"От малых до великих"
проект (4 класс)

Чернышева Елена Сергеевна

Для города Ликино-Дулево вопрос чистой воды является насущным. В последнее время возник острый дефицит чистой воды. Данное явление связано с загрязнением водоемов. Реки являются основным источником пресной воды в деятельности человека. Одна из актуальных проблем экологии – это проблема рек. С каждым годом потребность сбережения водных ресурсов возрастает. Россия является лидером по запасам пресной воды, но вода более 70% рек загрязнена и не подходит даже для технического использования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ot_malyh_do_velikih.docx27.07 КБ
Файл ot_malyh_do_velikih.pptx1.29 МБ

Предварительный просмотр:

Технология развивающего обучения

Развивающее обучение – это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реакцию. Целью данного вида обучения является подготовка учащихся к самостоятельному освоению знаний, поиску истины, а также к независимости в повседневной жизни. То есть оно основано на формировании механизмов мышления, а не на эксплуатации памяти. Учащиеся должны овладеть теми мыслительными операциями, с помощью которых происходит усвоение знаний и оперирование ими. Развивающее обучение – это обучение, содержание, методы и формы организации которого основываются на закономерностях развития ребенка.

В технологии развивающего обучения ребенку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей и анализ результатов деятельности. Каждый из этапов вносит свой специфический вклад в развитие личности.

Принципы, лежащие в основе технологии развивающего обучения:

  •  вне деятельности нет развития;
  •  знание учениками их собственных возможностей и результатов учения есть       обязательные условия их дальнейшего психического развития;
  •  ученик становится субъектом учебной деятельности лишь на основе таких личностных самообразований, как активность, самостоятельность и общение.

При организации учебной деятельности надо помнить, что ребёнок – самостоятельный субъект, взаимодействующий с окружающей средой. Учебный процесс строиться таким образом, чтобы в ходе его учащийся как бы «переживал» весь познавательный цикл полностью, осваивал его в единстве эмпирического и теоретического познания.
Урок начинается с оценки учениками того, что они могут, знают. Создается ситуация успеха, но в определенное время ребенок должен столкнуться с трудностью, с проблемой, для решения которой имеющихся знаний явно не хватает (ситуация продуктивного конфликта). Учащиеся определяют для себя, что именно они не знают, то есть ставят перед собой учебную задачу.

Методические приемы: 

  •  Использование специально отобранного дидактического материла
  • Сопоставление разных точек зрения на языковое явление (привлечение разных источников информации).
  • Создание ситуаций, способствующих введению учебной задачи: реальные речевые или языковые трудности (ошибки в речи, использование "лишних” вопросов, заданных на предыдущих уроках).
  • Исследовательский проект

Импульсом к поисковой деятельности могут быть коллизии. Они возникают тогда, когда:

- ребенок сталкивается с нехваткой (избытком) информации или способов деятельности для решения поставленной проблемы;

- он оказывается в ситуации выбора мнения, подхода, варианта решения и т.п.;

- он сталкивается с новыми условиями использования уже имеющихся знаний.

В таких ситуациях обучение идет не от простого к сложному, а, скорее, от сложного к простому: от какой-то незнакомой, неожиданной ситуации через коллективный поиск (под руководством учителя) к ее разрешению.

Реализация дидактического принципа «обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности» требует так отбирать и структурировать содержание, чтобы при работе с ним учащиеся испытывали максимальное умственное напряжение. Мера трудности варьируется в зависимости от возможностей каждого школьника, вплоть до прямой помощи. Но сначала школьник должен столкнуться с познавательной трудностью, которая и вызывает эмоции, стимулирующие поисковую деятельность ученика, класса.

Следовательно, обучение и развитие находятся в единстве, причем обучение, опережая развитие, стимулирует его, и в то же время само опирается на актуальное развитие. Поэтому обучение должно ориентироваться “на завтрашний день детского развития”.

В условиях научно-технического и социального прогресса возрастает потребность в усвоении человеком большого объема разнообразной информации, быстром обновлении знаний, совершенствовании умений. Туристско-краеведческая направленность в дополнительном образовании – это не просто приобретение знаний, а путь к их постижению, метод познания мира, явлений, времен, своеобразная школа понимания взаимосвязи общества и природы, культуры и науки. Комплексность образовательной среды туризма и краеведения способствует эффективному усвоению знаний, умений и навыков самовыживаемости в природной и социальной среде, активной социализации воспитанников, осуществлению всех направлений воспитания, формированию активного отношения к жизни и потребности в постоянном саморазвитии и самосовершенствовании.

