Использование новых информационно-коммуникативных технологий в начальных классах
статья на тему

Распопова Юлия Николаевна

Материал представлен статьей и презентацией о целях и средствах информатизации и коммуникации,классификации образовательных технологий.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование новых информационно-коммуникативных технологий в начальных классах . Учитель начальных классов МОУ гимназии №7 Распопова Юлия николаевна

Слайд 2

Цели использования средств информатизации и коммуникации: активизация учебно-познавательной деятельности; достижение более глубокого понимания предмета; развитие личности обучающегося; интенсификация психолого-педагогического воздействия с целью развития мышления; формирование системы знаний; развитие способности к осознанному восприятию представленной информации; развитие коммуникативных способностей.

Слайд 3

Классификация образовательных технологий Образовательные технологии Традиционные технологии Информационные технологии

Слайд 4

-Здравствуй! -Я корень растения. Живу в земле. -Так не бывает. Наверное ты ненастоящий корень. Вот от меня в земле берут Начало ростки, из которых вырастают кустарники и целые деревья. А из тебя разве может Что-нибудь вырасти? -Здравствуй! Ты кто? -А я корень слова. Живу в словах. -Конечно. От меня тоже берут начало кусты, только не растений, а кусты слов.

Слайд 5

Вот из сада вам рассада. Вот ещё посадки рядом. А вот садовод, С ним садовник идёт. Очень интересно Гулять в саду словесном. Как-то много лет назад Посадили странный сад. Не был сад фруктовым – Был он только словом. Это слово, слово – корень, Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло – Стало много новых слов.



Предварительный просмотр:

 (Выступление на районном семинаре

 МО начальных классов)

Учитель : Распопова Юлия Николаевна

МОУ гимназия №7

                       

Использование новых информационно-коммуникативных технологий в начальных классах.

                         

XXI век – эпоха информационного общества. Необходимость новых знаний, информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания способствовала возникновению нового вида образования – инновационного, в котором информационные технологии призваны сыграть системообразующую, интегрирующую роль.   (слайд 1)

Очевидным сегодня является тот факт, что создание соответствующих компьютерных программ и педагогических методов их использования требует не просто переложения существующей методики на язык программирования, а разработку технологии обучения на основе концепции компьютеризации и информатизации всей системы образования, и начального образования, в частности.

Под использованием «новых информационных технологий» в начальной школе, на мой взгляд, следует понимать не обучение адаптированным для начальной школы «основам информатики», а комплексное преобразование «среды обитания» учащегося, создание новых средств для его развития и активной творческой деятельности.

На сегодняшний день в сфере образования быстрыми темпами идёт процесс информатизации, связанный с самым широким проникновением современных технологий. Всё чаще и чаще в педагогике мы слышим сочетание слов «новые информационные технологии». Термин «информационные технологии» впервые ввёл В. М. Глушков  

(слайд 2)

« Информационные технологии – это процессы, связанные с переработкой информации».

В. М. Монахов даёт следующее определение:

« Использование в обучении компьютера и аудиовизуальных средств обозначаются термином новые информационные технологии».

    Под средствами информатизации образовательного назначения следует понимать средства информационных и коммуникационных технологий совместно с учебно-методическими, нормативно-техническими и организационно-инструктивными материалами.

Определим педагогически значимые цели, которые преследуют учителя начальных классов, применяя средства информатизации и коммуникации в сфере начальной ступени обучения:  

   (слайд 3)

- активизация учебно-познавательной деятельности;

- достижение более глубокого понимания предмета;

- развитие личности обучающегося, его подготовка к комфортной жизнедеятельности в условиях современного информационного общества массовой коммуникации глобализации;

- интенсификация психолого-педагогического воздействия с целью развития мышления, формирования системы знаний, позволяющих осуществлять построение структуры своей умственной деятельности;

- развитие способности к осознанному восприятию представленной информации;

- развитие коммуникативных способностей.

Использование информационных технологий на различных типах уроков способствуют повышению качества усвоения учебного материала, делает процесс обучения максимально управляемым. Рациональное использование компьютерной техники в процессе обучения, позволяет автоматизировать ряд функций, выполняемых ранее преподавателем.

С использованием новых информационных технологий, автоматизации подлежат следующие функции:  

          (слайд 4)

- создание положительных мотивов, объяснение, показ и фиксация формируемой деятельности и входящих в неё знаний;

- организация и контроль деятельности учащихся;

- передача машине рутинной части учебной деятельности;

- составление и предъявление учебных заданий, соответствующих разным этапам процесса усвоения, а также индивидуальным особенностям ученика и состоянию его деятельности в данный момент.

