Родительское собрание в 1 классе Телевизор, компьютер и режим дня
консультация (1 класс)

Балканова Наталья Николаевна

Убедить родителей в необходимости дозировать время ребёнка, проведённое у экрана.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_1_klass_3.docx23.8 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в 1 классе.

III ЧЕТВЕРТЬ

Телевизор, компьютер и режим дня

Цель: убедить родителей в необходимости дозировать время ребёнка, проведённое у экрана.

Материалы к собранию

     После любого труда необходим отдых. Учебные занятия – особый, умственный труд и требует он также обязательного отдыха.

     А каким должен быть отдых?

     Давайте вместе представим, как обычно отдыхают наши дети, вернувшиеся из школы. Если у них свободное время, то они включают телевизор и, как говорится, «культурно отдыхают». В настоящее время почти во всех семьях есть компьютеры, вот дети пока все «стрелялки» не проиграют – и не остановятся!

     Такой «культурный отдых» многих родителей устраивает: что ж ребёнок дома, на глазах, не подерётся, не ушибётся, стекло не выбьет, сидит в тепле. Но здесь есть важное «но».

     Спросите своих детей днями просиживающих у экрана телевизора, какая их любимая передача и что они смотрели, предположим, вчера. Ничего вразумительного они вам не смогут ответить. Смотрят всё подряд, а особенно то, что и взрослым-то смотреть не очень прилично.

     Не утруждая себя выбором, подходят к телевизору, щелкнут «пультиком» - и вот засветился экран. Для них не важно, начало это или конец передачи, о чём тоже неважно. Главное, на экране что-то показывают, там говорят, смеются, плачут,  в большинстве своём стреляют. Плачут, убегают, гудят машины, сменяются пейзажи… И детей занимает сам  сам процесс просмотра. Такая же ситуация при занятиях с компьютером. Игры, бесконечные игры: стрельба, пальба, да так, пока родители не возмутятся, что ребёнок не делает уроки, время ушло, пора бы и ложиться спать. И кроме скандала, траты здоровья – ничего хорошего для ребёнка нет.

     Он не читает, не гуляет, не занимается домашними делами, он прикован к двум экранам. Порой ведь так и бывает: перемещение от компьютера к телевизору, и наоборот. Даже уроки некоторые ребята делают с включенным телевизором, при этом утверждая, что он, дескать, им несколько не мешает.  А ведь не только мешает  - «забирает» здоровье!

     Приходит однажды бабушка ученицы и рассказывает столь знакомую всем историю: «Моя внучка очень устаёт в школе. Приходит из школы, ложится спать. В семь часов садится за уроки. В комнате у неё всё время работает телевизор. Внучка говорит: «Мне телевизор не мешает, я же не всё время его смотрю, а только время от времени».

     Уроки внучка делает до 12 часов ночи, родители не вмешиваются, с головной болью, она идёт в школу. Посоветуйте, что делать?

     Какой в этом случае можно дать совет? Это пример крайне беспорядочного режима дня, превратившегося в привычку. И при этом всё, казалось бы, объяснимо: школьница переутомлена, не высыпается, значит, сон после школы ей необходим. Уроки переносятся на вечернее время.

Телевизор предлагает развлечение, но при нём подготовка уроков растягивается на весь вечер и заходит за полночь. Получается порочный круг, выйти из которого трудно. Первое, что в этом случае надо сделать – это попуститься телепередачами, исключить на какое-то время их просмотр, чтобы наладить нормальный режим дня.

     Многие родители понимают, что зрелищность, которую предоставляет экран, отнимает много времени у ребят. Дети мало читают, мало гуляют, отключаются от всех домашних дел. И тогда родители принимают странное решение не подпускать детей к телевизору. Конечно, это уже крайность – лишать полностью детей интересных телепередач из-за собственного бессилия.

     Почему последнее время часты разговоры на тему «Телевизор и дети». «Компьютер и дети»? Очевидно, потому, что теперь уже ясно: долгое просиживание перед экраном не так безобидно, как казалось раньше.

     Прежде всего, страдает зрение. Для ребят, проведших полдня в школе, длительный просмотр телепередач утомляюще сказывается на органах зрения, что приводит к значительным дефектам.

