Программа "Каждый день доброе дело"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Синёва  Наталья Александровна

Программа внеурочной деятельности , расчинанная на 4 года по 1 ч в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arpsa_ec_yi_rary_yr.docx46.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №3 имени Ленинского комсомола»

РАССМОТРЕНО

на педагогическом совете

Протокол № 1

от  ___ августа 2019 г.

УТВЕРЖДАЮ

директора школы

_______________ Тюрина Г.Н.

Приказ № ___ от ___ августа 2019 г.

Рабочая программа

внеурочной деятельности

муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

«Средняя школа №3

имени Ленинского комсомола»

Название программы – «Каждый день доброе дело»

Направленность программы – социальное направление

Возраст детей – 6-11 лет (1-4 класс)

Сроки реализации программы – 4 года

Составитель программы  - Синёва Наталья Александровна

 

г. Гагарин

  1. Пояснительная записка.

Программа по внеурочной деятельности «Каждый день доброе дело» (социальное направление) составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартов (утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»), Основной образовательной программой начального общего образования.

Цель программы: воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, инициативности, сознательности, уважительного отношения к людям и результатам труда, коммуникативности и причастности к коллективной трудовой деятельности;  развитие творческих способностей, логического и технологического мышления, глазомера и мелкой моторики рук.

Задачи:

  • воспитание бережного отношения к окружающей среде,
  • выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах,
  • формирование навыков культуры труда, позитивного отношения к трудовой деятельности;
  • участия учащихся в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
  • формирование гуманных начал жизни в социуме через совместную творческую деятельность;
  • формирование мотивации к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Сроки реализации программы.

Внеурочная программа «Каждый день доброе дело» рассчитана на четыре года обучения. Общее количество часов 136 часов.

1 класс — 33 ч (1 ч в неделю).

2 класс - _34 ч (1ч в неделю).

3 класс — 34 ч (1ч в неделю).

4 класс — 34 ч (1 ч в неделю).

Формы и режим занятий.

  • тематические занятия;
  • практические занятия;
  • беседы;
  • конкурсы;
  • соревнования;
  • викторины на знание правил дорожного движения;
  • настольные, дидактические, ролевые и подвижные игры;
  • экскурсии;
  • демонстрация фильмов и видеороликов;
  • беседы с интересными людьми.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

В ходе реализации программы «Каждый день доброе дело» обеспечивается достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

На I уровне ученик имеет представление:

  • о качествах личности и нравственных нормах поведения; 
  • о своих желаниях, потребностях, чертах своего характера, о своих достоинствах и недостатках;
  • о конфликтах и способах их разрешения;
  • об основных моделях коммуникативного поведения;
  • о правилах поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на улице, в транспорте и др.

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

На II уровне

  • соблюдает нравственные нормы поведения;
  • умеет анализировать поступки свои и других людей;
  • способен вступать в контакт и вести разговор с собеседником;
  • владеет коммуникативными моделями поведения, общения и взаимодействия с людьми в разных жизненных ситуациях;
  • адекватно отвечает на просьбы, чувства, приветствия замечания, возражения, отвержения и т.д.

Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения.

На III уровне имеет опыт:

  • использования норм и правил поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на улице, в транспорте и др.;
  • адекватно откликаться на просьбы, чувства, приветствия, замечания, возражения, отвержения и принимать помощь других и т.д.;
  • адекватной самооценки, ответственности за свои поступки;
  • взаимодействия с взрослыми и сверстниками в различных ситуациях;
  • самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.

В ходе реализации данной программы у школьников будут достигнуты следующие результаты:

Личностные результаты:

  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, умение сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей;
  • сформированность моральных норм и правил поведения
  • сформированность первоначальных навыков общественно-полезной и личностно-значимой деятельности.

Регулятивные результаты:

  • умение видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки;
  • ставить и удерживать цели;
  • составлять план своей деятельности.

Коммуникативные результаты:

  • проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения поставленной задачи;
  • взаимодействовать при решении задач;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы.

  1. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Содержание раздела

Формы организации

Виды деятельности обучающихся

Блок «Наследие»

Цель: развитие у школьников гражданственности, патриотизма, т.е. формирование важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни.

Содержание раздела способствует созданию у детей ярких эмоциональных представлений о нашей Родине, об окружающем мире и приобщению к национальным традициям; формирование устойчивой мотивации к изучению истории родной страны, родного края, воспитание уважения к нравственному опыту представителей старшего поколения.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир; свобода личная и национальная, доверие к людям; воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Тематические занятия; практические занятия; беседы; конкурсы; соревнования; викторины; настольные, дидактические, ролевые и подвижные игры; экскурсии; демонстрация фильмов и видеороликов; встречи  с интересными людьми.

