О работе с обучающимися разной национальности в начальной школе
статья

Прусакова Ольга Николаевна

В статье описаны некоторые проблемные вопросы работы в межнациональных классах

Скачать:


Предварительный просмотр:

О некоторых аспектах работы с обучающимися разной национальности в начальной школе

Выступление на РМО учителей начальных классов

 учителя Озерского филиала

МБОУ «Никифоровская СОШ №2»
Никифоровского района Тамбовской области

Прусаковой Ольги Николаевны,

высшая квалификационная категория

26.03.2019

 

     В российских школах с каждым годом возрастает доля учеников из нерусских семей, что делает все более значимой проблему толерантного, терпимого отношения к ним. Конечно, данная проблема не обошла и наш район. Наша область принимает активное участие в реализации проекта переселения семей из ближнего зарубежья. Поэтому  национальный состав обучающихся в наших школах разнообразный. Особый вопрос – обучение детей – цыган, которых в российские школы приходит сегодня все больше. На сегодняшний день, всем известно, в Старинском филиале 100% обучающихся цыганской национальности, наблюдается рост и в нашей школе. Ежегодно в село прибывает по несколько семей, в основном многодетных, отсюда статистика:

   

   Так в 2018-2019 учебном году % обучающихся детей начальной школы нерусской национальности составил по нашей школе – 36 %. Для сравнения, в прошлом году – 33 %, а вот в следующем году заметный прирост – 58%, из 40 детей начальных классов будет 23 ребенка цыганской национальности.

     Чем больше в наших школах смуглых, не очень хорошо говорящих по-русски детей, тем больше приходится задумываться о двух вещах: во-первых, как сделать так, чтобы все дети в школе относились друг к другу уважительно, во-вторых, как обучать нерусских детей эффективно, но в то же время, без ущерба для их сверстников, не имеющих трудностей, связанных с незнанием языка.


      По решению первого вопроса у нас неплохо налажена работа. В нашей школе цыганские дети учатся вместе с русскими детьми, и мы не сталкивались с конфликтами на этнической почве. Мероприятия на тему межнациональных и межэтнических отношений проходят ежемесячно в филиале, например, в марте месяце организовано и проведено 5 мероприятий:

п/п

Наименование мероприятия

Дата проведения

Ответственный (Ф.И.О руководителя полностью)

1.

«Опасность нетерпимости и экстремизма» - Классный час 9-11 кл

13 марта

Классные руководители

2.

Кл.час, посвященный международному дню борьбы за ликвидацию расовой дискриминации

21 марта

Педагог – психолог школы

 Давыдова Е.А.

3.

«Нет жестокости!» Создание буклетов.

7-8 кл

5-7 марта

Заместитель  директора по ВР,

учитель ОБЖ

Прусакова О.Н.

4.

«Цвет кожи - важен или нет?»

 Классный час 1-4 кл

  20 марта

Зав. библиотекой

Стрыгина Л.А.

5.

«Мы все вместе».  - День здоровья 1-11 кл

22 марта

Педагог-организатор,

учитель физической культуры

 Синявина М.В.

       Коллектив школы старается обеспечить для всех ребят благоприятные гигиенические и эстетические условия. Общение с учащимися осуществляется на основе сочетания высокой требовательности с безусловным уважением к личности школьника. Работа с цыганскими детьми требует от учителя, кроме гуманистических, дидактических и психологических способностей, владения дополнительными знаниями, которые непосредственно связаны с этнокультурными особенностями его питомцев. В первую очередь педагог должен ориентироваться в происхождении (этническая группа, миграционный путь) семей своих учащихся. Природная эмоциональность, чувствительность, склонность к экспрессии, образное восприятие мира – это те особенности цыганских детей, которые обязательно должен учесть педагог. Необходимо помнить один из психологических постулатов мотивации на учебу – стабильный и грамотно поощряемый учителем успех в одной деятельности (предмете) часто является поводом для продолжения обучения в целом.