     Это не значит, что совсем не стоит смотреть телевизор, тем более не подходить к компьютеру. Речь не о том. Если выбраны из программы одна-две получасовые или часовые передачи в день или непродолжительная игра за компьютером, разумеется, никакого вреда не будет. Надо, чтобы это и ребёнка устраивало, и были соблюдены санитарные нормы.

     Но данная, увы, задача подчас нелегко решается. Она требует организованности и дипломатичности от взрослого.

     Отношение к телевизору как к единственному источнику духовной пищи во многом формируется у детей под воздействием родителей. Если родители всё время проводят у телевизора, да ещё без разбора смотрят всё, включая рекламу, то, естественно, и дети в нём видят единственный вид отдыха. В наше время редко встретишь семью, где любовь к книге была бы семейной. Отпала очень хорошая привычка в семье устраивать громкие чтения, обсуждать прочитанное.

     Вот поэтому наше молодое поколение мало читает художественную литературу, нет на неё времени. Всё «пожирают» телевизоры и компьютеры.

     А как наши дети смотрят телевизор? Иногда даже телевизор стоит на их рабочем столе. При просмотре передач надо знать, как должен, как должен быть установлен телевизор, чтобы меньше утомлялось зрение. Исследованиями доказано, что телеэкран надо располагать не ближе 2 и не далее 5 метров. Просмотр лучше проводить в полуосвещённой комнате.

     Японские исследователи установили, что цветное изображение оказывает более существенное воздействие на зрительные рецепторы – световоспринимающие клетки. Глаза быстрее устают при восприятии цветного изображения, нежели чёрно-белого. Но опять, же всё зависит от того, сколько и как смотреть.

     Как видим, отдых у телевизора, а уж тем более у компьютера, довольно относительный, та как умственная работа, связанная с учёбой, сменяется также умственной, опосредованной экраном.

     Детей впечатлительных, склонных к фантазиям, неумеренные телепросмотры  приводят к перевозбуждению нервной системы.  Они не могут долго заснуть и видят «страшные» сны, во сне плачут, вскрикивают, просыпаются.

     Сидение у телевизора имеет ещё одну отрицательную сторону, поскольку это опять «сидение». Сидение за партой сменяется сидением за экраном, а ведь необходимо сидеть ещё над уроками.

     То, что наши дети мало двигаются, не получают нужной организму двигательной зарядки, - известный факт. Но всегда ли всё делается в семье, чтобы избежать малоподвижного образа жизни. И тут всё зависит от твёрдости и разумности взрослого.

     Согласитесь, очень знакомая картина: мама, папа смотрят телевизор, появляется сын с тетрадкой, возник вопрос. Папа с мамой так увлечены просмотром, что незаметно и сыночек присоединяется к ним, а когда спохватываются – чадо уж пора укладывать спать.

     Не надо забывать, что в  сутках 24 часа и, перефразируя известный закон Ломоносова, нужно сказать: если уж время «убудется», то оно нигде «не прибудется». Подсчитаем, каким временем располагают дети.

     С 13-14 до 20-21 часа – у детей младших классов. И вот в эти временные рамки надо включить обед, прогулку на воздухе, подготовку уроков, ужин, свободные занятия по интересам. Как видим бюджет времени не очень ограничен: 7-8 часов на всё про всё!

     Откуда же берётся время на «экран»? Или отрывается от времени на подготовку домашнего задания, или же от прогулки? И как ни прискорбно, но наши дети очень мало бывают на свежем воздухе, а это так важно для здоровья, о чём  всё громче говорят наши медики. Ведь не секрет, что у некоторых детей прогулка бывает только от дома до школы и обратно.

     И. М. Сеченов, русский физиолог, изучал действие отдыха на работоспособность руки. Он писал, что «работоспособность усталой руки повышается и работой ног и вообще всяким сильным движением тела». Объяснял он это тем, что исчезновение чувства усталости и повышение работоспособности появилось вследствие возникновения потока импульсов от работающих мышц.

     Если происходит переключение с одних групп «работающих» мозговых клеток на другие, то наступает настоящий отдых. Поэтому для школьника сидение у экрана не является тем отдыхом, который ему очень требуется после умственных занятий.

