Классные часы по духовно-нравственному воспитанию для 1-2 классов
классный час

Лапина Ольга Владимировна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Ольга Владимировна

Слайд 5

Ханты и манси

Слайд 8

Если в школу ты идёшь, То в портфель с собой берёшь: Учебники и книжки, Игрушечную мышку, Паровозик заводной, Пластилин цветной, Кисточки и краски, Новогодние маски, Ластик и закладки, Степлер и тетрадки, Расписание, дневник. Собран в школу ученик!



Предварительный просмотр:

Конспект урока

Здравствуйте ребята, уважаемые родители и гости. Я очень рада встрече с вами. Вы пришли в 1 класс в школу, которая станет местом, где каждый день вы будете получать особенные подарки. Но это не игрушки, не конфеты. Это знания! 

- А знаете ли вы, кто в школе даёт знания? (Учитель).

- Правильно. И я ваш первый учитель. Меня зовут Ольга Владимировна. Я очень надеюсь, что мы с вами станем друзьями.

Посмотрите вокруг, как много ребят в классе. Может быть вы еще не все друг друга знаете. У каждого своё имя. Сложно разговаривать с человеком, если не знаешь его имени. А мы будем вместе учиться, поэтому надо знать всех ребят своего класса.

Давайте познакомимся».

-  Когда я скажу: «Три-четыре!» - каждый по команде выкрикивает свое имя.

- Ну-ка, попробуем!

А вы много имен услышали? Тоже нет? Как вы думаете, в чем же дело?

- Наверное, ребята, дело в том, что все говорят одновременно. Вместе работать хорошо, играть весело, а вот отвечать хором плохо: когда все сразу говорят разные слова, то ничего не понять.

Вот мы и открыли с вами первый школьный секретик – Один говорит, все слушают. А таких секретиков мы узнаем еще очень много.

- А что нужно сделать ученику, если он хочет ответить? (поднять руку). Правильно, это еще один секретик.

- Мы уже узнали два секретика, но до сих пор не познакомились. Давайте вы будете по очереди вставать и представляться своим одноклассникам, своим новым друзьям. Начнем с первой парты от окна.

Дети представляются.

- Ребята, как вы думаете, только ли у нас есть имена? Назовите имя нашего города, округа.

- Как называют коренных жителей нашего округа? (Ханты и манси)

- Кто знает, почему их называют коренными народами? (На этой земле жили их предки – здесь их корни).

- Верно, молодцы.

- Ханты и манси относят к большой группе фино-угорских народов. Они очень близки к природе. Вся жизнь населения ханты и манси связана с лесом. В лесу они строят свои жилища, охотятся, добывают пищу и стараются беречь лесные богатства.

- Ребята, кто знает, как называется жилище хантов и манси? (Чум)

-  Чум покрыт шкурой оленя, его собирают и его можно разобрать. Интересный факт, что женщины занимаются домашним хозяйством, в том числе собирают чум.

- А чем занимается народ ханты и манси? (Охотой, рыбной ловлей, разводят оленей, собирают лесные ягоды, кедровые орехи). Верно, молодцы, вы много знаете про коренных народов.

- Ребята, а кто видел хантов? Наверное, вы видели их красивые наряды. Кто знает, из чего они шьют одежду? (Одежду шьют из оленьих шкур) А почему одежда такая красивая? Чем они ее украшают? (украшают орнаментом, обшивают бисером).

- Верно. Вы тоже сидите в красивой школьной форме. Наша официальная одежда, которую мы носим с гордостью, как ханты и манси свои традиционные костюмы. А делаем мы это для того, чтобы показать, что мы уже не малыши из детского сада, мы уже школьники. И это третий секретик.

- Ребята, как вы думаете, в какие игры играли дети ханты и манси?

- Хантыйские дети большую часть времени проводили на улице, и природа всегда давала толчок их воображению. В ветках дерева, в кусочке меха, в травинке ребенок видел какой-то предмет. Эти камешки, сучки, перья, найденные в лесу или на берегу реки, малыш превращал в игрушки и одушевлял их. В лесу нет магазинов с готовыми игрушками, поэтому детям приходилось фантазировать и мастерить.

- В школе вы тоже проявите свои творческие способности, научитесь делать поделки, лепить и рисовать. А также научитесь писать, читать и считать. В этом вам будут помогать учителя и родители.

- Я уверена, что каждый из вас ещё с вечера приготовил портфель. Но вот только он пустой, правда? Сегодня вечером вы вместе с родителями можете попробовать первый раз положить все необходимое в пенал, и собрать портфель, обернуть обложками и карандашом подписать учебники и не забыть принести их с собой в школу по расписанию. Но каждый ли из вас знает, что с собой взять? Давайте проверим. Я прочитаю стихотворение. А вы громко скажите «ДА» и поднимите руку вверх, если такие вещи в школе нужны, если же какие – то вещи в школе не нужны, покажите движениями головы и скажите тихо «НЕТ». Посмотрим, кто самый внимательный из вас.

Если в школу ты идёшь, 
То в портфель с собой берёшь: 
Учебники и книжки,
Игрушечную мышку,
Паровозик заводной,
Пластилин цветной,
Кисточки и краски,
Новогодние маски,
Ластик и закладки,
Степлер и тетрадки,
Расписание, дневник.
Собран в школу ученик!

 - Молодцы! Теперь вы точно знаете, что надо брать с собой, а что оставлять дома. И я хочу помочь вам собрать ваш портфель. На краю стола лежат книги и прописи, которые вам понадобятся на протяжении учебного года. Некоторые из них выглядят как новые, некоторые потрепанные, так как предыдущие хозяева не ухаживали за ними. Чтобы ваши книги выглядели как новые не забывайте обернуть их в обложку, не рисовать в них, не писать, аккуратно относиться к ним, так как после вас ими тоже будут пользоваться будущие первоклассники. И это четвертый секретик.

Итоги

- С сегодняшнего дня вы - первоклассники! Я поздравляю вас! путь в страну знаний открыт и, вступая на путь, ведущий к знаниям вы должны дать торжественную клятву верности избранной дороге.

 Прошу дать клятву первоклассника. Повторяйте хором: "Клянусь!"  

КЛЯТВА ПЕРВОКЛАССНИКА

Клянусь приходить в класс на первый урок,

Еще до того как проснется звонок!

Клянусь!

Быть на уроке активным и нужным,
Запоминать и учить все, что нужно.

Клянусь!

Клянусь читать и писать я прилично

И в ранце носить "хорошо" и "отлично".

Клянусь!

Друзьями хорошими, верными стать,
Друг другу во всем и всегда помогать

 Клянусь!

Клянусь я ребёнком воспитанным быть,

Не бегать по школе, а шагом ходить.

Клянусь!

А если нарушу я клятву свою,

Тогда я молочный свой зуб отдаю,

Тогда обещаю мыть вечно посуду,

И на компьютере играть я не буду!

Клянусь!

- Каждый день вы будете получать подарки. Но это не конфеты, не пирожные – это ЗНАНИЯ!

________________________________________________________________

И сегодня у нас с вами ещё один праздник – День рождения нашего 1 «А» класса.

И именно в этой школьной стране вы найдёте самых верных друзей на всю жизнь.

В школе так заведено –

Все мы вместе заодно,

Все мы – дружная семья,

Хоть отдельно каждый я.

– Каким вы хотите, чтобы был наш класс? (Дружным) 

– Что значит дружным? (Помогать друг другу, не обижать друг друга, приходить на выручку, заботиться друг о друге).

– Если вы будете дружными, то сможете преодолеть все трудности, помогая друг другу, и вам будет очень интересно учиться.

– Так какими мы должны быть, чтобы у нас всё получалось? (Дружными)

– Дружба – это очень важное слово. И мне очень хочется, чтобы наш класс был дружным!

– Теперь мы с вами – ученики 1 «А» класса!

Знакомство со школьными принадлежностями.

– Каждый день вам в учёбе будут помогать помощники, без которых вы не сможете обойтись. А что это за помощники, постарайтесь отгадать. …

Новый дом несу в руке,

Дверца дома на замке.

Тут жильцы бумажные,

Все ужасно важные. (портфель) (слайд 16)

– Много вещей в портфеле ученика. В этом доме будут жить другие важные помощники. Послушайте следующую загадку и попробуйте догадаться, о ком в ней пойдёт речь.

Я всё знаю, всех учу,

Но сама всегда молчу,

Чтоб со мною подружиться,

Надо грамоте учиться. (книга) (слайд 16)

– Ваша первая учебная книга, по которой мы будем учиться читать, называется «Азбука». (показать). Книги, по которым мы будем учиться, можно назвать по-другому. Как?... (Учебники)

Сами книги не растут,

Сделать книгу – нужен труд.

