Обобщение опыта педагогической и воспитательной деятельности с родителями и учащимися с ОВЗ в начальной общеобразовательной школе.
материал

Пешкова Марина Анатольевна

Специфика моей работы заключается в том, что в  моем классе находится ребенок младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. В моем классе 25 человек обучаются по общеобразовательной программе, 1 человек интегрировано (VII вида). Этот ребенок пришел в школу с разными способностями, памятью, вниманием, ослабленным состоянием соматического и психического здоровья.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                 Пешкова Марина Анатольевна,

учитель начальных классов,

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 п.Пангоды»,

Надымский район, ЯНАО

Обобщение опыта педагогической и воспитательной  деятельности

с родителями и учащимися с ОВЗ в начальной  общеобразовательной школе.

Специфика моей работы заключается в том, что в  моем классе находится ребенок младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. В моем классе 25 человек обучаются по общеобразовательной программе, 1 человек интегрировано (VII вида). Этот ребенок пришел в школу с разными способностями, памятью, вниманием, ослабленным состоянием соматического и психического здоровья.

Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули ряд проблем, одной из которых является проблема обучения воспитанию детей с отклонением в развитии и поведении. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детей, которые не справляются с требованиями школьной программы, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с отклонениями в поведении. Причины отклонений возникают как результат социально-экономической и экологической нестабильности общества, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля, чрезмерная занятость родителей, эпидемии разводов, нарастания негативных явлений, пропаганда насилия в средствах массовой информации.

В основе нашей школы лежит главная цель – дифференцированный коррекционно-развивающий образовательный процесс, учитывающий специальные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья. В рамках достижения этой цели я нахожу необходимым использование в своей работе личностно-ориентированных подходов и методов воспитания, а также морально-нравственное воспитание детей. В соответствии с целью я для себя определила  следующие задачи воспитания:

  • Формирование общения и доброжелательного отношения;
  • Совершенствование сознательного контроля деятельности и поведения детей;
  • Воспитание трудолюбия, положительного отношения к труду;
  • Воспитание эстетической культуры;
  • Физическое совершенствование, укрепление здоровья, формирования навыков санитарно-гигиенической культуры;
  • Развитие самостоятельности;
  • Интеллектуальный и личностный рост учащихся;
  • Выработка единых требований с родителями в воспитании детей.

А также поставила задачи, которые решаются при обучении и воспитании учащихся, с ограниченными возможностями здоровья:

  • Обеспечение полноценного образования в соответствии с федеральными государственными стандартами;
  • Охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья детей средствами организованных явлений – коррекция отклонений, имеющихся в развитии, компенсация недостатков развития семейного воспитания, активизация личностного потенциала, как главной опоры в коррекционно-развивающей работе.

Социально-экономическое, политическое и культурное развитие современного российского общества ставит перед школой одну из приоритетных задач – формирование личности, способной преодолевать возникающие трудности, делать осознанный нравственный выбор, строить свою деятельность творчески.

Младший школьный возраст считается наиболее благоприятным и значимым периодом для выявления и развития творческого потенциала личности. В этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траекторий, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс нравственных качеств, способностей, потребностей личности. Все это определяет успешность дальнейшего обучения, воспитания и социализации личности. А это значит, что учитель, претендующий на роль «значимого взрослого», должен вложить в детей свою часть знаний и навыков, чтобы помочь школьнику правильно развиваться, вложить в него крепкую основу для его дальнейшего и успешного продвижения по жизни.

Для дальнейшей социализации учащихся с ОВЗ   я поставила следующие цели и задачи:

  • Усвоение и дальнейшее развитие социально-культурного опыта, накопленного предшествующими поколениями;
  • Создание дружного коллектива;
  • Воспитание сознательной дисциплины и культурного поведения;
  • Воспитание самостоятельности в различных видах деятельности.

Планируемые результаты социализации обучающихся с ОВЗ.

