Культура поведения и этика взаимоотношений
консультация (4 класс)

Гирченко Людмила Николаевна

Способствовать формированию у подростков знаний о речевом этикете, о вежливости;

Способствовать развитию у детей культуры общения, таких деловых качеств, как бесконфликтность, умение слушать, уважение к своему и чужому времени;

Способствовать установлению атмосферы теплоты и дружелюбия в классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Культура поведения и этика взаимоотношений»


А правильное использование речевого этикета имеет прямое 
отношение к культуре, к культурному уровню людей и в целом страны, в которой они живут.

Цели:

Способствовать формированию у подростков знаний о речевом этикете, о вежливости;

Способствовать развитию у детей культуры общения, таких деловых качеств, как бесконфликтность, умение слушать, уважение к своему и чужому времени;

Способствовать установлению атмосферы теплоты и дружелюбия в классе.

Давайте поговорим культуре отношений. А знаете ли вы, что такое этикет?
. Слово Этикет произошло от французского слова - этикетка, ярлык.

О происхождении данного слова существует любопытная версия. Согласно этой версии, оно возникло благодаря главному садовнику французского короля Людовика XIV. Садовник пожаловался королю на дворян, вытаптывающих лужайки Версальского парка, не обращая внимания на многочисленные запреты. На одном из своих приёмов король распорядился раздать карточки с правилами поведения. От французского названия такой карточки - "этикетки" - и произошло слово этикет. Этикет - совокупность правил поведения, касающихся отношения людей (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда).

. Часто соблюдение этикета называют - хорошими манерами.

"Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение".

- Что такое манеры, как вы думаете? (Ответы детей)

- И так, манеры — это искусство вести себя с людьми в любых жизненных ситуациях. Манеры — способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми, употребляемые в речи выражения, тон, интонация, характерные для человека походка, жестикуляция и даже мимика. Да,  – это установленный порядок поведения людей в обществе. Хорошие манеры необходимы каждому, потому что каждый из вас уважает человека, соблюдающего элементарные правила этикета. Некультурных, грубых людей скорее боятся, но не любят, не уважают. В обществе хорошими манерами считаются скромность и сдержанность человека, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми. Умение сопоставить самооценку с мнением окружающих людей, не переоценивать себя, свою значимость, не афишировать свои достоинства и заслуги, уметь сдерживать себя. Скромность предполагает безыскусственность поведения, отсутствие театральности, позерства. Подлинная скромность не имеет ничего общего со скованностью, замкнутостью, робостью

. По мере изменений условий жизни человечества, роста образования и культуры одни правила поведения сменяются другими - то, что раньше считалось неприличным, становится общепринятым, и наоборот. Так же следует отметить, что требования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, может быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах. Этикет не относится к прерогативам определенных социальных слоев. Правильно вести себя за столом должны все, вне зависимости от обеспеченности семьи или ее социального статуса. Подлинная вежливость, в основе которой лежит доброжелательность, обуславливается актом, чувством меры, подсказывающим, что можно, а чего нельзя делать при тех или иных обстоятельствах. Такой человек никогда не нарушит общественный порядок, ни словом, ни поступком не обидит другого, не оскорбит его достоинства. Тактичность - это чувство меры, которую следует соблюдать в отношениях с другими людьми. Умение чувствовать ту границу, за которой может наступить обида у человека, с которым мы общаемся. Тактичность включает в себя умение не замечать ошибок и оплошностей другого, не делать ему замечаний в присутствии других людей, не задавать вопросов, которые ставят собеседника в неловкое положение. Тактичность всегда предполагает чуткость к переживаниям другого человека и способность считаться с ним не ради собственного блага, но по доброте. Неопрятность, грубость, развязность, незнание приличий отталкивают от нас людей, которые могли бы любить и уважать нас, если бы мы были более воспитаны. Хорошие манеры прочно связаны с внутренней культурой человека. Культурный человек – тот, кто не только создает произведения культуры, но и стремится сберечь то, что было создано до него. Он не ломает вещей, не мешает жить окружающим своим поведением, оказывает помощь всем, кто в ней нуждается. Скромен, аккуратен, внимателен и заботлив.

