Классные часы по духовно-нравственному воспитанию
классный час

Покатаева Ирина Павловна

Цикл классных часов по духовно-нравственному воспитанию в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«День народного единства»

ЦЕЛЬ: воспитание патриотизма, духовно-нравственных качеств личности, интереса к историческому прошлому и настоящему России.

ЗАДАЧИ:

познакомить с новыми страницами нашей истории; подвести детей к пониманию смысла праздника; воспитывать бережное отношение к окружающим людям.

ОБОРУДОВАНИЕ: электронная презентация, выставка книг об истории России

ФОРМА: устный журнал

Ход классного часа: 1.Актуализация знаний учащихся о государственных праздниках

Учитель: Сегодня, ребята, мы поговорим об одном очень важном государственном празднике, который наша страна отмечает с ноября 2005 года. Чтобы вы догадались, о каком празднике идёт речь, предлагаю вам поработать в группах.

Вам будут предложены карточки с названиями государственных праздников и их датами. Соотнесите даты и их названия.

12 декабря

День Победы

12 июня

Рождество Христово

4 ноября

Праздник Весны и Труда

23 февраля

День защитника Отечества

9 мая

День независимости России

1 мая

День народного единства

1 января

Новый год

8 марта

День Конституции

7 января

Международный женский день

(ребята, посоветовавшись в группах, называют по очереди дату и соответствующий праздник)

2.Определение темы

Учитель:

- Какой праздник отмечает в ноябре вся наша страна?

(День народного единства)

-Кто из вас знает, что символизирует этот праздник?

(предположения учащихся)

-Более полно о празднике – Дне народного единства узнаем на классном часе (с какого времени празднуется и что символизирует).

  1. Выступление учащихся

-Ребята, как называется страна, в которой мы живём? (Россия.)

-А как называется столица?

Давным-давно, в стародавние века, в древние времена, жили-были на земле русичи, искусные мастера и мастерицы, трудолюбивые землепашцы, храбрые, сильные, благородные воины. Жили они честно и славно, храмы да терема возводили, детей растили да песни слагали во славу Отечеству.

народ)


  1. й ученик. Русские люди всегда любили свою Родину. Во имя ее они совершали подвиги, слагали песни и былины, сочиняли стихи...

Широко ты, Русь, по лицу земли

В красе царственной развернулась! У тебя ли нет богатырских сил, Старины святой, громких подвигов? Уж и есть за что, Русь могучая, Полюбить тебя, назвать матерью, Стать за честь твою против недруга, За тебя в нужде сложить голову!

Учитель:

-Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

(Чувство торжества и гордости за свою Родину — Россию, за ее могучий и славный

  1. Пословицы о Родине.

Учитель:

-Какие пословицы о своей Родине и ее главных городах вы знаете?

(учащиеся перечисляют по очереди)

  • Своя земля и в горсти мила. Своя земля — свой прах.
  • Без корня и полынь не растет.
  • Всяк кулик своё болото хвалит.
  • Родимая сторона — мать, чужая — мачеха.
  • Своя сторона по шерстке гладит, чужая насупротив.
  • Новгород — отец, Киев — мать, Москва — сердце, Петербург — голова.
  • Москва всем городам мать.
  • Кто в Москве не бывал, красоты не видал.
  1. Из истории праздника.

Учитель:

-Праздник 4 ноября - День народного единства был установлен в честь победы русского народа в 1612 году над поляками.

-Родина и единство... Расскажите, как вы понимаете эти слова, в чем смысл сегодняшнего праздника?

(В единстве, единении народа — сила России)

-Но откуда мы с вами все это знаем? Правильно, из истории! Ушли в историю года.

Цари менялись и народы, Но время смутное, невзгоды Русь не забудет никогда!

Учитель:

-Давайте перенесемся на 400 лет назад в начало XVII века.

Вот пришёл недобрый день и час, навалились беды-несчастья, злые напасти на землю Русскую. Пришёл неурожай, а за ним и голод лютый. С голоду и с тоски-кручины начались меж людьми ссоры да раздоры.

-А в это время пришла новая беда. Заметили враги, что ослабела Русь от раздоров да голода, обрадовались и выступили в поход на Москву, стольный град русский. Воевать задумали обманом – царя с собою привели фальшивого, самозваного. Обманутые крестьяне и горожане охотно присоединялись к войску самозваного царя, открывали перед ним, будто бы перед настоящим царём российским, свои ворота.

-Однако самозванец и не думал исстрадавшийся русский народ защитить, спасти! Захватив Москву, власть, трон да корону царскую, принялся пировать да веселиться!

Смертельная опасность нависла над землёю Русской – везде царили раздор да запустение, горе да отчаяние!

  1. Работа в группах

Учащиеся составляют список, в который по возможности включают слова: князья, бояре, духовенство, дворяне,

купцы, ремесленники, крестьяне, стрельцы, воеводы, казаки и др.

О Минине и Пожарском.

