, кору некоторых деревьев, таких как береза, вязь, ива, клен, сосна, осина, тополь. Внешнюю оболочку коры следует удалить. Внутренняя оболочка богата соками, её можно есть сырой.

- Ребята, как вы думаете, жёлуди дуба съедобны?

Жёлуди дуба издавна использовались человеком для получения хлеба. Они богаты крахмалом, белками, жирами, сахарами, витаминами. Дуб –первое хлебное растение, которое человек использовал в пищу. Наши прадеды знали простые и доступные способы обработки, где жёлуди приобретали приятный сладковатый вкус.

            Слайд 12,13. Съедобны и питательны листья одуванчика, крапивы, черемши, молодого щавеля, сныти обыкновенной, лапчатки гусиной, огуречной травы. Идут в пищу молодые листья, стебли и побеги цикория обыкновенного. А его корни содержат сахар, их используют для изготовления заменителя кофе.  Чай прекрасен с добавлением растения или их смеси: гречиха (листья и цветки), душица (стебель с листьями и цветами), земляника (листики, цветы и ягоды), крапива (листья), липа (цветки и листья), медуница (цветки, стебель, листья), мелисса (листья и ветки), первоцвет (цветки, листья), малина (листья, цветки), шиповник (все части растения), зверобой (стебель с листьями и цветами), мята (стебель с листьями и цветами), чёрная смородина (плоды, листья, веточки), черника (листья, плоды).

Слайд 14.

- Из дикорастущих растений можно готовить много вкусных и  полезных блюд (показ на слайдах)

Крапива - умас с крапивой, яичница с крапивой, омлет  с крапивой жареной, салат весенний (крапива, щавель, подорожник, одуванчик, зеленый лук)

Калина - напиток из калины, бэлиш с калиной.

Борщевик - суп из борщевика с салмой «балтырган  ашы»

  Черёмуха - асык  ауыз с черемухой (полуоткрытые сумсы), масло с черемухой  «шомортлы  май», пирожки с черемухой.

Земляника – пирог  закрытый  с земляникой.

Клубника - пирожки с клубникой

Яблоки - салат из яблок с цикорием, суп пюре из рябины и яблок.

Облепиха - облепиха в медовом желе

Щавель - суп из щавеля со свежей капустой

Листья одуванчика - винегрет из  листьев одуванчика и свежей капусты.

Смородина, малина - пирог  закрытый, со  смородиной и малиной.

Пастила (из разных ягод и фруктов: смородины, земляники, клубники,

брусники, вишни, черемухи, рябины, калины, яблок и др.).

   Слайд.  При сборе в пищу растений необходимо соблюдать осторожность и знать ядовитые растения. Так, к ядовитым относят: волчье лыко, вороний глаз, крушину ломкую, жимолость красную, паслен сладко-горький, ландыш майский, багульник болотный, дурман обыкновенный. Такие растения вырабатывают и накапливают токсичные вещества, которые могут вызывать поражение организма человека или даже смерть.

     Причиной отравления обычно является ошибочное употребление ядовитого растения вместо похожего на него съедобного. Существуют много растений, по виду и даже по вкусу похожих на пищевые, например:

Слайд. Корень петрушки, хрена, корень болиголова.

Внешне очень похож на корень петрушки, хрена корень болиголова –ядовитое растение. При отравление возникает тошнота, рвота, наступает паралич, начиная с ног. Причина смерти – остановка дыхания.

Слайд. Петрушка,   цикута

 Внешне похожа на петрушку, трава цикута – ядовитое растение.

При отравлении  появляется головная боль, слабость, затем человек теряет сознание, наступает смерть от удушья.

Слайд. Одуванчик, пазник укореняющийся

     Собирая листья и корни одуванчика, также не следует забывать, что может встретиться растение, очень похожее на одуванчик, но обладающее совершенно иными свойствами. Это пазник укореняющийся, отличающийся от одуванчика наличием опущения на всем растении. К счастью, пазник встречается сравнительно редко, но забывать о нем не надо.

