Использование информационно-коммуникативных технологий в начальных классах
материал на тему

Фахрисламова Зиля Фатиховна

Развитие способностей ученика в начальной школе зависит от множества факторов, в том числе и от использования информационно-коммуникативных технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование информационно- коммуникативных технологий в начальных классах

 (Выступление на семенаре)

Подготовила учитель начальных классов

МБОУ «Кавзияковская ООШ»

Фахрисламова Зиля Фатиховна

2014 год

Использование информационно- коммуникативных технологий в начальных классах

Развитие способностей ученика в начальной школе зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал. Урок должен быть ярким, эффектным, эмоциональным, а главное - продуктивным. Только тогда знания, переданные детям, надолго запомнятся, станут прочной основой того фундамента, на который будет опираться все его дальнейшее образование. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных коммуникационных технологий (далее ИКТ).

У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у ребят положительные эмоции. Поэтому совершенно очевидна высокая эффективность использования в обучении медиауроков. Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Преимущества мультимедийных технологий, по сравнению с традиционными, многообразны: наглядное представление материала, возможность эффективной проверки знаний, многообразие организационных форм в работе учащихся и методических приемов в работе учителя. При условии системного использования ИКТ в учебном процессе, в сочетании с традиционными методами обучения, можно значительно повысить эффективность обучения. Дети с образным мышлением тяжело усваивают абстрактные обобщения, без картинки не способны понять процесс, изучить явление. Развитие их абстрактного мышления происходит посредством образов. Учет всех возможностей, потребностей и показателей в организации образовательного процесса – важная и объективная реальность настоящего времени в работе учителя.

У учащихся моего класса образное мышление хорошо развито.

Современные ИКТ обладают уникальными дидактическими возможностями и позволяют:

  1. Представлять обучаемому информацию в различной форме: текст, аудио, видео, анимация (на уроке это может быть презентация, которую создаёт либо учитель, либо ученик);
  2. Контролировать временные параметры урока для каждого обучаемого;
  3. Выдавать большой объем информации по частям, поэтому изучаемый материал усваивается легче, чем материал учебников и статей;
  4. Активизировать процессы восприятия, мышления, воображения, памяти;
  5. Мобилизовать внимание обучаемого;
  6. Быть точным и объективным в оценке знаний;
  7. Печатать, воспроизводить и комментировать информацию;
  8. Выходить в мировое информационное сообщество;
  9. Формировать мотивацию к учению и познавательный интерес.

Для умения формировать мотивацию к учению учитель начальных классов должен хорошо знать особенности психологии младших школьников

В младшем школьном возрасте идёт интенсивное развитие интеллекта. Развитие мышления приводит к перестройке воображения и памяти, превращению их в регулируемые произвольные процессы. У него развиваются способности к обобщению, выделению существенного и абстрагированию. К моменту перехода в среднее звено школьник научается самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности. «На основе учебной деятельности при благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития ребёнка возникают предпосылки к теоретическому сознанию и мышлению» (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов). К окончанию четвёртого класса с развитием теоретического мышления, т.е. мышления, развивается способность к рефлексии, которая является новообразованием подросткового возраста. В.В. Давыдов показал, что при выполнении детьми учебной деятельности на различном предметном материале были выявлены общие особенности психологического развития: рефлексия, анализ и планирование определяют существенную перестройку всей познавательной и личностной сферы детей. Таким образом, необходимо учащихся заинтересовать некоторой теоретической информацией. При представлении таковой в нестандартном виде (средствами ИКТ) интерес к представляемому увеличивается, восприятие и память работают четче и избирательнее.

Память становится мыслящей,а  внимание становится произвольным.

На сегодняшний день, использование ИКТ в деятельности конкретного педагога является ограниченной, но возможной. Для реализации компетентностного подхода на уроках в начальных классах имеются необходимые ресурсы: стационарный компьютер; принтер, сканер, стандартный набор программного обеспечения МS Office 2007, а также компьютерный класс с выходом в Интернет на рабочем месте учителя, мультимедийный проектор, медиатека.