Но нашёлся на земле русской, в краю нижегородском удалой богатырь, добрый молодец Козьма Минин. И росту был не богатырского, но была в нём сила духа настоящего богатыря, сердце пылкое и гордое, ум острый, да смелый. В лихую годину выбрали нижегородцы Козьму своим старостой. Понял Минин, что надо не прятаться от напасти, а постоять за себя да за родимую землю, выступить против Самозванца.

Принялся Козьма Минин собирать силы и средства на освобождение Отечества. Поняли нижегородцы, что все они крепко-накрепко связаны единою бедой, единою надеждой. Собрались они на площади перед святою церковью и всё, что скопили за жизнь, полную лишений, стали отдавать на ополчение.

Собрать деньги на рать важно, но это ещё не главное. Главное – найти воинов в войско и полководца достойного. Остановили свой выбор нижегородцы на князе Дмитрии Пожарском – о нём по Руси шла добрая слава. Согласился князь возглавить войско.

Воевода найден, и войско со всей Руси собрано, осталось только его вооружить, как полагается. Долго ли, коротко ли, но изготовили нижегородские мастера оружие и доспехи.

  1. Работа со словарём Ожегова

Шлем- Кольчуга- Меч- Ратник-

А народ всё прибывал в Нижний Новгород для защиты святой Руси!

И вот настал день, когда Нижний провожал ратников на битву. Грянули медью колокола. (Звучит в записи колокольный звон)

Ударили со стен пушки, развернулось и затрепетало на ветру княжеское знамя Дмитрия Пожарского. И вот сошлись противники в страшной сече. Застонала земля от тысячи копыт, зазвенели мечи, затрещали выстрелы.

Звучит в записи песня «Богатырская наша сила» муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова

Тяжело было русским воинам, осада московского Кремля продолжалась несколько дней. Наконец обессилели враги, сдались войску Минина и Пожарского. Славил народ освободителей земли русской. И чаще всего звучали имена князя Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина.

- 4 ноября 1612 года Москва была освобождена от польских интервентов, конечно же, под предводительством Кузьмы  Минина и Дмитрия Пожарского. Такой подвиг свидетельствовал о народном героизме, единстве

и силе народа Руси, независимо от национальностей, вероисповедания и классовой принадлежности.

Бегут годы, медленно текут столетия, и каждое выдвигает своих героев, но есть страницы истории, которые, ни зачеркнуть, ни забыть нельзя, как нельзя забыть людей,

жизнью своей возвеличивших родную землю. Такими были Дмитрий Пожарский и Козьма Минин, такими остались в веках.

Стихотворение «Не забудет наш народ доблесть наших воевод»

Н. Кончаловской.

Добрый памятник поставлен Двум героям всей страной

В знак того, что был избавлен От бесчестья край родной.

Он отмечен годом, днём, И начертано на нём:

«Гражданину Минину И князю Пожарскому - Благодарная Россия».

От сверженья власти царской Столько много лет подряд Смотрят Минин и Пожарский На торжественный парад.

Указав рукой литою

На величественный вид И на племя молодое, Минин словно говорит:

«Полюбуйся ныне, княже, На страны родной дела.

Не могли мы думать даже, Чтобы Русь такой была!

Подивись-ка их военной Силе необыкновенной, И послушай эти песни, И на лица погляди…

Их дела ещё чудесней Ожидают впереди!» 8.Блиц-опрос

-Ребята, так кто        такой патриот? (Тот, кто любит свою Родину, защищает её от врагов.)

-Кто прославил землю Нижегородскую? (Князь Дмитрий Пожарский и Козьма Минин.)

-Что помогло победить врага? (Единение народа.)

-День освобождения Москвы от захватчиков празднуют как праздник дружбы и единения, праздник любви и согласия, веры в то, что Бог в правде, а не в силе.

-Помните        лозунг победителей?

«Держаться вместе, любить и помогать друг другу, уметь искренне прощать обидчика»

  • В заключение возьмемся за руки и все вместе произнесем главные слова:

Главное — вместе! Главное — дружно!

Главное — с сердцем горящим в груди! Нам равнодушие не нужно!

Злобу, обиду прочь гони!

  1. Выставка книг
  • Обращаю ваше внимание на выставку книг, повествующих о доблестных подвигах наших русских воинов.

Учитель:

-Ребята, а как вы понимаете, что это такое – единство? Давайте с вами создадим цветок единства.

/У детей лепестки, на которых написаны слова: согласие, объединение, дружба, надежда, мир, доброта./

Учащиеся: Единство – это объединение всех людей.

Единство – это согласие народа. Единство – это когда есть общая надежда. Единство – это мир и дружба.

Единство – это доброта, понимание и прощение.

/На доске появляется цветок единства/

Ученик:        В День единства будем рядом,

Будем вместе навсегда, Все народности России

В дальних селах, городах!

  1. Итог классного часа

Учитель. Вы ещё дети. Но всё-таки давайте и мы с вами подумаем, чем можем помочь объединению и единству.

Учащиеся. Дружить, сделать наш класс дружным, ведь мы – это маленькое общество.