В процессе освоения программы «Каждый день доброе дело» младшие школьники учатся:

вести диалог, слушать собеседника, излагать и аргументировать свою точку зрения, сотрудничать со взрослыми, работать в команде, выступать перед аудиторией знакомых и незнакомых людей; развитие воображения, творческих способностей, повышение познавательного интереса;

ставить цели, планировать свою деятельность, контролировать и анализировать её успехи и неудачи на каждом этапе выполнения работы.

Ученики овладевают начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности, связях между ними, согласно содержанию своей работы; получают навыки работы с источниками информации.

Младшие школьники вовлекаются в реальную практическую деятельность.

Блок «Я в мире людей»

Цель: усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и образовательного учреждения — овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности. Развитие практических навыков, направленных на помощь людям ближнего и дальнего окружения, чувства ответственности за их настоящее и будущее.

Содержание раздела направленно на воспитание уважения к людям труда, формирование  у учащихся доброты и милосердия, адекватного представления о доброте и добрых делах; использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни, развитие умения и навыков творческой деятельности.

Ценности:  нравственный выбор;   жизнь и смысл жизни;  справедливость; милосердие; честь; достоинство;  уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие,

ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Модуль «Мир вокруг нас»

Цель: развитие практических навыков, направленных на помощь природе, чувства ответственности за состояние окружающей природной среды, формирование экологической культуры.

Содержание  раздела позволяет  развивать  у учащихся интерес и любовь к природе, к ее охране и преобразованию, увлекать учащихся перспективами природоохранной деятельности, формировать у детей познавательное и эстетическое отношение к окружающей природной среде; обучать детей правильному поведению и деятельности в природе.

Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

Блок «Ты и твое здоровье»

Цель: формирование у школьников системы знаний и убеждений, обеспечивающих духовное отношение к себе, к своему здоровью, к окружающему миру. Получение элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости здоровья физического, нравственного (душевного), психологического, психического и социально – психологического.

Содержание раздела помогает понять, как нужно заботиться о своем здоровье; обогащает учащихся валеологическими знаниями, развивает чувство ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. Приобщает учащихся к занятиям спортом.

Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое.


  1. Тематическое планирование.

Тематическое планирование. 1 класс.

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Введение. Праздник «Здравствуй, школа!»

Беседа «Мой путь от дома до школы».

Час развития «Давайте познакомимся».

Экскурсия. Знакомство со школой.

Экскурсия в музей, посвященная Дню освобождения Смоленщины от немецко-фашистскизх захватчиков.

Экскурсия в музей, посвященная Дню освобождения Смоленщины от немецко-фашистскизх захватчиков.

Час развития. Проведение диагностики воспитанности класса.

Подготовка КТД «Здравствуй, осень золотая!»

Практикум «Правила поведения в общественных местах».

Подготовка КТД «Мы теперь не просто дети – мы теперь ученики».

Трудовой десант по уборке класса.

Зимующие птицы. Составление плана помощи птицам.

Акция «Каждой пичужке  - своя кормушка».

Участие в акции «Доброе дело».

Беседа «Гордимся и помним». Экскурсия в школьный музей.

Практикум. «Мастерская Деда Мороза».

Подготовка КТД «Новогодние забавы».

Трудовой десант по уборке класса.

Презентация «Моя семьЯ». Выставка семейных реликвий.

День здоровья на природе с проведением подвижных игр на воздухе.

Подготовка КТД «Богатырские забавы».

Подготовка КТД «А, ну-ка, девочки!»

Экскурсия в музей. Гжатск (Гагарин) во время В.О.В.

Экскурсия в музей. Гжатск (Гагарин) во время В.О.В.

Экскурсия в краеведческий музей  «Знай наш край».

Экскурсия в краеведческий музей  «Знай наш край».

Трудовой десант по уборке класса.

Подготовка КТД «От кареты до ракеты».

День здоровья на природе с проведением подвижных игр на воздухе.

Практикум. Правила ухода за комнатными растениями.

Подготовка КТД «Поклонимся великим тем годам».

Трудовой десант по уборке класса.

Подготовка КТД «Ура, каникулы!»


Тематическое планирование. 2 класс.

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Вводное занятие. Мероприятие «Что такое «хорошо» и что такое «плохо».

Знакомство с парком. Породы деревьев и кустарников, произрастающие в  парке возле школы.

Выбор дерева. Индивидуальные  проекты о своем дереве «Наше дерево».

