Обобщение опыта педагогической деятеьности
материал по теме

Снежкова Ольга Владимровна

«Проблемное обучение – эффективный способ развития интеллекта у учащихся первой ступени»

Обобщение педагогического опыта учителя начальных классов Снежковой О.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ped_opyt.doc173.5 КБ
Файл ped_opyt_snezhkova.pptx1.94 МБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение

«Начальная Общеобразовательная Школа» г. Покров

«Проблемное обучение – эффективный способ развития интеллекта у учащихся первой ступени»

Обобщение педагогического опыта учителя начальных классов Снежковой О.В.

2017год


План обобщения опыта:

  1. Условия возникновения и становления опыта.
  2. Актуальность опыта.
  3. Ведущая педагогическая идея.
  4. Теоретическая база опыта.
  5. Новизна опыта.
  6. Технология опыта.
  1. Цель опыта.
  2. Задачи опыта.
  1. Результативность опыта.
  2. Адресная направленность.
  3. Библиографический список.
  4. Приложения.

Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я запомню.

Дай мне действовать самому, и я научусь.

Конфуций

  1. Условия возникновения и становления опыта.

На формирование опыта оказали влияние следующие факторы:

1) изучение накопленного опыта по проблеме «Проблемное обучение – эффективный способ развития интеллекта у учащихся первой ступени» в научной и методической литературе;

2) изучение опыта коллег в процессе посещения уроков, конференций, педагогических марафонов, курсов повышения квалификации;

3) участие в районных и  методических объединениях, семинарах, педагогических мастерских, конференциях, мастер-классах.

    В настоящее время в начальной школе все шире применяется проблемное обучение. Сущность данного метода состоит в том, что знания обучаемым не сообщаются в готовом виде, перед ними ставится проблема для самостоятельного решения, в ходе которого они приходят к осознанным знаниям. Это один из методов активного обучения, способствующий организации поисковой деятельности обучаемых, формированию у них навыков продуктивного, творческого изучения дисциплины. Учитель исходит из того, что процесс усвоения знаний не может сводиться лишь к их простому восприятию, ознакомлению и воспроизведению.

    Репродуктивные методы обучения не в полной мере реализуют задачи формирования творческой самостоятельности обучаемых.  

    Проблемное обучение предполагает последовательное и целенаправленное привлечение учеников к решению проблем и проблемных познавательных задач,  в процессе которых они должны активно усваивать новые знания, приобретать навыки и умения в самостоятельном формировании задачи (проблемы), исходя из реальных условий.

2.Актуальность и перспективность опыта .

Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Проблемное обучение – эффективный способ развития интеллекта у учащихся первой ступени»

     Наше время — время перемен. России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие мыслить творчески. В обществе возник новый социальный заказ: вместо послушных исполнителей, востребованы люди, быстро ориентирующиеся в различных ситуациях, творчески решающие возникшие проблемы, понимающие и принимающие всю меру ответственности за свои решения. Человек, способный творчески мыслить, обладает гибкостью ума, изобретательностью, чувством нового, возможностью осуществлять выбор. Способность к творчеству появляется, когда человек начинает осознавать свою особенность и, таким образом, становится личностью. Образование должно побуждать к творчеству.

.        Актуальность данной проблемы обусловлена  современными требованиями   развития педагогической теории и практики – новыми требованиями стандарта второго поколения (ФГОС), а также она  созвучна с проблемой нашей школы.

На практике необходимо  научить учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить и  применять их  в учебной  деятельности.

3.        Ведущая педагогическая идея  учебно– воспитательного процесса заключается в совершенствовании учебной деятельности школьников в процессе обучения для развития познавательного интереса, логического мышления, формирования творческой активности учащихся.

          Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи  требует  новый подход к обучению и воспитанию детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребёнка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы.
   Так как процесс познания у младших школьников  в основном неустойчив, эпизодичен, поэтому необходимо развивать познавательный интерес и активность младшего школьника в различных видах его деятельности. Необходимость активизации познавательной деятельности диктуется возросшими требованиями к воспитанию и образованию.

4.Теоретическая база опыта.

 Теоретическую основу моего опыта составляют:

1. Идея активизации обучения имеет большую историю. Философские взгляды лежат в основе побуждения интеллектуальной активности.  Постановка проблемных вопросов были характерны для дискуссий Сократа и  Пифагора.
2.
Один из первых сторонников активного учения был знаменитый чешский
ученый
Я.А.Коменский. Его «Великая дидактика» содержит указания на
необходимость «воспламенять в мальчике жажду знаний и пылкое усердие к
учению», она направлена против словесно-догматического обучения, которое
учит детей «мыслить чужим умом».
3.   И. Г. Песталоцци в начале 19 века развивал идею активизации обучения с помощью наглядности, путем наблюдения, обобщения и самостоятельных выводов.

4. А Ж.Ж.Руссо вел борьбу  за развитие умственных способностей ребенка и внедрение в обучение исследовательского подхода.
«Сделайте вашего ребенка, писал он, внимательным к явлениям природы.
Ставьте доступные его пониманию вопросы и предоставьте ему решать их. Пусть он узнает не потому, что вы сказали, а что сам понял».

5.  «Ученикам следует – писал К.Д.Ушинский - передавать «не только те или иные знания, но и способствовать самостоятельно без учителя приобретать новые познания».

   На это  опирались прогрессивные русские методисты, боровшиеся против догматических и схоластических методов обучения, которые переждали формализм в знаниях учащихся и не развивали умственные способности.
 6. Идеи Г.И. Щукиной:  идея развития познавательного интереса - ценный мотив учения, идея активизации познавательной деятельности учащихся -  необходимое  условие для воспитания их познавательного отношения к миру.

7. Концепция УМК «Школа России» авторского коллектива учёных (А.А.Плешаков, М.И.Моро и др.), которая в полной мере отражает идеологические, методологические и методические основы ФГОС;

8.Планируемые результаты начального общего образования Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой, которые  представляют собой систему обобщённых личностно – ориентированных целей образования;

9. «Духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников» под редакцией А.Я.Данилюка, органически входит в учебно – воспитательный процесс и составляет его стержневую основу.


           5. Новизна опыта заключается в разработке системы учебных и внеклассных занятий, комбинации известных методик и элементов инновационных технологий: интерактивных и компьютерных технологий; создании алгоритмов формирования учебно – познавательных, информационных, коммуникативных и других компетенций.

Товий Васильевич Кудрявцев предлагал распространить принцип проблемности на всю сферу образования в целом .

Но, во-первых, не весь учебный материал можно построить в виде органичных проблемных ситуаций, обладающими всеми требуемыми характеристиками. Это объективное ограничение распространения проблемного обучения.

 Во-вторых, нельзя не признать, что проблемные методы предъявляют к преподавателю совершенно новые требования, и не все педагоги способны с ними справиться: обучение творчеству предполагает и творческое обучение.