Тетради, книги – береги,

Не черкай, не мни, не рви!

– А что нужно сделать с книгой, чтобы она могла жить долго? … (Обернуть)

На коробку я похож,

Ручки ты в меня кладешь.

Школьник, ты меня узнал?

Ну, конечно, я  (Пенал) (слайд 16)

Я чёрный, красный, жёлтый, синий,

С начинкой твёрдой в середине.

С точилкой острой я дружу

И что хочу, изображу. (Карандаш) (слайд 16)

Для работы нам нужны будут простые и цветные карандаши.

Все рисунки вмиг сотрет,

Если в ход она пойдет. (Стирательная резинка - ластик) (слайд 16)

Не в новинку ей трудиться,

Ни урока не ленится.

Ей лежать в пенале скучно,

Пишет, пишет, пишет... (Ручка) (слайд 16)

То я в клетку, то в линейку,

Написать по мне сумей-ка.

Можешь и нарисовать,

Что такое Я? ... (тетрадь) (слайд 16)

Быть должны всегда в порядке

Ваши школьные тетрадки.

– Да и не только тетради, но и все вещи вы должны содержать в порядке.

– Молодцы, ребята! Быстро отгадали все загадки!

Пожелание ученикам и подарок о первом школьном дне.

– Вот и заканчивается ваш первый школьный день. Подходит к концу ваш первый урок Знаний. Я очень рада нашему знакомству.

Впервые для вас прозвенел звонок,

Позвал по дороге новой.

Сегодня первый у вас урок,

И первое свидание со школой.

Хочу я вам сегодня пожелать:

Всегда к вершинам знания стремиться,

И в жизни никогда не отступать,

И только с удовольствием учиться!

Итог.

– И в заключение для вас ещё одна игра «Для меня». (Я буду задавать вам вопрос, а вы должны ответить «Для меня»)

Кто-то где-то сделал парту.

Для кого?  Для меня!

Начертили эту карту.

Для кого? ... Для меня!

Карандаш, перо в пенале.

Для кого? ... Для меня!

Там звонок на переменке

Для кого? ... Для меня!

Значит, нужно так учиться,

Значит, нужно так трудиться,

Чтобы людям не стыдится

За кого? ... За меня!

– Сегодня мы только начали с вами путешествие по Стране Знаний. Но нам с вами предстоит ещё длинный путь, и много интересного ждёт нас впереди. И я думаю, вы постараетесь так учиться, чтобы ваши родные гордились вами. Успехов вам! (слайд 17)

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Поговорим о дружбе Лапина Ольга Владимировна Учитель начальных классов

Слайд 2

« Товарищ - человек, близкий кому-нибудь по общности взглядов, деятельности, условий жизни…» « Друг - тот, кто связан с кем-нибудь дружбой» С.И. Ожегов Кто это?

Слайд 3

– близкие отношения основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов». Дружба

Слайд 4

Настоящий друг – это тот, кто никогда не обманывает своего друга. Настоящий друг – это тот, кто не пожалеет поделиться со своим другом всем, что сам имеет. Настоящий друг – это тот, кто не станет смеяться над бедой или неудачей своего друга. Настоящий друг – это тот, с кем всегда интересно и никогда не скучно. Настоящий друг – это тот, кто постарается защитить от обидчика.

Слайд 5

Какие пословицы о дружбе вы знаете?

Слайд 6

Нет друга – ищи, а нашёл- … Друзья познаются в … Не имей сто рублей, а … Старый друг лучше… Закончи пословицу: Человек без друзей, что … Дружба не гриб, в лесу…

Слайд 7

А С КЕМ ВЫ ДРУЖИТЕ?! 1. 2. 3. 4. 5. 6.

Слайд 8

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ДРУЖБА?

Слайд 9

Могут ли руки помочь подружиться? - Потрогайте руки друг друга. Что можно о них сказать? - Пожмите дружески руки друг другу. Что вы чувствуете?

Слайд 10

1. Один за всех и все за одного. 2. Уважайте друг друга и помогайте друг другу. 3. Радуйтесь вместе с друзьями. 4. Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает. 5. Не оставляйте друзей в беде, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний. 6. Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух. Основные законы дружбы:



Предварительный просмотр:

                                    Тема: «Поговорим о дружбе»

Цель:1.Раскрыть сущность понятия «дружба».

          2.Показать какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни.

          3.Содействовать формированию дружного коллектива.

     3 . Мультимедийная компьютерная приставка для показа презентации.
                                      ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

I. Организация класса. Эмоциональный настрой.

                          1 слайд

II. Сообщение темы и цели классного часа.

Учитель.

– Дорогие ребята, сегодня мы поговорим о дружбе.

 Говорят, что дружба – это любовь без крыльев, что как бы ни была редкой истинная любовь, истинная дружба встречается еще реже. Дружба – это дар, данный человеку. Поэтому каждый из нас не только должен ценить истинных друзей, но и сам должен быть хорошим другом. Послушайте притчу о дружбе:

Как-то два друга, много дней шли в пустыне.

Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал.

Молча, он написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».

Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул и его друг спас.

Когда он пришёл в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».

Первый спросил его:

– Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?

И друг ответил:

– Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.

Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне.

– О чем эта притча, чему она учит нас?

–  Действительно, ребята, нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее, что сделал для вас ваш друг.

 Народная мудрость гласит: настоящий друг с тобой, когда ты не прав.

 Когда ты прав, всякий будет с тобой.

Учитель.

А кого можно назвать другом?

Друг – это тот, кто …

(- Понимает меня;

 -  с кем мне хорошо; кто мне всегда поможет;

 -  верный человек; с кем я могу поделиться секретом).

Вот какое значение этих слов в словаре С.И. Ожегова «Словарь русского языка»

-Товарищ – человек, близкий кому-нибудь по общности взглядам, деятельности, по условиям жизни;

- Друг – тот, кто связан с кем-нибудь дружбой.                   2 слайд

       - Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.                                         3 слайд

  •            Поиграем в игру «Ромашка». Игра-тренинг «Ромашка»
  • Учитель: У каждой группы 5 лепестков. Каждый из вас назовёт необходимое качество для дружбы и запишет его на лепестке ромашки. Каждый предлагает своё качества, но прежде чем записать прислушивается к оценке товарищей. 
  • Правило: записать одно  самое необходимое качество для дружбы.
  • (Группы по очереди выходят к доске, куда прикрепляют свою ромашку и называют качества необходимые для дружбы.

                                                                                                   

– Какого друга можно назвать настоящим? Выполните задание на слайде.                                                                                         4 слайд

-Какие пословицы о дружбе вы знаете? (Дети называют).      5 слайд                                                                                                            

Игра «Закончи пословицу»   Внимание на слайд.                     6 слайд

 (обнимаются).

Учитель. А сейчас поиграем. Я называю персонажа из сказки, а вы должны сказать с кем он дружит?

Игра «Кто с кем дружит?»

1. Зелёный крокодил Гена и … (Чебурашка)

2. Доверчивый Буратино и … (Мальвина,Пьеро)

3. Смешной мишка Винни-Пух и … (Пятачок)

4. Мальчик по имени Малыш и … (Карлсон)

5. Забавные Бурундуки Чип и …(Дейл).

6. Добрая Белоснежка и…(семь гномов).

– А с кем вы дружите?                                                             7-й слайд                  

– Дружите ли вы со своими родителями?

– Как вы думаете, дружить можно только с людьми?

 - Дружите ли вы с животными, природой, книгами?

                                                                                                       

–О дружбе  много книг. Читая эти книги, вы приобретёте себе ещё и литературных друзей.

Учитель.

– С чего начинается дружба?                                               8-й слайд

– Могут ли руки помочь подружиться?                                    9-й слайд

– Какими бывают наши руки? (Добрыми, злыми.)

– Потрогайте руки друг друга. Что можно о них сказать?

Игра

  •    Игра «Мы с тобой одной крови»
  • Цель игры: направить мышление учащихся на поиск сходства у различных людей по разнообразным вариантам признаков.
  • Задача игроков: найти сходство с одноклассниками и пригласить в круг ученика на основании этого сходства, повторяться нельзя. Например: «Оля, мы с тобой живем живем в одном доме», «Коля, мы с тобой одного роста»
  • Участники становятся вдоль стены или по периметру классной комнаты. Учитель или ведущий становится в центр комнаты и приглашает ученика на основании сходства: «Таня, у нас с тобой одинаковые имена». Таня выходит в круг и ищет сходство со следующим учеником в классе. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не окажутся в кругу. Педагог подводит итог: «Как много у нас общего!» Сходство можно найти с любым человеком.

