Статья "Проблемы и противоречия воспитания в современной школе"
статья

Пантелеева Юлия Васильевна

В данной статьяе предпринята попытка анализа основных проблем и противоречий воспитания в современной школе. Освещается процесс формирования государственной политики в области школьного воспитания. Представлены рассуждения о современном состоянии воспитательной системы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ ВОСПИТАНИЯ

В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ.

Проблемы школьного воспитания всегда волновали педагогов, родителей да и все общество в целом. Особенно остро они проявлялись в периоды исторических переломов и смен моделей развития, поскольку в такие времена происходит переосмысление, а иногда и смена ценностных ориентиров в обществе. От их правильного решения в значительной степени зависит формирование молодых поколений, другими словами - будущее страны. “Воспитание человека, формирование свойств духовно-развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России”.

С исторической точки зрения Россия совсем недавно отказалась от “социалистического пути развития” и выбрала новые ориентиры -демократию и рыночную экономику. Это привело как к важным позитивным переменам, так и к негативным явлениям, оказавшим отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку. В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, деформируются традиционные для страны моральные нормы и нравственные установки.

Произошедшие в России изменения затронули и школу, которая является одним из социальных институтов современного общества, и все протекающие в нем процессы отражаются в ней как в зеркале. Резкая смена нравственных ориентиров, когда разрушено старое, а новое еще не сформировано, затрудняет организацию воспитательного процесса в школе. А ведь, говоря словами В.А. Сухомлинского, “в детские годы закладывается человеческий корень”, т.е. что мы дадим детям сегодня, как воспитаем их, в таком обществе мы и будем жить в будущем. Воспитание у учеников стремления к “успеху”, к карьерному росту, вхождению в общество западного типа происходит за счет сокращения «духовной составляющей», т.е. морали и нравственности. Моральное лицо подростка, а потом и взрослого человека зависит от того, как он воспитывался в годы детства. В результате воспитания и саморазвития ребенок обретает способность самоанализа и самооценки. Перед ним встают «проблемы эгоизма и коллективизма, чести и человеческого достоинства, самолюбия и себялюбия, гордости и гордыни, униженности и оскорблённости, выбора путей и способов существования».

Пробелы в воспитании довольно быстро заполняются «воспита-тельным» влиянием улицы, средств массовой информации, разнообразных, не всегда позитивно ориентированных, организаций: группировок, сект и т. п.. А ведь детский опыт отличается большой психологической устойчивостью. На сегодняшний день в школе сложилась непростая ситуация с воспитанием подрастающего поколения. Современное состояние общества требует новых идей и современных подходов к воспитанию школьников. Российский государственный политический деятель Д.А. Медведев в национальной образовательной инициативе “Наша новая школа”, утвержденной 4 февраля2010 г., сформулировал главную задачу современной школы как “раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире”. Решать подобные задачи возможно лишь при переходе на новый уровень современных научных знаний о педагогических процессах и явлениях, использовании материалов, разработанных и апробированных на экспериментальных и инновационных образовательных площадках. Следует признать, что в советские времена педагогический идеал хотя и был крайне идеологизирован, но ставил высокие цели воспитания всесторонне развитой личности. Для этого периода характерно большое количество примеров массового патриотизма, героизма, самопожертвования во имя будущего своей страны и своего народа.

Однако сложившиеся еще в советские времена и до сих пор используемые педагогические идеи, подходы, принципы, правила далеко невсегда соответствуют современным реалиям. Иначе говоря, одна из проблем современной школы - устаревшая педагогическая теория. Сегодня система школьного воспитания находится в стадии постепенного формирования. Педагогическая теория, как известно, включает в себя не только теорию обучения, но и теорию воспитания. Сегодня под воспитанием понимается “организованный процесс становления социально значимых качеств личности, умений, навыков в различных областях человеческой деятельности при взаимодействии воспитателей и воспитуемых, а также при взаимодействии между собой самих воспитуемых — полноправных субъектов”.