Слайд. Борщевик, сныть обыкновенная, дудник лесной, вех ядовитый.

  При сборах борщевика сибирского, сныти обыкновенной и дудника лесного надо быть очень внимательным, чтобы не спутать их с ядовитыми растениями - болиголовом крапчатым и вехом ядовитым, называемым иначе цикутой. У борщевика цветки желтовато-зелёные,  приятный пряный запах.  При этом следует помнить, что болиголов имеет на стебле в нижней его части красноватые пятна, которых нет у других съедобных растений. Кроме того, болиголов в отличие от своих сородичей обладает неприятным мышиным запахом. Вех ядовитый произрастает около водоемов, по канавам и часто на неглубоких местах в воде.

           Необходимо соблюдать определённые правила безопасности при сборе растений:

  • Никогда не употреблять в пищу незнакомые ягоды и растения;
  • Растения, выделяющие на изломе млечный сок;
  • Ягоды с неприятным запахом.

  1. Закрепление изученного

Слайд «Лес»

- Мы добрались до леса.

- Ребята, давайте сделаем привал.

Слайд. - Нам попались 1. Земляника, ландыш майский, рябина.

- Ребята, которое из них съедобное? (земляника, рябина).

Слайд. 2. Шиповник, мята, вороной глаз.

Слайд. 3. Волчье лыко, липа, душица.

Слайд. 4. Дурман обыкновенный, крапива, мать-и-мачеха.

Слайд. 5. Дикий лук, калина, паслен сладко-горький.

- А вы умеете распознавать растения?

Загадки  «Узнай растение».

  1. Красива во время цветения. Особенно эффектна осенью своей красноватой листвой и ярко красными гроздьями сочных плодов. Плоды горькие, но полезные. Слайд Калина.
  2. У меня длинней иголки,
    Чем у ёлки.
    Очень прямо я расту в высоту.
    Если я не на опушке,
    Ветви - только на макушке.
    Слайд Сосна.
  3. Долгоножка хвалится:
    - Я ли не красавица?
    А всего-то - косточка
    Да красненькая кофточка!
    Слайд Вишня.

Задание «Растения и их плоды»

На слайде изображены растения и их плоды, ваша задача определить растение и его  плод.

Кустарник шиповника – сложный орешек или многоорешек.

Дерево калины (балан) – костянка

Дуб (имэн) – жёлудь

Кустарник черники – ягода

Дикая клюква –ягода

Дикая яблоня (алмагас) – яблоко

Слайд. Динамическая пауза «Мы идём по лесу».

- Мы на привале, так хочется чая вкусного!

- Найдём, чем можно нам утолить голод и жажду?

 Задание. На слайде изображения дикорастущих растений, определите растение и съедобно ли оно?

Ландыш майский, черемуха, волчье лыко, крапива,  мать-и-мачеха,  дикий лук, щавель, борщевик, дурман обыкновенный,

Динамическая пауза «Мы идём по лесу»

Задание «Определи кору дерева, которая  съедобна».

На слайде изображены деревья.

- Кора какого дерева съедобна?

Тополь, береза, дуб.

Ива, липа, осина.

Сосна, клён, дикая яблоня.

- Почки каких деревьев съедобны?

Липа, клён, осина.

Берёза, ива, тополь.

Задание «Определение по запаху»

- У меня в руках мешочки с травами (мята, душица, липа, земляника, зверобой, ландыш майский, крушина) вам необходимо определить по  виду и  запаху название растения.  

 Задание.

Слайд. Игра раздели «съедобное» и  «ядовитое»

- На доске названия растений. Ваша задача распределить эти растения на 2 колонки «съедобное» и «ядовитое».