                 

Игра «Письмо»                                                                                          

– Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Существует много законов дружбы. Вот некоторые из них.

Основные законы дружбы.                                                   10-й слайд    

Читают ученики по очереди.

1. Один за всех и все за одного.

2. Уважайте друг друга и помогайте друг другу.

3. Радуйтесь вместе с друзьями.

4. Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.

5. Не оставляйте друзей в беде, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.

6. Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух.

– Если вы будете выполнять эти законы, то станете настоящими друзьями.

Литература  

  1. С.И. Ожегова «Словарь русского языка».  
  2. Под редакцией Е. Н. Степанова, М.А.Александровой «Классному руководителю о классном часе», 2002г.
  3. Л.И.Саляхова  «Настольная книга классного руководителя», 2007г.

                               



Предварительный просмотр:

ЧЕСТНЫЙ ПОСТУПОК

Слайд1

1. Орг момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас много гостей, а один из них наш старый знакомый (отрывок из фильма “Денискины рассказы”).) Слайд2

2. Постановка цели.

Учитель: Откуда этот персонаж? (из произведения В.Драгунского “Денискины рассказы”). (показывает книгу)Слайд3

Учитель: Дениска – такой же ребенок как и вы. Он совершает поступки, иногда хорошие, иногда не очень. Вот, что рассказал Дениска :

(читает отрывок из рассказа “ 20 лет под кроватью) Слайд4

“Мишка позвонил по телефону и позвал меня к себе, я тотчас же оделся и помчался к нему. Там было светло и тепло и собралось много народу, пришла Аленка, за нею Костик и Андрюшка. Мы играли во все игры, и было весело и шумно. И под конец Аленка вдруг сказала:

- А теперь в прятки! Давайте в прятки!

И мы стали играть в прятки. Это было прекрасно, потому что мы с Мишкой все время подстраивали так, чтобы водить выпадало маленьким: Костику или Аленке, - а сами все время прятались и вообще водили малышей за нос.”

Учитель: Как поступили мальчики по отношению к Аленке и Костику? (они поступили нехорошо, водили их за нос)

Учитель: Как можно назвать их поступок по-другому? (нечестный поступок)

Учитель: Какое человеческое качество не проявили мальчики? Слайд5

Учитель: Что такое честность? (дети объясняют своими словами)

Учитель: О чем мы будем говорить на нашем часе общения? (О честности...)

Учитель: Не просто о честности, а о честной поступке.

3. Актуализация знаний

Учитель: Что такое честный поступок? (дети объясняют определение своими словами)

4. Обобщение и систематизация знаний

Учитель: Посмотрите внимательно сюжет из кинофильма “ Удивительные приключения Дениса Кораблева” и скажите, кто повел себя честно, а кто-нечестно. (обсуждаем с ребятами увиденное в сюжете) Слайд6

Учитель: Как честно должен был поступить Толик? (не пересаживаться, сказать Дениске правду) Слайд7

Учитель: Давайте немного отдохнем и проведем физкультминутку:

Физминутка

Повернитесь все друг к другу,
И пожмите руки другу.
Вы друг другу помогайте,
На вопросы отвечайте
Только "Да" и только "Нет"
Дружно дайте мне ответ:
Если "нет" вы говорите,
То ногами постучите,
Если говорите "Да"-
В ладоши хлопайте тогда.
- Маму можно обмануть?
- Другу руку протянуть?
- Правду говорить всегда?
- Или только иногда?
- Помогать своей сестре?
- Или просто детворе?
- Обвинить в ошибке кошку?
- Поиграть на уроке немножко?
- Не сдавать тетрадь на проверку?
- Скушать на перемене конфетку?
- И совсем ни с кем не поделиться?
- Обидеться на всех и в уголок забиться?
- А может всем улыбнуться?
- А друзья улыбкой отзовутся?

А как поступите вы в следующих ситуациях:

Ситуация1: У Вас дома есть красивая ваза, которой дорожат Ваши родители, но Вы случайно разбили её. Как Вы поступите в этом случае? Слайд 8

Ситуация 2: Мама разрешила Вам поиграть на компьютере 30 минут, а сама ушла. Что Вы будете делать, когда 30 минут закончатся? Слайд 9

Ситуация3: Вы нашли в школе чужой сотовый телефон. Он Вам нравится, как Вы поступите? Слайд10

(видеоролик с честным поступком из жизни) Слайд11

6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Учитель: Как вы думаете, легко ли совершить честный поступок? (нет) Слайд12

Учитель: Зачем тогда поступать честно? (для спокойствия своей совести; становиться теплее и светлее на душе)

Учитель: А вы честные поступки совершали? (по 1 человеку от группы рассказывают свои честные поступки)

Учитель: Напишите на листочках честный поступок, если вы его совершили. Если нет, задумайтесь, где бы вы могли поступить честно, проявить свою честность.

7. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Учитель: Каждый из вас – это яркое солнышко. А у каждого солнышка есть лучики. Вашими лучиками будут ваши честные поступки. (видеоролик “Солнце в лучах”) Слайд13

В жизни по-разному можно жить.
В горе можно и в радости.
Вовремя есть и вовремя пить.
Вовремя делать гадости.
А можно и так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать 
И подарить его людям!
(Сергей Островский)

Учитель: Наш час общения подошёл к концу. Свои лучики с честным поступком вы прикрепите к своему солнышку. Спасибо за честное общение!



Предварительный просмотр:

Тема «Всегда ли дружба важнее всего?»

Цель: Создать условия для формирования ценностного отношения  к дружбе.

Задачи: Познакомить детей с правилами дружбы.

Ориентировать на конструктивное социальное взаимодействие.

Оборудование: правила дружбы, цветок дружбы, песня.

Форма проведения: обычно, за столами.

Ход:

1. Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Зовут меня ... Мне очень приятно познакомиться и вместе с вами обсудить важную тему, тему дружбы.

Я надеюсь, что сегодня обрету новых друзей в вашем лице, стану вашим другом!

2. Вступительная часть.  А как вы понимаете что такое “дружба”? (ответы детей)

(близкие отношения, основанные на взаимном доверии, понимании, уважение, привязанности, общности интересов) 

-Ребята, поднимите руки те, у кого есть друг или подруга.

-Хорошо! Я и не сомневалась, что у вас у всех есть друзья!

-А сейчас я вам предлагаю послушать и спеть песню “ Настоящий друг”

Песня “Настоящий друг”

-Кого мы можем назвать настоящим другом? (ответы детей)

Проблема: Всегда ли дружба важнее всего?

3. Решение нравственных проблемных ситуаций  Дружба – богатство человека, и оно проявляется в отношении к людям, к делу

 Приглашаются 2 девочки для инсценировки ситуаций: Продолжи историю.

1. Оля и Юля – друзья. Однажды утром Оля заметила, что подруга выглядит усталой.

-Привет, Юля! Что с тобой случилось?

-  Я не сделала домашнее задание, потому что  весь вечер ухаживала за бабушкой в больнице.

Как поступит Оля? Что чувствовала каждая из вас в этой ситуации?

Что важнее дружба или личный интерес (эгоизм)?

Вывод: Дружить – отдавать другу духовные силы, проявлять заботу о нем.

Не оставляй друга в беде – У друга могут быть ошибки, трудности, испытания. Иди ему на помощь. Отвернуться от друга в тяжелую для него минуту – значит предать.

Приглашаются 1 девочка и 1 мальчик.

2. Таня  и Вова – друзья. Вова  весь вечер играл на компьютере и не сделал домашнее задание.  На следующий день в школе он просит: «Таня, дай списать задание. Если не выручишь, то я не пойду вечером с тобой на каток».

Как поступила Таня? Что чувствовал каждый из вас в этой ситуации?

Что важнее дружба или собственная выгода? 

Будь бескорыстен в дружбе – Дружба и эгоизм несовместимы, непримиримы.

Приглашаются 2 мальчика.

3. Коля  не умеет играть в футбол,  и подвел  вашу команду.  Все ребята обиделись на него и осуждают. (Проигрывание) Как поступит его друг Рома?

Что чувствовал каждый из вас в этой ситуации?

Что важнее победа, успех или друг?

Вывод: Не смейся над недостатками других.

4. Заключительная часть.

Составление цветка “Дружбы”.

Настоящий друг должен обладать определёнными качествами характера.

Мы будем составлять цветок “Дружбы”.

У нашего цветка нет лепестков, лепестки лежат на столе.

