Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда с учащимися с нарушением слуха
статья по логопедии на тему

Рожкова Ирина Николаевна

В статье говорится об использовании ИКТ на индивидуальных логопедичских занятиях с детьми, имеющими нарушения слуха. Указаны названия программ, по которым работает учитель-логопед, цели, преимущества использования компьютера на занятиях. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование компьютерных технологий

в работе учителя-логопеда с учащимися с нарушением слуха

Идя в ногу со временем, семья и школа формирует собственную информационную грамотность. Компьютерная грамотность учителя подразумевает овладение реальными и потенциальными возможностями компьютерной технологии. Под компьютерной грамотностью учителя подразумевается профессиональная компетентность в области использования современных электронных средств получения и использования информации в образовательном процессе с учетом современных тенденций компьютеризации школы, использование международных сетей и способов участия в Интернете.

Актуальность использования компьютерных технологий в обучении неслышащих и слабослышащих школьников обусловлена  необходимостью ликвидировать разрыв между современным уровнем обучения в коррекционной  школе и дидактическим потенциалом информационных технологий; потребностью создания программно-методического обеспечения для обучения неслышащих и слабослышащих школьников с применением информационных компьютерных технологий.

Мой кабинет для проведения индивидуальных логопедических занятий имеет компьютер, который оснащён  специальными  программами: логопедический тренажер «Дэльфа-141», «Видимая речь-III-я версия». Имеющиеся программы направлены на формирование произношения у неслышащих и слабослышащих учащихся. При овладении звуками речи с помощью компьютерных программ неслышащие и слабослышащие дети воспринимают их слухозрительно и контролируют свое произношение тоже слухозрительно. Таким образом, компьютерные программы по формированию произношения предназначены для восприятия речи и ее продуцирования на слухо-зрительной основе, где слуховому восприятию принадлежит важная роль восприятия эталонного произношения. Значит, при работе с компьютерной программой по формированию произношения возникают слуховые образы звуков, речи, слов, предложений, накапливается слуховой словарь, развивается слуховое восприятие речи.

Компьютерные программы по произношению имеют целью формирование произношения неслышащих и слабослышащих учащихся, они обращены к кинестетическому анализатору каждого ребенка, предусматривают индивидуальную работу над произношением. Именно от действия каждого ученика , его произношения зависит, как будут двигаться фигурки на экране, будут ли они достигать цели.

На индивидуальных занятиях  плотно используются модули:

 -для работы над дыханием и голосом;

-для работы над звуками речи;

-для работы над словесным и логическим ударениями и выразительностью речи;

 -для работы по развитию слухового восприятия и самоконтроля над собственной речью.

В ходе работы с данными компьютерными программами никогда не используется один анализатор. Любой  модуль требует  участия, как правило, двух–четырех анализаторов: зрительного,    слухового, кинестетического.

В ходе обучения детей произношению компьютерная программа выполняет ряд функций:

 -сообщение новых знаний (постановка звука и его восприятие и т. д.);

 -закрепление знаний (автоматизация звуков речи, произношение, восприятие этого звука и речи с наличием этого звука);

-самостоятельная работа над звуками речи, произношением и восприятием речи.

Наиболее широкое применение в моей практике нашла компьютерная программа Power Point, которая позволяет создать презентации к занятиям с учащимися. Систематическое и целенаправленное внедрение в коррекционно-образовательный процесс специальных компьютерных программ позволяют развивать фонематические процессы, мелкую моторику, способствуют активизации у детей концентрации внимания, памяти, мышления, расширяют словарный запас и кругозор детей, увеличивают речевую активность, формируют навыки правильной речи.

Компьютерные презентации используются при автоматизации и дифферентации звуков, работе над смысловым и логическим ударением, правилами орфоэпии, при отработке труднопроизносимых слов, словосочетаний, фраз, работе по составлению диалога. Использование мультимедийных презентаций на индивидуальных занятиях позволяет:

•        стимулировать познавательный интерес учащихся, обеспечивать мотивацию учащихся к занятиям и к использованию устной речи, поддерживать работоспособность и продуктивность деятельности на протяжении всего занятия;

•        расширить возможности учителя в выборе материалов и форм учебной деятельности, сделать занятия яркими;

•        тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их с развитием слуха, создавать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, а также обеспечивать реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащихся;

•         представить явления, действия, предметы, ситуации в приближенном к реальности виде;

•        анимация дает возможность наблюдать объект в действии, движении, что очень важно для детей с нарушением слуха.

Компьютерные технологии позволяют нам самим создавать и использовать на занятиях мультимедийные презентации, игровые упражнения и задания с учетом возраста, индивидуальных особенностей и образовательных потребностей каждого ребенка. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование красивых картинок, элементов анимации и сюрпризных моментов позволяет заинтересовать детей, помогает разнообразить коррекционный процесс, делает его выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.  

Использование компьютерных технологий дает пошаговое развитие с учетом уровня слуха и речи каждого обучающего, воспитанника. Применение цвета, графики, звука современных средств видеотехники позволяют формировать и моделировать смысловые компоненты речи глухих школьников: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления.

Разработанные материалы, применяемые на различных этапах коррекционно-образовательной работы, соответствуют требованиям и используются в гармоничном сочетании с традиционными технологиями логопедической помощи детям, испытывающим трудности в усвоении устной речи. В использовании ИКТ учителем-логопедом можно выделить такие преимущества, как информационная емкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность, что в процессе обучения ведет к положительным результатам.

Применение информационных технологий, позволяет повысить мотивацию к логопедическим занятиям, поддерживать внимание на всех этапах занятия, развивать познавательную активность. Создание мотивации, повышение эмоционального настроя – одна из главных составляющих залога успеха в предупреждении и коррекции нарушений речи.

Но при всех видимых плюсах использования компьютерных технологий, при всех преимуществах, необходимо помнить давно известную истину: всё хорошо в меру. Материал, излагаемый с использованием новых технологий, должен быть строго дозирован. Необходимо учитывать гигиенические требования к работе учащихся за компьютером. Никакой самый лучший компьютер не заменит учителя при обучении ребенка. Только дополняя друг друга, учитель и техника могут добиться высоких результатов в оптимальные сроки. Новые технологии делают коррекционную работу более интересной для школьников и более радостной для педагогов.

\


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компьютерные технологии в работе учителя-логопеда

В последние годы отмечается увеличение количества детей с нарушениями речи и возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории обучающихся. Как способ оптимизац...

"Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

    Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя - логопеда становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи...

Использование информационных компьютерных технологий в работе учителя-логопеда.

 Сложная структура речевых нарушений определяет необходимость проведения планомерной системной логопедической работы с опорой на сохранные виды восприятия. Чтобы заинтересовать учащихся, с...

«Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы»

В статье раскрываются преимущества электронного способа работы с информацией. Дан обзор логопедических программ, используемых в работе учителя- логопеда с младшими школьниками....

Использование дистанционных технологий в работе учителя-логопеда.

Дистанционные технологии образовательного процесса представляют собой совокупность методов, средств обучения и администрирования учебных процедур, обеспечивающих проведение учебного процесса на рассто...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда

Свою деятельность в школе учитель-логопед начинает со второй половины дня. Совершенно очевидно, что после четырех-пяти уроков ребенку очень трудно найти силы, чтобы усвоить материал логопедического за...