Учитель. На празднике всегда звучат пожелания. Какие пожелания вы бы хотели сказать всем людям нашей Родины?

Учащиеся. 1. Я желаю людям нашей страны дружбы и красоты.

  1. Я желаю, чтобы ум был в ладу с сердцем.
  2. Я желаю жить в согласии со своей совестью.
  3. Я желаю единомыслия.
  4. Я желаю людям моей Родины быть едиными и мирно жить всем

народам.

Песня «Я, ты, он, она – вместе целая страна»



Предварительный просмотр:

«В единстве наша сила» Цель:

формирование гражданско-патриотических и духовно-нравственных качеств личности обучающихся, основанных на государственных и общечеловеческих ценностях, способствовать осознанию личности причастности к сохранению мира.

Задачи:

-формирование у учащихся принятия и уважения многообразия культур и народов мира; представления о равенстве и независимости народов и государств мира;

-формирование системы социальных ориентиров, которая позволит школьникам осуществлять осознанный нравственный выбор;

-воспитание ответственного отношения к сохранению мира.

Ход классного часа: 1.Введение в тему и целевая установка

-Ребята, я хочу начать наш классный час чтением небольшой сказки Л.Толстого «Отец и сыновья»

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит:

  • Сломайте!

Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.

Они легко переломали прутья поодиночке. Отец и говорит:

  • Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь — вас всякий легко погубит.

-Чему учит эта сказка?

-Что значит жить в согласии? (не ссориться, быть дружными, поддерживать друг друга, держаться вместе)

-Как вы думаете, о чём будем говорить на классном часе?

-Кто скажет тему нашего классного часа? ( «В единстве наша сила!») 2.Многонациональность страны.

Огромны просторы нашей страны. Проехать с запада на восток на поезде нам потребуется более десяти дней. На просторах нашей страны проживает много различных народов, которые имеют свой язык, свою культуру, свои традиции.

-Как вы думаете, что объединяет людей страны? (любовь к Родине, стремление жить в мире и согласии)

На свете много разных стран, Но есть одна страна -

Её мы Родиной зовём, А Родина — одна.

  • Как называется наша Родина, наша страна, в которой мы живём?
  • Какой главный город (столица) нашей страны?

-Скажите, кто является Президентом страны?

  • Каких знаменитых людей нашей страны вы знаете?
  • Как называется наш край?
  • Какой главный город нашего края?
  • Скажите, кто исполняет обязанности губернатора Краснодарского края?

  • Что значит любить Родину?

3.Чтение стихотворений учащимися

  1. Мал ещё, но рассудить я в силе, И никто меня не упрекнёт —

Нет страны, прекраснее России! Этот вывод знаю наперёд!

  1. Вырасту — поезжу я по миру. И уверен, к берегам Родным, Будет тяга непреодолимой,

Хоть откуда — но вернусь я к ним!

  1. Потому, что Русский я по Духу! Потому, что Русь — моя Земля! Потому, что Мать моя — Славянка И меня в России родила!

  1. Потому, что здесь мой дом и школа! Дед, Отец и все мои друзья,

Русская, любимая Природа, Речь родная, здесь моя Семья!

  1. Потому, что Прадед мой по крови За Россию нашу — в землю лёг!

Подвиг наших воинов-героев Знаю — помнит не один народ!

  1. От чумы коричневой всю Землю Русские солдаты сберегли.

Не подвластен подвиг их забвенью. Поклонюсь им в пояс до земли!

  1. «Псы» сейчас на Мать-Россию лают Вместе с ней я эту боль приму.

Вырасту, окрепну, возмужаю И тебе, Родная, помогу!

  1. Ты сейчас немного приболела, Ничего, Россиюшка, крепись!

Как и прежде на меня надейся,

Не сдавайся, Матушка, — держись!

  1. Встанешь ты — великой и могучей, Расцветёшь, как яблонька весной!

Для меня ты будешь самой лучшей! Самой ненаглядной и Родной!

  1. Страницы истории.

-В истории есть разные страницы, мы должны знать их, чтобы понимать, что происходило и происходит в мире и в нашей стране сейчас. Беспримерное сотрудничество, дружба между народами всегда были основой крепкого мира и процветания в нашей стране.На территории края проживает много национальностей. Но все мы живём в дружбе и согласии.. Наш класс тоже можно назвать многонациональным. Мы уважаем праздники и обычаи, традиции, народов, проживающих в нашей стране, а это залог мирного проживания многих народов в многонациональной стране.

-Общая ненависть к фашистам объединяла народы страны и нашей Кубани в Великой Отечественной войне. На Кубани шли не только кровопролитные фронтовые бои на «Голубой линии», но активно действовали партизанские отряды. Все от детей до глубоких стариков участвовали в борьбе против нацистов.

Над могилой, в тихом парке, Расцвели тюльпаны ярко Вечно тут огонь горит,

Тут солдат советский спит. Мы склонились низко-низко У подножья обелиска,

Наш венок расцвел на нем Жарким, пламенным огнем. Мир солдаты защищали, Жизнь они за нас отдали Сохраним в сердцах своих Память светлую о них!