1. честность

враньё

2. доброта

3. верность

грубость

4. взаимовыручка

предательство

драчливость

5. справедливость

задиристость;

6. ответственность

7. сострадание.

 – Вам нравиться цветок дружбы? Всегда ли дружба важнее всего?

Учитель читает стихотворение.

Кто в дружбу верит горячо, кто рядом чувствует плечо,

Тот никогда не упадет, в любой беде не пропадет,

А если и споткнется вдруг, то встать ему поможет друг,

Всегда в беде надежный друг ему протянет руку.

Правила дружбы (подарить)

  1. Помогай, если умеешь что – то делать сам, научи друга.
  2. Выручай, если друг попал в беду, помоги ему, чем можешь.
  3. Делись.
  4. Останови друга, если он что – то делает плохое.
  5. Радуйся успехам друзей.
  6. Умей прощать.



Предварительный просмотр:

Классный час  «Как признаться в серьезной проблеме или ошибке»

Цель: Создать условия для осознания гражданской ответственности и   самовоспитания.  

Задачи: Сформировать у учащихся представление об ответственности за свои поступки, помочь в осмыслении нравственного понятия совесть.

Форма проведения:

Ход:

  1. Вступительная часть. Игра «Парашюты».

- Поговорим?

- О чем?

- О разном и о прочем.

- О том, что хорошо.

- И хорошо не очень.

- чего – то знаешь ты.

- А что – то мне известно.

- Поговорим?

- Поговорим.

- Вдруг будет интересно. 

Как признаться в серьезной проблеме или ошибке?

3. Работа над понятием совесть. Вот какая история произошла однажды с Незнайкой.

А) Пересказать отрывок из романа – сказки Н. Носова «Незнайка в солнечном городе».

Незнайка лежал в темноте и ворочался с боку на бок и грустно вздыхал. Он мысленно разговаривал сам с собой. «Коротышка сам виноват. Он ведь толкнул меня!»

«Подумаешь, какой важный! Уж и не толкни его! – отвечал голос. Ты ведь знаешь, что он нечаянно».

«Ничего я не знаю».

«Знаешь, знаешь! От меня, братец, ничего не скроешь!»

«А кто ты? Что от тебя ничего не скроешь?» - насторожился Незнайка.

«Кто? – с усмешкой переспросил голос. – Будто не узнаешь? Ведь я твоя совесть».

«А! Так  это ты? Ну, тогда сиди  себе и молчи! Ведь никто ничего не видел и никто ничего мне не скажет».

«Ты боишься, как бы тебя не побранил кто-нибудь за твое мерзкое поведение? А меня ты совсем не боишься. И напрасно».

Еще долго не спал Незнайка. Думал, что коротышка – осел голодный, спит где-нибудь на холодной земле под открытым небом…

Б) Обмен мнениями по вопросам:

Почему Незнайка не мог заснуть? (Его мучила совесть, он превратил коротышку в осла)

Думал ли он о последствиях своих поступков? (Нет, он поступил необдуманно, безответственно, поэтому пострадал другой)

А что такое ответственность?

Ответстенность – необходимость отвечать за свои поступки.  

Мог Незнайка поступить иначе? (Да, он мог не превращать коротышку в осла) Был ли у него выбор?

Итог:Что бы вы посоветовали Незнайке? (Надо уметь признавать свои ошибки и говорить «прости». Всегда есть выбор, поэтому надо сначала подумать). Его очень трудно произнести, но после произнесения на душе становится легко. Есть в году единственный день, и называется Прощеное воскресение. Он бывает в последний день масленичной недели перед Великим постом. В этот день все говорят: «Прости меня!» И в ответ слышат: «Бог простит, и ты меня прости!»

Когда мы перед кем-то провинились, нам стало плохо на душе, слово «Прости» помогает нам.

  1. Анализ ситуации. Как бы вы поступили, если бы

Учитель спрашивает детей: «Кто скинул куртку одноклассника в раздевалке?». Все молчат, молчите и вы. Как достойно выйти из этой ситуации. Что нужно сказать?.

-Мама дала деньги и попросила вас купить хлеб и молоко. У вас осталась сдача, которую вы потратили на чупа – чупс, а чек выбросили. А маме сказали, что   продавец вам столько сдал денег. Мама сказала: «Какой бессовестный продавец!» и решила пойти в магазин разобраться. Ваши действия, как поступите?(договариваться с родителями заранее или признаться сразу).

Итог: Все тайное всегда становится явным. А все наши проступки перерастают в привычки, (посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь – привычку, пожнешь - характер, посеешь характер – пожнешь - судьбу) по которым о вас будут судить другие люди, хороший или плохой вы человек.



Предварительный просмотр:

Классный час «Как строить отношения с теми, кто не похож на нас»

Цель

 Развитие толерантного отношения к другим людям.

Задачи

  1. Способствовать формированию нравственных форм поведения: терпимость по отношению к другим людям, уважение их прав, индивидуальности, чувство собственного достоинства.
  2. Дать представление о толерантности.
  3. Организовать позитивный опыт толерантного взаимодействия.

Оборудование

Трафареты человечков – 25, человечки с заповедью – 6, цветные карандаши, клей, плакат с земным шаром, сигнальные карточки - 25.

этапы

Ход классного часа

Вступительная часть

Игра «Знакомство»

Цель: создание эмоционального фона, подготовка к введению понятия.

построиться по признаку девочки – мальчики;  кто любит конфеты, кто не любит; у кого есть брат или сестра – в 1 группу, остальные в другую.

Рефлексия:

Что испытали вы когда оказывались в одной группе? Что испытали  вы к ребятам из другой группы, которые были не похожи с вами? Что нового открыли вы для себя в своих одноклассниках?

Итог: Состоялась бы игра, если бы все были одинаковые? (посадить за 1 стол)

Основная часть

Прием «Мозговой штурм» - вывод на проблему. (Предлагаю аппликацию с одинаковыми человечками на земном шаре)

Ребята, давайте пофантазируем, что произошло бы на Земле, если бы все были совершенно одинаковые (рост, цвет кожи, глаза, одежда)? Каким будет этот мир?

Как люди будут жить в нем?

История о Вавилонской (смешение) башне

 Давным – давно на земле люди говорили на одном языке. Собравшись, они решили построить себе башню высотою до небес. Желая прославить себя, люди занялись постройкой, но богу было неугодно это. Он сделал так, что люди не стали понимать речи другого, и не могли продолжать строительство башни. Оттуда бог рассеял людей по всей Земле.    

Постановка проблемы:

Хорошо это или плохо, что все мы разные?

Как жить в мире, где столько разных людей? Даже башню построить не смогли. (Фоторяд: люди с другим цветом кожи, инвалиды, старые и молодые).

Как строить отношения с теми, кто не похож на нас?

Кто знает ответ на эти вопросы?

Вот эти вопросы мы вместе с вами и обсудим на классном часе.

Практическая часть:

Работа над понятием: Умение понять и принять людей такими, какие они есть, уважение их достоинства – все это проявление толерантности. толерантность (от лат. tolerantia –терпение) – терпимость, снисходительность к кому – либо, чему – либо; (Понятие «толерантность» связано с именем человека жившего во Франции на рубеже 18-19в., некто Тайлеран Перигор. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но более всего, - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.)

В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что надо жить дружно, но иногда нам трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Давайте поиграем. Я называю ситуацию, а вы показываете зеленую сторону карточки, если вам подходит такое решение. Если не подходит, то показываете карточку другой стороной. Решив ситуации, мы прочитаем самое главное  правило толерантного человека.  

Практическое закрепление материала – нравственные ситуации:

(Ситуацию даю 1 на всех, карточкой сигналят, спросить почему, правильный выбор одобрить, перевернуть человечка)

- Младший брат сломал твою игрушку.

1. Ты его прощаешь. +

2. Ты ударяешь его.

- Ты поссорился со своим другом.

1. Ты обижаешься и мстишь.

2. Ты попытаешься поговорить с ним. +

- Одноклассник плохо одет.

1. Это неважно. +

2. Ты подсмеиваешься над ним.

- Пожилая женщина медленно идет.

1. Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.

2. Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь. +

- На твоих глазах на кого – то нападают…

1. Ты пытаешься разнять или зовешь на помощь. +

2. Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь

Перед глазами заповедь: «Относись к людям так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе».

Это главное правило жизни людей.

Заключительная часть

Остался один человечек. Раскрасьте его. (Раздаю трафареты человечков детям).

Самостоятельная работа:

Все человечки разные получились, а были одинаковые. Вот так и в жизни? Мы все разные, но должны жить по этому правилу. Приклеим человечков на земной шар и оставим на память о классном часе.