Одуванчик, жёлуди, дикий лук, болиголов, вех ядовитый, душица, клюква, костяника, ландыш майский, почка липы, борщевик, земляника, волчья ягода, мать-и-мачеха, черемуха, мята, липа, вороний глаз.

Динамическая пауза…Идём дальше

Слайд. Охрана леса. Правила поведения в лесу.

- Ребята, вы прекрасная команда, у вас ответственное отношение к лесным богатствам Башкортостана.

- Как нужно вести себя в лесу?

Слайд.

Мультфильм «Пожарная безопасность»

  1. Заключительная часть

- Как вы понимаете слово «кочевой»? (башкиры постоянно меняли своё место обитания, это было связано с родом их деятельности: держали коней, занимались охотой, собирательством. Земледелием, кочевой народ не занимался)

- Молодцы!

- Назовите дикорастущие съедобные растения?

- Назовите растения «Двойники»?

- Плоды каких деревьев съедобны?

- Почки каких деревьев съедобны?

- Листья каких растений съедобны?

- Подводя итог нашего занятия, я надеюсь, что вы теперь имеете какое-то представление об истории употребления дикорастущих растений в традиционном питании башкирами, что вы сможете найти съедобные растения, которые растут у вас под ногами, определить их по внешнему виду, запаху и сможете спасти себя и других людей в страшный час испытаний.

- А также я надеюсь, что вы испытываете чувство гордости за богатства Башкортостана, стремление сохранить их.

- Надеюсь на наши встречи!

- На этом наше занятие завершается, мне было очень приятно познакомится с такими умными и старательными ребятами.

Слайд. - А теперь предлагаю повысить наше настроение  чаем с душицей «матрешкой» (одноразовые стаканы) и пирожками с калиной (помощники раздают чай с пирожками под  музыку).

Ведущий: уважаемые гости, обратите внимание  на нашего юбиляра: какой они у нас сегодня красивый, милый, а главное счастливый.

Одеваем Корону

Хөрмәтле ҡунаҡтар! Бокалдарҙы тултырайыҡ, беренсе тост: “Юбиляр өсөн”. Унын өсөн баҫып бокалдарҙы күтәрәйек. Музыка торжественная.

Песня “Тыуган кон”

День рождения — это ежегодный дар, данный человеку для того, чтобы порадоваться любви, расположению, которые питают к нему близкие, друзья и коллеги. Это было (например) весной 1984 года. Родился мальчишка, назвали его Айнур. А кто же лучше знает юбиляра? Отвечаем дружно на вопросы:

  1. Место рождения?
  2. Параметры при рождении?
  3. В какое время суток родился?
  4. Любимое блюдо?
  5. Любимое занятие, хобби?
  6. Любимый напиток?
  7. Любимый цвет?
  8. Любимая песня?
  9. Любимая певица?
  10. Где и как познакомились _Айнур__ и __Лиля__?

Ведущий: Давайте, с вами вспомним 1 тост какой был? (за юбиляра)

2 тост – “за здоровье родителей”. Какой же 3 тост?

Три главных тоста:

За юбиляра

Второй за родителей

  • Какой тост третий?

Третий __________

Ведущий: Егеттәр, бокалдарҙы тултырҙығыҙмы? Давайте поднимем бокалы и за этот тост _______.

Тост за  женщину, которая  рядом с юбиляром...>>

Музыка волшебная

Гости из других стран (заранее одеть мужчин)

- Оказывается позравить нашего именинника еще приехали гости

1. Встречаем 1-ую гостью из Средней Азии Гюльчатай.

2. Гостья из Европы, Мадонна

3. Верка-Сердючка

Ч А С Т У Ш К И

Мы бокалы все наполним,
Дружно выпьем мы сейчас,
И надолго мы запомним
Праздник, что собрал всех нас!

Реки винные пусть льются,
Будет всем нам веселей,
Гости радостно смеются
И кричат: «ещё налей».

Мы сидели за столом,
Пили, забавлялись,
Вот бы юбилеи такие
Каждый день справлялись!

