Классный час в начальных классах на тему: «Детство, опаленное войной»
классный час

Махотина Анна Александровна

Классный час в начальных классах на тему:  «Детство, опаленное войной»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Краснобаковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида

Классный час на тему:

 «Детство, опаленное войной»

Подготовила:

Махотина Анна  Александровна

учитель начальных классов

Цель мероприятия: формировать у учащихся нравственные и патриотические качества.

Задачи мероприятия: 

- способствовать формированию у детей чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны;

- побуждать детей к изучению истории страны, к участию в военно-патриотических мероприятиях;

- познакомить с судьбой земляков – детей войны; 
- воспитывать  уважения к старшему поколению, гордости за земляков, живших в годы Великой Отечественной войны;

- воспитывать патриотизм, любовь к Родине.
Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, поздравительная открытка, сделанная руками детей, фонограммы.

Предварительная работа.

Деятельность учащихся

Поставленные задачи

Посещение школьной библиотеки, рассказ о пионерах – героях, принимавших участие в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками.

- формировать представления о Великой Отечественной войне;

- познакомить учащихся с пионерами-героями войны;

-воспитывать чувство патриотизма.

Разучивание стихотворения и песни о войне.

-воспитывать любовь к Родине;

-расширять знания об истории нашей страны.

-развивать память учащихся.

Изготовление поздравительной открытки к 70-ю Дня Победы.

-воспитывать уважение к старшему поколению;

-познакомить с техникой изготовления поздравительной открытки;
- воспитывать художественно-эстетический вкус, терпение, старание и аккуратность в работе. 

Ход мероприятия:

1.Вводная часть.

Показ ролика «Дети войны». Звучит песня И.Резника. (Слайд 2)

Учитель:С каждым весенним праздником Победы все дальше уходят от нас военные годы. Эта война уже представляется какой-то далекой. А между тем живые еще люди, которые помнят эту войну и могут рассказать о ней. «Дети войны» - так называют это поколение.В том далеком 1941 году они были мальчишками и девчонками. Так же, как и вы, они мечтали, дружили, любили, верили в счастливое будущее. Но у всех у них детство закончилось в один страшный день – 22 июня 1941 года. (Голос Левитана о начале войны)

Дальше – вой сирен, бомбежки, убежища, сожженные, разоренные дома, потеря близких и страстное ожидание победы (Слайд 3)

Ученик (Рещиков Илья):

А мы не стали памяти перечить

И вспомнив дни далёкие, когда

Упала нам на слабенькие плечи

Огромная, недетская беда.

Года пройдут, но эти дни и ночи

Придут не раз во сне к тебе и мне

И пусть мы были маленькими очень,

Мы тоже победили в той войне.

Учитель:Работая наравне со взрослыми, тысячи школьников выпускали вооружение и боеприпасы, внося свой вклад в священное дело борьбы с фашизмом. Часто к станку пристраивали приставки, чтобы юный рабочий мог дотянуться до рычагов управления. Они работали по 12-14 часов в сутки: стояли у машин и станков, выпуская продукцию, нужную фронту и тылу, сеяли, собирали урожай, рыли окопы, помогали тушить пожары и  разбирать завалы после бомбежек. (Слайд 4)

Учитель: На библиотечных часах мы с вами читали и говорили о детях- героях войны.

F:\пед. дебют\разработка внеклассного мероприятия\160320151307.jpg

Мальчишки и девчонкивашего возраста рвались на фронт, многие приписывали себе лишние годы, чтобы доказать свое право на борьбу. Дети воевалив составе действующей армии и уходили в партизанские отряды. Они хотели стоять в одном строю с отцами, старшими братьями и сестрами, когда Родина в опасности!

Чтение стихотворения.

Ученица (Зайцева Регина):

Мужали дети на войне,

Не по годам взрослели рано.

Глазёнки их в сто раз больней

Солдатам души жгли, чем раны…

Коль воля мне была б дана,

Тем детям, что войну видали,

Ну, может быть, не ордена,

Но «За отвагу» б дал медали! 