Предварительный просмотр:

Тема «Как я могу повлиять на поступки других людей»

Цель: Создание  условий для развития активной гражданской позиции.

Задачи: познакомить со  способами влияния на поступки других людей; способствовать развитию чувства эмпатии (Сопереживание, сострадание).

Ход:

  1. Вступительная часть.

Крошка - сын к отцу пришел

И спросила кроха:

«Что такое «хорошо» и что такое «плохо».

 

Эти строчки В. В. Маяковского известны многим мальчикам и девочкам, мамам и папам.

- А вам они знакомы? (ученики могут рассказать если бьет дрянной драчун слабого мальчишку. Я такого не хочу даже вставить в книжку)

-Ребята, давайте продолжим фразу: Плохо, когда… Хорошо, когда…

Сегодня мы вместе подумаем, как вы можете повлиять на поступки других людей, как вы можете остановить тех, кто поступает плохо.

Основная часть. 

а) Анализ рассказа. Рассказ «Правда и ложь» Способ «убеждение»

Вышли 3 друга во двор погулять. Погода была хорошая. Они качались на качелях, играли в прятки и не заметили, как стемнело.(?)

Вот остановились они у подъезда и думают, что лучше: обмануть или правду сказать?

- Скажу я, что тетю Машу встретил и помог ей сумки донести, - говорит первый.

-Я скажу, - говорит 2, что хулиганы приставали и в подъезд не пускали.

-А я правду скажу, - говорит 3. – Правду всегда лучше сказать, потому что она – правда, и придумывать ничего не надо.

-Кто из друзей поступил правильно? Как   вы думаете, удалось ли ему повлиять на мальчиков? Почему? (Его слова были убедительными, т.е как поступить и почему именно так).

-Умеешь ли ты убеждать других?

 Проигрывание ситуации.

Например, убеди Колобка в том, чтобы он не убежал без разрешения от бабки и дедки.

Итог: на поступки других можно влиять способом убеждения

б) Вредные советы Г. Остера

 Я приготовила вредные советы Григория Остера. Внимательно послушайте их и скажите, что в них неправильного, вредного и как нужно поступать в данных ситуациях. Если друг твой самый лучший

Поскользнулся и упал,

Покажи на друга пальцем

И хватайся за живот.

Пусть он видит, лежа в луже,-

Ты ничуть не огорчен.

Настоящий друг не любит

Огорчать своих друзей.

Что неправильного? (ответ) А как нужно поступить правильно?

Если что – нибудь случилось,

И никто не виноват,

Не ходи туда, иначе

Виноватым будешь ты.

Спрячься где-нибудь в сторонке,

А потом иди домой.

И про то, что видел это,

Никому не говори.

Что неправильного? (ответ) А как нужно поступить правильно?

Девчонок надо никогда

Нигде не замечать

И не давать проходу им

Нигде и никогда.

Им надо ножки подставлять,

Пугать из – за угла.

Что неправильного? (ответ) А как нужно поступить правильно?

Итог: Можно повлиять, если мысленно  поставить их на место другого

3. Заключительная часть.

Анализ ситуации. Сигналят карточками. Способ «не быть равнодушным, не быть в стороне». Как поступишь ты в следующей ситуации? Если согласен с решением, то показываешь карточку красной стороной, не согласен – другой стороной.

  • Друг употребляет плохие слова, обзывается. (а) расскажу взрослым, учителю;

Б) скажу, что это плохо и почему; в) сделаю вид, что ничего не слышал

  • Кто – то ломает ветки деревьев. (а) расскажу взрослым, учителю; Б) скажу, что это плохо и почему; в) сделаю вид, что ничего не слышал.
  • Мучает животного.

(а) расскажу взрослым, учителю; Б) скажу, что это плохо и почему; в) сделаю вид, что ничего не слышал

Итог: если мы не будем равнодушными, то добро сможет быстрее победить зло и жизнь станет лучше. Жить по правилу: «Если не я, то кто же?» Как вы можете повлиять на поступки других людей? (убедить их, не проходить мимо несчастья, самим поступать хорошо).  

Закончим строками стихотворения В. Маяковского: « Мальчик радостный пошел, и сказала Кроха: «Буду делать хорошо и не буду плохо!».



Предварительный просмотр:

Классный час (информационный)

 «Компьютер – враг, друг, помощник»

Цель: Содействовать определению места и роли компьютера в жизни современного человека.

Задачи: 1. Показать упражнения при работе с компьютером.

2. Ориентировать на общение с другими людьми, на развитие своих способностей и соблюдение  определенных правил при работе с компьютером.

Оборудование: изображение экскаватора, самолета, компьютера, памятки на каждого учащегося, вредные советы.

Ход:

  1. Вступительная часть.  

На слайде экскаватор, самолет, компьютер.

 - Назовите их одним словом? (машины, техника).

- Подбери каждому предмету определение по образцу.

Экскаватор - сильный, самолет - ….(быстрый), компьютер – (умный). Без них невозможно представить современный мир.

Еще 20 лет назад компьютер был диковинкой, а в настоящее время он стал многим доступен. Слово «компьютер» произошло от греческого «компьюто», что означает: считаю, вычисляю. Так компьютер назвали потому, что вначале он использовался для сложных расчётов и громоздких вычислений. Тогда компьютер ещё называли электронно-вычислительной машиной или, сокращённо, ЭВМ, и был очень большой размером с комнату.

 - У кого дома есть компьютер?

  1. Постановка проблемы.

Ребята, как вы думаете: компьютер – друг, помощник  или враг? (мнения детей: друг и помощник, враг, и то, и другое). Хорошо, что у каждого свое мнение. Предлагаю вам побыть в роли компьютера.

  1. Основная часть.

Произнесите все слово друг. Что вам вспоминается? (как мы играем).

Продолжи фразу: Компьютер – друг, потому что… (с ним можно играть, рисовать, т. е приятно  проводить время).

Приглашаю двух друзей, подруг. 

Задание: Улыбнитесь друг другу.  Скажите: «Мне  с тобой так  весело, я рад тебя видеть». Какие чувства испытали? Сравните свои ощущения - вы улыбнитесь компьютеру, скажите ему как вы рады его видеть. Вы испытали приятные чувства, радость, тепло от такого общения?

- Как поступишь ты в следующей ситуации?

Ребята зовут тебя на улицу, а ты играешь на компьютере. (Я приму их приглашение, я откажусь).

Мама просит тебя помочь, а ты играешь на компьютере. (Я сразу помогу маме, я попрошу подождать).

Итог, вывод информации: Продолжи следующую фразу: Компьютер – друг, но….(нельзя забывать о друзьях, людях, семье)

Б) Компьютер – помощник –(ввод информации).

Кому и в чем помогает компьютер? (высказывания детей)

- Без компьютера не обходятся нигде. Компьютер помогает врачу ставить диагноз и назначать лечение. Бухгалтер составляет отчеты при помощи компьютера. Он помогает художнику создавать картины и мультипликационные фильмы. Инженеры с помощью компьютера ведут сложные расчёты, составляют чертежи новых машин, космических кораблей. Школьникам помогает находить необходимую информацию, готовить рефераты. 

 - Какую помощь оказывает вам компьютер? (помогает считать, находить ошибки, найти нужную информацию, переводить иностранный текст).

-Согласны ли вы с тем, что тогда школьникам не надо читать книги, чтобы много знать, не надо учить таблицу умножения, учить правила правописания?

Плохо, когда человек в детстве не учиться думать, он тогда не развивает свои способности. А значит, не вырастет из него ни бухгалтер, ни художник, ни врач.

Вывод информации, итог: С компьютером интересно учиться, познавать окружающий мир. Он помогает  человеку и работать, и учиться, и в игры играть. Главное, чтобы он не  мешал развиваться вашим способностям и талантам.

В) Компьютер – враг. Компьютеры сделались настолько обыденными, что невольно забываются связанные с их использованием опасности.

- Какой вред приносит  компьютер? Как и любое достижение прогресса, будь то автомобиль, самолёт, телевизор, компьютер является источником негативных воздействий на человека, приносит вред его здоровью при неправильном применении, может вызвать профессиональные заболевания. Однако компьютер становится добрым, умным, неутомимым помощником, если человек продумывает все моменты общения с ним, соблюдает правила техники безопасности, следует советам специалистам.

Предлагаю вам познакомиться с вредными советами. Попробуйте сделать из них полезные советы.

 Как поступить правильно?

Вредные советы.

Никогда не мойте руки,

Монитор, клавиатуру.

Это глупое занятие

Не приводит ни к чему.

Вновь испачкаются руки,

Монитор, клавиатура.