И сегодня я хочу предложить вам проверить себя: насколько хорошо вы знаете правила хорошего тона.

 Итак, давайте проведем небольшую викторину:

1. Что принято считать хорошими манерами?

(В обществе хорошими манерами считают скромность, сдержанность, деликатность, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с людьми).

2. В каких случаях и как можно приветствовать друг друга?

Кивок, жест, рукопожатие, слово, объятия. Чаще всего – “здравствуйте”; кивок и жест – при встрече в транспорте, на улице при сравнительно большом расстоянии; объятие – при встречи родственников или близких старых друзей; пожилой мужчина может приветствовать наклоном головы сидя.

3. Кто первым здоровается при входе в помещение?

(Первым здоровается всегда входящий, независимо от пола и возраста).

4. Кто должен здороваться первым: стоящий или проходящий?

(Первым здоровается проходящий).

5. Когда мы впервые встречаемся с людьми, кто должен представляться первым: женщина, мужчина, младшие, старшие, начальник, подчинённый.

(Всегда действует правило: старший подаёт руку младшему; женщина – мужчине; начальник – подчинённому).

6. Ты пришёл по приглашению, но в доме уже много гостей. Твои действия?

Подать руку хозяйке и хозяину, а остальным, слегка наклонившись, сказать: “Здравствуйте”.

7. Вы приглашаете гостей за стол. Кто должен сесть первым?

(Когда гости собрались, хозяйка, приглашая их к столу, садится за стол первая).

8. Кто кого должен пропустить: тот, кто входит в магазин, или тот, кто выходит?

(Надо пропустить того, кто выходит из магазина).

9. Мужчина и женщина входят в помещение. Кто должен войти первым?

(Первой входит всегда дама).

10. При входе или выходе из общественного транспорта кому отдаётся предпочтение?

(Первой заходит дама, затем – мужчина; выходят – наоборот).

 В деловой сфере результат вашей деятельности (в частности, самоутверждения) часто определяется не официальными отношениями, зафиксированными в различных уставах, программах, правилах, а личностными отношениями, которые складываются в результате общения с теми людьми, которые их исполняют. Ваш успех во многом зависит от того, какое впечатление вы произведете на них. Так что же необходимо знать и уметь деловому человеку, чтобы контакты с окружающими людьми были успешными и продуктивными? Какими качествами должен обладать деловой человек? В чем состоят слагаемые успеха делового человека? Мы попытаемся сегодня ответить на эти вопросы.

У многих народов веками в том или ином варианте существовало "Золотое правило", которое гласит "не делайте другим того, чего бы вы ни желали себе самому". На протяжении многих тысячелетий "Золотое правило" было эталоном этического поведения. Везде и во все времена человек придерживался определенных ценностей, которые называют добродетелями. Их наличие отличало культурных людей от варваров, составляло разницу между хаосом и цивилизованным обществом. Как же это "Золотое правило" нашло отражение в русской культуре? Давайте прочитаем русские пословицы и поговорки.

Пословицы и поговорки

 Хороший человек предъявляет требования к себе, плохой - к другим.

С людьми живи в мире, с пороками сражайся.

      Худо тому, кто добра не желает никому.

Учись доброму, так худое на ум не пойдет.

Ласковыми словами и камень растопишь.

Чего в другом не любишь, того и сам не делай.

     Люби людей, если хочешь, чтобы тебя любили.

Хороший человек тот, кто способен делать другим добро.

Кто очень любит себя, того не любят другие.

Злой человек и самого себя ненавидит.

От вежливых слов язык не отсохнет.

Не копай другому яму, сам в нее свалишься.

Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.

В ком правды нет, в том и добра мало.

Не ищи правды в других, коли в тебе ее нет.

Какие качества личности отражают данные пословицы и поговорки? Характерны ли они для делового человека? Не всяк умён, кто в краски наряжён. Гость хозяину не указчик. В людях Илья, а дома свинья. За худую привычку и умного дураком обзывают.

