Главные вкладки

    "Использование современных образовательных, информационно-коммуникативных, здоровьесберегающих технологий в начальной школе" Из опыта работы.
    статья (1, 2, 3, 4 класс)

    Нафтаева Светлана Алексеевна

    Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике образовательных учреждений, совершенствования педагогических технологий. Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому современному педагогу необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий, позволяющих стимулировать познавательную активность ребёнка. Кроме этого педагог должен быть готов гибко реагировать на возникающие изменения в содержании образования, адаптировать его с учётом возникающих и постоянно меняющихся познавательных интересов детей. У учителя должна быть педагогическая интуиция.

              Каждый педагог – творец технологий, даже если имеет дело с заимствованиями. Для решения педагогических задач: стимулирования познавательной активности учащихся, повышения качества знаний, формирования УУД я использую в своей работе элементы, разнообразные методические приёмы, нескольких технологий:

    • игровые технологии;
    • личностно-ориентированное обучение;
    • работа в парах;
    • групповая форма работы;
    • проблемное изложение материала обучение
    • здоровьесберегающие технологии;
    • информационно-коммуникативные технологии.

    Я в своей педагогической деятельности выделяю следующие направления использования ИКТ:

    1. ведение рабочей документации в электронном формате;
    2. использование Интернет-ресурсов;
    3. использование электронных приложений к учебникам;
    4. создание собственных мультимедийных презентаций;
    5. использование ИКТ во внеурочной работе;
    6. выступления с опорой на презентацию.В моей методической копилке собрано много мультимедийных материалов по кубановедению, окружающему миру и другим предметам. Их я нахожу в Интернете, делимся с коллегами. Кроме того мною созданы презентации к урокам литературного чтения, русского языка, к классным часам. При создании презентаций использую анимацию,  классическую музыку, видеоинформацию, что значительно усиливает обучающий эффект.

                Использование на уроках презентаций приводит к целому ряду положительных эффектов:

      • обогащает урок эмоциональной окрашенностью;
      • возбуждает живой интерес к предмету познания;
      • расширяет общий кругозор;
      • возрастает уровень использования наглядности на уроке;
      • повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке.

                В своей практике я использую личностно-ориентированные технологии, где в центр образовательной системы ставится личность ребёнка, стараюсь обеспечить комфортные условия её развития и реализации природных возможностей. Одним из важных направлений работы считаю «педагогику сотрудничества». Её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов. На каждом уроке  провожу физкультминутки, делаю игровые паузы, зрительную гимнастику. Также на уроках использую элементы релаксации (включение аудиозаписей «Звуки природы», прослушивание музыкальных фрагментов классической музыки).  Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения я совмещаю работу по теме урока и двигательную гимнастику. Современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решать стоящие перед школой задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon otchyot_ob_ispolz.sovr_obr._tehn._naftaeva.doc68 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Использование

     современных  образовательных, информационно-коммуникативных, здоровьесберегающих технологий в начальной школе»

    Нафтаевой Светланы Алексеевны,

    учителя начальных классов МБОУ-СОШ №12

    станицы Новониколаевской Калининского района Краснодарского края.

              Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике образовательных учреждений, совершенствования педагогических технологий. Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому современному педагогу необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий, позволяющих стимулировать познавательную активность ребёнка. Кроме этого педагог должен быть готов гибко реагировать на возникающие изменения в содержании образования, адаптировать его с учётом возникающих и постоянно меняющихся познавательных интересов детей. У учителя должна быть педагогическая интуиция.