Туристско-краеведческая деятельность во всех ее формах способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению родного края, приобретению навыков самостоятельной деятельности. Растущая отчуждённость между людьми вызывает необходимость использовать возможности туризма для формирования коллективизма, взаимовыручки и других социальных умений. В современных условиях, когда рушатся старые стереотипы патриотизма, именно туризм и краеведение, объединяющие в себе многие предметы и науки, могут стать эффективным средством обучения и воспитания школьников.

Поскольку школьный туризм неотделим от краеведческой работы, то есть углублённого изучения во время походов, экспедиций, экскурсий истории и природы родного края – своей малой родины, о нём можно говорить не только как об уникальном оздоровительном комплексе, но и как о  важнейшем средстве развития и воспитания.

Организация туристско-краеведческой деятельности даёт возможность решать ряд задач, стоящих перед системой дополнительного образования в настоящее время:

  • Осуществление более глубокого и прочного освоения учебного материала, значительное расширение кругозора учащихся;
  • Развитие способности аналитически мыслить, концентрировать внимание, наблюдать, сопоставлять.

Особое значение в туристско-краеведческой совместной деятельности детей и взрослых имеет социально-профессиональная роль педагога. Педагогические ценности служат определяющим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельности педагога и детей. Подходы к образованию с гуманистических позиций в целом, воспитанию и развитию личности ребёнка можно выделить несколько видов ценностей. В первую очередь к таким ценностям относятся личностно-позиционные, характеризуются отношением к людям, к себе, и людей к себе, основанные на восприятии другого человека как личности уникальной (индивидуальности), свободной, творческой и неповторимой. Ценность личности ребёнка, безопасность его развития, забота о беззащитном маленьком человеке, который подвержен огромной опасности без помощи умного и понимающего взрослого - вот позиция (на основе ценностей),  которая характеризует хорошего учителя.

Одной из сторон личностно-позиционных ценностей является стремление общаться и расширять круг общения. Всё это позволит самореализоваться, самоутвердиться каждому воспитаннику в социально полезной деятельности, а также изменить жизнь в социальной среде, сделав её интересной и полезной.

Цель создать условия и доступную образовательную среду для приобретения обучающимися позитивного социального опыта.

Задачи:

-  привить бережное отношение  к  водным ресурсам своего города;

-  прививать любовь к своей родине;

- обучение, оздоровление, профессиональная ориентация, социальная адаптация посредством вовлечения в туристско-краеведческую деятельность;

       -  вести просветительскую работу с учащимися;

       -  воспитание ответственности за себя и других, взаимоуважения, морально-волевых качеств.

Для достижения поставленной цели в работе предусматривается решение следующих задач:

В области образования:

  • расширение и углубление знаний учащихся, дополняющих школьную программу по окружающему миру, русскому языку, математике, литературному чтению, ОБЖ, физической подготовке;
  • приобретение специальных знаний по вопросам туризма и ориентирования, доврачебной медицинской помощи;
  • обеспечение выживания в экстремальных условиях, знакомство с проблемами экологии и охраны окружающей среды.
  • В области воспитания:
  • содействие гармоничному развитию личности, совершенствование духовных и физических потребностей;
  • формирование жизненной самостоятельности и волевых качеств;
  • деятельностное отношение к окружающей среде;
  • выработка организаторских навыков, умение вести себя в коллективе.
  • В области физической подготовки:
  • физическое совершенствование школьников – развитие силы, выносливости, координации движений в соответствии с их возрастными и физическими возможностями;

Дополнительное образование по отношению к базовому указывает на многие преимущества перед последним в создании условий для формирования у каждого ребёнка общественных представлений о самом себе и окружающем мире. Для этого мы используем следующие методы и формы проведения практических занятий туристско – краеведческой направленности:

  1. Метод  самореализации и самоуправления через различные творческие дела, участие в соревнованиях, походах, экскурсиях.
  2. Поисково-исследовательский метод (самостоятельная работа с выполнением различных заданий на экскурсиях и в походах).
  3. Метод подхода к образованию и воспитанию, предполагающий единство нравственного, физического, эстетического и других форм воспитания.

Формы проведения занятий:

  1. Классный час - это форма воспитательной работы классного руководителя в классе, при которой ученики принимают активное участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру. 
  2. Поход – более сложная форма практических занятий. Кроме темы и заданий, поход должен быть тщательно разработан, особенно в плане безопасности детей.

        

Воспитательный процесс при реализации программ туристско – краеведческой направленности включает:

  • развитие межпоколенческих связей;
  • формирование активной жизненной позиции и развитие социально-активной личности;
  • создание условий для самореализации в творческой деятельности;
  • Формирование у воспитанников гражданской нравственной позиции;
  • Формирование духовно и физически здорового человека;
  • Формирование установок на здоровый образ жизни;

Туризм и краеведение носят общественный характер, поэтому учащиеся получают навыки самоорганизации, самоуправления, самообслуживания. Занятия на свежем воздухе, физические нагрузки во время походов способствуют физическому развитию личности. Помимо этого, в процессе туристско-краеведческой работы школьники включаются в диалог с окружающим миром, знакомятся с людьми различных профессий.

