Использование современных информационно-коммуникативных технологий в работе учителя – логопеда с учащимися младшего школьного возраста.
статья по логопедии (1 класс)

Мухина Зоя Александровна

Практика работы школьных образовательных учреждений свидетельствует о необходимости расширения использования информационно – коммуникативных технологий в организации образовательного процесса. Современные информационные технологии являются перспективным средством  коррекционно – развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование современных информационно-коммуникативных технологий в работе учителя – логопеда с учащимися младшего школьного возраста.

Практика работы школьных образовательных учреждений свидетельствует о необходимости расширения использования информационно – коммуникативных технологий в организации образовательного процесса. Современные информационные технологии являются перспективным средством  коррекционно – развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.

Сегодня нет необходимости обсуждать, нужно ли использование компьютера в системе образования. Современное общество активно создаёт новую информационную культуру, в которой уже живут наши дети. И логопеды ОУ не должны оставаться в стороне. Детям интересно всё, что связано с компьютером, таким образом, повышается учебная мотивация, повышается и речевая, познавательная активность ребёнка на логопедическом занятии.

Компьютеризация образовательных учреждений способствует внедрению ИКТ и в образовательный процесс воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.

Использование компьютерной техники в образовательном процессе позволяет педагогу творчески переосмысливать, художественно и эстетично «оформлять» свои методические идеи:

- делать то, что без компьютера делать сложно;

- делать то, чего не делали раньше (виртуальные экскурсии в лес, парк, музей)

- по – новому и более качественно делать то, что делали раньше.

Мы используем ИКТ в совместной деятельности с детьми на коррекционно – логопедических занятиях в качестве современного наглядного материала. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности», но часто возникает проблема, где найти нужный материал, и как лучше его продемонстрировать. Имеющийся в детском саду наглядный материал устаревает, а приобретение  нового требует немалых  материальных затрат.

Изготовление своими руками требует способностей, да и не всегда соответствует необходимым требованиям к наглядности.

Компьютерные технологии представляют для нас, учителей - логопедов большой интерес и являются не частью содержания коррекционного обучения, а дополнительным набором возможностей коррекции отклонений в развитии речи ребёнка.

Контингент воспитанников младшего школьного возраста составляют дети, имеющие разный уровень речевого развития.

Организация образовательной деятельности этих детей требует особого подхода, который предусматривает эмоциональную поддержку младших школьников во время проведения мероприятия. Одной из центральных проблем в логопедической работе является мотивация. Очень часто ни желание логопеда, ни владение методикой коррекции речи недостаточно для положительной динамики речевого развития детей. Ребёнка утомляет ежедневное проговаривание слогов, слов, называние картинок для автоматизации и дифференциации звуков.

 С целью оптимизации процесса развития познавательной деятельности и развития речи школьников мы стали использовать обучающие компьютерные программы:

  • «Учимся говорить правильно».
  • «Игры для тигра».
  • «Баба – Яга учится читать».
  • «Автоматизация согласных».
  • Программа Paint (рисование) – позволяет закреплять в игровой форме знания о цвете и геометрических фигурах, развивать мускулатуру пальцев рук, совершенствовать зрительно – моторную координацию. Программа особенно полезна в целях коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения моторики, пространственного восприятия.

Также стали создавать собственные презентации. Презентации мы создаём с помощью программ:

  • программа Movie Maker обрабатывает видео – кадры, фотографии;
  • программа «Киностудия»
  • программа Microsoft office Powerpoint

Мы используем ИКТ для диагностики детей, на индивидуальных, фронтальных мероприятиях, в работе с родителями, а также в обмене опытом с коллегами.

Аналогом компьютерных программ для использования на логопедических мероприятиях могут стать презентации, видеомероприятия, создаваемые самим логопедом.

Вы спросите, на каких этапах коррекционной работы учитель – логопед может вводить компьютер? В своей практике мы  используем персональный компьютер:

- на подготовительно этапе узнавания речевых и неречевых звуков;

- на этапе постановки, автоматизации и дифференциации и развития фонематического слуха;

- на этапе формирования и коррекции произносительной стороны речи;

 - на этапе  развития лексико - грамматической стороны речи;

- на этапе развития связной речи.

Использование мультимедиа на логопедических мероприятиях повышает качество работы учителя - логопеда, если материал представлен ярко с опорой на различные каналы восприятия, то он усваивается прочнее, а его воспроизведение не вызывает у ребёнка затруднений. У ребёнка повышается самооценка, он перестаёт бояться, активно работает на занятиях, свободно общается в социуме.

Мероприятия с использованием компьютерных технологий нужно проводить с обязательным соблюдением следующих условий для сбережения здоровья ребёнка, с соблюдением САНПиН:

- использование новых моделей компьютера;

- работа с компьютером не более 2х раз в неделю;

- проведение гимнастики для глаз:

- работа за компьютером не более 5-7 мин.

 Использовать компьютер на групповых и фронтальных мероприятиях можно при наличии специального оборудования: мультимедийного проектора или большого телевизора.

Преимущество использования ИКТ для ребёнка:

- повышает мотивацию ребёнка к логопедическим  занятиям:

- формирует у ребёнка активную позицию субъекта обучения;

- обучается элементарным действиям с компьютером.

Таким образом, мы считаем, что использование в логопедической и коррекционной работе нетрадиционных методов и приёмов, например,  мультимедийных презентаций предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом, их применение на логопедических занятиях интересно детям, что немаловажно мне самой. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с детьми, также мы используем ИКТ, чтобы расширить осведомлённость родителей в вопросах воспитания и обучения детей с недоразвитием речи, повысить общий уровень психолого – педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития своих детей. Подготовленные задании,  мультимедийные  презентации предлагаем родителям, такой способ выполнения рекомендаций логопеда в процессе домашних занятий вызывает интерес и детей и родителей.

Планируем создать банк мультимедийных презентаций и видео- уроков.