«Выстраивание индивидуальной образовательной траектории как реализация принципа субъективности»
методическая разработка (2 класс)

Вологдина Надежда Григорьевна

Формы работы

Цель

Содержание

Использованная литература

1. Игра «Угадай, о чем спросили»

Развитие коммуникативных интересов

Ученику, вышедшему к доске, даётся несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух, громко отвечает на него. Например, на карточке написано: «Вы любите спорт?». Ребёнок отвечает: Я люблю спорт». Догадайтесь, какой   вопрос.

 

А.И.Савенков

2.Игра «Найди загаданное слово»

Развитие умения исправлять логические ошибки, развивая коммуникативный интерес

Исправьте ошибки:

Строганок- то, чем строгают

Копатка- то, чем копают

Колоток- то, чем колотят

Ценля- то, чем цепляют

Вертуция- то, что вертится

Лизык- то, что лижет

Мазелин- то, чем мажут

Кусарики- то, что кусают 

 

3.Отгадывание и составление загадок

Развитие умений давать определения понятиям, развивая тем самым гуманитарный, коммуникативный интерес.

 

Формы работы с одаренными детьми

Отгадка- это её определяемая часть, а формулировка- это вторая половина определения, его определяющая часть.

 

Найди в загадке определяющую часть, определяемую. Например:

Кафтан на мне зелёный,

А сердце, как кумач,

На вкус, как сахар, сладок,

А сам похож на мяч.

Определяемая часть- арбуз, формулировка- само содержание загадки

 

4.Упражнение «раздели на группы

Развитие умения классифицировать

Объедини в группы категориально, функционально, пространственно, аналитически следующие слова: яблоко, банан, апельсин, клён, дуб, сосна, слон, мышь, собака, самолёт, яхта, автомобиль

 

5.Методика «Рассеянный автор»

Развивать умение структурировать текст

Восстанови текст, задав уточняющие вопросы для восстановления логической цепочки

П.М. Баев

6.Приём «типизация»

Развивать творческое воображение

а) Вырезать снежинки и сравнить, какая из них наиболее похожа на настоящую, т.е. более типичная

б) на рисунках представлены схемы, изображающие человеческие эмоции. Нарисуйте , какие выражения наиболее типичны

 

7.Коллективное занятие «жилой дом»

Развивать коммуникативный интерес

Распределение ролей: архитектор, монтажник, строитель, дизайнер. Создание коллективного продукта

 

8. Задай вопрос

Развивать умение задавать вопросы

Уровни креативной постановки вопросов: вопрос, ориентированный на будущее (Куда дальше?)

Оценочный вопрос( Что правильно, а что нет?)

Воображаемый вопрос (Что было бы, если бы?)

Субъективный вопрос (Что я чувствую, что я знаю?)

Описательный вопрос (Кто, как, что, где, когда?)

 

 

 

 

 

          
  

Базовые эмоции человека

 
 image image
   image image
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

imageimageimageimage                     Радость                                              Печаль                                         Удивление                                Равнодушие

 

 

 

 

 

 

 

              Удовольствие                                   Разочарование                                         Гнев                                             Страх

 

 

 

 

 

Карта интересов для младших школьников

(степень выраженности интересов, максимальный балл-10)

 

 

п\п

         Склонности ребенка

 

 

 

 

 

Фамилия, имя  класса

Математика и техника

Гуманитарная сфера

Художественная деятельность

Физкультура и спорт

Коммуникатив-ные интересы

Природа и естествознание

Домашние обязанности, труд по самообслужи-ванию

Результат

 

1

 

Галязимова Регина

 

 

 

Реб.

7

6

5

 

10

7

4

3.6

5

5

8

7

10

8,2

Худож.

Род.

6

4

7

5

7

8

10

Дом. Обяз.

Уч.

5

3

5

4

3

5

5

 

 

2

 

 

Говорова Анастасия

 

Реб.

3

3,3

6

5,2

10

10

8

7

10

8,3

5

4,2

5

4

Худож.

Род.

5

6

10

8

10

5

5

Физк.

Уч.

2

4

10

5

5

3

2

 

 

3

 

 

Камальдинова Арина

 

 

Реб.

9

8.6

6

5

10

10

5

4,6

10

7,6

10

8,6

5

4,3

Матем.

Род.

9

5

10

5

8

8

5

Худож.

Уч.

8

4

10

4

5

8

3

 

 

4

 

Кашкаров Даниил

 

Реб.

9

8,3

6

6

2

1,6

10

10

10

9

5

4

5

2,6

физкульт

Род.

9

6

3

10

10

5

3

Коммун.

Уч.

7

6

0

10

7

2

0

 

 

5

 

Кондрахин Кирилл

 

 

Реб.