Социализация на каждом этапе возрастного развития осуществляется, с одной стороны, на основе уже сформировавшегося жизненного опыта (знаний, практики, успехов и неудач), а с другой – на фоне изменяющегося социального окружения, той социо-культурной среды, в которой и происходит «взращивание» личности. Ребенок расширяет и обогащает свой опыт, соотносит его с опытом своих сверстников, выбирает из опыта взрослых то, что представляется ему ценным и значимым.Это особенно ценно тем, что такие дети теперь имеют возможность обучаться в одном коллективе с обычными детьми. Они копируют и применяют на себя модель поведения и общения между сверстниками и в среде взрослый – ребенок. Вместе с тем ближайшее социальное окружение обогащается за счет непосредственного вхождения в него не только ровесников-одноклассников, но и школьников разных возрастов, взаимодействие с которыми связаны с горизонтальной социализацией, или «социализацией среди равных». В области социальной жизни ребенок обретает индивидуализацию, личную самостоятельность, которая требует выхода.

Конечно, говорить об абсолютной самостоятельности младших школьников в плане формирования личностного опыта на данном этапе его развития не приходится. Ученик еще зависит (причем как в позитиве, так и в негативе) от значимого другого, от помощи и поддержки, которую ему оказывают родители, учителя, социальные педагоги, воспитатели. Но это тот путь, благодаря которому, он через череду проб и ошибок входит в социум полноправно и значимо.

25 лет я работаю в школе с детьми младшего школьного возраста, но с детьми с ОВЗ, интегрированными в класс, работаю 5 лет. За время работы встречались разные дети – были  дети со сложными судьбами, которые нуждались в особом внимании,  дети пьющих родителей, дети из неполных семей, дети-сироты. А теперь вместе с детьми в одном коллективе стали обучаться дети с ОВЗ, которые нуждаются в особом внимании не только учителя, но и одноклассников.  В силу своих возможностей я пытаюсь сделать их жизнь содержательной, интересной и правильной; правильно организую повседневность, наполняю каждый день полезными мыслями и делами, маленькими победами и радостями.

   Строя воспитательную работу, я опираюсь на следующие виды деятельности:

  • Познавательную;
  • Спортивную;
  • Творческую;
  • Коммуникативную;
  • Досуговую;
  • Работу с родителями и семьей.

Немаловажным в своей деятельности я считаю использование тех приемов и форм работы, которые дают неизменный положительный результат: классные часы, беседы (групповые и индивидуальные), различные акции, творческие мастерские, экскурсии и выставки, спортивные мероприятия, классные мероприятия, настольно-печатные игры и игры различной познавательной направленности, которые помогают видеть и познавать окружающий мир на тему: «Хорошо-плохо», «Польза-вред», «Наоборот», а также творческие задания: «Дорисуй, на что это похоже?», «Какая игрушка?», «Перевертыши», которые развивают творческое воображение. Игра стимулирует познавательную активность учащихся, вызывает положительные эмоции. Еще одна важная причина, побуждающая активнее внедрять развивающие игры и приемы в моей работе, возможность проведения эффективной диагностики интеллектуального и личностного развития детей. Это возможно, так как развивающие игры базируются на психо-диагностических методиках. И, наконец, возможность, представление заданий и упражнений в игровой форме, наиболее доступной для ребенка, способствует сглаживанию и сокращению адаптационного периода. Игровой, увлекательный характер занятий, снижает стрессогенный фактор проверки уровня развития, позволяет детям, отличающимся повышенной тревожностью, в более полной мере продемонстрировать свои истинные возможности. В дальнейшем эти игры помогают в усвоении учебного материала.

Результатом от использования развивающих игр, являются:

  • Повышение уровня интеллектуальной деятельности;
  • Наблюдается рост познавательных интересов;
  • Происходит эмоциональное развитие детей;
  • Значительно возрастает творческая активность.

Я использую личностный подход, который предполагает формирование у ребенка положительной концепции. Для этого я вижу в каждом ученике уникальную личность, поддерживаю детей, хвалю. Похвала за успех побуждает готовность к движению вперед с новыми усилиями. В классе создана спокойная, деловая обстановка, где каждый занят своим делом, никто не мешает друг другу.

Каждый обучающийся в моем классе требует индивидуального подхода, т.к. в классе находятся дети из разных семей, в том числе дети социального риска (учащиеся из приюта – 2 человека),  дети с ОВЗ (1 человек). В связи с этим проводится работа в тесном взаимодействии с психологом: участие в различных тренингах, комнатах психологической разгрузки, проведение акций, бесед, практико-ориентированных игр.

