Природа - наш общий дом
методическая разработка (3, 4 класс)

Красильникова Светлана Александровна

В современном мире, когда остро стоит вопрос о защите и сбережении природы, важно, чтобы подрастающее поколение получало экологическое образование. В связи с этим необходимо уже с младшего школьного возраста воспитывать и обучать людей,  способных рационально использовать природные богатства, гармонично взаимодействовать с окружающей средой. Занятие экологической направленности разработано для учащихся 3-4 классов. Мероприятие адресовано учителям начальной школы, воспитателям ГПД, вожатым детских оздоровительных лагерей. В данной разработке используются здоровьесберегающие и природосообразные технологии, технология развития критического мышления, технология сотрудничества, методики развития творческих способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priroda_-_nash_dom_krasilnikova_s.a._zainsk.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Природа – наш общий дом

Красильникова Светлана Александровна

учитель начальных классов

 высшей квалификационной категории

МБОУ «ЗСОШ №3»

г. Заинска Республики Татарстан

Пояснительная записка

В современном мире, когда остро стоит вопрос о защите и сбережении природы, важно, чтобы подрастающее поколение получало экологическое образование. В связи с этим необходимо уже с младшего школьного возраста воспитывать и обучать людей,  способных рационально использовать природные богатства, гармонично взаимодействовать с окружающей средой. Занятие экологической направленности разработано для учащихся 3-4 классов. Мероприятие адресовано учителям начальной школы, воспитателям ГПД, вожатым детских оздоровительных лагерей. В данной разработке используются здоровьесберегающие и природосообразные технологии, технология развития критического мышления, технология сотрудничества, методики развития творческих способностей.

Цель: формирование навыков экологической культуры у младших школьников.

Задачи:

  1. Научить детей видеть и понимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому и использовать полученные знания в повседневной жизни.
  2. Помочь понять, для чего человек должен знать природные связи и не нарушать их, ибо нарушение влечёт за собой необратимые последствия для природы и всего человечества.
  3. Учиться строить своё поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней.
  4. Формировать гуманное отношение к окружающей природе.

Форма проведения: соревнование

Оборудование: ноутбук, колонки, жетоны с номерами, текст рассказа для каждой команды, разные предметы для конкурса «Идём в поход», три рюкзака, карточки с различными ситуациями для конкурса капитанов, открытки с изображением птиц, иллюстрации с ядовитыми растениями, карточки со словами: человек – воздух – растения – насекомые.

Ход занятия

Ведущий:  Вот и пролетел учебный год. Наступило долгожданное лето. Его с нетерпением ждут не только дети, но и взрослые. А что такое лето?

1-й ученик: Это много света!

2-й ученик: Это поле, это лес.

3-й ученик: Это тысячи чудес!

4-й ученик: Это тысячи чудес!

5-й ученик: Это в небе облака.

6-й ученик: Это быстрая река.

7-й ученик: Это яркие цвета!

Ведущий: Это в мире сто дорог, для ребячьих ног. Давайте же весело и дружно встретим солнечное лето. Закройте глаза и мысленно перенеситесь в летний лес, на берег реки.

(Включается аудиозапись «Голоса птиц», «Журчанье воды».)

Природа – наш общий дом. Всем и всему на Земле есть место. Как же нам не мешать друг другу и не навредить природе? (ответы детей).

8-й ученик:

Берегите Землю. Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики…

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю! Берегите!

Ведущий: Сегодня мы познакомимся с обстановкой в природе, расскажем о том, как охранять природу. Бороться за право быть лучшими экологами будут три команды. Предлагаю выйти поочерёдно к доске и достать из корзины жетон, на котором написан номер команды. Теперь я прошу команды занять места, выбрать капитана, придумать название и девиз команде. Первой команде надо придумать название по теме «Воздух», второй - «Вода», третьей - «Земля». Жюри будет оценивать вашу работу по пятибалльной системе.

Первый конкурс «Приветствие команд». (оценивается оригинальность названия, девиз, подходящий  к названию команды).

Второй конкурс «Лесная станция».

- Проверим, хорошо ли вы знаете природу. Постарайтесь правильно ответить на вопросы викторины.

Каждой команде поочерёдно читается вопрос. За каждый правильный ответ даётся 1 балл.