В-третьих, для передачи учащимся одного и того же объема информации при проблемном обучении будет затрачено значительно больше учебного времени, чем при традиционном. В связи с вышеуказанным, проблемное обучение не предполагает полного отказа от таких традиционных методов, как объяснительно-иллюстративный и репродуктивный. Но в отдельных отраслях и в наиболее благоприятствующих тому ситуациях применение проблемных методов способно позволить добиться высоких результатов в образовании и расширить его традиционно суженные целевые рамки. Здесь важно еще раз отметить, что проблемное обучение не следует рассматривать, как самодостаточную педагогическую технологию: это комплекс методов, подход к организации обучения, не исключающий применение и других методов: от традиционных до суггестивных, от развивающего обучения до технологии укрупнения дидактических единиц. Возможно, наиболее эффективной педагогической технологией была бы именно та, которая смогла бы реализовать в системе образования подтвержденные практикой и объединенные в органичный комплекс достижения всех педагогических и психологических школ, основные педагогические теории и концепции. В такой комплексной технологии, смогла бы занять достойное место и концепция проблемного обучения.

  1. Технология опыта

Цель и назначение проблемного обучения - преодолеть элементы механического усвоения заданий в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихся и ознакомить их с методами научного исследования.

Задачи: -усвоение учениками системы знаний и способов умственной деятельности;

-развитие интеллекта учащихся, то есть познавательной самостоятельности и творческих способностей;

-формирование диалектического мышления учащихся;

-формирование всесторонне развитой личности.

Кроме этого, проблемное обучение имеет и следующие функции:

-воспитание навыков творческого усвоения;

-воспитание навыков творческого применения знаний( применение старых знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы;

-формирование и накопление опыта творческой деятельности;

-формирование мотивов обучения.

Приобретение учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков.

 Способствовать достижению высокого уровня умственного развития.

 Формировать способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности.

     Развивать интерес к творческому труду.

     Обеспечивать прочные результаты обучения.

Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения, которые испытывает ученик в момент столкновения с чем-то, служит проблемная ситуация. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются: проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос. Я не мыслю педагогический урок без проблемной ситуации по ФГОС. Ведь дети сами находят ответ на поставленный вопрос. Если ответ найден правильно, значит -  урок удался.

    В начальной школе проблемный и репродуктивный методы обучения, как правило, применяются в совокупности, они дополняют друг друга. При этом предполагается оптимальное сочетание репродуктивной и творческой деятельности детей по усвоению системы научных понятий и приемов, способов логического мышления и профессиональных действий.

    Центральными понятиями проблемного обучения являются проблемная ситуация и проблема (задача).

    Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение, которое возникает у ребенка, когда он не знает, как объяснить то или иное явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом действия, что побуждает его искать новый способ объяснения или действия.

Следовательно, проблемная ситуация – это такая ситуация, в которой оказывается ребенок, когда на пути достижения своей цели встречает какое-то затруднение или препятствие и его надо преодолеть. Проблемная ситуация служит началом, отправной точкой проблемного обучения в начальной школе.

    Проблемная ситуация включает в себя 3 главных компонента:

    а) потребность ребенка в новом знании или способе действия;

    б) неизвестное знание, которое он должен усвоить;

    в) достигнутые, усвоенные в ходе предшествующей учебы знания, умения и навыки ребенка, его интеллектуальные возможности.

 В общем случае можно утверждать, что проблемная ситуация возникает тогда, когда известна цель, но неизвестны пути ее достижения.

    Выделяю следующие варианты возникновения проблемной ситуации:

  1. несоответственные между имеющимися у детей знаниями, которые требуются для ее решения;
  2. необходимость выбора из системы знаний тех, которые могут обеспечить решение задачи вообще или оптимальным образом;
  3. противоречия между теоретической  возможностью известных способов решения и их практической возможностью.

    Сложность проблемной ситуации (степень проблемности) во многом определяется уровнем знаний учеников, поэтому при широком использовании рассматриваемых методов в процессе всего обучения я повышаю сложность проблем.

    Могут быть следующие варианты проблемных ситуаций (по возрастанию степени проблемности):

 - ученики получают всю необходимую информацию;

 - ученики получают не всю информацию, необходимы дополнительный анализ, сбор недостающих данных учителем или самостоятельно;

 - ученикам бегло обрисовываю ситуацию и выдаю минимальную информацию, помимо сбора дополнительной информации для решения задачи от детей требуется профессиональное мышление, интуиция.

    В любом случае для решения проблемных ситуаций ученики начальной школы должны иметь определенную систему знаний, определенное количество информации. Отсюда следует, что проблемное обучение не должно противопоставляться традиционным.

    Важным в рассматриваемых методах является форма издания ситуаций. Она может быть в виде:

а) словесного описания (устно или письменно),

б) графического изображения (схемы, диаграммы),

в) фрагментов из видеофильма  и т.д.

    Для развития различных сторон творческой деятельности учеников начальной школы, повышения интереса и активности в процессе обучения я использую различные по своему внутреннему характеру проблемные ситуации. Такими ситуациями могут быть:

  1. ситуация – выбор, когда имеется ряд готовых решений, в том числе и неправильных, и необходимо выбрать наиболее правильное, оптимальное решение;
  2. ситуация – неопределенность, когда возникают неоднозначные решения ввиду недостатка данных;
  3. ситуация – конфликт, которая содержит в своей основе борьбу и единство противоположностей;
  4. ситуация – неожиданность, вызывающая удивление у детей своей парадоксальностью и необычностью;
  5. ситуация – предложение, когда высказываю предположение о возможности новой закономерности или оригинальной идеи, что вовлекает детей в активный поиск;
  6. ситуация – опровержение, если необходимо доказать несостоятельность какой-либо идеи, проекта, решения;
  7. ситуация – несоответствие, когда она «не вписывается» в уже имеющийся опыт и представления.

    Таким образом, можно утверждать, что все проблемно-ситуационные методы как методы активного обучения сводятся в конечном итоге к способам (методам) решения проблемных ситуаций.

    Возникающие в процессе обучения в начальной школе проблемы чаще всего разрешаются через решение проблемных задач, вопросов, ситуаций .

    Проблемное обучение в начальных классах предполагает последовательное и целенаправленное привлечение детей к решению учебных проблем и проблемных познавательных задач, в процессе которого  они должны активно усваивать новые знания, приобретать навыки и умения в самостоятельном формировании задачи, исходя из реальных условий.

    Проблемная задача – это крупная учебно-познавательная задача, требующая анализа и нахождения способов и приемов ее решения.

  Для решения проблемной задачи в начальных классах я использую ряд дидактических материалов:

  - системы проблемно-поисковых вопросов к данной задаче;

  - схемы ориентировочной основы действий;

  - дополнительных материалов, характеризующих проблемную ситуацию, детали обстановки;

  - научную, методическую и учебную литературу по теме обсуждения;

  - справочники, инструкции, другие нормативные акты.

    Проблемный вопрос – это простейшая проблемная задача, требующая обычно «одноактового» действия.

    Варианты проблемно-поисковых вопросов:

  - Насколько типична данная ситуация? В чем заключается ее типичность?

  - Какие явления в данной ситуации вступили в явное противоречие?

  - В чем эта противоречивость проявилась?

  - Каковы причины сложившегося противоречия? Какие объективные факторы и субъективные причины привели к возникновению противоречия?

  - Какие причины являются ведущими, основными?

  - Как обычно разрешается данное противоречие на практике?

  - Можно ли изменить сложившуюся систему возникающих противоречий?

  - Что нужно для этого сделать?

  - Какие условия при этом необходимо соблюдать?

