Опыт использования воспитателем ГПД здоровьесберегающих технологий в начальных классах.
статья

Лелекова Наталья Леонидовна

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время ухудшается здоровье учащихся в начальной школе. Как остановить этот процесс ? Как должен работать воспитатель ГПД  чтобы не навредить здоровью детей? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iro_statya_lelekova_nl.docx18.6 КБ

Предварительный просмотр:

                                                            Лелекова Н.Л., учитель начальных классов

                                                                ГБОУ СОШ №508 Московского района

                                                                                                Санкт-Петербурга    

                 

«Здоровьесберегающие технологии в начальной школе: опыт  использования.»                          

      Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей.

Исследования последних лет показывают, что около 25 – 30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения детей в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3, 9 до 12, 3%, с нервно-психическими расстройствами- с 5, 6 до 16, 4%, нарушением осанки_ с 1, 9 до 16, 8%.Одна из самых частых патологий у школьников- нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30-40 %.

Фундамент здоровья закладывается в детстве, и это забота не только медиков. 
Здоровье человека зависит:
• на 50% - от образа жизни;
• на 25% - от состояния окружающей среды;
• на 15% - от наследственной программы;
• на 10% - от возможностей медицины.
(по данным исследований Всемирной организации здравоохранения)

Я работаю в школе уже давно и, проанализировав показатели здоровья моих учеников, могу подтвердить выше сказанное. Таким образом, перед нами стоит задача сохранения и укрепления здоровья учеников после поступления в школу, когда возрастает и психологическая и физическая нагрузка на детский организм.

 Виды здоровьесберегающих технологий, которые я использую в своей работе: 
-
Медико — профилактические — они обеспечивают сохранение здоровье детей под руководством медработников;
Физкультурно — оздоровительные — они направлены на физическое развитие и укрепление здоровья: развитие физических качеств, двигательной активности
- Здоровьесберегающие образовательные
 — это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья школьников. Цель данной технологии становление осознанного отношения ребенка к здоровью, накопления знаний о здоровье, развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять здоровье. Ведущий принцип этих технология — учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности.  
Технология обеспечения социально — психологического благополучия ребенка. Данная технология обеспечивает психическое и социальное здоровья ребенка. Основные задачи этой технологии - обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного самочувствия, психологического самочувствия в процессе общения со сверстниками, взрослыми, в школе, семье. 
Технология валеологического просвещения родителей и учащихся — задача данной технологии — обеспечение валеологической образованности родителей учащихся. 

- Игровые технологии - применение в образовательном процессе игровых технологий.

- Личностно – ориентированное обучение.

Меры, принимаемые мною для сохранения здоровья учащихся.

        1). Знакомлю родителей на первом собрании с новым режимом дня для первоклассников. Провожу собрания по темам : «Садимся за уроки» (даю рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать самостоятельно), «Домашние задания» (знакомлю с гигиеническими требованиями к приготовлению домашних заданий).

       2). Даю памятки по предметам («Как правильно готовить домашнее задание», «Как делать работу над ошибками»

        3). Выявляю малообеспеченные семьи и ставлю детей на бесплатное питание в школьной столовой. Разговариваю с родителями о необходимости питания в школе (платное). Так, например, сейчас у меня в классе из 21 человека бесплатно питаются – 11 чел., организованно – 8 человек. То есть питается почти весь класс.

        3). Регулярно провожу физкультурные минутки на уроках.  Чем младше дети, тем большую потребность они испытывают в движении.

        4).  Использую  различные  дидактические игры на занятиях.

        5). Провожу нестандартные уроки (урок-путешествие, урок-соревнование, урок-конкурс и т.д.)

        6). Занимаюсь с учащимися  на природе (окружающий мир, физическая культура).

        7). Решаю с детьми валеологические задачи на уроках математики.

 В процессе решения таких задач  ученик не только усваивает общий способ выполнения действий, но и обдумывает полученный результат.

        В конце каждой задачи стоит вопрос, который позволяет учащимся осознать ценность здоровья, обсудить с детьми конкретные привычки образа жизни.

Эти задачи имеют и здоровьесберегающее значение:

- снижают уровень тревожности (ученик выполняет личностно-значимое для него задание, поэтому возникает  меньше затруднений при их решении);

- облегчают процесс запоминания материала;

- формируют познавательный интерес к учебе;

- «разгружают» мозг за счет работы правого полушария, отвечающего за образное мышление. Современные методики обучения математике связаны с перегрузкой левого полушария.

        Валеологические задачи для 4 класса.

№1. Сердце выполняет только 1/3 работы по прокачиванию крови по кровеносным сосудам человека, а остальную часть работы выполняют скелетные мышцы. Какую часть работы выполняют скелетные мышцы, осуществляя движение крови по сосудам? Какое значение в этом процессе имеют занятия физическими упражнениями и активный образ жизни?

№2. Человек за 70 лет жизни в среднем выпивает 10 000л молока, а воды – 50 000л. Во сколько раз и на сколько литров воды человек выпивает больше, чем молока?  Какое значение имеет вода для организма человека?

№3. В сутки через легкие человека проходит около 10 000л воздуха. Сколько литров воздуха пропускают и очищают легкие за неделю, месяц, год?   Что мы называем «Зелеными легкими Земли?»

        8). Провожу практическую работу на уроках окружающего мира по теме «Наш организм».  Дети не только знакомятся со своим организмом, но и дают оценку здорового образа жизни:

- получают знания о гигиенических нормах и культуре поведения;

- умение составлять режим дня;

- о вреде курения;

- о правильном питании при изучении органов пищеварения. 

     

  Обобщение. Таким образом, мы должны продолжать обучать учащихся основам здорового образа жизни. Должны это делать так, чтобы воспитывать у учащихся потребность в сохранении своего физического, психического и нравственного здоровья. И самим помнить и заботиться о здоровье учащихся.

Установка на здоровье не появляется сама собой, а формируется в результате педагогического воздействия. В свободной игровой, творческой деятельности через практические действия воспитывается мотивационное основание гигиенического, полового и нравственного воспитания. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение — важные условия организации педагогического процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно - коммуникационных технологий в начальных классах. Обобщение педагогического опыта.

В Концепции модернизации российского образования поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс ...

Использование информационно-коммуникативных технологий в начальных классах

Развитие способностей ученика в начальной школе зависит от множества факторов, в том числе и от использования информационно-коммуникативных технологий....

Использование новых информационных технологий в начальных классах.

Главная задача использования ИКТ в начальных классах. Использование ИКТ на уроках, во внеклассной работе, в проектной деятельности....

Урок математики в 3-м классе с использованием СОТ (информационных технологий) учителя начальных классов.

Урок математики в 3-м классе с использованием СОТ (информационных технологий) учителя начальных классов Волхонской Н. В....

Использование современных образовательных технологий в начальных классах как средство повышения качества образования

Использование современных образовательных технологий позволяет повысить эффективность учебного процесса, помогает достичь лучшего результата в обучении, повышает познавательный интерес к предметам....