Поиск информации о пользе деревьев и кустарников для человека, о правилах посадки и ухода за саженцами.

Посадка именных деревьев и кустарников с помощью родителей на школьной территории.

Праздник «День дерева»

Проект «Хочешь быть здоровым – будь им» (долгосрочный)

Мини проекты «Для чего нужна пища?»

Презентация «Любимое блюдо моей семьи», составление книги «Полезные семейные рецепты».

Конкурс рисунков: «От улыбок хмурый день светлей!» или «Полезные привычки – наши сестрички».

Мероприятие «Здоровому – все здорово».

Проект «Экологический театр»

Экологическое просвещение. Подготовка костюмов и декораций.

Постановка экологических мини-спектаклей. Экологическая сказка  «Про речку».

Инсценировка и показ экологической сказки младшим школьникам, воспитанникам детского сада.

Проект «Твори добро, дари надежду»

Беседа «Твори добро другим во благо»

Участие в благотворительных акциях «Подарок другу», «Книга в подарок».

Изготовление подарков-сувениров для детей - сирот

Проект «Дети – ветеранам»

Беседа: «Тяжелые годы моей страны» Встреча с ветеранами.

Поиск информации о ветеранах ВОВ .

Акция «Подарок ветерану».

Экскурсия в школьный музей.

Трудовой десант «Красная гвоздика» (уборка мемориала в память о павших воинах). Возложение цветов.

Подготовка концерта «Этот День победы».

Проект «Кто работает на родной земле?»

Беседы с приглашенными родителями об их профессии.

Сбор информации о людях труда и их профессиях

Экскурсии на предприятия нашего города. «Все профессии важны, все профессии нужны».

Детское творчество. Составляем рассказы «Кем я хочу стать в будущем», выпуск стенгазеты «Мы ими гордимся»

Подготовка мероприятия «Труд кормит и одевает»

Проект «Красная площадка»

Посадка на участке  растений. Уход за растениями.

Выпуск экологический газеты, листовок, буклета «Береги природу!»

Итоговое занятие.

Трудовой десант по уборке территории школы «Наведем порядок на планете»

Тематическое планирование. 3 класс.

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Введение. Праздник «Здравствуй, школа!»

Практикум. Мой вклад в работу класса.

Не жгите опавшей листвы. Создание плакатов и развешивание в общественных местах

Что значит быть бережливым? Создание листовок.

Акция «Мы уважаем старших!». Создание поздравительных открыток для бабушек и дедушек.

Акция «Мы уважаем старших!». Создание поздравительных открыток для бабушек и дедушек.

Проект «Учительница первая моя».

Создание газеты ко Дню учителя. Подготовка концернтых номеров.

Операция «Чистокласс». Генеральная уборка класса.

«Книжкина больница». Ремонт книг в библиотеке

«Книжкина больница». Ремонт книг в библиотеке

Проект «Наши руки не знают скуки». Подготовка декораций для классных спектаклей.

Проект «Наши руки не знают скуки». Подготовка декораций для классных спектаклей.

Практикум. «Мастерская Деда Мороза».

Практикум. «Мастерская Деда Мороза».

Акция «Покормите птиц зимою». Изготовление и установка  кормушек, кормление птиц в зимний период

Изготовление и установка  кормушек, кормление птиц в зимний период.

Акция «Хлеб всему голова!» Экскурсия в пекарню. Просветительская работа о бережном отношении к хлебу.

Акция «Хлеб всему голова!» Экскурсия в пекарню. Просветительская работа о бережном отношении к хлебу.

Мой подарок для папы. Подготовка к празднованию 23 февраля.

Мой подарок для папы. Подготовка к празднованию 23 февраля.

Мой подарок для мамы.  Создание поздравительной газеты, выступлений к 8 марта.

Мой подарок для мамы.  Создание поздравительной газеты, выступлений к 8 марта.

Проект «Домашние заботы». Отчет «Мои домашние дела»

Проект «Домашние заботы». Отчет «Мои домашние дела»

Проект «Домашние заботы». Отчет «Мои домашние дела»

Трудовой десант.

Акция «Подарок ветерану».

Подготовка концерта ко дню победы.

«Акция «Белые журавлики». Изготовление бумажных журавликов, запуск у обелиска.

Операция «Подарок малышам».

Создание небольших поделок для дошкольников

Копилка добрых дел. Самоанализ деятельности данного направления.

Копилка добрых дел. Самоанализ деятельности данного направления.

Тематическое планирование. 4 класс.

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Введение. Праздник «Здравствуй, школа!»

Практикум. Мой вклад в работу класса.