  - Какой эффект можно получить в результате нововведений в практику?   Проблемное обучение предполагает не только активное усвоение детьми

начальной школы определенных знаний путем постановки и разрешения проблемных ситуаций, но и овладение методами получения этих знаний.

    Основными формами проблемного обучения являются:

   а) проблемное изложение;

   б) частично-поисковая деятельность;

   в) самостоятельная исследовательская деятельность.

    При проблемном изложении учебного материала последовательно и эмоционально раскрываю его основное содержание, вовлекая детей в активную мыслительную деятельность, не только разрешая ситуацию, но и показывая логику и методику этого процесса.

   Все это требует от учителя начальных классов предварительной подготовки, которая может включать в себя следующие этапы:

  1. Анализ и отбор основного материала, который должен составить логически законченный курс (раздел, тема, отдельное занятие).
  2.  Выбор основных проблем и формировка их в виде проблемных ситуаций (в течение одного занятия целесообразно рассматривать не более 3 – 4 проблемных ситуаций).
  3. Продумывание логики (методики) разрешения каждой ситуации.
  4. Компоновка всего материала в целостную систему знаний.

    При частично-поисковой деятельности направляю работу детей с помощью специальных вопросов, побуждающих их к самостоятельному рассуждению и активному поиску правильного ответа.

    Самостоятельная исследовательская деятельность детей заключается в самостоятельном поиске решения и предполагает наличие проблемы и выполнение всей последовательности в организации процесса решения поставленной задачи

    Проблемное обучение, в зависимости от состава и качества подготовки детей, может осуществляться на разных уровнях сложности и самостоятельности:

   а) первый уровень – проблемное изложение учебного материала учителем;

   б) второй уровень – учитель создает проблемные ситуации, а дети вместе с ним включаются в их разрешение;

   в) третий уровень – учитель лишь создает проблемную ситуацию, а разрешают ее в ходе самостоятельной деятельности дети;

   г) четвертый уровень – учитель сообщает неупорядоченные исходные данные, на основе которых дети самостоятельно формируют проблему и находят способы ее разрешения.

    Проблемное обучение в начальных классах предполагает не только активное усвоение знаний, но и постановку, а также решение новых, в том числе нестандартных оригинальных задач. Тем самым оно способствует формированию и проявлению творческих возможностей детей. Именно к достижению этой цели я стремлюсь при организации и проведении занятия с помощью методов проблемного обучения.

        Особенностью проблемного обучения в начальной школе является творческая атмосфера обсуждения, свобода дискуссии: и учитель, и ребенок должны проявлять положительное отношение к участию в анализе проблемы, в выдвижении и обсуждении гипотез, а также в формировании новых проблем.

    Учебно-проблемный способ имеет три разновидности (в зависимости от того, какая проблемная ситуация создается поставленной задачей): а) исследовательская; б) познавательная; в) учебная.

    Таким образом, в зависимости от характера проблемных ситуаций я использую ту или иную разновидность учебно-проблемного способа решения задач.

    Деятельность учителя при проблемном обучении включает:

  1. Нахождение проблемы и создание проблемной ситуации.
  2. Знание или нахождение наиболее эффективного способа ее решения.
  3. Руководство этапом определения проблемы.
  4. Оказание помощи детям в анализе условий и выборе плана решения задачи.
  5. Уточнение формулировки проблемы.
  6. Оказание помощи в нахождении способов самоконтроля детям.
  7. Разбор допущенных отдельными детьми ошибок и определение их возможного влияния на решение задачи.
  8. Организация коллективного обсуждения решенной проблемы с учетом возможных путей ее реализации на практике.

  В настоящее время я использую в учебно-воспитательном процессе следующие методы активного обучения:

1) проблемный;

2) диалоговый;

3) игровой;

4) исследовательский;

5) модульный;

6) опорных сигналов;

7) критических ситуаций.

    Эти и другие методы делю на две группы:

а) имитационные и б) неимитационные, а имитационные, в свою очередь – на игровые и неигровые.

    Например, известно, что в памяти человека запечатлевается до 90% того, что он делает, до 50% того, что он видит, и только 10% того, что он слышит. Поэтому наиболее эффективная форма обучения должна основываться на активном включении в соответствующее действие. Это показывает целесообразность использования активных методов обучения.

    Активные методы обучения формируют у детей не просто знания – репродукции, а умения и потребности применять эти знания для анализа, оценки и принятия правильных решений. Использование активных методов обучения, их выбор определяю целями и содержанием обучения, индивидуальными особенностями детей и рядом других условий. Опыт преподавания свидетельствует о целесообразности сочетания различных методов и форм.

    Для использования активных методов обязателен методический инструментарий: сценарий проведения учебных занятий, планы их проведения и учебно-методические разработки для самостоятельной работы детей.

    Сценарий занятия – это комплексный методический документ по проведению конкретного урока по теме. Он представляет собой схематическое описание содержания темы и процесса его развертывания в деятельности детей с указанием времени, методических способов и средств исполнения.

    В дополнение к этому разрабатываю комплексное задание по данной теме, которое включает:

   а) целевые установки детям на самостоятельную работу;

   б) методические рекомендации;

   в) основную литературу, необходимую для подготовки;

   г) проблемные задачи и задания;

   д) вопросы для самоконтроля детей.

Проблемно-ситуационные методы обучения.

    Проблемное обучение, как показывает опыт, можно успешно применять на всех видах занятий при условии, что учитель, дети и учебный материал подготовлены к занятию и учителем выработан четкий план его проведения.

    Творчески мыслить, надо учить на всех занятиях, т.к. они требуют активности, волевых, эмоциональных качеств, длительной подготовки и напряженного труда.

    По опыту лучших методистов, структура главной части урока следующая:

  1. формирование проблемы;
  2. поиск ее решения;
  3. доказательство правильности решения;
  4. указание проблем, которые должны быть решены на последующих занятиях.

    Таким образом, проблемный урок, в отличие от традиционного учит думать. Приобщаясь к  изменению учебных проблем, дети учатся видеть проблему самостоятельно, находят способы ее решения.

    В настоящее время в практике обучения в разработке урока младших школьников нашли применение следующие проблемно-ситуационные методы: активного диалога (дискуссии), модульный, анализа конкретных ситуаций, метод случаев «мозговой атаки» и др.

    Метод активного диалога (дискуссии). Диалог предполагает активный двухсторонний процесс познавательной деятельности обучающих и обучаемых и по своей сущности наиболее адекватно отражает динамику активного обучения.

    В свою очередь, отдельные методы активного обучения имеют диалоговую форму, например, индивидуальное собеседование. В их основе лежит диалог в многообразных его выражениях. Одно дело диалог на уровне обсуждения обычных, повседневных явлений, другое – диалог на уровне научно-теоретического собеседования.

    Главным и основным требованием активного обучения является то, что обучаемые должны как можно чаще решать проблемы, поставленные ими самими.

    Модульный метод.  Смысл этого термина связан с понятием «модуль». Модуль представляет собой определенный  объем знаний учебного материала, а также перечень практических навыков, которые должен получить ребенок для выполнения своих функциональных обязанностей.

    Основным источником учебной информации в модульном методе обучения является учебный элемент, имеющий форму стандартизированного пакета с учебным материалом по какой-либо теме или с рекомендациями по отработке определенных практических навыков.