Так зачем же тратить силы,

Время попусту терять. (Грязная клавиатура является источником распространения вредных микробов, поэтому ее надо регулярно протирать, мыть руки.)

Хочешь зрение улучшить,

Сядь поближе к монитору,

Лучше сразу носом ткнуться

И сидеть часов так десять.

И тогда уж через месяц

Будет глаз как у орла. (Чтобы глаза не уставали и зрение не ухудшалось, надо сесть подальше от монитора, оптимально - 70 см. Монитор немного отклоните назад. Обязательно делайте зарядку для глаз.

 Учитель выполняет с детьми упражнения и раздаёт памятки с упражнениями для самостоятельного выполнения дома при работе с компьютером.

Упражнения для глаз при работе с компьютером:

  • На счёт 1-4 закрыть глаза с напряжением, на счёт 1-6 раскрыть глаза.
  • Посмотреть на кончик носа на счёт 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счёт 1-6.
  • Не поворачивая головы, медленно делать круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль на счёт 1-6.
  • Держа голову неподвижно, перевести взор и зафиксировать его: на счёт 1-4 - вверх, на счёт 1-6 - прямо; затем так же вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо. Проделать движение глазами по диагонали сначала в одну, потом в другую сторону, затем посмотреть прямо, на счёт 1-6.
  • Посмотреть на кончик указательного пальца, удалённого от глаз на расстояние 25-30 см, на счёт 1-4 медленно приблизить его к кончику носа, потом, опять же глядя на кончик пальца, отдалять от носа на то же расстояние.
  • «Метка на стекле»: переводить взгляд с метки на стекле окна (красный кружок диаметром 3-5 мм) на выбранный предмет вдали за окном.
  • Перемещать взгляд по траекториям, изображённым на больших плакатах: по восьмёрке, по часовой стрелке и против.

Упражнения выбираются по желанию, каждое из них повторяется 4-5 раз. Общая длительность упражнений должна равняться 2 минутам. Зрительная гимнастика поможет восстановить функциональное состояние аккомодационного аппарата глаза и предупредить его переутомление.

Нет приятнее занятья,

Чем, сутулясь сильно – сильно

Посидеть у монитора.

Тренируйтесь ежедневно,

И наступит день счастливый –

Вас в какое – нибудь царство

Примут главным горбуном. (У тех, кто неправильно сидит за компьютером, со временем могут возникнуть серьезные проблемы с мышцами и суставами. Нельзя сутулиться, сидеть желательно в кресле с подлокотниками и регулировкой высоты сиденья. Через каждые 15 минут занятий выполнять физические упражнения.

Упражнения для разминки

Положите руку на край стола ладонью вниз. Взявшись за пальцы другой рукой, отведите кисть назад и удерживайте в таком положении в течение 5 с. Повторите упражнение для другой руки.

Слегка упритесь рукой в стол, на 5 с напрягите пальцы и запястье. То же проделайте другой рукой.

Сильно сожмите пальцы в кулаки, затем распрямите их.

Сядьте на стул прямо, ноги твёрдо поставьте на пол (если стул на колёсиках, позаботьтесь о том, чтобы он оставался неподвижным). Наклонитесь как можно ниже, чтобы достать головой колени. Оставайтесь в таком положении 10 с, затем распрямитесь, напрягая при этом мышцы ног. Повторите упражнение 3 раза.

Многие держат на столе резиновую эластичную игрушку или кольцо-экспандер и с его помощью время от времени разминают кисти рук.

Посмотрите, что творится

В каждом доме по ночам:

Повернувшись к монитору,

Молча, школьники сидят.

Ни за что не позволяют

Их укладывать в кровать.

Не хотят, они трудяги,

Годы детские свои

Провести под одеялом

На подушке без штанов. (Ни в коем случае нельзя детям работать на компьютере в ночное время, т. к. будет с трудом засыпать, а в днем чувствовать

Учитель. Занятия на компьютере необходимо ограничивать по времени, во-первых, для того, чтобы не навредить своему здоровью, физическому и психическому.

Но хотелось бы, чтобы вы, ребята, работая или играя на компьютере, не забывали о том, что вокруг вас так много интересного и без компьютера. Это игры во дворе с друзьями, общение с родными, чтение книг, занятия спортом или в музыкальной школе, прогулки по парку с любимой собакой,  учёба в школе, просто наблюдение за красотами природы. А чтобы компьютер не стал врагом, дарю памятки с упражнениями.

Упражнения для разминки

  • Положите руку на край стола ладонью вниз. Взявшись за пальцы другой рукой, отведите кисть назад и удерживайте в таком положении в течение 5 секунд. Повторите упражнение для другой руки.

  • Слегка упритесь рукой в стол, на 5 секунд напрягите пальцы и запястье. То же проделайте другой рукой.

  • Сильно сожмите пальцы в кулаки, затем распрямите их.

  • Сядьте на стул прямо, ноги твёрдо поставьте на пол (если стул на колёсиках, позаботьтесь о том, чтобы он оставался неподвижным). Наклонитесь как можно ниже, чтобы достать головой колени. Оставайтесь в таком положении 10 секунд, затем распрямитесь, напрягая при этом мышцы ног. Повторите упражнение 3 раза.

Упражнения для глаз при работе с компьютером

  • На счёт 1-4 закрыть глаза с напряжением, на счёт 1-6 раскрыть глаза.
  • Посмотреть на кончик носа на счёт 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счёт 1-6.
  • Не поворачивая головы, медленно делать круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль на счёт 1-6.
  • Держа голову неподвижно, перевести взор и зафиксировать его: на счёт 1-4 - вверх, на счёт 1-6 - прямо; затем так же вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо. Проделать движение глазами по диагонали сначала в одну, потом в другую сторону, затем посмотреть прямо, на счёт 1-6.
  • Посмотреть на кончик указательного пальца, удалённого от глаз на расстояние 25-30 см, на счёт 1-4 медленно приблизить его к кончику носа, потом, опять же глядя на кончик пальца, отдалять от носа на то же расстояние.
  • «Метка на стекле»: переводить взгляд с метки на стекле окна (красный кружок диаметром 3-5 мм) на выбранный предмет вдали за окном.
  • Перемещать взгляд по траекториям, изображённым на больших плакатах: по восьмёрке, по часовой стрелке и против часовой стрелки.

Упражнения выбираются по желанию, каждое из них повторяется 4-5 раз. Общая длительность упражнений должна равняться 2 минутам.



Предварительный просмотр:

Классный час (нравственный)

 «Легко любить все человечество. Соседа любить сумей»

Цель: Создание условий для формирования у учащимся понимания необходимости и ценности правил этики.

Задачи:

  • Познакомить детей с правилами этикета соседей.
  • Ориентировать на конструктивное социальное взаимодействие.

Оборудование: сказка.

Форма проведения: разговор в кругу.

Ход:

  1. Подготовка к восприятию проблемы. Создание эмоционального фона. 

Игра «Волшебный стул» - тот, кто оказывается на волшебном стуле, услышит о себе только самые приятные слова, о своих самых лучших качествах.

Анализ ситуации: Как ты себя чувствовал, когда сидел на волшебном стуле? А что чувствовали те, кто говорил о хороших качествах одноклассников?

2. Актуализация опыта.

Как вы думаете, кому можно говорить приятные слова (родителям, друзьям, одноклассникам)? А еще соседям.

Кто такие соседи? (в одном доме, в одном классе). Например, Уржумский район и Нолинский район тоже соседи. У кого есть соседи?

Как надо жить с соседями, как исправить отношения об этом наш с вами разговор.

3. Предлагаю вам послушать и обсудить сказку «Дружба с соседями». (чтение со стопами)

Жили – были …Нет, не в тридесятом царстве, а в обычном городе, не в тридесятом государстве, а в первом подъезде четырехэтажного дома, по улице…Неважно, какой. Это могло произойти везде.

Жила на первом этаже старушка по прозвищу Норушка. Потому что очень тихая была.

А сосед сверху у нее был очень громкий. То есть он по вечерам очень громко топал. (Что чувствовала старушка?) Старушка называла его Медведем.

И сосед в самом деле по вечерам превращался в медведя, который топает и ворчит.

(Как нужно жить с соседями? В мире. Надо соблюдать правила этикета. Предложите свой вариант.

 Итог: Будь внимателен к соседям. Если кто – то старенький или заболел, предложи свою помощь: сходить в магазин, в аптеку).

А над соседом Медведем жила медсестра Анечка. После работы она забиралась в ванну и плескалась там, как утка. Вода переливалась через край и протекала на Медведя.

 (Какие чувства испытывал медведь?)