     Очень часто родители встречают отказ ребёнка в ответ на их требование отойти от телевизора, возникают конфликты между ребёнком и родителями. Но их может и не быть, если ребёнок чётко знает свой распорядок дня. И стоит родителям пойти на поводу, как налаженная система может «сломаться». Мы часто слышим умоляющее «ну ещё чуть-чуть», «ну хоть 10-15 минут, а потом это становится нормой. И вот опять отнято время от сна.

     А сон для организма, для нервной системы имеет огромное значение. Сон для детей – ничем не заменимое лекарство от переутомления, от истощения нервной системы, и часы его должны быть неизменны. Это важно как для того, чтобы дети быстрее засыпали, вырабатывая определённый ритм сна и бодрствования, так и для полного, глубокого сна.

     Чтобы засыпание не было затруднено, надо создать тишину. Заснуть в комнате, где работает телевизор, ребёнку сложно. Мешать ему будет телевизор и в соседней комнате, если он не приглушён.

     Приведём ещё один пример. Приходит мама, буквально со слезами на глазах: «Постоянно ссоримся с мужем, и всё это на глазах сына. Ребёнку пора спать, а папа смотрит или ждёт интересную передачу (живут в одной комнате). Тут уступить бы папе, ведь, наверно, здоровье сына важнее, так нет, папа встаёт в позу: я или сон ребёнка. Конечно, благоразумие папы должно взять верх…

     Безусловно, нельзя лишать ребёнка удовольствия посмотреть любимую передачу, но всё должно делаться разумно. Сколько времени дети могут проводить у телевизора? Чем меньше дети, тем меньше времени они должны проводить у экрана. И, что немаловажно, содержание передачи должно соответствовать возрасту. Например, любимая передача младших школьников «Спокойной ночи, малыши» длится 10-15 минут. Тематика её чисто детская, для них она понятна и интересна и не может утомить ребёнка.

     Но нередко случается так, что дети «свои» передачи не смотрят, а тяготеют к программам для взрослых (например, «Дом – 2»).  Поэтому всегда надо интересоваться, что же ребёнок там смотрит с таким вниманием! А избирательность программ сама собой не приходит, её надо воспитывать!

Подведение итогов.

- Каковы ваши мнения о сказанном?

- Кто-то не согласен или поделится собственным опытом?

- Какую тему следующего родительского собрания вы могли бы предложить?

- Заинтересует ли вас тема: «Настроение не пустяк»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к родительскому собранию на тему "Телевизор:его роль в жизни семьи и первоклассника"

Материал для подготовки к родительскому собранию "Телевидение:его место в жизни семьи и первоклассника"...

Презентация к родительскому собранию на тему: "Телевизор в жизни ребенка. За и против."

В данной презентации показаны положительные и отрицательные стороны влияния телевидения на воспитание младших школьников....

Родительское собрание на тему "Телевизор в жизни семьи и школьника

В последнее время психологам чаще приходиться сталкиваться с очень искаженным поведением детей. С одной стороны скованность и недоразвитие речи. С другой - сильная агрессивность и зашкаливающая демонс...

Родительское собрание в 1КЛАССЕ. Телевизор и компьютер в жизни семьи и первоклассника.

Третье собрание. Тема: Телевизор и компьютер в жизни семьи и первоклассника....

Родительское собрание во 2 классе на тему "Телевизор, компьютер и режим дня"

Беседа с родителями об отношении к телевизору, компьютеру, о соблюдении режима дня....

Протокол проведения родительского собрания. Конспект выступления на родительском собрании «Влияние бесконтрольного пользования компьютером на становление и развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста»

Протокол проведения родительского собрания. Конспект выступления на родительском собрании «Влияние бесконтрольного пользования  компьютером на становление и развитие детей дошкольного и мла...

Сценарий родительского собрания 2 класс. Тема собрания: «Просвещение родителей по теме «Компьютер и здоровье ребёнка»»

Цель собрания: - провести беседу с родителями по теме: «Компьютер и здоровье ребенка», обсудить плюсы и минусы использования детьми компьютера.Подготовительные мероприятия:- анкетиров...