Великодушие-равнодушие
классный час (3 класс)

Конспект классного часа для 3 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx33.88 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 3

Тема урока: Великодушие-равнодушие.

Цель: Развить представление учащихся о достоинствах человека, ценность которых признана в обществе.

Задачи:

1.Способствовать развитию у учащихся мотивации к совершению добрых и гуманных поступков.

     2.Сформировать отрицательное отношение к человеческим порокам, безнравственному поведению.

     3. Воспитывать чувство ответственности за совершаемые поступки.

     4. Формировать позитивный опыт сотрудничества, умение наблюдать за своим поведением и отношением к другим.

Форма работы: фронтальная, групповая.

Ход урока

– Более точно поможет определить тему сегодняшнего урока высказывание «Вперёд чужой беде не смейся, голубок!» 

 – Над чем нельзя смеяться? (Над чужой бедой)

 – Беда – что означает это слово? (Горе, несчастье, боль) 2слайд

 – А если с вами случалась беда, что вы чувствовали?

 – А чужая беда. Как вы это понимаете?

 – Как называют людей, которые безразличны к чужой беде? (Равнодушные люди, не умеющие сопереживать беде)

 – Подберите антоним к слову «равнодушие». (отзывчивость) Какое качество проявляется у человека, который умеет сопереживать? (Сопереживание)

 – Какие два различных качества появились у нас? (Равнодушие и сопереживание)

 – И где мы можем увидеть эти два качества на уроке чтения? (В произведении)

 1.Начнём мы с одного рассказа В. Осеевой. Рассказ называется «ПЛОХО» 3 слайд- текст произведения

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалостно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

- Как вам не стыдно!

-А что стыдно? Мы ничего не делали! – удивились мальчики.

- Вот это и плохо, - гневно ответила женщина.

- Ещё раз скажите, как называется рассказ?

- И что же плохого сделали мальчики?

Ведь они не напускали пса, они никого не били. (Но они ничего и не делали, они остались равнодушны.)

Как вы думаете, о чём мы с вами будем говорить сегодня?  (О равнодушии.)

- Подберите слова – синонимы, близкие по значению к слову «равнодушие»

(Чёрствость, безразличие, наплевательство, зло)

- А теперь – слова антонимы, противоположные по значению слову «равнодушие»

( Отзывчивость, неравнодушие, сочувствие, сострадание, добро)

2.Произведение, с которым мы сегодня познакомимся – это литературное произведение  Иосифа Ивановича  Дика «Красные яблоки».

-Понравилось ли вам произведение?

- Что это за жанр? Докажите, что это - рассказ.

- Оправдались ли ваши предположения, о чём это произведение?

5. Первичная проверка понимания.

– Что вы можете сказать о Валерке и Севке? (Они поступали плохо. Они были равнодушны к чужой беде.)

 – Как бы вы поступили на их месте?

– Какую игру придумали мальчики? (Игру-соревнование на очки)

 – Это добрая игра? Они ведь ничего не делали, не толкали прохожих. Но нам всё-таки неприятно такое видеть.

 – Кто виноват в том, что на тротуаре образовалось «хрустальное озерцо»? (Коммунальная служба)

 – Что они должны были сделать?

 – Можно ли сказать, что они тоже были равнодушны к людям?

– Почему Валерка, когда пришла мама «стал помогать снимать пальто, чего раньше никогда не делал»?

 – Что произошло с Валеркой? (Он изменился)

 – В какой момент произошло это изменение? (Когда он понял, что эта женщина похожа на его маму)

 – А изменился ли Севка? Почему? (Его не коснулась чужая беда)

 – Он остался каким? (Равнодушным)

 – Как вы думаете, после этого случая изменится ли отношение Валерки к людям? А Севки?

- Смогут ли мальчики по-прежнему дружить? Почему?

- А какие отношения связывают ребят: дружеские или приятельские?

- Как вы понимаете, кто друг, а кто приятель? (карточки)

Прочитайте определение этих слов по словарю (2 ученика зачитывают определение слов по словарю).

- Так кто же является другом по определению из словаря?

- Какими качествами должен обладать друг?

ЧЕСТНЫЙ   ЖЕСТОКИЙ   ЗЛОЙ   ЧУТКИЙ   РАВНОДУШНЫЙ    ОТЗЫВЧИВЫЙ

- Так мальчики были друзьями или приятелями?

- С кем из них вы бы хотели дружить? Почему?

 – Почему рассказ называется «Красные яблоки»?.

 (Красный цвет – это цвет тревоги, опасности.   Красные яблоки на снегу – это как свет, вспышка.  Мальчик Валерка понял, что они с Севкой вели неправильную игру)

 – О чём самом главном хотел сказать автор своим произведением? (Умейте сопереживать чужому горю)

3.Обсуждение сказки Х.Г. Андерсена «Девочка со спичками»

— Какое впечатление произвела на вас сказка?

-О ком она? (о маленькой девочке, продавщице спичек;)

— А о чем она? (О том, что в далеком прошлом очень трудно  жилось  бедным  людям, в том числе и детям)

— Для чего автор написал это произведение?