 Правильное воспитание позволяет разрешать противоречия между учителем и учеником, между учителем и родителями, между самими учениками, совершенствуя отношения между ними. Из большого количества определений, мнений относительно того, что же такое воспитание, можно выделить общее: основная цель воспитания - гармоничное развитие человеческой личности, качеств, помогающих стремлению индивидуума к постоянному саморазвитию.

В настоящее время заметны ощутимые позитивные сдвиги в отношении государства к воспитанию в школе, а также усиление его роли в области духовно-нравственного развития. Так, в “Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России” важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства определено воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. В этой же Концепции говорится, что “духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должны быть интегрированы в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную. Сформулированы воспитательные задачи и в сфере личностного развития, сфере общественных отношений, сфере государственных отношений. Постепенно выстраивается современная воспитательная теория. Так как данная теория находится в стадии формирования, то не все документы еще согласованы друг с другом. Это порождает проблему дезориентации учителя и противоречия, проявляющиеся в виде возможных разночтений.

Закон РФ “Об образовании” выводит за рамки понятия “гражданственность” трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, Родине. Воспитывать у учеников гражданственность, уважение к правам и свободам человека, без сомнения, необходимо, но без четких и ясных определений, одинаково сформулированных во всех документах, имеющих отношение к воспитанию в школе, делать это непросто, поскольку разные учителя могут трактовать данные понятия по-своему. В настоящее время разработана Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года разработана во исполнение Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы", в части определения ориентиров государственной политики в сфере воспитания.

Стратегия учитывает положения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, затрагивающих сферы образования, физической культуры и спорта, культуры, семейной, молодежной, национальной политики, а также международных документов в сфере защиты прав детей, ратифицированных Российской Федерацией.

Стратегия развивает механизмы, предусмотренные Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации", который гарантирует обеспечение воспитания как неотъемлемой части образования, взаимосвязанной с обучением, но осуществляемой также в форме самостоятельной деятельности.

Стратегия создает условия для формирования и реализации комплекса мер, учитывающих особенности современных детей, социальный и психологический контекст их развития, формирует предпосылки для консолидации усилий семьи, общества и государства, направленных на воспитание подрастающего и будущих поколений.

Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством.

Стратегия ориентирована на развитие социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса в системе общего и дополнительного образования, в сферах физической культуры и спорта, культуры на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, культурно-исторического, системно-деятельностного подхода к социальной ситуации развития ребенка.

Целью Стратегии является определение приоритетов государственной политики в области воспитания и социализации детей, основных направлений и механизмов развития институтов воспитания, формирования общественно-государственной системы воспитания детей в Российской Федерации, учитывающих интересы детей, актуальные потребности современного российского общества и государства, глобальные вызовы и условия развития страны в мировом сообществе.

Воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Для достижения цели Стратегии необходимо решение следующих задач:

  • создание условий для консолидации усилий социальных институтов по воспитанию подрастающего поколения;
  • обеспечение поддержки семейного воспитания, содействие формированию ответственного отношения родителей или законных представителей к воспитанию детей;
  • повышение эффективности воспитательной деятельности в системе образования, физической культуры и спорта, культуры и уровня психолого-педагогической поддержки социализации детей;
  • создание условий для повышения ресурсного, организационного, методического обеспечения воспитательной деятельности и ответственности за ее результаты;
  • формирование социокультурной инфраструктуры, содействующей успешной социализации детей и интегрирующей воспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных, научных, экскурсионно-туристических и других организаций;
  • создание условий для повышения эффективности воспитательной деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, находящихся в сельских поселениях;
  • повышение эффективности комплексной поддержки уязвимых категорий детей (с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся без попечения родителей, находящихся в социально опасном положении, сирот), способствующей их социальной реабилитации и полноценной интеграции в общество;
  • обеспечение условий для повышения социальной, коммуникативной и педагогической компетентности родителей

Приоритетами государственной политики в области воспитания являются:

  • создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности;
  • формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России;
  • поддержка единства и целостности, преемственности и непрерывности воспитания;
  • поддержка общественных институтов, которые являются носителями духовных ценностей;
  • формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой гражданской идентичности россиян и главным фактором национального самоопределения;
  • обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов каждого ребенка, в том числе гарантий доступности ресурсов системы образования, физической культуры и спорта, культуры и воспитания;
  • формирование внутренней позиции личности по отношению к окружающей социальной действительности;
  • развитие на основе признания определяющей роли семьи и соблюдения прав родителей кооперации и сотрудничества субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства, образовательных, научных, традиционных религиозных организаций, учреждений культуры и спорта, средств массовой информации, бизнес-сообществ) с целью совершенствования содержания и условий воспитания подрастающего поколения России.