Медведь сердился и называл ее Уткой. И Анечка в самом деле превращалась в Утку. (Какое правило следует из этого?

Итог: Будь аккуратен. Если у вас пролилась вода – извинись. Принято предупреждать соседей о  ремонте своей квартиры, чтоб не сердились  из – за временных неудобств.)

А над Анечкой жил веселый студент Игорек. У него каждый вечер собирались друзья и подружки. Танцевали, прыгали – скакали.

(Какое настроение было у  Игорька?)

- У, мартышки неугомонные! – шептала про себя Анечка. (Какие чувства испытывала Анечка?)

Игорек от этих слов тут же превращался в Мартышку. Съезжал по перилам и корчил рожи.

(Как должен вести себя Игорек? 

Итог: Не включай громкую музыку, не прыгай дома. Если затевается праздник, предупреди соседей. Извинись. Принеси кусочек торта, чтоб не сердились из – за временных неудобств. Постарайтесь и сами не сердиться, если у соседей расплакался ребенок или разлаялась собака. Вы ведь тоже вчера, например, стучали молотком). 

(Плохо или хорошо жилось соседям друг с другом? Как вы думаете, чем закончилась эта история? Выберите: так они и продолжали жить в ссоре и обидах или надоело им так жить и решили они измениться.  Послушайте продолжение.)

Так они жили и не дружили: Мышка – Норушка, Медведь, Утка и Мартышка.

Но однажды Анечке привезли огромный книжный шкаф. И сосед Медведь взвалил его на плечо, втащил в квартиру и поставил там, где нужно.

_ Да, вы просто богатырь! Илья Муромец! – воскликнула Анечка.

И медведь тут же превратился в сказочного богатыря.

Старушка сшила ему мягкие тапочки – и топота сверху уже не было слышно.

- Да, вы ж просто мастерица, Василиса Премудрая! – восхитился сосед.

И старушка тут же лет на двадцать помолодела и превратилась в Василису Премудрую.

А у бывшего Медведя разболелась спина – шкаф – то все – таки был тяжеленный. Анечка растерла ему спину специальным средством – она ведь была медсестра.

- Какая же ты Утка! – сказал сосед. Ты – Царевна – Лебедь. А царевны никогда не устают и не засыпают в ванне. Так что потопы у Ильи Муромца прекратились.

Игорек пригласил царевну к себе в гости. Анечка развеселилась, расплясалась и призналась:

- Глупо было обзывать вас мартышками! Вы просто веселые люди.

И теперь в первом подъезде живут и дружат Василиса Премудрая, Илья Муромец, Царевна – Лебедь и веселый человек Игорек.

- О чем заставила задуматься сказка? А вы со своими соседями по дому дружите? А с соседом по парте?

4. Игра «И я» - выберите то, что подходит вам, отвечайте «И я!»

Не ссорюсь с соседом по парте.+

Во время урока болтаю с соседом, мешаю ему заниматься.

Знаю день рождения своего соседа.+

Делюсь с соседом по парте, если он что – то забудет.+

Всегда делим парту.

Часто сержусь на своего соседа.

Обращаюсь за помощью. +

5. Итог. Посмотри в глаза своему соседу справа и скажи «Мне нравится в тебе…».



Предварительный просмотр:

Классный час (нравственный)

 «Отношения с родителями»

Цель: Развитие ценностного отношения к родителям.

Задачи: показать необходимость понимать  и ценить заботу и внимание своих родителей, развитие  навыков эффективного взаимодействия между детьми и родителями.

Оборудование: карточки для игры «Магазин одной покупки»

Форма: за

Ход:

  1. Вступительная часть. Эмоциональный фон.

Они меня крепко любят, заботятся обо мне каждый день и каждый час. О ком это можно сказать? (Родители).  С давних лет народ учился строить отношения с родителями, уважать их.

 2. Актуализация знаний о родителях. Рассказ детей о родителях.

Хорошо ли вы знаете своих родителей? Как зовут? Где работают, чем занимаются? Есть ли друзья у них? Какой мультфильм любили в детстве, какую книгу? - Какие добрые поступки совершают ваши родители по отношению к вам? (Готовят пищу, стирают вещи, помогают в учебе, заботятся о вашем здоровье).

 Прием «Загадай желание». 

Вы можете загадать одно желание. (Напишите). Кто хочет зачитать?

Я приглашаю вас в магазин одной покупки.

3. Игра “Магазин одной покупки”

А мы отправляемся в “ Магазин одной покупки”. Дети в роли покупателя входят в “ зал покупок ”, где на столе разложены “ товары ” - карточки, на которых написаны названия различных предметов: шоколад, велосипед, магнитофон, футбольный мяч, фотоаппарат и т.п..Учитель – “ продавец ” предлагает выбрать одну покупку, благодарит и просит пройти в “зал размышлений”. На оборотной стороне каждой карточки – “товара” указана “цена”: “Папе ещё год придется ходить в старой куртке”; “Маме придётся считать каждую копейку”; “Бабушка не сможет заменить старые поломанные очки”; “Редко сможете видеть больного друга” и т.д. Ребёнок стоит перед выбором. Приняв решение, приходит в “зал возврата покупок” и говорит: “Я покупаю” или “Я возвращаю”. Продавец пытается повлиять на решение детей, приводя собственные доводы “за” или “против покупки”. Выслушав ответ, он благодарит за покупку или сожалеет о возврате.

Итог:  - Какие мысли у вас возникли во время игры?

Никакие торты не заменят нам наших бабушек и дедушек, пусть не будет у нас велосипеда, зато рядом будет моя кошечка, пусть будут здоровы наши родители.

4. Беседа.

- Подумайте, какие добрые поступки мы должны совершать по отношению к своим родителям? (Заботиться о них, оказывать им внимание, дарить подарки, слушаться, помогать по дому).

Самое главное добро, которое можем сделать для своих родителей – заботиться о себе.

  • Какими вы должны быть, чтобы

- маме реже приходилось стирать вашу одежду;

- чтобы родители меньше тратили денег на ручки, карандаши;

- а, что нужно делать, чтобы меньше болеть; ведь этим мы доставляем много переживаний нашим мама и папам.

- а, что надо делать, чтобы родители вами гордились.

Итог. Что вы можете сделать прямо сегодня для своих родителей? Помните, как вы относитесь к своим родителям, так же будут относится и к вам.

Памятка «Правила заботливого отношения к родителям»

  1. Нельзя бездельничать, когда родители трудятся.
  2. Не вступай в пререкания со взрослыми, не груби.
  3. Не выражай недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи.
  4. Не делай того, что осуждают старшие – ни на глазах, ни в стороне.
  5. Спрашивай разрешение и совет у старших.
  6. Береги покой родителей.
  7. Проявляй заботу.


Предварительный просмотр:

Классный час (нравственный)

 «Умеем ли мы прощать? Все ли можно простить?»

Цель: Создать условия для формирования нравственного поведения.

Задачи: Дать представление о прощении, познакомить со способами прощения.

Оборудование: 2 шара с зажимом.

Ход:

  1. Вступительная часть.

- Поговорим?

- О чем?

- О разном и о прочем.

- О том, что хорошо.

- И хорошо не очень.

- чего – то знаешь ты.

- А что – то мне известно.

- Поговорим?

- Поговорим.

- Вдруг будет интересно. 

Наш разговор о том, умеем ли мы прощать? Как можно  простить? Что такое прощение?

  1. Работа над понятием «прощение». Умеет ли прощать героиня стихотворения?

Обидели, обидели!

Разве вы не видели?

Разве вы не знаете,

Как меня обидели?

Так толкнули – я упала,

Меня мама поругала,

Конкурс снова проиграла,

Меня дети обозвали,

Меня в гости не позвали,

Мою тайну разболтали,

Не помогли и не спросили,

Два дня со мною не дружили.

Умеет ли прощать героиня стихотворения? (Нет, т. к. у нее накопилось много обид на других).

- Что значит простить?

Простить – значит перестать сердиться или обижаться на другого человека, перестать его в чем – нибудь винить. Прощение очень полезно, потому что оно помогает победить злость и обиду, которые сильно вредят душе. Тот, кто не умеет быстро прощать и подолгу обижается, вредит себе.

3.  Вот какая история случилась однажды с папой. Послушайте стихотворение.

Папа разбил драгоценную вазу.

Бабушка с мамой

Нахмурились сразу,

Но папа нашелся,

Взглянул им в глаза,

Робко и тихо

«Простите» сказал,

И мама молчит,

Улыбается даже:

«Мы купим другую,

Есть лучше в продаже».

Казалось бы,

Что в нем такого,

А вот ведь какое

Чудесное слово.