Работа с мультимедийными пособиями дает возможность разнообразить формы работы на уроке за счет одновременного использования иллюстративного, статистического, методического, а также аудио- и видеоматериала. Такая работа может осуществляться на разных этапах урока:

  • как способ создания проблемной ситуации,
  • как способ объяснения нового материала,
  • как форма закрепления изученного,
  • как форма проверки домашнего задания,
  • как способ проверки знаний в процессе урока.

Совмещение видео-, аудио- и текстового материала, комплексное освещение темы обеспечивают более глубокое погружение в материал, способствуют его творческому осмыслению, повышает мотивацию учения.

Одна из главных задач образования - это развитие творческих способностей ребенка. В математике это достигается решением необычных задач. Для этого детям предлагаются задачи на сообразительность, задачи-шутки, числовые головоломки, лабиринты, ребусы. Это помогает воспитывать интерес детей к математике, способствует развитию математических способностей, таким образом, применение ИКТ на уроках усиливает мотивацию школьников при изучении учебного материала, повышает интенсивность урока, способствует лучшему усвоению материала за счет наглядности его представления. Работа на экране позволяет вовлечь весь класс в процесс получения знаний, одновременно исключая вред здоровью детей от мониторов. Важное значение для изучения операций над числами имеет усвоение табличных случаев умножения. Знание таблицы умножения создает основу для всего дальнейшего изучения курса математики. Чтобы обеспечить прочное овладение ею необходимо практически на каждом уроке организовать работу тренировочного характера и использовать средства обратной связи. Это означает, что для каждого ученика нужно постоянно оценивать уровень знаний, фиксировать этот уровень и на основе его анализа предлагать задания для последующей работы. Объем информации, которую необходимо учитывать для всех учеников в классе, очень велик. Поэтому без компьютера провести эту работу невозможно. В то же время усадить всех школьников за компьютеры тоже нельзя из-за ограничения времени работы детей за монитором. Единственным выходом является: готовить задания на компьютере, но раздавать их на бумаге, в виде карточек. Затем результаты работы учеников следует вводить в компьютер, который определяет, какие задания давать школьникам в следующий раз. Итак, использование компьютера в указанных направлениях оказывается успешным. Работа по ним доставляет удовольствие  ученикам.

Список информационных источников:

1.Бурлакова А. А. Компьютер на уроках в начальных классах. //Начальная школа плюс До и После. – 2007. - №7.

  1. Гуненкова Е. В. Для чего на уроке компьютер? //Начальная школа плюс До и После. – 2007. - №7.
  2. Губайдуллин И. А., ilshat2007@yandex.ru
  3. Крук Л. В. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. festival.1september.ru        

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно- коммуникативных технологий в начальном образовании школьников

Интерес к виртуальному получению знаний является одним из мощных мотивов учащихся к познанию. Этап мотивации учения обогащается за счёт увеличения потенциала восприятия, приобретения познавательной на...

Использование информационно-коммуникативных технологий в начальной школе

Материал предназначен учителям начальных классов и руководителям МО...

Использование новых информационно-коммуникативных технологий в начальных классах

Материал представлен статьей и презентацией о целях и средствах информатизации и коммуникации,классификации образовательных технологий....

Использование информационно-коммуникативных технологий в начальной школе.

В статье дан анализ работы учителя по использованию на уроках ИКТ....

Использование информационно-коммуникативных технологий в начальной школе

Задача учителя в современной школе не только научить ребёнка читать, писать считать, заложить основы нравственности, развить его лучшие качества, но и научить его жить в современном информационном мир...

Использование информационно-коммуникативных технологий в начальной школе

Задача учителя в современной школе не только научить ребёнка читать, писать считать, заложить основы нравственности, развить его лучшие качества, но и научить его жить в современном информационном мир...