(Писатель хотел, чтобы люди были внимательнее к окружающим.

Сказочник хотел донести до нас то, что нужно проявлять  сострадание  к  тем, кто в  нас  нуждается.

Автор хотел, чтобы мы не проходили  мимо  тех, кому плохо).

4.Обсуждение произведения А. Платонова «Юшка».

- Каким предстает перед вами Юшка?  А дети?

(Юшка – добрый, терпеливый. Дети – злые, жестокие, равнодушные).

- Почему дети, которые только начинают жить, а значит, не должны ещё научиться злу и ненависти, терзают Юшку? Чего они ждут от него? (Дети удивлялись тому, что он не сердится, не закрывает лицо, не ругает, не отвечает им. Они хотели разозлить, рассердить его.)

Как Юшка отвечает на их жестокость?  Обижается ли он на них?  Почему?

(Бросают в него камни, кричат, донимают ударами. Движет детьми не злоба и не ненависть, они ждут естественной реакции от человека – злом отвечать на зло. Зло для детей – это и источник радости и веселья. Им хочется, чтобы он «отозвался им злом и развеселил их». Он верил, что нужен им, для него любовь – это источник тяготения людей друг к другу).

-Какие чувства у вас вызывают взрослые в рассказе? Они равнодушные, очень жестокие люди.

- Что значит слепое сердце?

Иногда человек не задумывается о том, что он творит зло.        

- Подберите к записанному понятию слова, которыми вы бы смогли объяснить значение выражения «слепое сердце»:

эгоизм жестокость равнодушие черствость           

  -Такими качествами обладали люди, окружавшие Юшку. Но он их прощал.
«Слепое сердце» бывает у человека, не способного понимать другого, жертвовать собой, делать добро или даже замечать его, любящего только самого себя, не испытывающего жалости и сострадания к другим.

– Прочитайте предложенные высказывания и попробуйте выбрать то, которое больше всего подходит к теме нашего урока-мастерской.  Докажите.

Уважай в себе и других человеческую личность.
Д.И. Писарев

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.
Б. Паскаль

Великие души переносят страдания молча. 
Ф.Шиллер

Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека. 
М Горький

“Старая мудрость говорит: не плачьте об умершем – плачьте о потерявшем душу и совесть”.
В. Распутин

“Возлюби ближнего своего, как самого себя”.
Библия

5.А сейчас, я прочитаю стихотворение замечательной поэтессы Агнии Барто, которое подходит к нашей теме.

Мы не заметили жука

И рамы зимние закрыли,

А он живой,

Он жив пока,

Жужжит в окне,

Расправив крылья.

И я зову на помощь маму:

-«Там жук живой!»

-«Откроем раму!»

-Почему я включила это стихотворение в нашу беседу?

- А как поступили бы вы?

Зная определение слова равнодушие, я думаю, вам легко будет решить несколько задач.

Вам необходимо прочитать ситуацию, понять и ответить на вопрос: "Можно ли сказать, что в данной ситуации проявляется равнодушие? Объясните, почему вы так думаете.

Задача №1.

В семью взяли маленького красивого котенка. Все играли, забавлялись с ним. Он подрос и начал прыгать на шторы, драть обои и многое другое. В один прекрасный день, терпенье лопнуло, и котик оказался на лестничной площадке соседнего дома.

                                                         Задача №2.

Коля играет в спектакле главную роль. Слова выучены, репетиции прошли. Но в намеченный час спектакля, герой не пришел. Ребята пытались дозвониться, но безрезультатно. Позже выяснилось, что мальчик с родителями уехал на пикник, на природу.

                                                         Задача №3.

Мама попросила Катю купить в магазине продукты. Катя спросила продавца о свежести молочных продуктов. Продавец ответила: "У нас всегда все свежее"  Когда покупки уже были на столе, выяснилось, что срок реализации (годности) творожных сырков давно истек.

                                                          Задача №4.

В переполненный автобус зашла старушка. И хотя она передвигалась хорошо, было видно, что ноги ее устали. Встала она у сиденья, где сидела 13 – летняя девочка, да так и простояла здесь до конца своей поездки.

                                                          Задача № 5.

14 – летняя Маша была дома и делала уроки, когда пришла мама и сказала: "Я дочка – приболела, помоги мне, пожалуйста". Маша  встала, обняла маму, налила воды и подала нужную таблетку, а потом снова села за уроки.

В 8 часов вечера пришел с работы папа и принялся готовить ужин. Ужинали они поздно вечером, а мама в это время уже спала.

                                                              Задача №6.

В больницу поступил тяжелобольной одинокий старик. Ухаживать за ним было некому.

Санитарки, как им положено, приносили еду и ставили на тумбочки.

Через некоторое время забирали нетронутые тарелки. А старик с каждым днем слабел и с трудом открывал глаза.

В заключении мы с вами посмотрим историю про мальчика

ВЫВОД: нельзя быть равнодушными не только к человеку, но и ко всему живому. Мне кажется, мы с вами очень хорошо потрудились сегодня, и каждый сделал для себя вывод: «Равнодушие – враг доброго человека». А в нашем классе только добрые дети.