Проект «Растения моего края». Сбор и оформление гербариев. Презентация папки.

Проект «Растения моего края». Сбор и оформление гербариев. Презентация папки.

Операция «Подарок малышам». Изготовление пособий для наглядности  первоклассникам.

Операция «Подарок малышам». Изготовление пособий для наглядности  первоклассникам.

Акция «Мы уважаем старших!». Создание поздравительных открыток для бабушек и дедушек.

Проект «Учительница первая моя». Создание газеты ко Дню учителя. Подготовка концернтых номеров.

Подготовка концернтых номеров ко Дню учителя

Рейд-смотр «Как живешь, учебник?» Создание памяток о правильном хранении учебных принадлежностей.

Презентация памяток среди первоклассников.

Операция «Чистокласс»

Проект «Наши руки не знают скуки». Изготовление костюмов для классных мероприятий

Практикум. «Мастерская Деда Мороза».

Практикум. «Мастерская Деда Мороза».

Акция «Покормите птиц зимою».

Изготовление и установка  кормушек, кормление птиц в зимний период.

Мой подарок для папы.  Подготовка к празднованию 23 февраля.

Мой подарок для папы.  Подготовка к празднованию 23 февраля.

Мой подарок для мамы.  Создание поздравительной газеты, выступлений к 8 марта.

Мой подарок для мамы.  Создание поздравительной газеты, выступлений к 8 марта.

Проект «Наша школа – чистый и цветущий сад». Работы по подготовке рассады цветов, высадке ее в на клумбы.

Работы по подготовке рассады цветов, высадке ее в на клумбы.

Работы по подготовке рассады цветов, высадке ее в на клумбы.

Работы по подготовке рассады цветов, высадке ее в на клумбы.

Акция «Домик для птиц». Изготовление и развешивание скворечников. Наблюдение за птицами.

Акция «Домик для птиц». Изготовление и развешивание скворечников. Наблюдение за птицами.

Трудовой десант.

Акция «Подарок ветерану».  Подготовка концерта ко дню победы.

Акция «Подарок ветерану».  Подготовка концерта ко дню победы.

«Акция «Белые журавлики». Изготовление бумажных журавликов, запуск у обелиска.

Операция «Спортивный праздник».

Подготовка и организация спортивных состязаний для младших школьников.

Копилка добрых дел.  Самоанализ деятельности данного направления


  1. Учебно-методическое обеспечение программы.

  1. Алябьева Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М., 2003.
  2. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Изд-во Ростов. ун-та, 1983
  3. Глущенко А. Г. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе. М.: Просвещение. 1990
  4. Гульянц Э. К., Базик И. Я. Что можно сделать из природного материала: Кн. для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1991
  5. Мирошкина М. Учимся создавать социально значимые проекты. Нар. образование. – 2006.


Выполнение рисунка или плаката «Мы дружим с физкультурой и спортом».

1

Беседа «Что означают наши имена».

1

Защита проектов «Мое имя».

1

Итоговое занятие. Сочинение «Мои открытия в проекте».

1

Практическое занятие по ПДД. Экскурсия по микрорайону школы.

1

Беседа «Чему я могу научить своих друзей».

1

Содержание курса внеурочной деятельности

1 класс.

Тема 1. Введение.

Знакомство с планом работы по программе. Выбор актива класса.

Практическая работа. Диагностика обучающихся в начале года: определить уровень воспитанности первоклассников, отношение учащихся  к сверстникам, родителям, другим взрослым людям, к объектам живой природы и предметам мира. Выбор атрибутики: название объединения, девиз, речевка, песня.

Блок «Я в мире людей».

Тема 2.  «Давайте познакомимся!», «Мои друзья».

Знакомство со школой (создать условия для безболезненной адаптации детей к школе) и освоению роли ученика. Знакомство со школой, школьным двором, школьным стадионом, пришкольным участком. Знакомство детей друг с другом. Самопрезентация учащихся «Чему я могу научить своих друзей». Беседа «Правила поведения в обществе». Внеклассное мероприятие «Доброта приносит счастье людям». Формирование этических норм поведения в обществе и в общении друг с другом. 

Практическая работа: Проведение игр: «Знакомство» и «Интервью»; изготовление альбомов (индивидуально) (рисунки + весёлые истории). Игры-упражнения («Подбери ласковое имя для друга» и т. д.); составление рассказов о своем имени.

Ориентирование детей в школе и пришкольном дворе, изучение правил перехода улицы, изучение дороги от школы до дома. Игры «Мы на проезжей части», «Мы пассажиры». Рисование макета «Мой путь от дома до школы» с указанием опасных мест и вывешивание макета в фойе начальной школы.