-Со времён Великой Отечественной войны, которая сплотила, сдружила всю многонациональную семью слово « мир» произносится с теплом и дрожью в голосе.

  • Для чего людям нужен мир?

-Можно ли представить будущее планеты Земля без крепкого мира между народами?

-Знаете ли вы, в каких странах сегодня гибнут люди, идут войны, льется кровь?

  • Как вы думаете, хотят ли люди в странах, о которых мы только что говорили, находиться на военном положении?

-Почему люди в любой стране надеются на мирное сосуществование?

(не гибнуть люди, дети посещают школы,  взрослые ходят на работу, в стране работают предприятия, обеспечивая всем жизненно необходимым людей).

Крым и Севастополь.

-В жизни нашей страны и всего нашего народа в 2014 году произошло очень важное событие. Это событие связано с Крымом.

-Что это за событие?

(18 марта 2014 года подписан договор о вхождении в состав России Крыма, включая Севастополь )

-Что вы знаете о Крыме?

-О Крыме сейчас много говорят, пишут. По телевидению показывают сюжеты об этом прекрасном полуострове, о добрых и отзывчивых людях живущих там.

-Что мы знали о Крыме раньше?

  • Знали, конечно, что он совсем недалеко находится от нас. Всего лишь        Керченский пролив разделяет Краснодарский край и Крымский полуостров.

-Несколько минут на пароме и ты в Крыму.

-Там жил русский писатель А. П. Чехов, разбивал вишнёвые сады, чем делал небольшую Ялту ещё более красивым и уютным городом.

-Крымский климат очень благоприятен для людей, огромное количество здравниц находится именно там, на берегу тёплого Чёрного моря.

  • В  Крыму  находится  знаменитый  Бахчисарай,  воспетый  А.  С.  Пушкиным   в  поэме        « Бахчисарайский фонтан»
  • Многое связывает с Крымом великого русского писателя Л. Н. Толстого, ведь он был участником Крымской войны и даже написал « Севастопольские рассказы».

-Всё это вы будете проходить на уроках литературы в старших классах.

-Ожесточённые бои проходили в Крыму во время Великой Отечественной войны.

-Крым всегда был и остаётся   частью   нас и нашей истории, несмотря ни на что.        Сейчас много поступает лживой информации о том, что Россия захватила Крым.

Наша страна никогда ни на кого не нападала! Жители Крыма проголосовали за возвращение Крыма в состав России, так как раньше он принадлежал России. Жители Крыма видят своё будущее только в составе России и сами сделали свой выбор. И мы их поддержали и протянули руку помощи.

И приветствуя их, говорим: «Добро пожаловать домой!» И как говорит Владимир Владимирович Путин: « Крым-это наше общее достояние».

(звучит песня «Моя Россия» ансамбль «Непоседы»)

С историей не спорят, С историей живут, Она объединяет

На подвиг и на труд

Едино государство, Когда един народ, Когда великой силой Он движется вперед.

Врага он побеждает, Объединившись в бой, И Русь  освобождает, И жертвует собой.

  1. Групповая работа.

(Звучит песня О.Газманова «Великая Россия» на фоне этой песни выполняется групповая работа)

Составление солнышка из вырезанных ладошек

-На столах у вас лежат вырезанные ладошки. Сашу я попрошу прикрепить ладошку на доске.

-Что вы видите?

(одна ладошка на доске)

-А теперь я попрошу всех прикрепить свои ладошки в один узор.

-Что у нас получилось?

(солнышко)

-Почему мы смогли составить солнышко? (работали все вместе)

  1. Итог

-Так в чём же наша сила?

Так было в России с далеких времен, Чем выше давление, тем крепче бетон.

И если опасность державе грозит, становится Родина, как монолит.

В горниле победы сегодня как встарь, опять закаляется Родины сталь.

Россия, Россия-в этом слове огонь и сила.

В этом слове победы пламя. Поднимаем России знамя. Россия, Россия-в этом слове огонь и сила.

В этом слове победы пламя. Поднимаем России знамя.

Пусть время нас бурным потоком несет, за нами Россия, за нами народ. Традиции святы и тысячи лет продолжится летопись наших побед.

А если врагов налетит воронье их снова Отечество встретит мое.

Россия, Россия-в этом слове огонь и сила.

В этом слове победы пламя. Поднимаем России знамя. Россия, Россия-в этом слове огонь и сила.

В этом слове победы пламя. Поднимаем России знамя.

В этом слове источник силы, повторяем - Вперед, Россия! Россия, Россия-в этом слове огонь и сила.

В этом слове победы пламя. Поднимаем России знамя. Россия, Россия-в этом слове огонь и сила.

В этом слове победы пламя. Поднимаем России знамя!



Предварительный просмотр:

«Семья и Отечество в моей жизни»

Цель:

воспитание ценностного отношения к семье, формирование гражданской позиции и любви к Отечеству. Основанной на любви к своей малой Родине, примерах крепких семей.