На заднем плане идет музыка.

Учитель: Давайте вспомним их имена и подвиги перед Родиной.(Слайд 5)

(слайд 6) Леня Голиков-партизан подпольщик, участвовал в подрыве железнодорожных и автомобильных дорог, уничтожении машин с боеприпасами и немецкими солдатами. Награжден орденом Красного Знамени и медалью «За отвагу».

(слайд 7) Зина Портнова- юная партизанка, распространяла антифашистские листовки, собирала оружие, оставленное при отступлении. Уничтожила не один десяток фашистов. Удостоена звания «Герой Советского Союза». Была расстреляна фашистами.

(слайд 8)Надежда Богданова-маленькая партизанка. Ходила в тылу врага и приносила ценные сведения в партизанский отряд, минировала фашистские объекты. Награждена орденами Красного Знамени, Отечественной войны I степени, медалями.

Учитель:Почтим минутой молчания всех этих ребят, которые погибли и были представлены к правительственным наградам за  защиту  нашей великой  Родины.

Минута молчания.(Слайд 9)

2.Основная часть.

Учитель:Сегодня мы узнаем о «Детях войны» нашего района, сейчас они ужепожилые люди.

Учитель: Как вы думаете, кто такие дети войны?

Учащиеся:Это дети, которые помнят войну и могут о ней рассказать.

Это дети, которые помогали Красной Армии, трудились на заводах.

Учитель: Во время посещения районного краеведческого музея, экскурсоводом музея Кориной И. Н. были представленочерк-воспоминаниенашей землячкиМ.Е. Ильиной (Кисловой),детство которой пришлось на суровые военные годы. Вот что вспоминает она о своём детстве:   (Слайд 10)

«В  моейсемье было 8 человек: отец, мать, два сына и четыре дочери. Когда началась война, двух моих братьев и двух сестер взяли на фронт, а отца мобилизовали в рабочий батальон в г.Горький. Он там подшивал валенки, рыл окопы. Яработала в колхозе.  Подростки делали все, что делали взрослые: сушили зерно, теребили лен, делали все сельскохозяйственные работы. У нас наравне со взрослыми была трудовая книжка, в которую заносились трудовые дни семьи, за которые выдавали муку, зерно. В 1943 году менявзяли на работу на завод «Заря» г. Дзержинска, там обучали работе на станках, собирать противогазы. Работали круглосуточно, посменно, без выходных, ездить домой не удавалось. Оба моибрата погибли на войне, а сестры вернулись домой.С радостью и болью на глазах мы встречали День Победы. Началась мирная жизнь, но только уже вшестером».

Учитель:Ученица 2 класса Смирнова А., корреспондент школьного музея, встретилась и побеседовала с заслуженным учителем СССРК.Н.Умайской (Жоголевой) вот что вспоминает она о своём военном детстве:(Слайд 11)

Ученица (Алена Смирнова) (Воспоминание  К.Н.Умайской отражено в школьной «Книге памяти»): «Очень трудной была жизнь все годы войны. Особенно страдали от голода, так как хлеба было мало. Любили грызть дуранду (корм для животных). Летом было легче: ягоды, грибы, крапива, щавель, клеверные головки, горох. Думаю, что мы выжили только по тому, что у них был огород и держали козочек. Собирали кору, веточки и траву, сушили их на крыше. Это был корм для коз на зиму. Корой топили печи. Собирали листья земляники, брусники, малины.Их отвар пили как чай, и как лекарство. Каждую субботу мы писали письма папе. (Слайд 12) Папа с фронта нам тоже часто писал. (Слайд 13) Когда бомбили Горький и было видно зарево мы очень боялись, мама уговаривала: «Это папа и другие бойцы бьют фашистов».

Учитель:На нашем мероприятии присутствует гость Ковалева Софья Ивановна. В настоящее время она находится на заслуженном отдыхе. Во время войны ей было всего 9 лет. Она была такой же как вы. Софья Ивановна поделится с вами своими воспоминаниями.