Изучив психолого-педагогическую характеристику учащихся, я  выявила у детей проблемы и определила цель педагогической деятельности, в основе которой лежат принципы коррекционно-педагогической деятельности в сочетании с общепедагогическими принципами:

1. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;

2. Принцип единства диагностики и коррекции;

3. Принцип учёта индивидуальных и возрастных особенностей.

4. Деятельностный принцип, определяющий тактику работы и способы реализации поставленных целей.

5. Принцип комплексного использования методов и приёмов.

6. Принцип интеграции усилий. Без сотрудничества с родителями, друзьями, близкими ученика, без взаимодействия со специалистами — психологами, дефектологами, логопедами, социальным педагогом — невозможно достичь положительного результата в деле обучения и воспитания в успешной социализации учащихся с ОВЗ.

Исходя из вышеназванных принципов педагогической деятельности, определяются конечные цели воспитательного воздействия:

  • создание условий для формирования социально-коммуникативных навыков у детей с ОВЗ на основе комплексного подхода, через различные виды деятельности.

Задачи:

  • Формировать усвоение и принятие нравственных ценностей, норм и правил поведения в обществе, навыки сознательной дисциплины;
  • Работать над укреплением физического и психического здоровья;
  • Формировать коммуникативные навыки для организации досуга и быта;
  • Развивать индивидуальные личностные качества каждого ребёнка;
  • Оказать помощь в формировании эмоционально-волевой сферы детей;
  • Выработать единые требования с родителями в воспитании детей.

В результате проделанной работы, я развивала у своих учеников следующие умения и навыки адаптивного поведения, и жизненно необходимые навыки:

  • знание своих желаний, потребностей;
  • сильных и слабых сторон своей личности;
  • особенностей своего характера;
  • знание способов реагирования (рефлексии);
  • прививала навыки коммуникативного поведения: человек — существо социальное;
  • давала понятия разных способов общения;
  • развивала умение вести диалог, беседу;
  • способы избегания конфликтных ситуаций;
  • закрепляла правила поведения в общественных местах: в школе, на улице, в магазине, в транспорте, в больнице и т.п.

Взаимоотношения у учащихся в классе в основном ровные. Ученики ответственно относятся к порученному делу.

Воспитательный процесс

Главное в моей деятельности как классного руководителя – содействие саморазвитию личности, реализации её творческого потенциала, обеспечение активной социальной защиты ребёнка, создание необходимых достоверных условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем. Достичь результата можно только при соблюдении комплекса требований и использовании современных педагогических технологий:

  • педагогика сотрудничества (В.А.Сухомлинский, Ш.А.Амонашвили);
  • личностно-ориентированного развивающего обучения (Е.В.Бондаревская);
  • игровые технологии (Д.Н.Узнадзе, Ю.П.Азаров, О.С.Газман);
  • здоровьесберегающие технологии (И.И.Брехман, Н.В.Колбанов, Г.К.Зайцев, Л.Г.Татаринкова);
  • технология оказания психологической помощи (А.Л.Венгер, Д.Б.Эльконин).

Организация воспитательного процесса предполагает следующие направления:

1. Коррекционная помощь осуществляется через:

  • занятия с психологом (в первой половине дня).
  • индивидуальную работу с психологом;
  • групповые игровые тренинги.

2. Познавательное развитие предполагает:

  • занятия познавательного цикла;
  • наблюдения;
  • целевые прогулки;
  • экскурсии;
  • опыты, эксперименты (в первой половине дня).
  • индивидуальную работу с детьми;
  • развивающие игры;
  • интеллектуальные досуги (викторины);
  • занятия по интересам.

3. Художественно-эстетическое развитие предполагает:

  • занятия познавательного цикла;
  • эстетика быта;
  • посещение музеев, выставок, театров, походы на природу;
  • самостоятельная творческая деятельность детей:
  • художественная речевая деятельность (концерты);

4. Личностное развитие предполагает:

  • утренний прием детей и оценку эмоционального настроения детей класса с последующей коррекцией плана;
  • формирование навыков культуры поведения и общения;
  • воспитание в процессе хозяйственно-бытового труда в природе;
  • общение младших и старших детей (совместные игры);
  • индивидуальную работу с психологом, групповые игровые тренинги;