Задачи:

способствовать формированию представлений о жизненном идеале семьи;

прививать любовь к родине, интерес к истории своего отечества, понимание «Семья - ячейка общества, неотъемлемая часть нашей родины», «Школа - наш общий дом», «Класс- маленькая семья».

воспитание ответственного от ношения к своей семье;

развитие у школьников чувства гордости за свою малую родину – Кубань, Отечество и свою семью.

Ход классного часа

  1. Введение в тему:

15 мая - Международный день семьи, учрежден Генеральной Ассамблеей ООН в 1994 году.

Согласно «Толковому словарю» С. И. Ожегова семья – это «группа, живущих

вместе, близких родственников», семья – это «объединение людей, сплоченных общими интересами».

  • А как вы понимаете это слово «семья»?

  1. Беседа «Что такое семья»?

Учитель: Что возникает в вашем воображении, когда вы его произносите?

(Высказывания детей)

  • Семья – это великий дар.

Когда-то Лев Николаевич Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Каждому из нас нужно такое место, где не надо притворяться, где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой. Такое место – это ваш дом, ваша семья. Мы с вами будем говорить о тех, кто живет рядом с нами, с кем мы живем. Мы будем говорить о матери и отце. Семья- это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни.

Послушайте стихи поэтессы Л. Сусловой. А дом заставленный добром, - еще не дом.. И даже люстра над столом, - еще не дом.

И на окне с живым цветом - еще не дом. Когда вечерняя сгустится темнота, Так эта истина понятна и проста-

Что от ладоней до окна наполнен дом Твоим теплом

О каком же тепле идет речь? Что же это за Истина, которая должна быть простой и понятной?

-Что для вас семья?

(Дети предлагают свои варианты ответов.)

-Если подвести итог выше сказанному, то можно ответить на вопрос: Что такое семья?

Семья- это ячейка общества. Общая для всех членов семьи деятельность- обеспечение личного счастья каждого члена семьи и воспитание граждан нашего общества. Как уже было сказано, что семью создают два человека, в будущем они становятся матерью и отцом. Конечно, в ваших юных сердцах зарождается с детства и крепнет с годами чувство, лежащее в глубине души каждого, - это любовь к Дому своему.

-А как создать Тепло нашего Дома?

  • Расскажите о теплых отношениях, сложившихся в ваших семьях.
  1. Создание продукта классного часа

(ответы учащихся оформляются на ладошках)

-Перед вами лежат ладошки.

Задание: опишите вашу семью, в которой вы живете, какая она? В каждый пальчик необходимо вписать слова - характеристики. Как вы думаете, почему руки?

Ответы детей (умелые руки, рука взаимопомощи, мамины руки, ласковые руки…) Дети работают под музыку

Учитель:

-Посмотрите на доску. На ней - круг. Эти ладошки я предлагаю вам расположить вокруг этого круга.

  • Как вы думаете, почему именно вокруг круга мы будем располагать ваши ладошки? (Потому что в семейном кругу проще вести открытый разговор, это возможность быть вместе, вот так глаза в глаза, рука в руке, семейный круг является гарантией вашей защищенности.)

-Вот такой символ семьи получился у нас: семейный круг объединяет взрослых и детей. Теперь вам необходимо выйти зачитать о своей семье и прикрепить свою ладошку к кругу. 4.Выступления учеников.

Учитель:

-Посмотрите, получилось солнышко. Вот те качества, которые вы написали на пальчиках ладошек - это и есть душа вашей семьи, которая создаёт уют, тепло и радость дома.

  1. Викторина «Вопросы о семье».

Учитель: Ну а сейчас мы немного поиграем, отвечая на вопросы о семье.

Вопросы:

  • Как говорят о тех, кто разглашает внутренние семейные неприятности и ссоры?

(Выносить сор из избы.)

  • Вот русская пословица: «Жить для себя – тлеть, для семьи – … (пропущен глагол), а для народа – светить». Назовите пропущенный глагол. (Гореть.)
  • Назовите совсем неподходящий месяц для женитьбы. (Май, потом придётся всю жизнь маяться.)

  • Это дорогое всем слово есть практически во всех славянских языках. В сербском и словенском языках оно имеет значение «хороший урожай». В чешском, словацком и польском оно означает «семья». Что это за слово? (Родина.)

  • В какой сказке Андерсена нарушено право ребёнка: «Дети имеют право жить со своими родителями, и никому не позволено их разлучать»? («Снежная Королева». Из дома бабушки Снежная Королева увезла маленького Кая в свой ледяной дворец.)

  • В какой сказке К.И. Чуковского именины заканчиваются свадьбой? («Муха- Цокотуха».)

  • Геометрический символ брака – это… (Два кольца.)

  • Назовите самую семейную геометрическую фигуру. (Круг. Тесный семейный круг, в семейном кругу.)

  • Ребенок моего отца, мне не брат. Кто это? (Моя сестра.)