8

8

5

4,3

7

6

10

10

7

5,6

10

7,!

0

0,6

физкульт

Род.

8

5

6

10

7

7

2

Матем.

Уч.

8

3

5

10

3

5

0

 

 

6

 

Костылева Елизавета

 

Реб.

5

3,6

8

6,6

10

8,3

8

7,3

10

8,3

8

7,3

7

5

Худож.

Род.

5

7

10

8

8

7

5

физкульт

Уч.

3

5

5

7

7

7

3

 

 

7

 

Кузлякин Демид

 

 

Реб.

5

4,3

0

0

2

2,5

10

10

5

3,3

3

3,3

0

2,3

физкульт

Род.

5

0

3

10

3

5

4

 

Уч.

3

0

0

10

2

2

3

 

 

8

 

Лобосок Дарья

 

Реб.

9

9,3

10

10

10

8,3

8

7,3

10

8,3

10

8,3

8

9,3

гуман

Род.

10

10

8

8

8

8

10

матем

Уч.

9

10

7

7

8

8

10

 

 

 

 

 

 

п\п

         Склонности ребенка

 

 

 

 

 

Фамилия, имя  класса

Математика и техника

Гуманитарная сфера

Художественная деятельность

Физкультура и спорт

Коммуникатив-ные интересы

Природа и естествознание

Домашние обязанности, труд по самообслужи-ванию

Результат

 

9

 

Логинова Екатерина

 

 

Реб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Род.

 

 

 

 

 

 

 

 

Уч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

Метельская Мария

 

Реб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Род.

 

 

 

 

 

 

 

 

Уч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

Михальская Виктория

 

 

Реб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Род.

 

 

 

 

 

 

 

 

Уч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

Мойсейчик Мария

 

Реб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Род.

 

 

 

 

 

 

 

 

Уч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

 

Музыка Анастасия

 

 

Реб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Род.

 

 

 

 

 

 

 

 

Уч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

 

Ожегов Леонид

 

Реб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Род.

 

 

 

 

 

 

 

 

Уч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

 

Осокин Тагир

 

 

Реб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Род.

 

 

 

 

 

 

 

 

Уч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

 

Песцов Александр

 

Реб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Род.

 

 

 

 

 

 

 

 

Уч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п\п

         Склонности ребенка

 

 

 

 

 

Фамилия, имя  класса

Математика и техника

Гуманитарная сфера

Художественная деятельность

Физкультура и спорт

Коммуникатив-ные интересы

Природа и естествознание

Домашние обязанности, труд по самообслужи-ванию

Результат

 

17

 

Рочев Арсении

 

 

Реб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Род.

 

 

 

 

 

 

 

 

Уч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18

 

Рябинина Есения

 

Реб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Род.

 

 

 

 

 

 

 

 

Уч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19

 

Сайфуллин Амир

 

 

Реб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Род.

 

 

 

 

 

 

 

 

Уч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20

 

Смирнова Кира

 

Реб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Род.

 

 

 

 

 

 

 

 

Уч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21

 

Суркова Вероника

 

 

Реб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Род.

 

 

 

 

 

 

 

 

Уч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22

 

Сухорученко Егор

 

Реб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Род.

 

 

 

 

 

 

 

 

Уч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23

 

Туташев Тимур

 

 

Реб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Род.

 

 

 

 

 

 

 

 

Уч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24

 

Федькушев Егор

 

Реб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Род.

 

 

 

 

 

 

 

 

Уч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п\п

         Склонности ребенка

 

 

 

 

 

Фамилия, имя  класса

Математика и техника

Гуманитарная сфера

Художественная деятельность

Физкультура и спорт

Коммуникатив-ные интересы

Природа и естествознание

Домашние обязанности, труд по самообслужи-ванию

Результат

 

25

 

Хлызов Андрей

 

 

Реб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Род.

 

 

 

 

 

 

 

 

Уч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26

 

Чемагина Ника

 

Реб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Род.

 

 

 

 

 

 

 

 

Уч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27

 

Шашкин Михаил

 

 

Реб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Род.

 

 

 

 

 

 

 

 

Уч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

28

 

Шевелев Павел

 

Реб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Род.

 

 

 

 

 

 

 

 

Уч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Яблоко        банан      апельсин     клён

 

Дуб               сосна        слон           мышь

 

Собака         самолёт       яхта    

 

автомобиль

 

 

Многие из них улетели в тёплые края. Когда дует ветер, они отрываются от веток и летят высоко над землёй. Птицы уже не поют. Наступила осень. Листья на деревьях пожелтели и быстро опадают. Всё чаще идут дожди, стало холодно.