5. Физическое развитие и оздоровление осуществляется через:

  • утреннюю гимнастику;
  • физкультминутки на уроках;
  • занятия физической культурой;
  • занятия ритмикой;
  • физкультурные досуги, игры, забавы;
  • занятия лечебной физкультурой в комнате эмоциональной разгрузки;
  • самостоятельную двигательную активность;

Воспитательно-образовательная работа традиционно проводится как на фронтальных и подгрупповых занятиях, так и индивидуально. Основная цель в работе – дать детям необходимые знания и умения по всем видам деятельности, а, затем, накопив определенные умения у детей в разных видах деятельности, познакомить их с творческими работами детей  кружков нашего учреждения. Цель этого – заинтересовать ребенка, показать, чему он может научиться, развить интерес к той или иной деятельности. В процессе занятий в кружках у детей воспитывается усидчивость, стремление завершить начатую работу, не бояться трудностей, быть уверенным, что всему можно научиться и его обязательно научат. А в дальнейшем передать свою уверенность новичку, утверждая: “Если я умею, я и тебя научу!”. Но при этом воспитываю и критичность: “Я могу научиться этому, но для этого надо трудиться, и у другого может быть лучше”. В каждом ребенке есть задатки способностей, найти их и развить – моя задача. В своей ежедневной работе с детьми, я использую следующие методы и приемы воспитания:

Метод убеждения – способ воздействия словом и делом на сознание и поведение ребенка.

Приемы:

  • объяснение,
  • разъяснение, совет,
  • пожелания,
  • пример.

Метод упражнения – осознание учениками действительности.

Приемы:

  • просьба,
  • приучение,
  • испытание.

Метод внушения, попечения- способ влияния на жизнь ребенка участливым отношением.

Приемы:

  • наблюдение,
  • защита,
  • помощь,
  • присмотр,
  • утешение и др.

Метод управления - активизация ученического самоуправления.

Приемы:

  • установление порядка,
  • планирование,
  • поручение,
  • подведение итогов,
  • инструктаж.

Метод поощрения – способ воздействия стимулирующими средствами.

Приемы:

  • доверие,
  • одобрение,
  • похвала,
  • награда.

Метод наказания – способ воздействия средствами торможения.

Приемы:

  • замечание,
  • порицание,
  • осуждение,
  • недоверие и др.

Использование этих методов и приемов воспитания в работе, позволяет мне найти подход к каждому ребенку, учитывая его индивидуальные способности и особенности здоровья.

Работа с родителями

     Важным направлением моей деятельности классного руководителя является работа с родителями. Успех этой деятельности во многом зависит от моей подготовленности к этой работе. Я знаю цель, принципы, направления, формы и методы работы с родителями. Естественно, стиль моей работы должен быть демократический, основанный на взаимном доверии, взаимодействии с родителями. Целью этого взаимодействия является забота о развитии ребенка. Отсюда содержанием моего взаимодействия с родителями обучающихся является проявляемая забота о развитии и воспитании обучающегося, его самочувствии, физическом и психическом здоровье, положении и статусе среди сверстников, самооценке, способностях и перспективах развития. Иными словами, необходимо помочь школьнику выявить свои возможности, задатки, склонности, интересы и развить их в различных видах деятельности. Это позволит ребенку стать полноценной личностью в современной жизни.

Формы работы с родителями:

  • Посещение семьи, при котором происходит знакомство с условиями жизни ученика. Я беседую с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирую родителей об успехах их ребенка;
  • Индивидуальные тематические консультации, в ходе которых родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, а также помощь при решении возникающих проблем;
  • Родительское собрание - знакомство с целью, задачами и программой воспитательной деятельности, обсуждение возможных путей реализации.

В практической работе с родителями учащихся я использую разные формы взаимодействия, как коллективные, так и индивидуальные. Причем в том и другом случае, реализуется как традиционные, так и нетрадиционные формы работы с родителями:

  • живой разговор
  • телефонный звонок
  • опросники и анкеты
  • посещение занятий
  • родительские собрания
  • помощь в организации деятельности
  • досуговые мероприятия
  • совместное творчество
  • индивидуальные консультации
  • посещение детей на дому

Вся моя деятельность классного руководителя с родителями учащихся с ОВЗ, обучающихся в нашей школе представлена следующими направлениями:

  • изучение семей и условий семейного воспитания;
  • составление социального паспорта
  • информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса;
  • психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • взаимодействие с родительским комитетом;
  • совместная деятельность родителей и обучающихся.