Проблемы в воспитании часто порождаются нежеланием учителя замечать то, как изменился школьник за последнее время, как быстро он меняется сейчас. То, что было интересно самому педагогу в его ученическом возрасте, сегодняшним учащимся интересно далеко не всегда. Подчас даже опытные педагоги переоценивают свой опыт, авторитетность своего мнения в новых условиях, воспитывая, что называется “постаринке”. С другой стороны, стремительно развивающиеся компьютерные технологии, электронные книги, суперсовременные мобильные телефоны - все это не всегда понятно и доступно сегодняшним учителям, не воспринимается ими как неотъемлемая часть жизни современного ученика. А порой юношеское хвастовство ученика техническими новинками вызывает нескрываемое раздражение учителя. Возникает противоречие “движения по разным орбитам”, и педагогу не всегда понятно, как подступиться к воспитанию юного “компьютерного гения”, прогуливающего уроки, грубящего учителям. Это порождает регулярно повторяющиеся конфликты и подчас приводит к формализму в воспитании. Как результат - снижение эффективности воспитательного процесса. Очевидно, что современному педагогу необходимо постоянное саморазвитие, движение вперед, повышение квалификации по многим направлениям, не ограничиваясь только своей областью преподаваемых знаний. Приобретенные теоретические знания следует активнее соединять с практическими. Но подчас в обычных школах учителя мало информированы об инновациях, современных педагогических идеях, взглядах и т. п. При реализации тех или иных новшеств педагог бывает просто не готов к ним из-за не информированности, отсутствия разъяснений и дополнительных консультаций. Таким образом, возникает проблема внедрения инноваций, реализации новых воспитательных идей, движения “в ногу с педагогическим временем”.

В заключение хотелось бы отметить, что школа - важнейший социальный воспитательный институт, куда ребенок попадает совсем юным, а из школы выходит уже практически сложившейся личностью. Грамотное решение проблем воспитания школьника позволит избежать многих противоречий не только в школьной среде и во взрослой жизни молодого человека, но и в обществе. Поэтому на школе лежит особая ответственность за воспитание ребенка–подростка–молодого человека, чтобы, закончив школу, он был способен понимать свою национальную идентичность, осознавать себя личностью и гражданином, от чего в немалой степени будет зависеть состояние общества. Думается, что проблемы современной школы постепенно найдут свое решение, если государство и школа будут совместно работать над воспитанием достойных граждан нашей страны с четкими жизненными ориентирами, уважающих себя и других, любящих свою страну, свой народ. А также, говоря словами Святейшего Патриарха Кирилла, “если мы сохраним свое национальное самосознание, в центре которого — высокий нравственный идеал”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РПО классных руководителей по теме « Духовно- нравственное воспитание в современной школе».

28 апреля на базе МБОУ КСОШ №3 состоялось заседание РПО классных руководителей по теме « Духовно- нравственное воспитание в современной школе»....

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Современная школа – это живой, постоянно меняющийся организм, который на разных этапах обучения и развития должен давать ребенку самое необходимое для формирования всесторонне развитой личности. То, ч...

«Каким должно быть воспитание в современной школе»

Педагогическая сказка "Как Златка в школу пошла"...

Проблема образования и духовного воспитания в современной школе

Выступление на тему: "Проблема образования и духовного воспитания в современной школе", на городской конференции "Традиции и новации: культура, общество, личность"....

Эссе "Каким должно быть воспитание в современной школе"

Эссе "каким должно быть воспитатние в современной школе"...

презентация "Каким должно быть воспитание в современной школе"

Презентация "Каким должно быть воспитание в современной школе"...

Экологическое воспитание в современной школе.

Экологическое воспитание в начальной школе...