Для города Ликино-Дулево вопрос чистой воды является насущным. В последнее время возник острый дефицит чистой воды. Данное явление связано с загрязнением водоемов. Реки являются основным источником пресной воды в деятельности человека. Одна из актуальных проблем экологии – это проблема рек. С каждым годом потребность сбережения водных ресурсов возрастает. Россия является лидером по запасам пресной воды, но вода более 70% рек загрязнена и не подходит даже для технического использования. 

Работа велась на базе Ликино-Дулевской школы №2 при поддержке скаутской организации, в частности дружины «Вектор», а также отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Орехово-Зуевского района.

Проект состоит из 4 этапов. 
1 этап. Реки города Ликино-Дулево. 
2 этап. Крупные реки Орехово-Зуевского района. 
3 этап. Крупные реки Московской области. 
4 этап. Крупные реки России. 

На каждом этапе проекта проходит работа по следующему плану:

  1. Сбор исторического материала и обобщение.
  2. Проведение классного часа.
  3. Прокладывание маршрута.
  4. Подготовка детей.
  5. Поход.
  6. Подведение итога (рисунки, сочинения, статьи, сбор альманаха).

На первом этапе  работы (2017 – 2018 учебный год) по изучению малых рек г.Ликино-Дулево мы выяснили, что в городе протекает три реки – Студёнка, Помрешиха и Лютиха. Изучалась история рек нашего города. Оказывается, не так давно реки были полноводными, в них водилась рыба, ходили суда, были организованы зоны отдыха для людей. Но все это осталось в прошлом. Помимо изучения истории рек обследовались прибрежные зоны, состоялось знакомство с растительным и животным миром, были проведены классные часы и родительские собрания в школе. Сейчас реки находятся в плачевном состоянии. Они обмелели, рыба ушла, от  зон отдыха ничего не осталось. Реки завалены ветками, мусором. Большинство жителей даже не знают названия рек.

По итогам 1 этапа работы были изготовлены эколого-агитационные плакаты, написаны статьи в «Своей газете», был записан видеоролик, который выложили в ютуб, установлен знак с названием реки в СНТ «Гора», проводилась очистка береговых зон своими силами, был выпущен альманах.

В ходе проекта детям прививалось бережное отношение к водным ресурсам. Общее дело сплотило детей и подростков. Ребята стали серьезнее относиться к природе.

В сентября 2018 учебного года начался 2 этап работы – изучение крупных рек Орехово-Зуевского района. Учащиеся познакомились с реками Клязьма и Большая Дубна, которые протекают через город Орехово-Зуево.

Мы прошли вдоль реки Клязьмы. Увидели, как в Клязьму впадает река Большая Дубна. Поразило нас это тем, что вода в  реках отличается по цвету. Т.к. в реке Большая Дубна много глины, вода в ней рыже-красного цвета. Это четко видно на фоне темно-синей Клязьмы. Познакомились с животным и растительным миром этих рек.

В современной воспитательно-образовательной системе дополнительного образования туристско-краеведческая деятельность рассматривается как эффективное средство, позволяющее решать в комплексе воспитание, обучение, развивая подрастающего человека в целом: эмоционально, интеллектуально, нравственно и физически. 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя Россия. Великое в малом.

Презентация к разделу  поекта....

Авторская программа : Культурные традиции от малого до великого (уроки нравственности в начальной школе)

Отличительной чертой  данной программы «Культурные традиции - от малого до великого»  (уроки нравственности в начальной школе) является то, что она вобрала в себя не только «малое» - вопрос ...

Великий подвиг великого народа ( разработка праздника к 70-летию Великой Победы).

Предлагаю разработку сценария праздника к 70-летию Победы Советского народа в ВОВ....

Материалы участия в районном конкурсе "Знай и люби свою малую Родину - Киржач", посвященном 70- летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг

Данная работа была представленна на районный конкурс "Знай и люби свою малую Рродину - Киржач", посвященный 70-летию Победы в ВОВ 1941-1945гг Шалдаевой Алиной, учащейся 3 класса МКОУ Першинская СОШ. Р...

" Моя малая Родина. Боевые действия за Матвеев-Курган во время Великой Отечественной Войны".

Данный классный час    способствует формированию у обучающихся, воспитанников понимания значения выражения: малая родина; способствует  воспитанию чувства уважения, гордости, патри...

Конспект урока окружающего мира. Тема "Великая война и великая Победа. Начало Великой Отечественной войны" (УМК "Школа России", 4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: «Великая война и великая Победа. Начало Великой Отечественной войны». Цели деятельности учителя: формировать представление о Великой Отечестве...