 

Наступила осень. Всё чаще идут дожди, стало холодно. Листья на деревьях пожелтели и быстро опадают. Когда дует ветер, они отрываются от веток и летят над землёй. Птицы уже не поют. Многие из них улетели в теплые края.

 

 

Вологдина Н.Г.

Выстраивание индивидуальной образовательной траектории как средство реализации принципа субъектности

О том, что традиционная для российских школ классно-урочная форма организации школьной жизни не расположена к проведению разного рода исследований. Тезис о том, исследовательское поведение выступает залогом того, что процесс развития изначально развивается как процесс саморазвития. Особую значимость в образовательной практике имеет вопрос о взаимозависимости исследовательского поведения и развития мышления.

Нельзя не признавать, что с точки зрения современной психологии отождествление понятия «интеллект» и «ум» неточно. Интеллект-это преимущественно то, что может отслеживаться с помощью тестологических методик. Они ориентированы на то, чтобы оценить только одну сторону умственных способностей, и притом не самую существенную- уровень конвергентного мышления. (Приложение №2)

Когда человек применяет стиль дивергентного мышления, его познавательная способность идёт в разных направлениях.

Вот поэтому не нужно путать интеллект и мышление. Мышление- это результат действия интеллекта. Человек решает задачу, следовательно- мыслит, обдумывает.

 Вот здесь очень важно знать индивидуальные личностные особенности детей. Это помогает узнать методика Александра Ильича Савенкова « Карта интересов младшего школьника» ( Приложение №3). Эта методика разработана для младших школьников , старшеклассников.

Чтобы полученная информация была объективна, целесообразно провести  по данной методике опрос не только детей, но и их родителей. Для этого необходимо заготовить листы ответов по числу участников - это самая трудоёмкая работа. Обследование можно провести коллективно (  в группе по 8-10 человек), чтобы дети сидели по одному. Аналогично опрос проводится и родителей.  Я  заготовила инструкции и листы вопросов.

Данная методика, кроме диагностической функции поможет в решении и коррекционно-педагогических задач. Полученные результаты могут быть очень полезны как опорная схема для дальнейшего наблюдения за ребёнком. С их помощью легче сделать развитие ребёнка всесторонним и гармоничным.

Теперь главный вопрос, для чего это исследование и как это использовать в педагогической деятельности. Я хочу поделиться, какие формы и методы использую на уроках, во внеурочной деятельности, в работе с родителями.

Анализируя таблицу результатов, вижу степень развитости интересов у каждого ученика. У кого-то склонность к математике, у другого к гуманитарным наукам и т.д. Но есть параметры вообще нулевые. Но так как мы должны развивать гармонично развитую личность, то коррекционную работу нужно строить по двум направлениям: с теми, у кого интерес в каком-то направлении повышен и с теми, у кого интерес снижен.

Тех, у кого повышенный интерес математическим и гуманитарным наукам естествознанию,  объединяем в группы по интересам и рекомендуем учителям,  занимающимся в этом направлении. Благо,  что у нас это работа налажена.  Они занимаются во внеурочное время в смешанных группах . Но у тех, где эти параметры западают ,я планирую работу по трем направлениям:

 

Направление -основное на уроках. Например, вот какие формы работы, упражнения, формирующие умение задавать вопросы, предполагающие исправление чьих-то ошибок :логических, стилистических, фактических. Приведём смешной детский словарь, содержащий массу ошибок, которые можно поправить в ходе проведения специального коллективного занятия. Найди загаданное слово:

Строганок- то,  чем строгают, копатка –то, чем копают, колоток- то, чем колотят, цепля- то,чем цепляют, вертуция- то,  что вертится, лизык- то, что лежет, мазелин- то,  чем мажут, кусарики- то, что кусают.

 Уровни креативный постановки вопросов: Куда дальше?- вопросы, ориентированные на будущее. Что правильно , а что нет?- оценочный вопрос. Что было бы, если бы?- воображаемый вопрос. Что я чувствую ,что я знаю?- субъективный вопрос. Кто, как, что, где, когда- описательный. (Приложение №4)

Вот описательные вопросы чаще всего используются на уроках развития речи. А вот другие вопросы наоборот, вызывают большой интерес.

2). Упражнения , формирующие умение давать определения понятиям, особенно в гуманитарном направлении.

 Важным средством развития умения давать определения у младших школьников являются обычные загадки. Таковыми они становятся тогда, когда мы смотрим на них  не просто как на забаву, а как на весёлое, но всё -же вполне серьёзное задание. Отгадка загадки - это её определяемая часть, а формулировка- это вторая половина определения, его определяющая часть.

Например: Кафтан на мне зелёный,

А сердце, как кумач,

На вкус, как сахар, сладок,

А сам похож на мяч. (арбуз)

Хорошим пропедевтическим заданием для развития умения давать определения понятиям и при этом развивающим продуктивность, гибкость мышления, а главное, интерес, можно сочинять загадки.

