Личностно - ориентированный подход в обучении детей с ОВЗ.
статья (1, 2, 3, 4 класс)

               В качестве эффективного средства организации образования детей с ОВЗ, особенно детей, имеющих трудности в передвижении является дистанционная форма их обучения с использованием современных информационно – коммуникационных технологий.

                Задача школы:  социализация обучающихся с ОВЗ через формирование жизненных компетенций, соответствующих их индивидуальным психофизическим возможностям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnostno_-_orientirovannyy_podhod.docx26.95 КБ

Предварительный просмотр:

Личностно - ориентированный подход

в обучении детей с ОВЗ.

Мир «особого» ребенка безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.

Мир «особого» ребенка. Иногда он так страшит.

Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?

Почему он иак испуган? Почему не говорит?

Мир «особого» ребенка – он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребенка допускает лишь своих.

           Перед каждым педагогом возникает множество проблем, над решением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. К таким проблемам относятся ключевые,  а именно:

 - как обеспечить успешность каждого ребенка в обучении;

 - как сохранить и укрепить здоровье ученика при организации его учебно-воспитательной деятельности;

 - каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а прежде всего приобретение каждым воспитанником социального опыта.

            Таким образом, в осуществлении личностно-ориентированного подхода основной целью  является помощь ребенку в социализации с ориентацией на общечеловеческие ценности в адаптации ребенка к окружающей среде.

            Проблема организации обучения, максимально учитывающего различия в развитии и способностях обычных учащихся и детей с ОВЗ, - одна из наиболее острых в теории педагогики и практике школы.

Понятие «дети с ограниченными возможностями» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. По мнению Т. В. Егоровой дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ.

           

Личностно-ориентированное обучение и воспитание, как обычных детей, так и детей с ограниченными возможностями здоровья должно опираться на ЛИЧНОСТЬ ребёнка, как индивидуальность с определённым опытом жизнедеятельности, с учётом не только социального статуса школьника, но и его внутренних психофизических ресурсов, позволяющих, прежде всего, реализовать себя в познании.

          Таким образом, личностно-ориентированное обучение должно обеспечить каждому учащемуся условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе усвоения им содержания общего образования.

           Главное в личностно-ориентированном обучении  детей с ограниченными возможностями здоровья – умение построить учебный процесс таким образом, чтобы обеспечить ребёнку чувство психологической защищённости, помощь психологическому и социальному развитию обучающихся радости познания, и, в первую очередь, формирование у них образцов позитивного социального поведения, ознакомление с культурой поведения в обществе, обучение навыкам повседневной деятельности, развитие его индивидуальности.  Но при этом, не ущемляя права других детей.

          Цель личностно ориентированного обучения - создание условий для полноценного развития личности:

  • умение объективно оценивать свои возможности, потребности;
  • способность сделать правильный выбор;
  • поиск  своего места «под солнцем», личное  творчество;
  • ответственность (в соответствии с формулировкой “ Я отвечаю за всё”);
  • развитие индивидуальности
  • формирование образцов позитивного социального поведения

           В личностно-ориентированном обучении воспитанник —главное действующее лицо всего образовательного процесса.

             Учитель становится не столько «источником информации» и «контролером», сколько диагностом и помощником в развитии личности обучающегося, используя современные образовательные технологии.

            Личностно-ориентированные технологии определяют методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка.

           Ключевыми словами личностно-ориентированных технологий являются «развитие», «личность», «индивидуальность», «свобода», «самостоятельность», «творчество».

          Личностно-ориентированное обучение предусматривает дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития учащегося, его задатков и способностей, особенностей психического склада, характера и темперамента. Личностно – ориентированные технологии обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития детей.

                   Такой подход:

- повышает уровень «Я»-концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать успех, избавиться от комплекса неполноценности;

- реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании.

- появляется возможность более эффективно работать с учащимися, которым сложно дается обучение. Никто не чувствует себя обделенным, при этом сильные ученики развиваясь сами, помогают остальным.

              Индивидуальный подход  - это увеличение времени на выполнение задания, например, выучить стихотворение ребенок физически не может за 2 дня, посещение уроков физкультуры просто противопоказано, значит, занятия в секции тенниса приравниваем к уроку.

               Индивидуальный подход и индивидуальное обучение – это разные вещи, надо честно понимать, что есть такие дети, которые не смогут полностью  интегрироваться в учебный процесс в массовой школе, пока не будет внедрен институт тьютеров.

                Личностно-ориентированный подход также применяется и при подготовке к общешкольным праздникам. Например, для проведения общешкольного праздника можно распределить обязанности следующим образом: обычным по способностям учащимся читать стихи, петь песни, показывать сценки, даже быть ведущими, а «особым» учащимся помогать в оформлении зала. Участие этих детей в совместной деятельности приносит ребёнку большую радость, у них «загораются» глаза, появляется желание выйти на сцену ещё и ещё. (Год лошади подковы, роспись дымковской игрушки, участи во всех конкурсах рисунков и поделок. Призовые места – баллы классу.)

           Организовать, самодеятельность детей так, чтобы каждый ребенок проживал состояние удовлетворения собой, то есть испытывал на себе влияние ситуации успеха. Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к деятельности. Ведь только в деятельности происходит становление его индивидуального «Я».

Выводы  (из опыта работы с детьми с ОВЗ)

или, что необходимо сделать для успешной социализации детей с ОВЗ.