 Учебный элемент состоит из:

  1. точно сформулированной учебной цели;
  2. смена необходимой литературы;
  3. собственно учебного материала в виде краткого конкретного текста, сопровождаемого подробными иллюстрациями;
  4. практического задания для отработки необходимых навыков, относящихся к данному учебному элементу;
  5. контрольной работы, которая соответствует целям, поставленным в данном учебном элементе.

    Путем набора соответствующих учебных элементов формируется учебный модуль на основании требований конкретной темы или выполняемой работы.

    При модульном обучении основное значение приобретает творческое начало. В целом время, когда ребенок что-либо докладывает или отвечает на поставленные вопросы, несколько увеличивается. Опыт показывает существенные преимущества проведения занятия этим методом.

    Метод анализа конкретных ситуаций.   Входит в систему активных методов обучения и является одним из наиболее доступных и простых методов в организации учебного занятия. Приобщение детей к анализу конкретных  ситуаций осуществляется поэтапно, но нарастающей сложности от темы к теме. Процедура проведения урока с использованием метода анализа конкретных ситуаций включает следующие этапы:

1 этап: введение в изучаемую проблему.

Введение должно ориентировать детей на предмет предстоящего разговора, нацеливать их не на перечисления, а напротив, на вдумчивый поиск, анализ.

2 этап: определение условий проведения урока и постановка вопросов.

Учебная группа делится на несколько подгрупп, работающих над ситуационными задачами, полученными от преподавателя на предыдущем занятии. Эти занятия могут быть разными или одинаковыми для всех подгрупп. Возможно, и первоначальное знакомство с ситуацией непосредственно в ходе урока.

3 этап: групповая работа над ситуацией.

Каждая подгруппа коллективно работает над поставленными задачами, в ходе обмена мнениями и полемики ищет оптимальные варианты ответов. Учитель наблюдает за работой подгрупп, отвечает на вопросы, напоминает о необходимости уложиться в установленное время, подгруппы должны подготовить ответы  по всем блокам вопросов задания.

4 этап: групповая дискуссия.

Представители подгрупп поочередно выступают с сообщениями о результатах коллективной работы над ситуацией, отвечают на поставленные вопросы, обосновывают предполагаемый вариант решения. По ходу их выступлений осуществляется дискуссия; каждая последующая подгруппа должна иметь возможность обсудить точки зрения предыдущих подгрупп, сопоставить их со своими вариантами решения ситуации.

    Как показывает опыт, целесообразно подводить итоги дискуссии и давать оценку результатов анализа после завершения обсуждения каждого блока вопросов. После обсуждения каждого блока вопросов делаю вывод по итогам дискуссий, выделяю лучшие ответы, оцениваю работу подгрупп.

5 этап: итоговая беседа.  Подвожу итог коллективной работы над ситуацией. Выделяю наиболее оптимальные решения проблем, вытекающие из конкретной ситуации. Даю окончательную оценку работы всех групп.

    Метод «мозговой атаки». Этот метод называемый иногда «мозговым штурмом», разработан в США в 1930-е  годы как метод коллективного генерирования новых идей.

    Сущность метода заключается в коллективном поиске нетрадиционных путей решения возникшей проблемы в ограниченное время. Его целевое назначение: а) объединение творческих усилий группы в целях поиска  выхода из сложной ситуации; б)  коллективный поиск решения новой проблемы, нетрадиционных путей решения возникших задач; в) выяснение позиций и суждение членов группы по поводу сложившейся ситуации;

г) генерирование идей в русле учебной, методической, научной проблемы.

 В общем случае методика организации и проведения «мозговой атаки» может включать в себя следующие этапы:

   1) Формирование (создание) проблемы, ее разъяснение и требования к ее решению.

   2) Подготовка детей. Уточняются порядок и правила проведения атаки. При необходимости создаются рабочие группы (по 4-6 чел.) и назначаются их руководители.

   3) Непосредственно «мозговая атака» (штурм). Она начинается выдвижением детьми предложений по решению проблемы, которые фиксирую на классной доске. При этом не допускаю критических замечаний по уже выдвинутым решениям, повторы, попытки обосновать свои решения.

   4) Контратака. Этот этап необходим при достаточно большом наборе идей.

Путем беглого просмотра определяю методом сравнений и сопоставлений невозможность одних решений, наиболее уязвимые места других и исключить их из общего списка.

   5) Обсуждение наилучших решений и определение наиболее правильного решения.

    Этот метод  в несколько упрощенном варианте применяю при анализе того или иного явления, результата, схемы. При умелой, грамотной постановке вопросов и ограничении времени на ответы такой метод достаточно эффективен.

        Игровые методы обучения.

    Деловая игра. Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария. В его содержание входит:

   а) учебная цель занятия;

   б) описание изучаемой проблемы;

   в) обоснование поставленной задачи;

   г) план деловой игры;

   д) общее описание процедуры игры;

   е) содержание ситуации и характеристик действующих лиц.

    Как правило, каждая игра включает несколько этапов: подготовительный; вводную часть, собственно деловую игру, анализ результатов, подведение итогов; в комплексных деловых играх характерны 3 этапа – подготовительный, основной и заключительный.

   

 Пресс-конференцию использую для проведения урока, как по всей теме, так и по отдельным ее вопросам. Методика проведения таких занятий  заключается в следующем: определяю пресс-центр в количестве 3-5 человек, 2 эксперта, назначаю ведущего.

    После вступительного слова учителя, заслушивания и обсуждения доклада дети, назначенные для ответов на вопросы, занимают места за отдельно стоящими столами лицом к группе.

    Вся работа пресс-центра организуется его руководителем, назначаемым из числа детей. Если вопросы поступают не к конкретному члену пресс-центра, то после некоторого обмена мнениями между его членами руководитель объявляет, кто будет отвечать на поставленный вопрос. В течение 25-30 минут дети ставят вопросы и получают на них ответы.

    После этого эксперты в течение 10 минут подводят итоги пресс-конференции. Окончательный итог подводит учитель. В такой же последовательности проходит пресс-конференция и по второму вопросу.

    Место и роль учителя в пресс-конференции:

  1. планирую ее проведение;
  2. формирую тему и определяю основные проблемы пресс-конференции;
  3. провожу индивидуальную работу с инициативной группой по ее подготовке;
  4. рекомендую опорную или справочную литературу;
  5. подвожу итог и оцениваю результаты проведения пресс-конференции.

Рекомендации по изложению учебного материала:

1) Простота и доступность речи. Умение соизмерять степень трудности информации с обстановкой.

2) Риторическая обработка учебного материала: интонация, смена темпа изложения, паузы, модуляция, громкость (выступления ведущих дикторов радио и телевидения также подвергаются риторической обработке специалиста. А.С.Макаренко умел говорить фразу «Иди сюда» с 10-15 оттенками и не боялся, что к нему кто-то не подойдет.

3) Неоднократные повторения. Суть неоднократного повторения в том, что наиболее важные места в ходе изложения учебного материала (определения, выводы, важные формулировки) повторяются несколько раз, причем при разном темпе и громкости. Это улучшает запоминание, подчеркивает важность материала, привлекает особое внимание.

4) Не говорить с места, т.к. разговорная речь оказывает более сильное воздействие.

5) Умелое пользование цифрами, необходимо избегать множества цифр при обучении младших школьников. Если это невозможно, представлять их в виде раздаточного материала и выделять те, которые имеют наибольшее значение.