- Какое чудесное слово вы услышали в стихотворении? Как чувствовал себя папа? Был ли он прощен?

Есть в году единственный день, и называется Прощеное воскресение. Он бывает в последний день масленичной недели перед Великим постом. В этот день все говорят: «Прости меня!» И в ответ слышат: «Бог простит, и ты меня прости!»

Нужно уметь прощать тех людей, которые оступились, совершили плохой поступок; быть терпеливым и с пониманием относиться к людям, которые любят только себя. Надо быть требовательным к себе и в то же время прощать людям их недостатки

  1. Проигрывание ситуации и анализ ситуации.

 К доске приглашаются 1 девочка и 2 мальчика.

  • Нечаянно девочка толкнула двух стоявших мальчиков.

Что могло произойти дальше? (вопрос классу)

-Что должна сделать девочка?(вопрос классу, а потом девочка снова проигрывает эту ситуацию). (Извините меня, пожалуйста, я нечаянно).  

-Подумайте, а как поведут себя мальчики? (Один сразу простил девочку, а другой обиделся на нее и  разозлился. Другой тоже толкнул девочку).

-Плохо или хорошо поступает тот, кто не хочет прощать и говорит: «Я тебе этого никогда не прощу!» (Плохо. Нельзя держать обиду в себе и злиться на обидчика, а еще хуже ответить злобой).

  • Мальчик случайно во время письма подтолкнул соседку по парте. Теперь у нее в тетради остался след от ручки. Что должен сделать мальчик? А девочка?

 Вам нравится, когда вас прощают и не наказывают? Значит и вы должны прощать других. Поступай с другими так, как хочешь чтобы поступали с тобой.

  1. Прием «смехотерапии»: выпустить шарик.

Как прощать?

  • Прощаю
  • Улыбнуться
  • Исправить ситуацию
  • Не помнить зла

Все ли можно простить?

Итог: Лично я придерживаюсь такого мнения: Да, надо постараться понять другого, простить и отпустить, совсем как этот шарик.  Надуть шарик и выпустить его.



Предварительный просмотр:

Классный час (нравственный)

 «Я не такой как все. Как мне добиться признания?»

Цель: Создать условия для побуждения учащихся  к самовоспитанию и саморазвитию.

Задачи:

  1. Формировать  чувства собственного достоинства.
  2.  Способствовать укреплению межличностного общения.

Оборудование: воздушный шарик, телеграммы, карандаши, трафареты человечков.

Форма проведения: разговор за круглым столом.

Ход:

  1. Вступительная часть. Эмоциональный фон. 

Игра «Парашюты». В начале урока учитель приветствует учащихся.

– Как дела?

– Хорошо, отлично, замечательно.

– Вот и славно. Кто мы?

– Мы парашюты.

– Когда мы работаем?

– Когда открыты.

Преподаватель и дети берутся за руки и по очереди говорят друг другу: «Я открыт для тебя».

Летим в сказку.

  1. Основная часть.

Постановка проблемы, сказка.

Давным-давно на окраине огромного темного леса у широкой полноводной реки жили Бревна. Это были хорошо отесанные Бревна, сваленные в удивительном беспорядке – вперемешку большие и маленькие, короткие и длинные, широкие и узкие. Такая у них была игра: они любили наскакивать друг на друга, переворачиваться, кувыркаться и с шумом вновь раскатываться в разные стороны.

Среди ровных и стройных Бревен выделялась одна странная, неуклюжая Коряга, вызывая своим причудливым видом общие насмешки. Никто ее не обтесывал. Она была настолько неповоротлива, что своими вкривь и вкось торчащими сучьями делала больно другим.

Все вокруг стали отгонять Корягу, не желая иметь с ней дела, и даже задумывались: не проучить ли ее? Не обломать ли ей все сучки да подровнять задоринки? Особенно было тяжело Коряге как-то вечером, когда она лежала в одиночестве и до нее доносились веселые голоса Бревен. А ей было так грустно думать, что она никому не нужна, что она совсем не такая как остальные. Уставшая от печальных мыслей, от чувства безысходности, она, наконец, уснула.

А на утро пришел Дровосек. Сначала Бревна перепугались, а потом, когда Дровосек стал подтягивать их одно к другому, поняли, что он хочет соорудить плот и отправиться в путешествие. Бревна стали помогать ему и через некоторое время улеглись в один ряд. Но вот беда: не оказалось у Дровосека ничего, что могло бы скрепить их между собой. Взгляд его упал на Корягу, даже не мечтавшую оказаться полезной.

Дровосек с трудом уложил Корягу поперек всех Бревен плота. Кривые сучья, принесшие столько бед Коряге, словно пальцы, охватили Бревна, тесно прижались друг к другу и закрепили плот. А на длинный сук, гордо торчавший вверх, Дровосек привязал флажок.

И плот отправился в далекое путешествие, в новые неизведанные земли.

 Рефлексия по сказке:

Понравилась сказка?

- Что понравилось? Что не понравилось?

- О чем заставила задуматься?

- Бывают ли похожие отношения между людьми? Трафареты человечков.

Как мне добиться признания?

Предлагаю вам игру «И я», выберите советы, которые помогут сблизиться с людьми.

Я в школу прихожу аккуратно одетым;

Я редко беру в руки расческу;

Все школьные вещи я содержу в порядке;

Я в школу прихожу вовремя;

Войдя в школу, я толкаюсь, спешу опередить всех;

Я всегда здороваюсь, когда вхожу в класс;

Я никогда не здороваюсь со взрослыми в школе;

Я всегда благодарю за помощь;

Я всегда отнимаю игрушку у товарища;

Я всегда перебиваю говорящего;

Итог: Не нужно совершать никаких героических поступков, чтобы тебя признали, это надо делать ежедневно.

Телеграммы пришли

1.Обидели, обидели!

Разве вы не видели?

Разве вы не знаете,

Как меня обидели?

Так толкнули – я упала,

Меня мама поругала,

Конкурс снова проиграла,

Меня дети обозвали,

Меня в гости не позвали,

Мою тайну разболтали,

Не помогли и не спросили,

Два дня со мною не дружили.

- Чем она отличается от других? Легко ли с ней общаться?

2. Жила на свете тучка

По имени Сердючка.

Она ни с кем не зналась,

совсем не улыбалась.

И сыпались из тучки

То градинки – колючки,

то бусинки – дождинки –

холодные слезинки.

Ах, плохо жить Сердючке –

Колючке, буке, злючке!

Никто с ней не гуляет,

Не дружит, не играет.

- Чем она отличается от других?

- Изобразите,  какая была тучка: нахмурьте брови, сощурьте глаза, сморщите нос, опустите уголки губ. Ой, какие сердитые и неприятные лица! Как живется таким людям? -  -Чем похожи обе девочки? (никто с ними не дружит, не признает их)

Прием смехотерапии «Отпусти обиду».

Что надо сделать, чтобы  тебя признали, приняли другие? Мой ответ -  надо в первую очередь измениться самому, постараться понять другого, простить и отпустить, совсем как этот шарик. (Надуть шарик и выпустить его. Он будет пролетать со свистом, дети засмеются).

Прием «Преврати минусы в плюсы» Игра «Что я умею лучше всего» - по цепочке.

Я не умею быстро читать, зато я хорошо пою. Я не умею красиво петь, зато я умею смешить. Я не умею смешить, зато я хорошо играю в футбол. Я не умею играть в футбол, зато я играю на пианино.

5. Рефлексия по занятию. Раскрасить человечка и подарить соседу справа со словами «мне в тебе нравится».

Упражнение «Закончи фразу»

«Мне в тебе нравится…». Дети остаются в кругу и по очереди говорят своему соседу справа «Мне в тебе нравится…» (и называют то качество, которое нравится в данном человеке).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по духовно - нравственному воспитанию "Любовь" (3 класс)

В этом классном часе рассматриваются такие понятия как: любовь в семье, любовь к ближнему....

Методическая разработка классного часа «МИЛОСЕРДИЕ» (духовно-нравственная проблематика классного часа в младшей школе)

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....

Методическая разработка классного часа по духовно-нравственному воспитанию младших школьников "Дорогою добра"

Формирование нравственных качеств личности через восприятие, и понимание....

Классный час по духовно-нравственному воспитанию в 4 классе. Тема: Дискуссия о справедливости.

Цель:Организовывать работу для самостоятельного пополнения учащимися знаний в области социального поведения и духовно-нравственных ценностей.Задачи:Анализировать и объяснять понятия: духовность, безду...

Классные часы по духовно-нравственному воспитанию

Цикл классных часов по духовно-нравственному воспитанию в начальной школе....