  • Меня зовут Юра. У моей сестры только один брат. Как зовут брата моей сестры ? (Юра.)
  • Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приемного родственника? (Мать-и-мачеха.)

  • В каком месяце отмечается Международный день семей? (В мае)

  1. Просмотр презентаций, сопровождающийся рассказами учащихся:

-Вы хорошо справились с викториной, а теперь послушаем какие семейные традиции и обычаи есть в семье ваших одноклассников.

Выступление «Традиции и обычаи в моей семье».

-Мы неоднократно на уроках представляли проекты о нашей семье, родословное дерево семьи. И каждый из вас узнал много нового о своих предках из слов родителей.

-Приглашаю выступить с рассказом «Роль моей семьи в истории Отечества».

-Да, ребята, семья- маленькое Отечество.

Учитель: Предлагаю вам послушать стихотворение и подумать, о какой теплоте в нем говорится?

Ученик:

Мне не хватает теплоты, - Она сказала дочке.

Дочь удивилась:

Мерзнешь ты

И в летние денечки?

Ты не поймешь, еще мала, - Вздохнула мать устало.

А дочь кричит:

Я поняла! -

И тащит одеяло.

Учитель. О какой теплоте говориться в этих отрывках? (душевной)

-Что может быть важнее уютного Дома, где тебя всегда поймут, посочувствуют, поддержат? Думаю, что вы согласитесь со справедливостью этих слов.

  1. Практическая часть: Проект «Наш дом»

-Как же построить такой Дом? С чего начать? Предлагаю вам поиграть с «строителей» . А строить мы будем « Наш дом.» Вы принесли фотографии своей семьи, расположите их в нашем доме на доске. Молодцы.

«Школа - наш общий дом»

-Ребята, а ведь школа это тоже дом. Наш общий дом. А наш класс – семья. Дружная семья взрослых: учителей. Учеников и родителей. А наш школьный дом мы изобразим на макете. В центре расположим нашу общую фотографию, а вокруг дома слова. Я предлагаю вам подойти к столу и выбрать слова, которые относятся к нашему школьному дому.

Ребята, выбирают слова и приклеивают.

  1. Рефлексия. А в подведении итогов нашего классного часа я прошу вас высказать мнение о сегодняшней нашей встрече: что понравилось, что не понравилось, что больше всего запомнилось.

(Дети по очереди высказываются.)

  1. Подведение итогов.

  • Я в свою очередь хочу выразить вам благодарность за участие. Мне было приятно с вами общаться. Мне очень хочется вам пожелать, чтобы ваш дом был радостным и уютным.

Всего вам доброго!



Предварительный просмотр:

«Мой класс – мои друзья»

Цель: формировать у учащихся представление о дружбе как о важнейшей нравственной ценности.

Задачи:

-формировать навыки конструктивного поведения в дружеских отношениях;

-развивать внутренний интонационный слух, коммуникативные способности, ассоциативное мышление;

-воспитывать чувство сопричастности друг к другу

-способствовать развитию дружеских отношений в классном коллективе;

  • воспитывать чувство коллективизма, толерантного отношения друг к другу;
  • способствовать развитию эмоциональной сферы личности.

Формируемые УУД:

Познавательные УУД:

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
  • устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
  • Регулятивные УУД:
  • уметь работать по предложенным инструкциям.
  • уметь излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью

учителя;

  • Коммуникативные УУД:
  • уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о своих результатах.

Оборудование: интерактивная доска; электронная презентация, листы с деревьями, заготовки ладошек, цветные карандаши, фотографии в конвертиках, заготовки пословиц,

«цветик – семицветик», клубок ниток, диск с записью песни Барбариков «Дружба»

Ход классного часа:

  1. Организация класса. Эмоциональный настрой. Учитель. Ребята, я рада приветствовать вас и наших гостей.

И думаю, что сегодняшнее занятие принесет нам всем радость общения друг с другом.

Успехов вам и удачи!

  • С каким настроением вы сегодня пришли?

Покажите сигнал «Настроение»        (Дети поднимают карточку – «настроение».)

  1. Сообщение темы и цели.

Учитель: Ребята, вы        готовы определить тему нашего занятия? О чём мы будем сегодня говорить?

Посмотрите внимательно на выставку книг. Есть ли знакомые вам произведения?

А сейчас посмотрите на экран, назовите героев одним словом

(Вини-Пух и Пятачок, крокодил Гена и Чебурашка, Карлсон и Малыш, Мартышка и ее друзья).

Как вы думаете, что общего у этих сказочных героев?

Учитель. Правильно, это друзья.

  • Так о чём же пойдёт сегодня речь на нашем занятии?

Правильно, о друзьях и дружбе, попытаемся понять, каким же должен быть настоящий друг. Выработаем правила дружбы и поместим эти правила в наш классный уголок.

Только зачем, ребята, нам это знать!

Учитель: Тема нашего классного часа «Мой класс - мои друзья».

  1. Актуализация знаний. 1.Вступительное слово учителя:

Учитель. А когда есть друзья? Когда есть дружба. Сегодня мы ещё раз поговорим о дружбе. Но прежде мне бы хотелось вам рассказать такую притчу.