Блок «Наследие».

Тема 3.  «Моя семья».

Ознакомление детей со значением своего имени (человек должен дорожить своим именем, поступками, делами). Формирование представления о собственном «Я»; ознакомление с понятием «семья» (это остров любви, терпения, послушания, спасения), учить устанавливать простейшие родственные связи между людьми. Родословная в трех поколениях. Знакомство с семьей ученика. Произведения о семье. Стихи, пословицы и поговорки о семье. Презентация «Моя семьЯ». Праздник с участием детей и родителей «День семьи».

Практическая работа: заполнение анкеты «Условные обозначения», составление родового дерева (родословного цветка), коллективного альбома «Моя семья»(рисунки, фотографии, стихи детей). Выставка семейных реликвий «Секреты бабушкиного сундука», выставка «Семейное хобби». Вернисаж «Моя семьЯ». Творческое рассказывание детей по темам «Выходной день в моей семье», «Мои близкие», «Наши любимые питомцы», «Наше путешествие», «Мир семейных увлечений», «Как я помогаю дома».

Блок «Мир вокруг нас».

Тема 4. «Птичья столовая».

Беседа «Спешите делать добрые дела». Зимующие птицы. Составление плана помощи птицам. Изучение кормов для зимующих птиц. Виды кормушек для подкормки птиц зимой. Помощь птицам в перезимовке. Мероприятие «Ели и опушки снег запорошил, сделал я кормушки, хлеба накрошил».

Практическая работа: заготовка корма для зимующих птиц; знакомство с зимующими птицами; чтение книг о птицах. Изготовление кормушек для птиц (с помощью родителей), акция «Каждой пичужке  - своя кормушка». Подкормка птиц зимой; наблюдение за посетителями кормушек. Изготовление листовок «Помогите птицам зимой!».

Блок «Ты и твое здоровье».

Тема 5.  «Хочешь быть здоровым – будь им».

Понятие о физическом воспитании. Влияние физического воспитания на организм. Значение утренней зарядки; гигиенические требования к её выполнению. Мини-проект «Распорядок дня»: представить распорядок дня в виде творчески оформленной самостоятельной работы с иллюстрациями на бумаге. Цели проекта: проанализировать свой день, распределить все важные и обязательные дела по времени, найти баланс времени между работой и отдыхом. Формировать у учащихся позитивное отношение к соблюдению режима дня, наглядно продемонстрировав его большое оздоровительное и воспитательное значение и другие немаловажные преимущества (экономия времени, возможность больше успеть и при этом меньше устать и др.); привить стремление следовать определенному режиму дня.

Составление Дневника здоровья (как следить за своим режимом дня и т.д.).

Как настроение? (Настроение в школе). Я пришел из школы. Я – ученик. Как сделать сон полезным. Сущность и приемы закаливания организма, его роль в борьбе с простудой и в укреплении здоровья человека. Закаливание холодом. Водные процедуры – необходимый элемент закаливания.

Практическая работа: изучение упражнений для утренней зарядки. Разучивание оздоровительных минуток («Сотвори солнце в себе», «Упражнения животных»).

Знакомство с приемами закаливания организма. Пять правил правильного закаливания. Как закаляться. Обтирание и обливание.

Конкурс семейных комплексов утренней гимнастики. Ведение «Дневника здоровья». День здоровья на природе с проведением подвижных игр на воздухе.

Выполнение рисунка или плаката «Мы дружим с физкультурой и спортом».

Блок «Мир вокруг нас».

Тема 6«Зеленый друг».

Знакомство с комнатными растениями. Значение комнатных растений для человека. Комнатные растения в помещении и их влияние на самочувствие людей. Познавательное, эстетическое и гигиеническое значение, условия содержания, правила расстановки комнатных растений с учетом приспособленности к условиям существования.

Правила ухода за комнатными растениями. Знакомство со способами размножения комнатных растений. Посадка и уход за комнатными растениями. Озеленение класса. Сбор информации о своем растении из книг. Подготовка и защита сообщений. Ведение наблюдения за растением, регулярный за ним уход. Экологическая почта. Разработка Письма  зеленому  другу. Викторина «Знаете ли вы комнатные растения?».

Практическая работа:  выращивание комнатных растений для озеленения классных комнат. Рисование портрета своего растения. Сочинение о своем растении стихотворения, рассказ и т.д. рисование запрещающих знаков в защиту своего друга-растения. Фотоконкурс «Комнатное растение у меня дома». Коллективное создание альбома «Комнатные растения».

Итоговое занятие. Подведение итогов за год. Сочинение «Мои открытия в проекте». Задание на лето.