6) Смена рода деятельности обучаемых. Прочность знаний повышается при использовании различных видов памяти – образно-зрительной, словесно-логической, находящихся во взаимной зависимости.

7) Вопрос самому себе. Это прием из арсенала известного педагога-новатора Е.И.Ильина. Такие вопросы не требуют ответов детей, но заставляют задуматься и стать соучастниками дальнейших рассуждений. («Давайте подумаем, какие из этого можно сделать выводы?», «А что будет,  е6сли  в полученном выражении…?»)

8) Эффект Зейгарник. Суть эффекта: если изложение материала не вызывает сомнений и вопросов, то усвоение оказывается хуже, чем при таком способе изложения, когда что-то сознательно не вполне завершено, оставлено для дополнительного додумывания, повышая тем самым интерес детей и стимулируя их активность.

9) Побуждение к рационализаторской и изобретательской деятельности. Обычно привлечение детей к творческой деятельности осуществляется во внеучебное время. Пусть эти проблемы возникают в ходе самих занятий. Сначала эти предложения будут исходить  от учителя, но в дальнейшем дети сами станут авторами творческих идей. Эта работа тесно увязывается с овладением знаниями по учебной дисциплине, что приводит к повышению интереса и активности детей.

10) Актуализация доз учебного материала. В основных учебных вопросах урока (2-4)  выделяю по несколько подвопросов. С началом урока объявляю, выписываю на классной доске, материал каких вопросов и подвопросов наиболее важен для дальнейшего изучения, т.к. учебный материал урока различается по его значимости и сложности, то этот прием позволяет совместить повышенное внимание со сложностью материала.

11) Подготовка детей по материалу предстоящего задания. Даю заранее задание детям: основные вопросы урока, перечень литературы, с которой они должны ознакомиться, продумать ход решения той или иной проблемы. Благодаря этому дети оказываются готовыми в определенной степени к восприятию нового учебного материала, быстро включаются в активную работу,  получают определенные навыки самостоятельной работы над незнакомым  материалом.

12) Использование кратких диалогов («микродиалогов»). Краткие диалоги нарушают монотонность занятия, повышают внимание и активность аудитории.

13) Предварительная ориентация в новом материале. Сущность приема заключается в следующем. После объявления темы и цели урока сообщаю детям дополнительные сведения: необходимость изучения материала и его значимость, порядок изложения материала и основные проблемы, конечная цель. Это позволяет детям более четко и наглядно охватить все занятие и особенно конечную цель, проследить логику рассуждений преподавателя.

14) Начало занятия – с формирования проблемы. Особенность приема состоит в том, что с началом изложения нового материала формулирую проблему, которая должна быть решена к концу занятия.

15) Выводы делают ученики. Эффективен прием лишь в том случае, если об этом предупредить детей в начале урока. Это вызывает у них повышенное внимание и дополнительный интерес. Начинать пользоваться этим приемом следует по более простым вопросам, и переходить к более сложным.  В любом случае окончательные выводы делаются учителем.

16) Быть готовым к экспромтам. В ходе занятия возникает довольно часто такая ситуация, когда необходимо отступить от заранее намеченного содержания. Например, при потере внимания детей, нежелательной реакции аудитории, необходимости ответить на неожиданный вопрос, нарушении порядка в аудитории. На это учителю необходимо среагировать, например, экспромтом. В запасе у учителя всегда должен иметься большой набор таких экспромтов, чтобы успешно выйти из критической ситуации.

 4. При проведении урока соблюдаю следующие условия и правила:

- нацеленность творческого поиска на один объект, недопустимость  ухода в сторону от него, потери стержневого  направления;

- краткость и ясность выражения мысли;

- необходимость критических замечаний по поводу высказываемого;

- недопустимость повтора сказанного другими учениками;

- стимулирование любой самостоятельной мысли и суждения;

- краткость и ясность выражения мысли.

7.Результативность опыта.

    Но самыми значимыми результатами своей деятельности считаю:

  1. формирование у младших школьников потребности в самостоятельном приобретении знаний;
  2. умение использовать полученные знания в нестандартной ситуации;
  3. умение на основе полученных знаний рождать новое знание.

    Таким образом, мои школьники имеют хорошую интеллектуальную тенденцию, высокую познавательную активность, при переходе в среднюю школу показывают высокие образовательные результаты:

Приобщаясь к изучению учебных проблем, дети учатся видеть проблему самостоятельно, находят способы ее решения.

    Все учителя-предметники отмечают сформированный еще в начальной школе навык самостоятельного приобретения знаний, повышенного интереса к процессу обучения.

Урок я строю таким образом, чтобы один вид деятельности сменялся другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной, менее утомляемой.

Благодаря систематическому использованию такого подхода за последние годы, по моим наблюдениям, удалось достичь появления у большинства учащихся положительной мотивации к изучению предметов школьного цикла, повышению мотивации успешной деятельности, формированию личной ответственности за результат своей деятельности.

 Главным считаю не заставлять, а заинтересовывать, приглашать ребенка к учебному сотрудничеству. Все мои дети по результатам анкетирования посещают школу с охотой.

Показатели качества знаний учащихся за последние три года подтверждает результативность используемых технологий, методов и приемов обучения.

     Проводимая работа позволяет мне получать результаты качественной  подготовки учащихся, развивать их  творческие и познавательные способности,  которые подтверждаются результатами участия детей  в предметных олимпиадах и различных  конкурсах: «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Человек и природа».

Качество знаний учащихся, участвовавших в международных конкурсах: «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Человек и природа», «Кенгуру»:

2014г.

(по школе)

2015г.

(по школе)

2016г.

(по школе)

«Русский медвежонок»

1 место Попова А.

2 место Ануфриева А.

2 место Башилова В.

3 место Попова А.

1 место Башилова В.

2 место Борисова Е.

«Человек и природа».

3 место Попова А.

1 место Башилова В.

КИТ

2 место Попова а.

Кенгуру

1 место Дмитриев И.

2 место Башилова В.

3 место Дмитриев И.

Участие школьников в предметных конкурсах и областной олимпиаде младших школьников 2016г.:

Предмет

Ф.И.

Всероссийский конкурс сочинений районный этап

Попова А.

1 место в районе

Всероссийская олимпиада по ОРКСЭ

Борисова Е.

Диплом 2 степень

Русский язык

Башилова В.

1 место в школе

Математика

Дмитриев И.

2 место в школе

Литературное чтение

Башилова В.

Попова А.

1 место в школе

2 место  в школе

Участие в конкурсах различных уровней:

2014-2015 учебный год

Мишуров Е.

Попова А.

Дмитриев И.

Попова А.

Ануфриева А.

Шмунк М.

Каража Н.

Батаев М.

Зеркало природы

(районный)

Районный конкурс чтецов имени Евгении Ачкасовой

Открытый конкурс чтецов Е. Ачкасовой

 

«Дартаньян 2015»

«Ученик года» районный

Конкурс декоративно-прикладного творчества «Подарок маме»(городской)

Районный этап международного конкурса «Красота Божьего мира»

Районный этап международного конкурса «Красота Божьего мира»

Районный этап международного конкурса «Красота Божьего мира»

3 место. Районный конкурс

Гранпри. Районный конкурс

2 место. Районный конкурс

1 место.(городской)

1 место заочного этапа. Районный конкурс

3 место городской конкурс

Призер. районный этап

Призер. районный этап

Призер. районный этап

2015-2016 учебный год

Углицкая Л.