Высоко-высоко в горах жил пастух. Однажды в ненастную ночь к нему постучали трое и попросились на ночлег.

  • Хижина у меня маленькая, войдет только один. А кто вы? – спросил пастух.
  • Мы – дружба, счастье и богатство. Кому открыть дверь – выбирай сам!

Учитель. -Как вы думаете, кого выберет пастух?

Пастух выбрал дружбу. Вошла дружба, пришло счастье, появилось и богатство.

  1. Постановка проблемы.

Учитель. Ребята, какая проблема стояла перед пастухом? (Ответы детей.)

  • Какое решение он принял? (Ответы детей.)
  • Значит ли это, что дружба каждому человеку просто необходима? (Ответы детей.)

Карточка «Ключ» - откроем тайну слов

  1. Работа с толковым словарём. (Слайд 4)

Какое чудесное слово – дружба. Произнесите это слово. Что вы представляете? Что такое дружба?

Карточка «Ключ» - откроем тайну слов

  • Прочитаем определение в толковом словаре.

« Д ружб а – это        – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».

Дружба – это дар, данный человеку. Поэтому каждый из нас не только должен ценить истинных друзей, но и сам должен быть хорошим другом.

Притча

Как-то два друга, много дней шли по пустыне.

Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал.

Молча, он написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».

Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул и его друг спас.

Когда он пришёл в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».

Первый спросил его:

  • Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?

И друг ответил:

  • Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.

Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне.

  • О чем эта притча, чему она учит нас?
  • Действительно, ребята, нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее, что сделал для вас ваш друг.

Народная мудрость гласит: настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой.

- Каждому из нас иногда бывает радостно или, наоборот, нас что- то огорчает. Нам хочется этим хорошим или грустным поделиться с человеком, который поймет, посмеётся вместе с вами или погрустит.

  1. Беседа с учащимися.

Учитель. Да, слово друг известно давно. Но всех ли людей, которые нас окружают в школе, на секциях, в кружках, можно назвать друзьями?

- Кого мы называем другом?

  • Какие качества у него будут главными?
  • Каких друзей нам хотелось бы иметь?

VI. Организация деятельности:

  1. Работа в парах.

Задание №1

Учитель. На эти и другие вопросы мы сегодня постараемся ответить. А в самом начале я предлагаю вам поработать в парах и подобрать нужное слово к слову ДРУГ. Какими качествами должен обладать друг.(у ребят на партах наборы слов на цветных полосках)

( На доске на цветной бумаге написано слово – ДРУГ)

  1. Осуществление деятельности.

От каждой пары выходит к доске один ученик и прикрепляет слова, с которыми у них ассоциируется слово «друг» и объяснят свой выбор.

На доске: ДРУГ – добрый, надёжный, преданный, заботливый, верный, умный, отзывчивый,

Учитель. Молодцы! Вы прекрасно справились с заданием, подобрали очень точные слова, характеризующие человека, которого по праву можно назвать другом.

Когда между людьми возникает взаимная привязанность друг к другу, желание быть рядом, помогать - тогда и начинается дружба.

Дружба – главное чудо всегда, Сто открытий для нас таящее,

И любая беда не беда.

Если рядом друзья настоящие!

Учитель.

Одна из версий возникновения слова друг. Когда еще никто не знал ни слова-

Ни “здравствуйте”, ни “солнце”, ни “корова”, – Соседям древний человек привык

Показывать кулак или язык

И корчить рожи, (что одно и тоже), Но, словом стал гортанный звук, Осмысленней лицо, умнее руки,

И человек придумал слово “друг”,

Стал друга ждать и тосковать в разлуке. Ему спасибо за друзей моих.

Как жил бы я, что делал бы без них?

Друзей – людей, которых я люблю, Я никогда ничем не оскорблю.

  • О чём это стихотворение! Как раньше общались дикие люди?

-Как развеселить друзей?

Сценка 1.

Кто кого обидел первый? Он меня!

Нет он меня!

Кто кого ударил первый?

Кто кого ударил первый? Он меня!

Нет он меня!

Вы же раньше так дружили? Я дружил!

И я дружил!

Что же вы не поделили! Я забыл!

И я забыл!

Сценка 2.

Что такое дружба?-

Спросила я у птицы. Это когда коршун

Летает вместе с синицей. Спросила я у зверя:

-Что такое дружба? Это, когда зайцу

Лисицы бояться не нужно. А после спросила у девочки:

  1. Физминутка

Дружба – что такое? Это что-то огромное, Радостное, большое.

Это когда ребята все сразу, Все вместе играют,

Это когда мальчишки Девчонок не задирают.

Дружить должны все на свете:

И звери, и птицы, и дети!

(Слайд 8)

Звучит песня        Барбариков“ Дружба” (дети подпевают и выполняют танцевальные движения)

Учитель. Да, только с другом нам хорошо, только с ним мы можем всего добиться и преодолеть любые преграды.