2 класс.

Тема 1. «Здравствуй, школа!»

Мои добрые дела. Мероприятие «Дорогою добра».

Практическая работа: В ходе мероприятия дети создают тематический коллаж, исполняют песни, создают поделку «Доброе солнышко». Учащиеся, изготовив и подарив друг другу поделку, испытывают единение с классным коллективом, тем самым формируются личностные нравственные положительные установки.

Блок «Я в мире людей».

Тема 2. «Забота и внимание».

Беседа «Доброта, отзывчивость, милосердие». «Будем милосердны к старости».Чтение и обсуждение рассказа «Бабка» В.Осеевой. Беседы о жизни и добрых делах бабушек и дедушек. Подготовка концерта к празднику «День пожилого человека». Акция «Визит вежливости». Праздник «Согреть своим сердцем».

Практическая работа: Изготовление панно в подарок пожилым людям из реабилитационного центра. Мини-проект «Цветы в подарок»: выращивание комнатных растений для реабилитационного центра. Уход за комнатными цветами.

Блок «Мир вокруг нас».

Тема 3. «Книжкина неделя», «Книжкина больница».

Беседа «Люби книгу». Чтенье – лучшее ученье. История возникновения первой книги. Идем в библиотеку. Правила поведения в библиотеке. Книга – народная мудрость. Наши читательские умения. Как относится к книгам. Приведем в порядок свои учебники.

Практическая работа: собираем загадки о книгах, пословицы и поговорки. Рисование иллюстраций, к какой-либо общеизвестной книге, рассказу, сказке, а затем из этих иллюстраций составление книжки-самошивки.

Рисование рисунка о любимой книге и составление рассказа о ней.

Акция «Книжку жалко!» (помощь в подклеивании, «лечении» книг).

Изготовление плаката «Берегите книгу» и развешивание в начальной школе.

Блок «Ты и твое здоровье».

Тема 4. «Хочешь быть здоровым – будь им».

Окошки в мир. Органы чувств. «Польза и вред» (проекты по органам чувств). Почему болят зубы? Чтобы зубы были здоровыми.

Игра-путешествие «Дорога к доброму здоровью».

Практическая работа: разучивание упражнений для глаз; практикум «Чистка зубов». Изготовление тренажеров для тренировки глаз. Акция «Подари тренажер другу». Выполнение мини проектов «Польза и вред». Конкурс рисунков «Мы за здоровый образ жизни».

Изготовление дерева здоровья. На деревьях ребята наклеивают вырезанные листочки и не только «дают обещания», но и могут размещать отзывы о событиях проекта. Музыкально-динамические перемены со старшеклассниками.

Блок «Наследие».

Тема 5. «Защитники Отечества».

Защитники земли русской. Что мы знает о русских богатырях. Жизнь и подвиги полководцев и защитников Отечества. Современные богатыри: кто они?

Практическая работа: изучение жизни и подвигов знаменитых полководцев и защитников Отечества;  создание исторического альбома «Защитники Отечества» (рисунки, бумажная пластика (или коллаж), детское сочинительство).
Спортивный праздник на свежем воздухе «Богатыри земли русской».

Блок «Я в мире людей».

Тема 6. «Забота и внимание».

Подготовка мини-концерта к празднику 8 Марта. Поздравление с 8 Марта, вручение открыток и выращенных комнатных растений бабушкам из реабилитационного центра.

Практическая работа: Изготовление подарочных открыток в подарок бабушкам из реабилитационного центра.

Оклеивание ведерок из-под майонеза (бросовый материал) пленкой-самоклейкой и высаживание в них комнатных цветов (хлорофитум, бальзамин, колеус, традесканция)

Блок «Я в мире людей».

Тема 7. «День защиты детей».

Занятие о правах детей «Знать должны и взрослые и дети о правах, что защищают их на свете». Право быть ребенком. Знакомимся со своими правами. Наши права и обязанности. Познакомить детей с представлением о том, что они имеют неотъемлемые права, в частности, закрепленные в Конвенции о правах ребенка, научить применять их в жизни. Соотнести права и обязанности детей; способствовать осознанию ответственности за свои права; формировать положительное отношение к правам других. 

Практическая работа: Разработка детского кодекса. Карнавал любимых детских героев книг. Рисунки «Рисуем права детей».

Блок «Мир вокруг нас».

Тема 8. «Мы твои друзья, природа!»

Беседа «Знать, беречь и охранять». Охрана и защита растений и животных пришкольной территории. Защита муравейников; гнезд птиц, ящериц. Разработка экологических знаков. Мероприятие «Жалобная книга растений и животных».