Мишуров Е.

Мишуров Е.

Борисова Е.

Попова А.

11 районные православные Свято-Афанасиевские чтения

Бесплатная Всероссийская образовательная олимпиада по технологии «Умелые ручки»

Бесплатная всероссийская образовательная олимпиада   «Окружающий мир»  

Общероссийская олимпиада школьников по основам православной культуры «Русский мир и православная культура»

Всероссийский конкурс сочинений

3 место районный конкурс

2 место

2 место

Диплом 2 степени

1 место районный этап

2016-2017 учебный год

Попова В.

Попова В.

Карева А.

Районный конкурс чтецов имени Е. Ачкасовой.

Открытый районный конкурс чтецов.

Районный  этап областного конкурса  «ЗАГС в жизни моей семьи»

1 степень-диплом районный конкурс

1 степень-диплом

районный конкурс

1 место районный этап

Результаты административных итоговых контрольных работ по русскому языку

  

Класс

 

Успеваемость

%

 

Качество

%

 

Обученность

%

2

100

61

87

3

100

75

96

4

100

74

93

Результаты административных итоговых контрольных работ  по математике

 

Класс

 

Успеваемость

%

 

Качество

%

 

Обученность

%

2

100

54

63

3

100

72

96

4

100

88

88

 

Уровень сформированности навыка чтения

  

Уровни навыка чтения

 

2 класс

(конец года)

 

3 класс

(конец года)

 

4класс

(конец года)

Ниже нормы

21%

14%

10%

Норма

29%

31%

25%

Выше нормы

50%

55%

65%

Уровень сформированности выразительного чтения:

 

 

Основные требования

2класс

(конец года)

3класс

(конец года)

4класс

(конец года)

Соблюдение           знаков

препинания

42%

59%

76%

Соблюдение  логических  и психологических пауз

26%

45%

60%

Использование смыслового ударения

33 %

49%

 

71%.

Интонационное   оформление

35%.

51%

71%

Темп,    ритм,    громкость

22%

60%

71%

Выражение    эмоционального

отношения к читаемому

25%

52%

71%

Коммуникативно-речевые действия по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности(коммуникация как предпосылка интериоризации)

«Узор под диктовку» (Цукерман и др., 1992).

2014

Низкий

Средний

Высокий

Уровень сформированности

8 чел./36%

12 чел./55%

2 чел./2%

Задание   «Дорога к дому» (модифицированное задание «Архитектор-строитель», Возрастно-психологическое консультирование…, 2007).

2015

Низкий

Средний

Высокий

Уровень сформированности

0 чел./0%

4 чел./18%

18чел./81%

Коммуникативные действия, направленныена организацию и осуществление сотрудничества (кооперацию)

Приложение: 6          Задание  «Рукавички» (Г.А. Цукерман,)

2014

Низкий

Средний

Высокий

Уровень сформированности

12 чел./54%

10 чел./45%

0чел./0%

Коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера)(интеллектуальный аспект общения) «Братья и сестры» (Пиаже).

2015

Низкий

Средний

Высокий

Уровень сформированности

10 чел./45%

12чел./55%

0чел./0%

Методика «Кто прав?» (модифицированная  методика Цукерман Г.А. и др., [1992])

2015

Низкий

Средний

Высокий

Уровень сформированности

0 чел./0%

14 чел./64%

8 чел./36%

 Я  принимаю участие в различных профессиональных фестивалях и конкурсах:

  1. Районный конкурс электронных портфолио  - 3 место.

2.Районный фестиваль творчества работников образования в номинации Художественное фото.

3.Участие в районном форуме-выставке «50 плюс. Все плюсы зрелого возраста»

4. Победитель международного фестиваля работников образования «Профессиональный талант» номинация «Методическая разработка»


  С результатами своей педагогической деятельности делюсь с коллегами :

Напечатала статью во Всероссийском научно-педагогическом журнале «Сфера образования» (выпуск №7) - «Скажу судьбе – спасибо!»

Имею свой сайт в «Социальной сети работников образования»

https://nsportal.ru/olga-vladimirovna-snezhkova

Имею публикации в различных педагогических сетях и форумах:

Авторская рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Путешествие в компьютерию».

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2017/10/18/rabochaya-programma-vneurochnoy-deyatelnosti-po-0

Авторская рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Волшебная шкатулка».

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2017/10/18/rabochaya-programma-vneurochnoy-deyatelnosti-po

 Сценарий утренника  ДЕНЬ ЗНАНИЙ  1 класс

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/02/09/utrennik-1-sentyabrya

«Первое родительское собрание в первом классе»

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2017/08/31/pervoe-poditelskoe-sobranie-v-1-klasse

Родительское собрание «Безопасность детей летом»

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2017/08/31/roditelskoe-sobranie-tema-bezopasnost-detey

Конспект урока по русскому языку в 1 классе. «Гласные звуки и буквы»

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2017/08/31/konspekt-uroka-po-russkomu-yazyku-v-1-klasse-glasnye

Урок русского языка по теме "Изменение глаголов по числам"

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2017/08/31/urok-russkogo-yazyka-po-teme-izmenenie-glagolov-po

Практика показывает, что учебный материал со стандартных уроков забывается быстрее, чем тот, что разбирается, либо обобщается на уроках нестандартных. Это видно из уроков, подготовленных и проведенных мною. 

    На уроках я  использую  следующие программы: Microsoft Word, Microsoft Excel и  PowerPoint.  Спектр применения данных программ в учебном процессе достаточно велик. Они используются для создания наглядности (презентаций), контролирующих тестов, творческих образовательных продуктов для учащихся и самими  учащимися.

Текстовый редактор Word используется мной для создания простых дидактических материалов, которые  предлагаются учащимся для  самостоятельной работы на уроке в классе. Такой материал готовится  в виде текста с пояснениями, иллюстрациями, гиперссылками и контрольными вопросами. Учащиеся могут создать с помощью редактора Word собственный интеллектуальный продукт, например небольшое сообщение на заданную тему.

 На сегодняшний день существуют десятки разнообразных программ учебного назначения, размещенных на ПК, CD или в Интернете. Из этих программ мной используются: «Окружающий мир», «Математика», «Русский язык», «Технология»  по ФГОС.

Школа подключена  к сети Интернет, что  позволяет   использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска  источников, текстов, разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей,  разработок. К окончанию начальной школы дети свободно владеют интернетом.    

При подготовке к урокам и на уроках используются  возможности Интернета, который можно рассматривать как часть информационно-коммуникационной предметной среды,  содержащей богатейший информационный потенциал.

     Я имею свою личную   страничку на сайте по адресу :

     https://nsportal.ru/olga-vladimirovna-snezhkova

Содержание предметов обогащаю  на уроках использованием дополнительного материала. Своих воспитанников обучаю работе со словарями, энциклопедиями, справочниками и другой дополнительной  литературой. ( Э. Д. Вартаньян. Из жизни слов. М., «Детская литература» 1973г.; Детская энциклопедия в 3 томах. Что такое? Кто такой? М., «Педагогика»1975г.; Мир растений, М., Москва,2012 г., Детская энциклопедия, М., «Росмен» 2012 г.; Новая детская энциклопедия, М., «Махаон»,2011г.; Энциклопедия для детей «Праздники, традиции, обычаи» М., «Махаон», 2007г.) С первого класса  все учащихся  завели  портфолио. Оно позволяют судить об успехах каждого ученика  и стимулируют его познавательную активность.