  1. Осуществление деятельности. 1.Пословицы о дружбе

Работа в парах (сигнальные кружки о готовности отвечать)

Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок. Предлагаю вам поиграть в игру

«Собери  пословицу».  Есть        начало  пословиц        и их концовки, но они перепутались. Поработайте в паре, посовещайтесь и соедините нужные части.

А потом проверим на экране.

  1. «Нет друга - ищи,        не купишь».
  2. «Старый друг лучше        разобьёшь, не сломаешь»
  3. «Не имей 100 рублей,        что дерево без корней».
  4. «Человек без друзей        а имей 100 друзей».
  5. «Дружба – как стекло:        новых двух».
  6. «Друга за деньги        а нашёл – береги».
  7. «Сам погибай,        в беде».
  8. «Друг познается        а человек друзьями».
  9. «Дерево сильно корнями,        а товарища выручай».

-Молодцы, ребята. Прочитайте ещё раз последнюю пословицу.

-Много ли у вас друзей?

  1. Продукт деятельности

а) Лес дружбы.

( На столах только 1 стакан с карандашами)

-Как чувствует себя дерево, если у него мало корней?

-Что нужно делать, чтобы у вас появились друзья?

Вы получили листочки с рисунком дерева без корней. Раскрасьте свое дерево и нарисуйте у этого дерева столько корней, сколько у вас друзей.

- Прикрепите на доску. Вот у нас получился Лес дружбы.

-Но в лесу будет темно без солнышка. Когда солнышко светит, у него появляются лучики.

б) Солнышко «Мой класс - мои друзья»

На партах у вас лежат конверты, откройте. Удивились? Это ваши фотографии. Сейчас каждому из вас надо будет подойти к доске и наклеить фотографию в жёлтый круг – солнце.

Наклеив фотографию, продолжите фразу: со мной можно дружить потому, что...

  • Ребята, мне бы тоже хотелось поместить свою фотографию рядом, можно?
  • Что же у нас с вами получилось? Вспомните тему:

«Мой класс и мои друзья»

  1. Пожелания друзьям. Работа в паре.

Дети пишут на ладошках пожелания своему другу. Ладошки вывешиваются на доске как лучики солнышка.

  • Какая музыка вам слышится, когда вы думаете, говорите о дружбе?
  • С какой погодой вы бы сравнили «дружбу»?
  • С какими животными можно связывать слово дружба?
  • Какие краски вы возьмете, чтобы «нарисовать» дружбу?

  1. Правила дружбы.

Ребята, рассуждаем, что же каждый из нас должен делать, чтобы класс наш был дружным, чтобы мы все были друзьями.

-понимать и уважать других;

-быть добрым, вежливым;

-уметь слушать другого;

-быть внимательным к окружающим людям;

-быть наблюдательным;

-уметь сопереживать другим;

-уметь уступать;

-уметь тактично выражать свою точку зрения;

помогать в трудную минуту;

-решать споры миром;

-видеть в каждом однокласснике положительные качества;

-слушать советы учителя.

  • не оставляй друга в беде;
  • будь требовательным в дружбе;
  • будь бескорыстен в дружбе;
  • не смейся над недостатками друга;
  • умей прощать другу.
  • Если вы будете выполнять эти законы, то станете настоящими друзьями.

О дружбе и друзьях можно узнать из книг. Посмотрите на выставку, какую книгу взять в библиотеке.

Памятка для всех.

Правила дружбы

  1. Доверять другу.
  2. Делиться новостями, успехами и неудачами.
  3. Уметь хранить чужие секреты.
  4. Радоваться вместе с другом его успехам.
  5. Предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи.
  6. Стараться, чтобы другу было приятно в твоём обществе.
  7. Защищать друга.
  8. Не критиковать друга в присутствии других людей.
  9. Уважать права друга иметь других друзей, кроме тебя.
  10. Всегда выполнять свои обещания.

VIII. Рефлексия.

Ребята, вам нравится, какая картина у нас получилась? Огромное вам спасибо за наш состоявшийся разговор, уважаемые гости спасибо, что пришли и выслушали нас. И давайте возьмёмся за руки и скажем друг другу вместе: «Спасибо»!

Давайте произнесём вместе тему нашего занятия «Мой класс – мои друзья»

Какое у вас настроение? Понравилось ли вам занятие? Покажите сигнал «Настроение» Звучит песня «Дружба» в исп. гр. «Барбарики»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию младших школьников

Программа «Вместе весело шагать»  -  это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и  новых  решений в воспитании у детей духовности и нравственности.  Содержа...

Методическая разработка классного часа «МИЛОСЕРДИЕ» (духовно-нравственная проблематика классного часа в младшей школе)

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....

Методическая разработка классного часа по духовно-нравственному воспитанию младших школьников "Дорогою добра"

Формирование нравственных качеств личности через восприятие, и понимание....

Классные часы по духовно-нравственному воспитанию для 1-2 классов

Классные часы и презентации по духовно-нравственному воспитанию для 1-2 классов...