Советы хороших манер.

Не прерывайте собеседника.

Дайте собеседнику время высказаться.

Проявляйте полное внимание к партнеру.

Поинтересуйтесь, правильно ли вы понимаете собеседника.

Избегайте поспешных выводов.

Не заостряйте внимание на разговорных особенностях собеседника.

Спокойнее реагируйте на высказывания.

Не отвлекайтесь.

Ищите истинный смысл слов собеседника.

Не задавайте слишком много вопросов.

11Не давайте непрошеных советов.

12 В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив.

13Когда не ладятся дела,  мне помогает похвала

В человеческих отношениях присутствует один интересный феномен.

 Люди желают себе больше твёрдости, а окружающим больше мягкости. Но ведь и окружающие ждут от нас взаимопонимания, доброты, порядочности, а мы твёрдой поступью идём в ином направлении. В результате возникает взаимная неудовлетворённость, напряжение, конфликт.

В переводе с латинского слово "конфликт" означает "столкновение". Значение слова дает ключ к объяснению его сущности. Конфликт - это осознанное столкновение, противоборство двух или нескольких людей, групп, их взаимно противоположных, несовместимых потребностей, целей, ценностей и установок.

- Таким образом, умение предупреждать и разрешать конфликты, проявление гибкости и поиск компромисса - важные качества делового человека.

В общении одновременно воспринимаются выражение лица, жест, поза, причем реакция по визуальному каналу часто опережает вербальную. По утверждению Алана Пиза, в процессе взаимодействия людей от 60 до 80 % информации передается невербальными средствами выражения и только 20 - 40 % - вербальными. Не случайно крупные политические деятели, лидеры мирового бизнеса придают большое значение владению невербальными методами общения, а обучение невербалике включается в учебный процесс наиболее известных университетов, академий и школ бизнеса. Главные недостатки, делающие личность смешной, а порой и внушающей отвращение:

слишком часто во время разговора поворачивать голову с одной стороны в другую;

протягивать ноги;

смотреться в зеркало в обществе, подкрашиваться;

постоянно поправлять свое платье;

класть руки на собеседника;

водить во все стороны глазами, поднимать их кверху;

подмигивать;

пристукивать ногой;

раскачиваться на стуле.

Все эти дурные привычки раздражают окружающих.

Поэтому важно, как нас воспринимают окружающие, как мы хотим выглядеть в их глазах. Если эти два образа совпадают, мы сумели найти наилучший вариант поведения, сумели создать яркий личностный образ.

Задание

Наш голос - это тоже часть образа, который мы демонстрируем окружающим. Попробуйте охарактеризовать желательные черты, которые деловой человек должен развивать в своем голосе, своей речи. (Ученики высказываются)

Известно, что первое впечатление формируется в течение 5 минут знакомства. "По одежке встречают, по уму провожают" - в этом выражении очень тонко подмечена роль, которую играет одежда в социальной презентации человека. Она выступает как средство общения, как инструмент воздействия на поведение и отношение к её обладателю других людей.

В нашей жизни с её стремительными и кратковременными встречами бывают ситуации, когда нам просто некогда проявить свои внутренние качества, поэтому максимально благоприятное впечатление мы можем произвести поначалу с помощью одежды.

Если обратиться к таким видам деятельности, как политическая, предпринимательская и шоу - бизнес, то в них сплошь и рядом проигрывают те, кто не уделяет внимания своей внешности… Допустившему такие промахи потом трудно наверстать упущенное, даже имея достойные личностно - деловые качества.