Практическая работа: прогулка-путешествие с целью наблюдения за состоянием окружающей среды, за растениями и животными: за теми, кому нужна наша помощь. Наблюдение за муравейником. Установка колышек вокруг крупных муравейников и их охрана. Наблюдение за муравьями, за жизнью муравьиной семьи. Установка «водопоя» для мелких животных (вкапывание емкостей с водой). Установка экологических знаков. Трудовой десант «Уберем ромашковую поляну».

Подготовка и выступление экологической бригады перед младшими учащимися.

Итоговое занятие.

Подведение итогов за год. Сочинение «Мои открытия в проекте».


  1. Тематическое планирование.

Тематическое планирование. 1 класс.

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Введение. Праздник «Здравствуй, школа!»

1

Беседа «Мой путь от дома до школы».

1

Час развития «Давайте познакомимся». Правила школьной жизни.

1

Экскурсия. Знакомство со школой.

1

Час развития «Мир моих увлечений».

1

Экскурсия в музей, посвященная Дню освобождения Смоленщины от немецко-фашистскизх захватчиков.

1

Экскурсия в музей, посвященная Дню освобождения Смоленщины от немецко-фашистскизх захватчиков.

1

Час развития. Проведение диагностики воспитанности класса.

1

Подготовка КТД «Здравствуй, осень золотая!»

1

Подготовка КТД «Здравствуй, осень золотая!»

1

Проведение КТД «Здравствуй, осень золотая!»

1

Практикум «Правила поведения в общественных местах».

1

Подготовка КТД «Мы теперь не просто дети – мы теперь ученики».

1

Подготовка КТД «Мы теперь не просто дети – мы теперь ученики».

1

Проведение КТД «Мы теперь не просто дети – мы теперь ученики».

1

Трудовой десант по уборке класса.

1

Внеклассное мероприятие «Доброта приносит счастье людям».

1

Зимующие птицы. Составление плана помощи птицам.

1

Виды кормушек для подкормки птиц зимой. Помощь птицам в перезимовке.

1

Акция «Каждой пичужке  - своя кормушка».

1

Практикум «Мы помощники птиц зимой» (Подкормка птиц зимой; наблюдение за посетителями кормушек).

1

Беседа «Спешите делать добрые дела».

1

Участие в акции «Доброе дело».

1

Беседа «Гордимся и помним». Экскурсия в школьный музей.

1

Читательский клуб «Мои обязанности» (по произведению В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»).

1

«Мастерская Деда Мороза».

1

«Мастерская Деда Мороза».

1

Подготовка КТД «Новогодние забавы».

1

Подготовка КТД «Новогодние забавы».

1

Проведение КТД «Новогодние забавы».

1

Трудовой десант по уборке класса.

1

Литературный час. Чтение произведений о семье. Стихи, пословицы и поговорки о семье.

1

Беседа «Семейное древо (Родословный цветок)».

1

Защита проектов «Моя родословная».

1

Защита проектов «Моя родословная».

1

Презентация «Моя семьЯ». Выставка семейных реликвий.

1

Праздник «Семейный калейдоскоп».

1

Беседа «Мое здоровье». Утренняя зарядка. Распорядок дня.

1

День здоровья на природе с проведением подвижных игр на воздухе.

1

Практикум «Закаляйся, если хочешь быть здоров»

1

Подготовка КТД «Богатырские забавы».

1

Подготовка КТД «Богатырские забавы».

1

Проведение КТД «Богатырские забавы».

1

Подготовка КТД «А, ну-ка, девочки!»

1

Подготовка КТД «А, ну-ка, девочки!»

1

Проведение КТД «А, ну-ка, девочки!»

1

Экскурсия в музей. Гжатск (Гагарин) во время В.О.В.

1

Экскурсия в музей. Гжатск (Гагарин) во время В.О.В.

1

Экскурсия в краеведческий музей  «Знай наш край».

1

Экскурсия в краеведческий музей  «Знай наш край».

1

Трудовой десант по уборке класса.

1

Беседа «Детство Ю.А. Гагарина».

Подготовка КТД «От кареты до ракеты».

Проведение КТД «От кареты до ракеты».

День здоровья на природе с проведением подвижных игр на воздухе.

1

Викторина «Знаете ли вы комнатные растения?»

1

Практикум. Правила ухода за комнатными растениями.

1

Защита сообщений «Мое любимое растение».

1

Практикум. Ведение наблюдения за растением, уход.

1

Подготовка КТД «Поклонимся великим тем годам».

1

Подготовка КТД «Поклонимся великим тем годам».