    Методика проблемного обучения используется в моей практике с 2013 года.                        

    У многих учеников к 4-му году обучения формируется устойчивая потребность в самостоятельном приобретении знаний, предпочтительной формой урока стал урок – открытие.              

                    Результаты обучения совпали с моим педагогическим прогнозом, интеллектуальное развитие детей в режиме активного познания значительно выше обычного. Это можно иллюстрировать как их познавательной активностью, так и их потребностью в интеллектуальной среде. 

  Но самыми значимыми результатами своей деятельности считаю:

  1. формирование у младших школьников потребности в самостоятельном приобретении знаний;
  2. умение использовать полученные знания в нестандартной ситуации;
  3. умение на основе полученных знаний рождать новое знание.

    Единство и взаимосвязь активных методов позволяет осуществлять обучение как совместную творческую деятельность преподавателя и обучаемого, сотворчество и сотрудничество, и что немаловажно повысить соответственный свой профессиональный уровень.

Адресная направленность

   Данный опыт адресован учителям общеобразовательных школ, в том числе работающим дистанционно, руководителям школьных методических и

творческих объединений, классным руководителям, педагогам дополнительного образования.

Опыт содержит ссылки на образовательные ресурсы, оптимизирующие процесс преподавания, облегчающие труд преподавателя по подбору соответствующего учебного материала.

   В заключении попытаюсь ответить на следующие вопросы: насколько действительно эффективно проблемное обучение и где, как и зачем его следует внедрять в образовательный процесс.

   Итак, применение в учебном процессе проблемных ситуаций помогает учителю выполнить одну из важных задач, поставленных реформой школы, - формировать у учащихся самостоятельную познавательность, активное, творческое мышление. Развитие же таковых способностей может осуществляться лишь в творческой самостоятельной деятельности учеников, специально организуемой учителем в процессе обучения. Поэтому педагог должен знать о тех условиях, в которые следует ставить школьников, чтобы стимулировать подлинное продуктивное мышление. Одним из таких условий является создание проблемных ситуаций, которые составляют необходимую закономерность творческого мышления.

Тем не менее, востребованность проблемного обучения неоспорима.

Данные исследования показали, что проблемное обучение обеспечивает «значительное усиление познавательной активности учащихся, прочное усвоение знаний и высокую их интеграцию – у подавляющего большинства, но недостаточно интенсивное освоение навыков творческого мышления». Проблемное обучение обладает рядом достоинств. При правильной его организации оно способствует развитию умственных сил учащихся (противоречия заставляют искать выход из проблемной ситуации затруднения), самостоятельности выбора плана решения, развитию творческого мышления(самостоятельное применение знаний, поиск самостоятельного нестандартного решения). Проблемное обучение обеспечивает и более прочное усвоение знаний (то, что добыто самостоятельно, то лучше усваивается и запоминается), аналитическое мышление (проводится анализ условий, оценка вариантов решений), логическое мышление(требует доказательств выбираемого решения, аргументации).

Проблемное обучение вооружает учащихся методами познания действительности, развивает умения и навыки, воспитывает способность к обобщениям и выводу основных законов, обоснованием их, прививает вкус к доступной исследовательской работе. Учащиеся быстрее осмысливают сущность изучаемого явления, учатся давать обоснованные ответы. У них развивается познавательный интерес, воспитывается убежденность в знаниях, так как они сами выдвигают гипотезы и доказывают их.

Литература.

Бадаев Л.А. Активные формы обучения. М., 1996 г.

Бондарев В.В. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. М., 1985 г.

Брушлинский А.В.    Психология мышления и проблемное обучение. М., 1983 г.

Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1988 г.

Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта преподавателей вузов: Методические рекомендации. Киев. 1988 г.

Ильина Т.А. Проблемное обучение. М., 1994 г.

Ильинская И.Я. Проблемные ситуации и пути их создания на занятиях. М., 1985 г.

Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. М., 1991 г.

Кузнецов И.П. Проблемное обучение: содержание и реализация. Мн., 1994 г.

Лернер И.Я. Проблемное обучение. М., 1974 г.

Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972 г.

Махмутов М.И. Теория и практика  проблемного обучения. Казань, 1972 г.

Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М., 1979 г.

Якиманская И.С. Развивающее обучение. М., 1979 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обобщение педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ НОШ г. Покров Проблемное обучение – эффективный способ развития интеллекта у учащихся первой ступени Учитель МБОУ НОШ г. Покров Снежкова О.В.

Слайд 2

Сущность данного метода состоит в том, что знания обучаемым не сообщаются в готовом виде, перед ними ставится проблема для самостоятельного решения, в ходе которого они приходят к осознанным знаниям.

Слайд 3

Наше время — время перемен. России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие мыслить творчески.

Слайд 4

Великие педагоги, внедрявшие идеи активизации познавательной деятельности обучающихся Ян Амос Каменский (1592 – 1670 г.) Жан – Жак Руссо (1712 – 1778 г.) Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870г.) Александр Яковлевич Герд (1841-1888г.) Джон Дьюи (1859-1952г.) Б.Е.Райков Т.В.Кудрявцев А.М.Матюшин М.И.Махмутов В.Оконь Д.В.Вилькеев А.А.Вербицкий Л.Б.Рылова и многие другие современные педагоги

Слайд 5

Новизна опыта заключается в разработке системы учебных и внеклассных занятий, комбинации известных методик и элементов инновационных технологий: интерактивных и компьютерных технологий; создании алгоритмов формирования учебно – познавательных, информационных, коммуникативных и других компетенций.

Слайд 6

Проблемное обучение - это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемной ситуации и активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение учебными знаниями, умениями и навыками, развитие мыслительных способностей.

Слайд 7

Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе проблемная задача проблемное задание проблемный вопрос

Слайд 8

Проблемная ситуация включает в себя 3 главных компонента: потребность ребенка в новом знании или способе действия неизвестное знание, которое он должен усвоить достигнутые, усвоенные в ходе предшествующей учебы знания, умения и его интеллектуальные возможности

Слайд 9

Использую различные по своему внутреннему характеру проблемные ситуации : ситуация – выбор ситуация – неопределенность ситуация – конфликт ситуация – неожиданность ситуация – предложение ситуация – опровержение ситуация – несоответствие

Слайд 10

Проблемная задача – это крупное учебно-познавательное задание, требующее анализа и нахождения способов и приемов ее решения. Проблемный вопрос – это простейшая проблемная задача, требующая обычно « одноактового » действия.

Слайд 11

Этапы проблемного обучения Возникновение проблемной ситуации Проблемный вопрос Проверка правильности решения гипотезы Доказательство гипотезы Гипотеза

Слайд 12

Основными формами проблемного обучения являются: а) проблемное изложение; б) частично-поисковая деятельность; в) самостоятельная исследовательская деятельность .

Слайд 13

В настоящее время я использую в учебно-воспитательном процессе следующие методы активного обучения: 1) проблемный; 2) диалоговый; 3) игровой; 4) исследовательский; 5) модульный; 6) опорных сигналов; 7) критических ситуаций.