  1. Какая птица выводит птенцов зимой? (клёст)
  2. Какой жук носит название того месяца, в котором родился? (майский)
  3. Кто трижды родится? (бабочка)
  4. Какие птенцы не знают своей матери? (кукушата).
  5. Растет ли дерево зимой? (нет).
  6. Что выделяют растения? (кислород)
  7. Как называют тех, кто обижает зверей, ловит рыбу в запретных местах? (браконьеры).
  8. Как называется охраняемое место, где звери и птицы живут, не боясь людей? (заповедник).
  9. Слепыми или зрячими рождаются зайчата? (зрячими).
  10.  Какое дерево поглощает больше всего радиации и лучше других очищает воздух? (тополь)
  11.  Сколько ног у паука? (8).
  12. Что случается с пчелой после того, как она ужалит? (погибает).

Третий конкурс « Найди ошибки».

Сейчас вам будет предложен рассказ, в котором есть ошибки, которые надо обнаружить и исправить. Имейте ввиду, что ошибки не орфографические! (Каждой команде даётся листок с рассказом).

«Это было в пустыне. Охотники три дня гонялись за тигром, изнемогая от жары и зноя. Верблюды не выдержали и пали. Поддерживая друг друга, обжигая ноги о раскалённые камни и щебень, охотники едва добрались до большой реки. Здесь они утолили жажду, мучившую их, скинув пыльную одежду, бросились в воду. Долго плавали, а затем укрылись от палящего зноя в тени саксаульного леса, раскинувшегося у воды. Стали думать: что же делать дальше? Наконец сообразили: построили из саксаульных бревен плот и благополучно достигли ближайшего населённого селения…»

(Ошибки: 1) тигры в пустыне не водятся; 2) за три дня верблюды не могли пасть от недостатка воды; 3) саксаул – дерево без листьев, а потому сплошной тени не даёт; 4) древесина саксаула тяжелее воды, и плот сразу бы пошёл ко дну.)

Побеждает команда, которая нашла больше всего ошибок.

Физкультминутка

Утром бабочка  проснулась,

Улыбнулась, потянулась!

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

Слово жюри

Четвёртый конкурс «Идём в поход».

Ведущий: Вы наметили день, когда хотите пойти в поход. Как вы определите, какая будет в этот день погода? Назовите хотя бы одну примету. За каждую примету даётся 2 балла.

Например:

Вечером сильно стрекочут кузнечики – к хорошей погоде.

Пчёлы толкутся -  к ненастью.

Грачи пасутся на траве – к дождю.

Если пауков видно много - к хорошей погоде.

Туман над лесом стоит – к дождю.

Вороньё под тучи взбирается  - к дождю.

- В поход надо собрать рюкзак. На столе лежат предметы: котелок, фарфоровый чайник и чашки, подушка, зеркало, лопата, топор, железные блюдца, ведро, сарафан и т.д. Командам надо за определённое время выбрать самые необходимые для похода вещи. За правильно собранный рюкзак дети получают 5 баллов.

- Какие опасности могут подстерегать вас в походе? Почему нельзя оставлять мусор после пребывания на поляне в лесу? Почему важно уметь оказывать первую помощь пострадавшему человеку? (ответы детей).

Конкурс капитанов

Ведущий: Я попрошу выйти капитанов и выбрать одну из карточек. На карточке записаны различные ситуации, которые могут произойти во время похода. (Тепловой удар, укус насекомого, мозоль от обуви, ожег ядовитым растением и т.д.). Даётся 2-3 минуты на размышление. Капитаны рассказывают, как поступить в той или иной ситуации. Жюри оценивает ответы по пятибалльной системе.

Ведущий: Помните, что в природе множество растений. И если животные едят их, то они это делают с безошибочным инстинктом, позволяющим находить нужные и избегать опасные. Человек лишён этого инстинкта и ориентируется, в основном, на знания, которые может почерпнуть из книг и других источников. К ядовитым растениям относятся: осторолист, лилия, лютик, ирис, плющ, жасмин, волчьи ягоды, белладонна. (показывает). Растения красивы, поэтому ими надо любоваться, но нюхать и трогать можно только хорошо известные, так как не только сами части растения, но и их запах могут быть ядовитыми, а прикосновения к листьям некоторых растений вызывают ожоги, схожие с термическими.

Пятый конкурс «Птицы - наши друзья». (для обсуждения в команде)

- Почему говорят, что птицы - наши друзья? (ответы детей).