И наоборот. Кто заложил в эмоциональную память людей свой привлекательный образ, тот в последующем общении с ними может закреплять это впечатление. Ceгoдня вce, нecoмнeннo, пoльзуютcя тeлeфoнoм, кaк для бытoвoй, тaк и для дeлoвoй cвязи, нo мaлo ктo coблюдaeт пpи этoм пpaвилa тeлeфoннoгo этикeтa При звонке другу, однокласснику важно всегда вначале поздороваться и представиться, только после говорить, спрашивать. Просьба всегда должна сопровождаться словами «пожалуйста, спасибо». Например, «привет, это звонит (имя), скажи, пожалуйста…». Важно начинать разговор подобным образом, даже если одноклассник узнал твой голос. Когда на звонок другу или однокласснику отвечает кто-то из его семьи нужно также обязательно поздороваться, представиться, затем вежливо попросить того к телефону. Если берет взрослый человек трубку, то некрасиво здороваться словами «привет». Нужно говорить «здравствуйте». Например: «здравствуйте, это звонит (Коля, Маша), одноклассник Миши. Вы могли бы, пожалуйста, позвать Мишу к телефону. Я хочу спросить у него…». Важно не забывать говорить «спасибо». Разговор всегда нужно заканчивать вежливо попрощавшись, говоря «пока, до встречи, до завтра, до свидания», а не просто положить трубку. Никогда не кричите в телефонную трубку. Не нужно о себе оставлять негативное мнение других. Важно быть почтительным к тем, кто находится вокруг тебя.. Hикoгдa нe иcпoльзуйтe гpoмкую cвязь, нe увeдoмив coбeceдникa Инoгдa мoжeт вoзникнуть нeoбxoдимocть в иcпoльзoвaнии гpoмкoй cвязи и в нeй, в oбщeм-тo, нeт ничeгo плoxoгo зa иcключeниeм cлучaeв, кoгдa oнa иcпoльзуeтcя бeз вeдoмa oднoй из cтopoн. Ecли пo тoй или инoй пpичинe вы xoтитe включить гpoмкую cвязь, тo нeпpeмeннo cпpocитe, нe будeт ли вoзpaжaть coбeceдник. Bыключитe звук! Haxoдяcь в любoм oбщecтвeннoм мecтe, зa иcключeниeм шумнoй oживлeннoй улицы, выключитe звук нa вaшeм тeлeфoнe, ocтaвив тoлькo вибpoвызoв. Звук cлeдуeт oтключaть, в зaвeдeнияx oбщeпитa, ocoбeннo — в oбщecтвeннoм тpaнcпopтe и уж тeм бoлee в тeaтpe, музee и кинo. Пoвepьтe, никoму нe будeт пpиятнo cлышaть oткудa-тo внeзaпнo нaчaвшуюcя музыку, кoтopaя к тoму жe peдкo бывaeт для вcex тaкoй уж пpиятнoй. Oтcюдa жe вытeкaeт и cлeдующee oбщee пpaвилo. Уeдинитecь Ecли вы нaxoдитecь в oбщecтвeннoм мecтe, зa иcключeниeм шумнoй oживлeннoй улицы, тo пpeждe чeм нaчaть диaлoг, уeдинитecь. Этo пpaвилo дeйcтвуeт в pecтopaнax, кaфe, тeaтpe, в кинo, нa coвeщaнияx, дaжe в oбщecтвeннoм тpaнcпopтe paзгoвopы пo тeлeфoну нe пpивeтcтвуютcя. Taкжe вceгдa cлeдуeт уeдинятьcя для тeлeфoннoгo paзгoвopa, ecли вaм пoзвoнили вo вpeмя вaшeгo пpиcутcтвия в гocтяx или дaжe у вac дoмa, ecли в кoмнaтe пoмимo вac ecть ктo-тo eщe. Ecли вaм пoзвoнили, кoгдa вы нaxoдилиcь в oднoм из пepeчиcлeнныx вышe мecт, и вы нe мoжeтe пpи этoм нe oтвeтить нa звoнoк, тo пepeмecтитecь в тo мecтo, гдe вaш paзгoвop тoчнo никoму нe будeт мeшaть. Разговор всегда нужно заканчивать вежливо попрощавшись, говоря «пока, до встречи, до завтра, до свидания», а не просто положить трубку. Никогда не кричите в телефонную трубку. Не нужно о себе оставлять негативное мнение других. Важно быть почтительным к тем, кто находится вокруг тебя.
"Точность - вежливость королей". Короли, как известно из истории, были разные и отличались друг от друга многими качествами, в том числе и довольно неприятными. Но была у них одна общая хорошая черта, как гласит древняя народная мудрость. Это бережное отношение к своему и чужому времени. Беречь свое и чужое время - высокий человеческий такт. В кабинете писателя М. Кольцова, редактора популярного в 20-е годы юмористического журнала "Чудаки", перед входом в кабинет висел плакат: "Говори короче, ты не Гоголь!" А при выходе из кабинета: "Как, ты еще не ушел?" Чужие минуты ценит тот, кто бережет свои. Если на встречу опаздывает человек, который утверждает, что работает чуть ли не круглые сутки, то будьте уверены: работать он не умеет. Внешне простое требование не опаздывать на деле требует от человека высокой самодисциплины. Человек, постоянно опаздывающий на встречи, в выполнении каких - либо обязательств к определенному сроку, не может считаться деловым. Опоздания не только отнимают чужое и собственное время, но и могут лишить вас работы, партнера по бизнесу, денег, в конце концов.