Слайд 14

Проблемно-ситуационные методы: активного диалога (дискуссии), анализа конкретных ситуаций, метод «мозговой атаки» Игровые методы обучения и др.

Слайд 15

Преимущества технологии проблемного обучения Приобретение учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков. Способствует достижению высокого уровня умственного развития. Формирует способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности. Развивает интерес к творческому труду. Обеспечивает прочные результаты обучения.

Слайд 16

Но самыми значимыми результатами своей деятельности считаю: формирование у младших школьников потребности в самостоятельном приобретении знаний; умение использовать полученные знания в нестандартной ситуации; умение на основе полученных знаний рождать новое знание.

Слайд 17

Пример практического применения метода проблемного обучения Речь, как меч : сечет и правого, и виноватого. Есть грош , так будет и рожь . ( тема : мягкий знак в именах существительных после шипящих)

Слайд 18

На доске записаны слова: пропасть, замок, кружки, стрелки, белки, хлопок, мука, плачу, полки. Учитель просит в один столбик записать слова, где ударение падает на первый слог. Во второй – ударение падает на второй слог. Обучающиеся зачитывают свои ответы. Они понимают, что вариантов много и теряются в своих догадках.

Слайд 19

Применение на уроках различных инновационных технологий, в том числе и проблемного обучения, помогают сделать уроки более яркими, разнообразными. У обучающихся развивается творческое воображение, повышается уровень мотивации к обучению, и , как следствие, повышается интерес к преподаваемому предмету.

Слайд 20

Показатели 2014/2015 уч. год 2015/2016 уч. год 2016/2017 уч. год Всего обучающихся, из них: 25 28 25 Успевают 25 28 25 Успевают на 4 и 5 12 15 1 класс безотмет. обуч. Успеваемость (%) 100 100 100 Качество обученности (%) 48 54 0 «Результаты педагогической деятельности» ДИНАМИКА образовательной деятельности учителя Снежковой О.В. за три года Предмет: нач.кл .

Слайд 21

2014г. (по школе) 2015г. (по школе) 2016г. (по школе) «Русский медвежонок» 1 место Попова А. 2 место Ануфриева А. 2 место Башилова В. 3 место Попова А. 1 место Башилова В. 2 место Борисова Е. «Человек и природа». 3 место Попова А. 1 место Башилова В. КИТ 2 место Попова А. Кенгуру 1 место Дмитриев И. 2 место Башилова В. 3 место Дмитриев И. Качество знаний учащихся , участвовавших в международных конкурсах: «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Человек и природа», «Кенгуру»: Предмет Ф.И. Всероссийский конкурс сочинений районный этап Попова А. 1 место в районе Всероссийская олимпиада по ОРКСЭ Борисова Е. Диплом 2 степень Русский язык Башилова В. 1 место в школе Математика Дмитриев И. 2 место в школе Литературное чтение Башилова В. Попова А. 1 место в школе 2 место в школе Участие школьников в предметных конкурсах и областной олимпиаде младших школьников 2016г.:

Слайд 22

2014-2015 учебный год Мишуров Е. Попова А. Дмитриев И. Попова А. Ануфриева А. Шмунк М. Каража Н. Батаев М. Зеркало природы(районный) Районный конкурс чтецов имени Евгении Ачкасовой Открытый конкурс чтецов Е. Ачкасовой « Дартаньян 2015» « Ученик года» районный Конкурс декоративно-прикладного творчества «Подарок маме»( городской) Районный этап международного конкурса «Красота Божьего мира» Районный этап международного конкурса «Красота Божьего мира» Районный этап международного конкурса «Красота Божьего мира» 3 место. Районный конкурс Гранпри . Районный конкурс 2 место. Районный конкурс место1.(городской) 1 место заочного этапа . Районный конкурс 3 место городской конкурс Призер. районный этап Призер . районный этап Призер . районный этап 2015-2016 учебный год Углицкая Л. Мишуров Е. Мишуров Е. Борисова Е. Попова А. 11 районные православные Свято-Афанасиевские чтения Бесплатная Всероссийская образовательная олимпиада по технологии «Умелые ручки» Бесплатная всероссийская образовательная олимпиада «Окружающий мир» Общероссийская олимпиада школьников по основам православной культуры «Русский мир и православная культура» Всероссийский конкурс сочинений 3 место районный конкурс 2 место 2 место Диплом 2 степени 1 место районный этап 2016-2017 учебный год Попова В. Попова В. Карева А. Районный конкурс чтецов имени Е. Ачкасовой. Открытый районный конкурс чтецов. Районный этап областного конкурса «ЗАГС в жизни моей семьи» 1 степень-диплом районный конкурс 1 степень-диплом районный конкурс 1 место районный этап Участие в конкурсах различных уровней:

Слайд 23

Класс Успеваемость % Качество % Обученность % 2 100 61 87 3 100 75 96 4 100 74 93 Результаты административных итоговых контрольных работ по русскому языку Класс Успеваемость % Качество % Обученность % 2 100 54 63 3 100 72 96 4 100 88 88 Результаты административных итоговых контрольных работ по математике Уровни навыка чтения 2 класс (конец года) 3 класс (конец года) 4класс (конец года) Ниже нормы 21% 14% 10% Норма 29% 31% 25% Выше нормы 50% 55% 65% Уровень сформированности навыка чтения

Слайд 24

Литература. Бадаев Л.А. Активные формы обучения. М., 1996 г. Бондарев В.В. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. М., 1985 г. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М., 1983 г. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1988 г. Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта преподавателей вузов: Методические рекомендации. Киев. 1988 г. Ильина Т.А. Проблемное обучение. М., 1994 г. Ильинская И.Я. Проблемные ситуации и пути их создания на занятиях. М., 1985 г. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. М., 1991 г. Кузнецов И.П. Проблемное обучение: содержание и реализация. Мн., 1994 г. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М., 1974 г. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972 г. Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения. Казань, 1972 г. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М., 1979 г. Якиманская И.С. Развивающее обучение. М., 1979 г.

Слайд 25

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение моего педагогического опыта

Общие сведения об учителе Ф.И.О.: Ежова Галина Сергеевна Дата рождения: 22 октября 1971 года Образование (учебное заведение, год окончания): среднее специальное, окончила Зубово-Полянско...

Обобщение опыта педагогической деятельности тема: «Формирование коммуникативной компетенции учащихся 1 ступени через проектную деятельность»

Основной проблемой образования на современном этапе становится не усвоение постоянно увеличивающегося объема знаний, а ориентация в потоке возрастающей информации, а также производство знания, которог...

Обобщение опыта педагогической деятельности по теме "Развитие аналитической деятельности учащихся в работе над задачами"

Исходя из общих положений концепции математического образования, одна и основных задач начального курса математики  - обеспечить интеллектуальное развитие и сформировать качества мышления, характ...

Обобщение опыта педагогической и воспитательной деятельности с родителями и учащимися с ОВЗ в начальной общеобразовательной школе.

Специфика моей работы заключается в том, что в  моем классе находится ребенок младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. В моем классе 25 человек обучаются по общеобразов...

Наличие обобщенного актуального педагогического опыта. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов деятельности.

Развитие творческих способностей младших школьников в условиях группы продленного дня.Одна из главных задач воспитателя ГПД является раскрытие и развитие творческих способностей младших школьников.Цел...