Задания:

  1. Кто появляется весной раньше: насекомые или птицы, которые едят насекомых?
  2. На столе – открытки с изображением птиц. Найдите и назовите, какая перелётная птица не строит собственного гнезда? (дрозд, пеночка, стриж, кукушка, зяблик, чайка).
  3. Какое выражение правильно:

– первыми к нам прилетают грачи, затем скворцы, а потом жаворонки;

– первыми к нам прилетают скворцы, затем грачи, а потом жаворонки;

– грачи, скворцы, жаворонки прилетают к нам одновременно.

Назовите птиц, которым грозит опасность от исчезновения.

(За каждое правильно выполненное задание команды получают 1 балл).

Шестой конкурс «Музыкальный».

Задание: исполнить песню о березе, ели, птицах, насекомых. (достаточно 4-х строчек).

- Можно ли в лесу слушать  громкую музыку? Почему? (ответы детей).

Ведущий: Вот и подходит к концу наше путешествие. Мы ходили в гости к лету, дышали свежим лесным воздухом, разглядывали деревья, растения, насекомых, любовались красотой природы. А теперь давайте подумаем, есть ли связь между словами: человек – воздух – растения – насекомые? (цепочка из слов прикрепляется на доску).

Получилась цепочка слов. А теперь возьмём металлическую цепь и уберём одно звено. Что произойдёт? Она, конечно же, разрушится. То же самое будет и с нашей цепью из слов. Итак, если мы уничтожим насекомых, что будет?...

- Как вы думаете, а имеет ли кто-нибудь право нарушить эти природные цепи?... В природе всё взаимосвязано. «Друзья, запомните навсегда: человек, погубив природу, погубит и себя, т.к. он сам – часть этой природы. Берегите всех зверей внутри природы. Убивайте лишь зверей внутри себя».

Слово жюри. Награждение команд.

В заключении мероприятия звучит песня М. Пляцковского  «Не дразните собак».

Использованная литература

  1. Савинова С.В., Гугучкина Е.Е. Нестандартные уроки в начальной школе (игры, соревнования, викторины, конкурсы, турниры, путешествия), - Издательство «Учитель», 2002.- 86 с.
  2. Кувашова Н.Г.  Праздники в начальной школе - 2, - Издательство «Учитель», 2001.- 129 с.
  3. Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4 класс. М.:ВАКО, 2004.- 320 с.- (Мастерская учителя).
  4. Максимова Т.Н. классные часы: 2 класс./ М.: ВАКО, 2011. – 272 с. – (Учебный год).
  5. Классные часы. 3 класс./ Сост. М.А. Фисенко. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2005. – 112 с.
  6. ОБЖ. 4 класс. Поурочные планы по программе 1-4/Сост. Н.А.Горбунова. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2004.- 128 с.
  7. Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах: Учебное пособие для студентов факультетов педагогики и методики начального образования педвузов. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 360 с.
  8. Экологическое воспитание младших школьников. В помощь учителям начальной школы. – Йошкар-Ола: Редакция журнала «Марий Эл учитель». 2000, -  56 с.
  9. Плешаков А.А. От земли до неба: атлас-определитель: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений /А.А.Плешаков. -12-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 222 с.: ил. – (Зелёный дом). – ISBN 978-5-09-022689-9.
  10. Плешаков А.А.  Зелёные страницы: кн. для нач. кл./А.А.Плешаков. - 4-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 223 с.: ил. – (Зелёный дом). – ISBN 978-5-09-045798-9.
  11. Педагогика здоровья. Программа и методическое руководство для учителей начальных классов. Под редакцией В.Н.Касаткина. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 336 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Природа - наш общий дом

Внеклассное мероприятие в начальной школе...

Экологический праздник: "Природа - наш общий дом"

Экологический праздник для 3  классов и театрализованное представление на экологическую тему ....

Природа - наш общий дом

Программа внеурочной деятельности по экологии для учащихся начальной школы....

Презентация "Природа - наш общий дом"

Презентация программы внеурочной деятельности по экологии для учащихся начальной школы....

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Мир природы и человека» начальное общее образование (для обучающихся с легкой умственной отсталостью, вариант 1) класс 3-4

Адаптированная рабочая программа по предмету составлена на основе требований к планируемым результатам Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихс...

Внеурочное мероприятие «Природа - наш общий дом»

Тема: «Природа - наш общий дом.»Тип урока: урок комплексного применения знаний.Цель: воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому, помочь учащимся осознать с...