Существует немало особенностей во внешности и поведении детей этой национальности:

  • В школе на переменах они держатся обычно вместе, хотя и не сторонятся русских детей. Случается, что они забывают, где находятся и начинают общаться друг с другом на своем языке, учителям приходится напоминать им, что разговаривать на не понятном языке не этично.
  • Цыганские дети отличаются от русских частотой невыполнения домашнего задания, когда они приходят в школу с неготовым заданием, у них есть оправдание – родители были заняты, и им пришлось водиться с их младшими братьями или сестрами. В большинстве цыганских семьей на самом деле много детей, поэтому ничего удивительного в том, что старшим ребятишкам нередко приходится заботиться о младших.
  • Из всех предметов школьной программы им сложнее всего дается русский язык. По этой причине важнейшим компонентом обучения русскому языку становится формирование речевых и коммуникативных умений и навыков. Речевые умения и навыки включают в себя умения и навыки понимания русской речи, чтения, письма, говорения. Обязательным элементом урока становится говорение, когда педагог учит точно излагать свои мысли, участвовать в диалоге, помогает вступить в речевое общение, поддержать разговор. Коммуникативные умения и навыки включают умения и навыки адекватного использования языка в разных сферах и ситуациях общения, в соответствии с его мотивами, целями, социально принятыми нормами поведения. На уроках литературного чтения возникают сложности в восприятии художественного текста и на слух и при самостоятельном чтении, поэтому в первую очередь учитель старается научить адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения, то есть определять цель, тему текста, основную и скрытую информацию.
  • Следует отметить, что ранее ребята этой национальности не особенно интересовались учебой, тройки и двойки - наиболее распространенные в их дневниках оценки, четверки и пятерки бывали достаточно редко. И если после начальной школы цыганские ребята, как правило, не продолжали обучение, то в настоящее время прослеживается тенденция повышения качества образования - во многих семьях дети продолжают учебу и после окончания начальной школы.
  • Учебой своих детей цыгане не сильно интересуются, чего не скажешь о внеклассной жизни школы. Ни одно мероприятие не проходит без танцев цыганских ребят. Родители посещают торжественные линейки, митинги к 9 мая, новогодние утренники. Но помощь школе не оказывают.
  • Цыганским детям родители разрешают всЁ.

   К сожалению, цыганские дети приходят практически не подготовленными, не адаптированными к школе. Их в большей степени привлекают внешние моменты школьной жизни – тетради, учебники, сама школа. Мотивы, связанные с познанием, учением, имеют незначительный вес. Они не могут освоить обычную программу, потому что в семьях они не говорят по-русски, часто не понимают значение русского слова, родители неграмотные, дети не посещают детский сад. Один из возможных способов адаптировать цыганских детей к школе – посещение группы предшкольной подготовки. В этом учебном году ГПП нашего филиала насчитывает 10 детей цыганской национальности. Обучение детей в первом классе пошло бы быстрее, если бы они хорошо посещали подготовительный класс (то холодно, то грязно на улице, то денег нет на питание, то собаки на улице, а проводить до школы родителям лень, доходит до того, что учитель ГПП сам отводит детей по домам). Трудности обучения цыганских детей связаны так же с организацией режима дня. Цыгане ведут своеобразный образ жизни: они поздно ложатся и поздно встают.