Взаимодействие с родительским комитетом

Руководит работой родительского коллектива родительский комитет. В него входят наиболее опытные, инициативные родители. Родительский комитет совместно со мной и под моим руководством планирует, готовит и проводит совместную работу по оказанию помощи в воспитании детей класса, а также в укреплении материально-технической базы класса. В своей деятельности я вместе с родителями обучающихся создаю воспитывающую среду, обеспечивающую единство требований школы и семьи по отношению к личности ребенка. Этого добиваюсь, осуществляя взаимную деятельность, основанную на следующих принципах:

  • обращение к чувству родительской любви и уважение ее;
  • доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;
  • позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.

 Социализация  обучающихся с ОВЗ.

Свою работу по данной теме считаю еще не завершенной, но то, что уже сделано, оцениваю на должном уровне. Дальнейшее сотрудничество с психологом, логопедом, деффектологом и другими специалистами позволит корректировать новые формы и приемы развития детей в классе. Все вышесказанное поможет детям проживать свой день в классе более интересно и не скучно.

В свете полученных результатов и показателей воспитательной деятельности продолжаю активно решать для себя следующие задачи:

  • повысить личностно-профессиональную компетентность;
  • продолжить изучение и подбор литературы и материала по проблеме;
  • определить цели, задачи, содержание практической деятельности; средства и методы развивающей работы с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья для развития творческих способностей;
  • выбрать конкретные виды помощи учащимся;
  • совершенствовать уровень аналитических навыков;
  • подбирать наиболее эффективные элементы педагогических технологий;
  • определить средства и методы развивающего обучения и воспитания, для развития творческих способностей;
  • внедрять методы, приемы и формы, наиболее полно отвечающим проблемам и вопросам воспитания детей данной категории;
  • адаптировать изученные технологии в практической деятельности;
  • продолжить активное использование в работе интернет — ресурсов по обмену опытом с коллегами на региональном и федеральном уровнях.

 Используемая литература

1. Стюхина Г.А. Психологические особенности и механизмы развития ребенка младшего школьного возраста. М., Педагогический университет «Первое сентября», 2010.

2. Алферов А.Д. Психология развития школьников: Уч.пособие по психологии.-Ростов-на-Дону, Феникс, 2000.

3. Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности. Классный руководитель, 2001 №6.

4. Огородников А.А. Учебно-воспитательная работа в ГПД, М., 1989.

5. Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня. Пособие для учителя. М., Просвещение, 1983.

6. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы. М., ВАКО, 2004.

7. Осипова М.П., Бутрин Г.А., Мельничук И.А. Работа с родителями: пособие для учителей начальных классов общеобразовательных учреждений. Мн., Экоперспектива, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: «Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе»

Развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчивости, способн...

обобщение опыта работы по теме "Формирование активной позиции учащихся в учебном процессе"

Обобщение опыта работы по теме "Формирование активной позиции учащихся в учебном процессе"...

Обобщение опыта педагогической деятельности тема: «Формирование коммуникативной компетенции учащихся 1 ступени через проектную деятельность»

Основной проблемой образования на современном этапе становится не усвоение постоянно увеличивающегося объема знаний, а ориентация в потоке возрастающей информации, а также производство знания, которог...

Обобщение опыта работы по теме "Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе в начальной школе"

В данной работе представлен педагогический проект по теме "Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе в начальной школе"...

Обобщение опыта педагогической деятеьности

laquo;Проблемное обучение – эффективный способ развития интеллекта у учащихся первой ступени»Обобщение педагогического опыта учителя начальных классов Снежковой О.В....

Обобщение опыта педагогической деятельности по теме "Развитие аналитической деятельности учащихся в работе над задачами"

Исходя из общих положений концепции математического образования, одна и основных задач начального курса математики  - обеспечить интеллектуальное развитие и сформировать качества мышления, характ...

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Развитие критического мышления учащихся начальных классов посредством чтения и письма».

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТа ПО ТЕМЕ:«Развитие критического мышления учащихся начальных классов посредством чтения и письма»....