Цените время! Берегите время! Помните, что "тот, кто позволяет ускользать своему времени, выпускает из рук свою жизнь, тот, кто держит в руках свое время, держит в руках свою жизнь" (Алан Лэкейн).

Находите время для РАБОТЫ - это условие успеха.

Находите время для РАЗМЫШЛЕНИЙ - это источник силы.

Находите время для ИГРЫ - это секрет молодости.

Находите время для ЧТЕНИЯ - это основа знаний.

Находите время для ДРУЖБЫ - это условие счастья.

Находите время для МЕЧТЫ - это путь к звездам.

Находите время для ЛЮБВИ - это истинная радость жизни.

Находите время для ВЕСЕЛЬЯ - это муза души.

Давайте подведем итог нашей встречи. Конечно, можно научиться производить приятное впечатление на людей, рассыпать комплименты, к месту улыбаться. За счет этого можно добиться каких-то осязаемых выгод. Однако вряд ли можно говорить о серьезных деловых отношениях с такой личностью. Верно, замечено: "Чтобы производить впечатление достойного человека, нужно быть им". Освоить навыки делового общения - вещь немаловажная, но за их счет не решить всех проблем. Наверное, главное здесь - понимание того, что только человек, открытый миру людей и знающий себе цену, всегда найдет с окружающими общий язык и сумеет сообща с ними решить свои жизненные задачи. Из книги Н. Хилла "Думай и богатей": "Я в полной мере осознаю, что ни богатство, ни положение в обществе не могут быть устойчивыми, если они не покоятся на правде и справедливости. Поэтому я не свяжу свою совесть сделками, которые не принесут выгоды всем участникам. Я добьюсь своего, объединяясь с другими людьми. Я подавлю в себе ненависть, зависть, подозрительность, черствость и цинизм, совершенствуя свою любовь к людям, ибо знаю, что плохое отношение к окружающим никогда не принесет успеха".



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

культура поведения

интересное занятие для первоклассников....

Родительское собрание:"Воспитание культуры поведения у младших школьников"

Цель собрания: Помочь родителям в воспитании культуры поведения у детей; Помочь увидеть свои недостатки в процессе воспитания и найти пути их устранения....

Программа по культуре поведения младших школьников.

Программа по культуре поведения младших школьников рассчитана на 9 часов (один раз в месяц). Я составила её, когда мои ученики были во втором классе. Цели и напрвленность программы изложены в поясните...

Классный час "Культура поведения"

Как Тётушка Сова  знакомила детей с правилами поведения. Помогают её Вредные советы Г. Остера, народная мудрость, сценка, показанная детьми. Учащиеся приходят к вывожу, что внешний вид, волшебные...

Беседа по культуре поведения и культуре речи "Мы и наши имена"

Беседа даст  детям начальные сведения об именах и их функции в обществе, познакомит учащихся с этикетом знакомства, поможет совершенствовать культуру общения со взрослыми и сверст...

«Правила поведения на улице и культура поведения в общественном транспорте».

Конспект открытого занятия в ГПД по теме: «Правила поведения на улице и культура поведения в общественном транспорте» для 3-их классов....