1

Торжественная линейка «Поклонимся великим тем годам».

1

Трудовой десант по уборке класса.

1

Подготовка КТД «Ура, каникулы!»

1

Подготовка КТД «Ура, каникулы!»

Проведение КТД «Ура, каникулы!»

1


Тематическое планирование. 2 класс.

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Вводное занятие. Мероприятие «Что такое «хорошо» и что такое «плохо».

1

Знакомство с парком. Породы деревьев и кустарников, произрастающие в  парке возле школы.

Выбор дерева. Индивидуальные  проекты о своем дереве «Наше дерево».

Поиск информации о пользе деревьев и кустарников для человека, о правилах посадки и ухода за саженцами.

Посадка именных деревьев и кустарников с помощью родителей на школьной территории.

Праздник «День дерева»

Проект «Хочешь быть здоровым – будь им» (долгосрочный)

Умеем ли мы правильно питаться. Как следует питаться.

Питание – необходимое условие для жизни человека. Здоровая пища для всей семьи.

Мини проекты «Для чего нужна пища?»

Презентация «Любимое блюдо моей семьи», составление книги «Полезные семейные рецепты».

Конкурс рисунков: «От улыбок хмурый день светлей!» или «Полезные привычки – наши сестрички».

Мероприятие «Здоровому – все здорово».

Проект «Экологический театр»

Что такое Экология? Что значит поступать экологически грамотно?

Экологическое просвещение. Подготовка костюмов и декораций.

Постановка экологических мини-спектаклей. Экологическая сказка  «Про речку».

Инсценировка и показ экологической сказки младшим школьникам, воспитанникам детского сада.

Проект «Твори добро, дари надежду»

Беседа «Твори добро другим во благо»

Участие в благотворительных акциях «Подарок другу», «Книга в подарок».

Изготовление подарков-сувениров для детей - сирот

Проведение Оранжевой акции здоровья: принести пациентам военного госпиталя или ветеранам военных конфликтов, детям – пациентам клиник, детям в приютах для детей-сирот апельсины, организация небольшого благотворительного концерта в  ЦСО.

Проект «Дети – ветеранам»

Беседа: «Тяжелые годы моей страны» Встреча с ветеранами.

Поиск информации о ветеранах ВОВ .

Акция «Подарок ветерану». Изготовление поздравительных открыток и поделок в подарок ветеранам.

Экскурсия в школьный музей.

Трудовой десант «Красная гвоздика» (уборка мемориала в память о павших воинах)

Возложение цветов на комплекс Славы

Концерт «Этот День победы» для ветеранов силами младших школьников.  

Проект «Кто работает на родной земле?»

Люди – гордость нашего города. Беседы с приглашенными родителями об их профессии.

Сбор информации о людях труда и их профессиях

Экскурсии на предприятия нашего города. «Все профессии важны, все профессии нужны».

Детское творчество.

Составляем рассказы «Кем я хочу стать в будущем», выпуск стенгазеты «Мы ими гордимся»

Экскурсии на предприятия нашего города. «Все профессии важны, все профессии нужны».

Внеклассное мероприятие «Труд кормит и одевает»

Проект «Красная площадка»

Растения нашего региона занесенные в Красную книгу.

Причины снижения численности этих растений. Способы защиты этих растений.

Посадка на участке  растений. Уход за растениями.

Выпуск экологический газеты, листовок, буклета «Береги природу!»

Проведение экскурсий для младших школьников по приусадебному участку.

Итоговое занятие.

Трудовой десант по уборке территории школы «Наведем порядок на планете»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение ученицы 2 класса Омарова Альфия МКОУ СОШ №12 Руководитель: Мустафаева Т.З. Доброе дело - каждый день.

Сочинение ученицы 2 классаОмарова АльфияМКОУ СОШ №12Руководитель: Мустафаева Т.З. Доброе дело - каждый день....

Час общения «Доброе дело - что ясный день»

Аннотация: сценарий классного часа разработан на основе активных методов обучения с применением элементов дискуссии и игрыЗадачи:1.      Формировать основы культуры общен...

Доброе слово-что ясный день. Добрые дела- живут века!"

Классный час о доброте, о добрых отношениях, конкурсы и викторины....

Час общения «Доброе дело - что ясный день»

Аннотация: сценарий классного часа разработан на основе активных методов обучения с применением элементов дискуссии и игры...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Каждый день - доброе дело". 4 класс.

            Рабочая программа  курса внеурочной деятельности  «Каждый день-доброе дело» для обучающихся 4 класса общеобразовательной организа...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Каждый день-доброе дело".

Программа составлена для обучающихся 4 класса....