Таким образом, автоматизация вышеперечисленных функций позволяет, во-первых, «освободить преподавателя от тяжёлого труда, от проверки десятков работ. Во-вторых, с их помощью преподаватель может более тщательно проанализировать результаты, достигнутые учащимися, выявить типичные затруднения, следить за продвижением отдельных учащихся…

      Поэтому информатизация педагогического образования, освоение учителями информационных технологий является приоритетным, определяющим направлением для процесса информатизации образования.

  Новые информационные технологии пронизывают все предметы, поэтому компьютерная грамотность должна быть присуща всем учителям, независимо от предметной области знаний. Учителя на практике не очень охотно и эффективно используют информационные технологии в профессиональной деятельности. И этому есть объяснение.

               (слайд 5)

Вспомним слова Гёте: «Всякая новая идея проходит три стадии. Сначала говорят: «Что за чушь?» Потом: « В этом что-то есть». И только в конце: «А кто же этого не знал?».

В статье А. А. Шауханова «К вопросу о классификации образовательных технологий» приведена классификация образовательных технологий:

              (слайд 6)

Традиционные технологии

 Соответственно данной технологии учителей начальных классов (да и не только начальных классов) можно разделить на три группы:

                  (слайд 7)

- учителя, которые используют только традиционные технологии (их большинство);

- учителя, которые  уверенно внедряют информационные технологии (среди учителей начальных классов их очень мало);

- учителя, которые пытаются использовать информационные технологии, разрабатывают уроки с использованием компьютерной техники (таких учителей с каждым днём становится всё больше).

Себя я отнесла бы к третьей группе учителей.

         Способов применения информационных технологий, способствующих развитию творчества, много: от компьютерного конструирования, моделирования и постановки виртуальных экспериментов до овладения новой терминологией. Педагогическая практика показывает реализуемость этого в методике начального обучения. Развитие педагогики использует возможности направленного влияния применения компьютерных и информационных технологий в обучении на мышление, память, внимание, воображение, самооценку учащихся, умение планировать свои действия, мотивационный компонент учебной деятельности.

Анализируя различные аспекты использования современных информационных технологий в школе, в том числе, и начальной, можно выделить следующие:

1) Компьютер как объект изучения. Это характерно, прежде всего, для курса «Основы информатики и вычислительной техники».

2) Компьютер как средство обучения, т.е. своеобразный «учитель». В таком качестве компьютер используется как в курсе ОИВТ так и при изучении других учебных дисциплин

Компьютер может использоваться на всех этапах: как при подготовке урока, так и в процессе обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУНПри проектировании урока  использую различные программные продукты:  

1. При подготовке и проведении урока использую готовые программные продукты (энциклопедии, обучающие программы и т.п.). ету.

2. Большую помощь при подготовке и проведении уроков оказывает  пакет Microsoft Office.

3. Текстовый редактор Word позволяет подготовить раздаточный и дидактический материал.

5. Электронные презентации дают возможность при минимальной подготовке и незначительных затратах времени подготовить наглядность к уроку. Уроки, составленные при помощи Power Point зрелищны и эффективны в работе над информацией.

Для начала я попробовала разработать уроки-презентации, медиа - уроки. Подготовила слайды, созданные в программе Microsoft Power Point, которые использовала при проведении урока технологии и окружающего мира и др.

Медиаурок имеет свои методические возможности и преимущества:

  1.   Повышение эффективности образовательного процесса за счет одновременного изложения учителем теоретических сведений и показа демонстрационного материала с высокой степенью наглядности; появления возможности моделировать объекты и явления; автоматизации рутинных операций и др.

2. Возможность научить школьников применять компьютерную технику для решения учебных и трудовых задач, за счет практической обработки учебной информации на компьютере,

3.  Организация индивидуальной работы школьников, развитие их познавательной самостоятельности и творчества,

4.  Повышение мотивации к учению за счет привлекательности компьютера, которая возрастает за счет мультимедийных эффектов,

5. Развитие наглядно-образного мышления, моторных и вербальных коммуникативных навыков учащихся,

6.  Формирование навыков работы с информацией (производить поиск, отбор, переработку, упорядочивание и выделение смысловых групп, выстраивание логических связей и др.), способствуя тем самым формированию информационной культуры школьников.