Конкурс «Танцевальный»

1 пара –Сексуальная, танцует ламбаду. Все пары, т.е. девочка и мальчик цепляются за талию и все вместе танцуют ламбаду.

Задание: переложили руки на плечо соседа, переложили руки на талию соседа, переложили руки на коленки соседа, переложили руки на бедра соседа, на пятки, на левое ухо, на правое ухо и т.д.

2 пара -  башкирская плясовая

3 пара – восточный танец

4 пара – рок-н-ролл

5 пара – цыганочка

6 пара – лезгинка

7 пара – сиртаки

 

Игра «ФАНТЫ» (7 шаров, внутри цифры)

- Кладём шарик на стул и лопаем его (звучит муз.»Бананы лопала..)

- Достаём записку. Слушаем задание.

1.Для тебя спортивный час:
Ты побегай вокруг нас.
2.Ставьте ушки на макушки:
Этот фант споёт частушку
.
3.Выпала тебе работёнка:
Изобрази-ка нам котёнка.
4.Поклонись, улыбнись, 
И на место удались.

5. Весело на дне рождении нашем
Пусть этот фант нам рок-н-ролл спляшет

6.Вежливостью удиви
Руки всем вокруг пожми

7.Чтоб праздник был в порядке
Попляши-ка нам в присядку.

8. А ты веселей
Станцуй нам барыню скорей

9.Мальчик ты или девочка, 
покажи как прыгает белочка!

10.В валенках ты или в тапочках 
покажи как летает – бабочка!

11. На нашей гуляночке,
Станцуй нам цыганочку.
12.Как тебе не трудно,
Как тебе не лень,
Покажи как скачет
Молодой олень!

13. Ну и задание ,
Здесь прояви старание
Станцевать сегодня каждый рад
Весёлый танец маленьких утят!

14.Взлетай повыше и наверху
Три раза, громко
Прокричи "Ку-ка-ре-ку!"

15.Помощников троих вам надо
И этой дружною бригадой
Чтоб веселиться до упаду
Танцуйте страстную ЛАМБАДУ!

16.Говорю я улыбаясь,
Покажите не стесняясь,
Кинг-Конг громко как рычит
,
Кулаками в грудь стучит!


17.Какая радость, постарайся же в срок.,
Взобравшись на стул, прочитать нам стишок!

18.Пальцами нос ненедолго зажмите
Исполните песню ту, что хотите...
19.Как ходит модель, известно лишь вам
Отбросьте смущенье и покажите нам...

20.По залу пробегись скорей
Как тройка резвых лошадей

Мы бокалы все наполним,
Дружно выпьем мы сейчас,
И надолго мы запомним
Праздник, что собрал всех нас!

Реки винные пусть льются,
Будет всем нам веселей,
Гости радостно смеются
И кричат: «ещё налей».

Мы сидели за столом,
Пили, забавлялись,
Вот бы юбилеи такие
Каждый день справлялись!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира во 2 классе" Культурные и дикорастущие растения. Для чего человек выращивает культурные растения?"

Урок по УМК "Перспективная начальная школа" по теме:"Культурные и дикорастущие растения. Для чего человек выращивает культурные растения?"...

Межнациональное согласие в Республике Башкортостан

Этот классный час был посвещен  к году межнационального согласия в Республике Башкортостан....

презентация классного часа "День республики Башкортостан"

Презентация классного часа на тему "День республики Башкортостан"...

Культурные и дикорастущие растения. Для чего люди выращивают культурные растения?

- Выяснить:  для чего выращивают культурные растения?        - Назвать признаки, отличающие культурные растения от  дикорастущих...

Животные и растения Республики Башкортостан, их значение в природе и для человека

Учащиеся знакомятся с основными видами животных и растений Республики Башкортостан, с видами, занесёнными в Красную книгу РБ, а также с их значением в природе и для человека...