         Медицинское сопровождение ученика,  именно медицинские работники, а не мамы должны педагога познакомить в рамках его компетенции с заболеванием ребенка, с его особенностями, возможностями и проблемами.  Начиная эту работу необходимо с посещения занятий по адаптации будущих первоклассников, так называемой воскресной школы, чтобы педагоги, могли заранее узнать таких детей, могли равномерно распределить их по классам, ознакомиться с особенностями и принять ситуацию. Пример этого года. 2 ребенка с нарушением слуха.  В разных классах. А уже с 1 класса плодотворное сотрудничество учителя и врача позволит полноценно реализовать все возможности ученика и безболезненно обойти проблемы.

          Один из самых старых постулатов педагогики гласит: «Самое трудное в работе с учениками это работа с их родителями».  Эта истина с полной, я бы сказала,  даже двойной степенью  подтверждается при работе с родителями особых детей. Все- таки большинство из них не могут реально, адекватно оценить ситуацию вокруг ребенка, либо принимают ее как должное, не пытаясь социализировать своих детей,  тем самым, в таких семьях вырастают эгоисты, даже эгоцентристы, требуя от всех особого отношения к себе, и принимая его как должное. Даже если, нет никаких противопоказаний,  дети не приучены, а, следовательно, не хотят выполнять задания, работу наряду с обычными детьми. Эмоционально – волевая сфера не развита. Поэтому родителям детей с ОВЗ особенно нужна помощь специалистов.

          Желательно, по возможности, чтобы в классе учились дети с разными видами инвалидности или ОВЗ, это очень хороший стимул для каждого из них. Они подсознательно смотрят друг на друга, сравнивая себя, а следовательно это хороший стимул для развития (театр).

         Дети с ОВЗ хорошо «входят» в классный коллектив, когда он только формируется, т.е. в 1 классе. Приняли, никогда не бегали  в кабинете, присматривали и т. д.

               Систематическое включение обычных детей  в ситуацию общения с особыми детьми. (Кл. час – студенты педколледжа, ежегодная декада Милосердия в школе  - выступления завуча).

            Привлечение всех возможных организаций, структур, которые могут помочь в адаптации и социализации детей с ОВЗ (реабилитационный центр, спецшкола для глухих и слабослышащих детей и т. д.) Причем эта помощь должна быть разработана на государственном уровне, как обеспечивающая  гарантирующая максимальное развитие «особого» ребенка.  Участие  в этой программе не должно зависеть от желания родителей или прихоти руководителя.

         Использование тактильных  ощущений, знаков. +, -

           Инклюзивное образование.   Инклюзия это не только физическое нахождение ребенка с ОВЗ в школе. Это изменение самой школы, школьной культуры, системы оценивания, сферы взаимоотношений участников, тесное сотрудничество педагогов и специалистов, вовлечение родителей в работу с детьми.

           Основные формы при осуществлении инклюзивного обучения в общеобразовательной школе:

         Временная (эпизодическая)  интеграция – это этап подготовки ребенка к вхождению в систему массовой школы (оптимальна на дошкольной ступени)

         Частичная (фрагментарная) интеграция – это посещение занятий в массовой школе, содержание которых ребенку  доступно т соответствует его возможностям. В остальное время они обучаются по индивидуальной программе, но в помещениях общеобразовательной школы.

          Комбинированная интеграция – это посещение занятий в течение всего дня в классе вместе с обычны ми детьми, но, кроме того, посещение коррекционно – развивающих занятий у специалистов.

          Комбинированная интеграция подразумевает помещение ребенка с ОВЗ в обычный класс массовой школы на весь срок обучения.

            Создание адаптивных программ.

               В качестве эффективного средства организации образования детей с ОВЗ, особенно детей, имеющих трудности в передвижении является дистанционная форма их обучения с использованием современных информационно – коммуникационных технологий.

                Задача школы:  социализация обучающихся с ОВЗ через формирование жизненных компетенций, соответствующих их индивидуальным психофизическим возможностям

                                                                          Учитель начальных классов

                                                                           МБОУ Гимназия № 25 г. Архангельска

Торопова Галина Владимировна

         

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированный подход к одаренным детям на уроках математики

Реализация личностно-ориентированного подхода является одним из методических приемов повышения качества обучения математике. Личностно-ориентированный урок, в отличие от традиционного, изменяет тип вз...

Развитие личности младших школьников в системе личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании через дидактические игры и упражнения по обучению грамоте и чтению.

В последние годы все большее распространение получают игровые методы обучения, которые способствуют совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Необходимость их использования в началь­ной ш...

Самостоятельное исследование "Личностно ориентированный подход к обучению и воспитанию глухих детей"

Актуальность темы, чем это обусловлено. Основные аспекты ЛОП (личностно ориентированного подхода). Отличие ЛОП от традиционного подхода к обучению и воспитанию. Составляющие ЛОП – основные понятия, пр...

Личностно-ориентированный подход в обучении детей мигрантов

Материалы статьи содержат ответы на актуальные вопросы по проблеме детей-мигрантов....

Личностно-ориентированный подход в обучении, с использованием эффективных методов и приемов, направленных на внедрение исследовательского подхода

Личностно-ориентированный подход в обучении, с использованием эффективных методов и приемов,направленных на внедрение исследовательского подхода...