3). В формировании  у  учащихся устойчивого интереса к сложным комплексным проблемам, дающим  старт исследовательской практике, могут играть специальные игровые методики, построенные на самых разных игровых сюжетах. Игра «жилой дом» учит не только умениям работать вместе с другими, т.е. развивать коммуникативный интерес, но и активизирует внимание детей к проблемам современного жилища, пробуждает интерес  к выработке собственных идей в этой области . На уроке технологии делаем игровую площадку двора( роли архитектора, рабочего, монтажника, машиниста и т. д. выбирают сами дети). Дети , имеющие к этому интерес, выполняют здесь главную роль.

Одним из самых сложных приёмов творческого воображения художественной деятельности считается типизация. Этот приём практически не используется в технике, но в художественном творчестве он является основным. Например, сложив в несколько раз листок цветной бумаги, мы можем вырезать несколько разных снежинок. Затем , сравнив их, можно определить, какая из них больше других похожа на настоящую, т.е. более типична. (Приложение №5)

4). Или- на рисунке представлены схемы, изображающие человеческие эмоции. (Приложение №6).

Надо назвать, какие чувства выражает каждое из схематичных лиц, и сказать, какие выражения наиболее типичны для людей весёлых, злых и т.д.

Задания для развития умений классифицировать ( категориальное объединение, функциональное, пространственное, аналитическое). Объедини в группы слова: яблоко, банан, апельсин, клён, дуб, сосна, слон, мышь, собака, самолёт, яхта, автомобиль. Категориальное объединение не вызывает затруднение, а с другими видами проблема.

Функциональное: 1).яблоко, банан, апельсин, самолёт, яхта, автомобиль- предметы потребления. 2). Клён, слон, дуб, мышь, собака, сосна-живые существа, поддерживающие равновесие в природе.

Пространственное: 1) яблоко, клён, слон, дуб, мышь, банан, сосна- живут в дикой природе. 2) самолёт, яхта, собака, автомобиль- имеют специальное помещение.

Аналитическое : яблоко, клён, банан, апельсин. Дуб, самолёт, яхта, сосна, автомобиль- могут быть жёлто-зелёные. 2) слон, мышь, собака- имеют 4 ноги. 3) яблоко, слон, мышь, апельсин, собака, автомобиль- могут иметь округлые формы.

Над параметрами «домашние обязанности, труд по самообслуживанию» работа ведётся на родительском собрании в виде мастер- классов по трудовому воспитанию в домашних условиях. Выкладывают в группу фото, видеоролики с результатами этой работы. Это стимулирует и остальных к этой деятельности.

Таким образом, для ребёнка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, действуя подобно учёному(проводить собственное исследование, ставя эксперименты, делая на их основе выводы, умозаключения), чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом» виде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1234567.pptx335.67 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Выстраивание индивидуальной образовательной траектории как реализация принципа субъективности» Учитель начальных классов гимназии им. Лицмана Н.Д. Вологдина Надежда Григорьевна г.Тобольск 2020г

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальные образовательные траектории развития учащихся различных категорий в начальной школе.

Индивидуальная траектория учения (ИТУ) это та траектория, по которой каждый конкретный ученик продвигается в учебном процессе....

Тьютерское сопровождение построения индивидуальных образовательных траекторий обучающихся в условиях школы полного дня

В новом квалификационном справочнике появилась должность тьютер. Именно в школе полного дня педагоги выполняют тьютерское сопровождение обучающихся....

Развитие индивидуальных образовательных траекторий учащихся средствами ИКТ Сетевые конкурсы

Новые ФГОС для начальной школы, опираясь на системно-деятельностный и личностно-ориентированные подходы, ставят во главу угла не знания, а умение учащихся находить информацию и использовать её для реш...

Индивидуальная образовательная траектория.

Индивидуальная образовательная троектория (ИОТ) учащегося. Статья....

Адаптированная образовательная программа – основа проектирования индивидуальной образовательной траектории развития детей с ОВЗ

В данной статье я рассмотрела основные направления адаптированной образовательной программы, её структуру, достоинства и недостатки индивидуального обучения, поделилась опытом работы в этом направлени...

Проектирование индивидуальной образовательной траектории обучающихся с ОВЗ в свете новых ФГОС.

В выступлении отражена актуальная проблема работы с детьми с ОВЗ в начальной школе в условиях ФГОС. Рассматриваются пути решения данной проблемы в современной школе, о необходимости осуществления всес...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ – ПЕРСОНАЛЬНЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

       Требования современного образования и требования самой жизни диктуют нам необходимость внимательного отношения к личности каждого обучающегося, необходимость разговор...