  • Медиаурок может проводиться в компьютерном классе, или в классной комнате, оборудованной мультимедийным проектором. В любом случае следует помнить о санитарно-гигиенических нормах при непрерывной работе за компьютером. Для учащихся 1-х классов - 10 мин, 2-5-х классов - 15 мин, 6-7-х классов - 20 мин, 8-9-х классов - 25 мин, 10-11-х классов - 30 мин.
  • Для оптимальной организации учебной деятельности школьников в компьютерном классе предлагается работу за компьютером сочетать с работой за дополнительными учебными столами, которые есть в каждом компьютерном классе. Это позволит выполнить требуемые санитарные нормы, организовать динамичную учебную деятельность школьников. Известно, что смена видов деятельности снижает утомляемость, активизирует работу.
  • При использовании учителем компьютерной техники только для наглядной демонстрации учебной информации урок проводят в классе с одним комплектом аппаратных средств.
  • Работа учащихся в классе может быть организована:
  • фронтально - просмотр видео фрагментов, наблюдение за изменениями объектов,
  • индивидуально - выполнение практических работ, решение задач,
  • малыми группами - выполнение общего учебного проекта, постановка модельного эксперимента и др.
  • В структуре урока могут быть отражены все компоненты и звенья процесса обучения, а также обязательное чередование видов деятельности за компьютером и без него:
  • актуализация (повторение учебного материала, первичное усвоение материала) - за компьютером и (или) без компьютера;
  • формирование знаний, умений, навыков (осознание и осмысление блока учебной информации, закрепление учебного материала) - за компьютером и (или) без компьютера;
  • применение (применение учебного материала на практике, проверка уровня усвоения материала) - за компьютером и (или) без компьютера.
  • Несомненно, что для этой структуры урока возможны варианты и модификации.
  • Выбор оптимальных организационных форм и методов остается за учителем.

         

Приведу фрагменты  урока русского языка, построенного в виде педагогической мастерской. Педагогическая мастерская  по русскому языку

2 класс «Корень»

       (слайд 8)

       ( слайд 9)

Цели:
1. познакомить с основной морфемой слова – корнем – родоначальником всех слов; сформировать понятие «родственные (однокоренные )слова;
2. воспитывать уважительные отношения к старшему поколению, к родителям как основе семьи;
3. развивать связную монологическую речь, мышление, память, умение выбирать самое главное.

        (слайды 10-15)

Активное внедрение в систему образования локальных и глобальных компьютерных сетей обеспечит доступ к национальным и мировым информационным ресурсам, активизирует познавательную деятельность учащихся, поднимет применение компьютерных и информационных технологий в педагогическом процессе на новый уровень.

          Информационно-коммуникативные технологии расширят  возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать, представлять передавать другим информацию; эти технологии значительно повышают дидактические и личностно-ориентированные параметры учебного процесса.

Такой подход к организации учебного процесса с использованием современных информационных технологий в начальной школе дает возможность привлечь учащихся к творческой деятельности, что является необходимым условием формирования различных качеств творческого мышления

Литература:

1) Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. –

М.: Школа-Пресс, 1994г.

2) Глушков В.М. Основы безбумажной информатики. М., Наука,1982г.

3)К вопросу о классификации образовательных технологий. (Образование, 2005 №6).

Образовательные                       технологии

Информационные технологии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникативных технологий в начальных классах

Развитие способностей ученика в начальной школе зависит от множества факторов, в том числе и от использования информационно-коммуникативных технологий....

Использование ИКТ (информационно-коммуникативных технологий) на уроках в соответствии с ФГОС

Учебно-методический материал, выполнен в виде презентации. Дает исчерпывающее представление о возможностях применения информационно-коммуникативных технологий  в учебном процессе и внеурочных зан...

Использование современных информационно-коммуникативных технологий в работе учителя – логопеда с учащимися младшего школьного возраста.

Практика работы школьных образовательных учреждений свидетельствует о необходимости расширения использования информационно – коммуникативных технологий в организации образовательного процесса. С...

"Использование современных образовательных, информационно-коммуникативных, здоровьесберегающих технологий в начальной школе" Из опыта работы.

Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике образовательных учреждений, совершенствова...

Опыт использования воспитателем ГПД здоровьесберегающих технологий в начальных классах.

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время ухудшается здоровье учащихся в начальной школе. Как остановить этот процесс ? Как должен работать восп...

Логопедическое занятие с использованием современных информационно-коммуникативных технологий

Логопедическая работа занимает особое место в системе обучения русскому языку, поскольку у многих учащихся начальных классов наблюдается отставание в речевом развитии, а также стойкие фонетико-фонемат...

Межпредметный инновационный проект «Использование современных информационно-коммуникативных технологий в обучении изобразительному искусству»

Данный проект содержит в себе три мини-проекта, выполненных с учениками начальной школы, объединённых одной идеей - совместное использование компьютерных технологий и творческих работ учеников, выполн...