F:\пед. дебют\разработка внеклассного мероприятия\180320151309.jpg

(Примерный рассказ Ковалевой Софьи Ивановны).(Слайд 14)

- Наша семья была большая: мама, папа, я и младшие брат с сестрой. Как только началась война, папу сразу забрали на фронт. Мама работала в колхозе, я ходила в школу. После школы помогала маме, иногда пасла колхозных поросят. За то, что папа воевал, нам давали дополнительный паек. Мы с ребятишками помогали копать и собирать картошку, ходили за хворостом, за дровами.  В октябре 1941 года пришла похоронка на отца, так папы не стало. Близилась зима, продуктов становилось все меньше и меньше. Мама ездила в город Урень, там она одежду меняла на продукты. Из одежды себе оставляли что похуже. На ноги надевали обрезанные рукава от фуфайки и лапти. Весной, как только стаивал снег, мы ходили в поле собирать прошлогоднюю картошку, из которой пекли лепешки (жимы). Летом собирали крапиву и щавель, из них варили щи. За рекой собирали дикий лук. Так и жили, тяжело очень было, но мы выдержали и дождались Победы.

Учащиеся задают Софье Ивановне вопросы.

- Сколько Вам было лет, когда началась война?

- Что у Вас осталось на память об отце?

- Боялись ли Вы, что фашисты дойдут до нашего поселка?

- Видели ли Вы живых фашистов?

3.Заключительная часть.

Учитель:Наша встреча подходит к концу. Что бы Вы, Софья Ивановна, хотели пожелать нашим ребятам?  

Пожелание С.И. Ковалевой.

Учащиеся читают стихотворение под музыку«День победы» и дарят Софье Ивановне открытку.

Победа! Славная победа!

Какое счастье было в ней.

Пусть будет вечно ясным небо,

И травы будут зеленей.

Салют и слава годовщине

Навеки памятного дня.

Салют победе, что в Берлине

Огнем попрала мощь огня.

Салют ее большим и малым

Творцом, что шли путем одни,

Ее бойцам и генералам,

Героям павшим и живым-

Салют!

F:\пед. дебют\разработка внеклассного мероприятия\180320151310.jpg

Учитель:Спасибо за то, что пришли сегодня к нам. Очень приятно было услышать Ваш рассказ о том, ценою каких усилий вы и многие другие дети войны приближали День Победы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий классного часа для начальных классов «Знакомимся с гербом и флагом России»

Знакомство младших школьников с историей герба и флага России...

Папка классного руководителя в начальных классах

Папка содержи схемы, таблицы для заполнения сведений о классе. Представлена табличная форма работы с детьми девиантного поведения, детьми, стоящими на учёте в ПДН и т.д....

Визитная карточка классного руководителя-учителя начальных классов

Этот материал может использоваться на конкурсе "Учитель года"...

"Вставай, страна огромная!" Классный час для 1 класса, посвящённый событиям Великой Отечественной войны.

Что наши дети знают о Великой Отечественной войне? Проходит время. Это событие уходит в историю, но  "чтоб не забылась та война: ведь эта память - наша совесть, она, как сила, нам нужна"Предлагаю...

Презентация. Классный час в 3 классе, посвященный Дню героя - "Дети войны"

Классный час «Дети войны», посвященный Дню героя.Учитель начальных классов Соловьева Т.В.Дата проведения: 08.12.2017 Актуальность:         Патр...

КЛАССНЫЙ ЧАС в 3 классе «СЫН ПОЛКА. ДЕТСТВО, ОПАЛЁННОЕ ВОЙНОЙ»

В доступной и эмоциональной форме познакомить учащихся с жизнью сверстников в тяжелые годы Великой Отечественной войны, показать, что дети на ряду со взрослыми приближали Победу. Воспитывать патр...

Классный час в 4 классе «Эта память о прошлой войне не даёт мне покоя давно…»

Классный час, посвящённый 75-летию  Великой Победы, знакомству учащихся с судьбами родственников одноклассников,книгой "Память поколений" ....