      Таким образом, во время учебного процесса нарушаются физиологические закономерности изменения работоспособности детей. Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья. К сожалению, практически все дети имеют какие-либо заболевания. Любое неблагополучие в состоянии здоровья является одной из причин высокой утомляемости, низкой умственной работоспособности и, как следствие, низкой успеваемости. Следует обратить внимание и на тот факт, что родители не всегда обращаются за помощью к врачам, а занимаются самолечением. Результат – болезнь переходит в хроническую форму. Все это, безусловно, отражается на успешности обучения школьника. В каждом классе есть учащиеся, которые не справляются с учебной нагрузкой, испытывают различного рода трудности обучения. Есть в нашей школе опыт направлять на ПМПК таких детей. В основном им дают заключение ЗПР, но, по словам специалистов комиссии, – это самая настоящая педагогическая запущенность (то, о чем говорилось выше). Образовательный процесс в нашей школе для таких детей строится с учетом рекомендаций ПМПК. Обучение осуществляется с учетом индивидуальных особенностей ребенка, его темперамента, характера восприятия им учебного материала, типа и возможностей его памяти и т.п. Психологом школы создается индивидуальная карта школьника, куда вносится вся информация о нем, предлагаются рекомендации учителям, ведутся коррекционные занятия логопедом и психологом. Такую практику мы применяли, когда таких детей было единицы, в настоящее время, когда детей цыганской национальности насчитывается в школе уже десятки сделать это проблематично. Наверное, необходима государственная образовательная программа, которая бы позволяла обучать цыган.

     Цыганские семьи обычно вполне определенно реагируют на школу: или искренне доверяют учителям и всемерно их поддерживают, контролируя посещение школы детьми, или же, наоборот, скептически относятся к педагогам. И вот от этого очень зависит вторая проблема - эффективность обучения таких детей. На примере своего класса, хочу сделать вывод, если родители контролируют посещение школы детей, обеспечивают их необходимым минимумом канцелярских принадлежностей, то данная категория ребят вполне усваивает программу НОО в соответствии с ФГОС. В моем классе обучаются 5 детей из трёх цыганских семей. Одна семья полностью заинтересована в обучении дочери, на начало сентября у девочки кроме канцелярских принадлежностей были приобретены и все необходимые рабочие тетради (как по основным предметам, так и по немецкому языку). Родители дома помощи в подготовке домашних заданий не могут оказать по причине неграмотности, но главное, контролируют их выполнение. Случается, конечно, задания выполнены неправильно или с ошибками, но это всё компенсируется дополнительными разъяснениями или консультациями учителя. Но главное – итоговые работы, у этой девочки стабильная динамика по русскому языку и чтению. Четверть закончила на 4.

   С другой семьей всю первую четверть классные руководители вели профилактическую работу - были проблемы с посещением детьми школы. Со второй четверти дети стали школу посещать регулярно. И вот на конец третьей четверти мы наблюдаем у нашего Моисея хорошие успехи по математике, русскому языку и немецкому. Уверена, при таком отношении родителей к учебе в школе мальчик сможет быть хорошистом.

   И наконец, третья семья – абсолютное равнодушие родителей к школе. Под любым предлогом оставляют детей дома. Результат – слоговое чтение, все письменные и проверочные работы неудовлетворительные. Считаю, что в решении данной проблемы школа бессильна: бесконечные посещения семьи и беседы с родителями, только отнимают время, а результат нулевой. С такими родителями необходимы конкретные решения и действия со стороны участкового и комитета по защите прав детей.

     Спасибо всем за внимание и понимание трудностей работы в национальных классах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной деятельности обучающихся"

Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной деятельности обучающихся"...

Лексическая работа на уроках русского языка в начальной школе. Использование фразеологизмов в речи обучающихся

В данном материале  представлена система работы над фразеологизмами в начальной школе. В документ вставлены скриншоты презентаций....

«Формы работы на уроках немецкого языка в начальной школе по повышению мотивации обучающихся»

laquo;Формы работы на уроках немецкого языка в начальной школе по повышению мотивации обучающихся»...

Организация учителем этапа «открытия» нового знания обучающимися на уроках в начальной школе (из опыта работы)

Организация учителем этапа «открытия» нового знания обучающимися на уроках в начальной школе (из опыта работы)...

РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ (ТНР) НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

Статья посвящена проблеме коррекционного логопедического обучения в условиях дистанционного формата обучения С ОВЗ (ТНР) НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ. В ней описаны трудности и новшества, с которыми сталкиваются п...

Доклад на тему "Особенности обучения и воспитания детей разных национальностей в начальной школе"

В выступлении  говорится о проблемах и затруднениях , которые возникают в процессе обучения и воспитания в интернациональном коллективе и о путях их решения....