              Каждый педагог – творец технологий, даже если имеет дело с заимствованиями. Для решения педагогических задач: стимулирования познавательной активности учащихся, повышения качества знаний, формирования УУД я использую в своей работе элементы, разнообразные методические приёмы, нескольких технологий:

    • игровые технологии;
    • личностно-ориентированное обучение;
    • работа в парах;
    • групповая форма работы;
    • проблемное изложение материала обучение
    • здоровьесберегающие технологии;
    • информационно-коммуникативные технологии;

              Использование информационных технологий в школе, - процесс объективный и вполне закономерный. Это требование сегодняшнего дня, важнейший национальный приоритет России. Одна из главных задач школьного образования сегодня – подготовить учащихся к быстрому восприятию и обработке больших объёмов информации, вооружить его современными средствами и технологиями работы, сформировать у него информационную культуру. Компьютер использую и при изучении нового материала, и при обобщении и повторении, использую компакт-диски и электронные приложения к учебникам.          

           Я в своей педагогической деятельности выделяю следующие направления использования ИКТ:

    1. ведение рабочей документации в электронном формате;
    2. использование Интернет-ресурсов;
    3. использование электронных приложений к учебникам;
    4. создание собственных мультимедийных презентаций;
    5. использование ИКТ во внеурочной работе;
    6. выступления с опорой на презентацию.

              1. Первым направлением использования мной ИКТ стал переход на оформление основной документации в электронном формате. Это и составление календарно-тематического планирования, рабочих программ по предметам. Создание методических копилок: «Литературное чтение 1 класс», «Математика 1 класс» и так далее, в которых содержатся презентации к урокам, тексты контрольных и самостоятельных работ, тесты.

              2. Использование Интернет-ресурсов. В нашу жизнь ворвался Интернет и прочно в ней закрепился. Интернет является огромным информационным ресурсом, несёт функцию почты, даёт возможность создавать профессиональную корпоративную среду.

               Сейчас в Интернете появились многочисленные образовательные сайты и порталы, форумы, сетевые сообщества учителей и учеников, сетевые образовательные журналы, сетевые ресурсы по различным предметам. Я пользуюсь сайтами: «1 сентября» - личный кабинет, «Про школу.ru», viki.rdf.ru – «Детские презентации», Википедия и другими.

              3. На уроках литературного чтения, русского языка, математики, технологии использую электронные приложения к учебникам.

               4. В моей методической копилке собрано много мультимедийных материалов по кубановедению, окружающему миру и другим предметам. Их я нахожу в Интернете, делимся с коллегами. Кроме того мною созданы презентации к урокам литературного чтения, русского языка, к классным часам. При создании презентаций использую анимацию,  классическую музыку, видеоинформацию, что значительно усиливает обучающий эффект.

              Использование на уроках презентаций приводит к целому ряду положительных эффектов:

    • обогащает урок эмоциональной окрашенностью;
    • возбуждает живой интерес к предмету познания;
    • расширяет общий кругозор;
    • возрастает уровень использования наглядности на уроке;
    • повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке.

              5. Презентации – неотъемлемая часть классных часов, утренников, родительских собраний. К родительским собраниям я  готовлю презентации, на которых помещаю фотографии детей с разных классных мероприятий, текущие оценки учеников по всем предметам.

              Вместе с учащимися, которые выполняли исследовательские работы, готовили презентации для защиты работ. Мои ученики, Спичка Кристина, Татарова Екатерина, Симоненко Андрей, стали победителями и призёрами районной научно-практической конференции учащихся «Эврика», Спичка Кристина стала победителем в зональном конкурсе исследовательских работ в городе  Приморско-Ахтарске и победитель 3 место в краевом конкурсе МСХАУК города Краснодара.

              Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью мультимедиа, оправдывает себя во всех отношениях. Он повышает качество знаний, подвигает ребёнка в общем развитии, помогает преодолевать трудности, позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития, создаёт благоприятные условия в учебном процессе.

              Использование компьютерных технологий в процессе обучения и воспитания школьников влияет на рост профессиональной компетентности учителя. Это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики.

            В дальнейшем я продолжу применять компьютерные технологии на уроках и внеурочной деятельности.

             Игровые технологии. Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интересы, склонность, уровень подготовки по языку. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, активизируют словарь, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету.

              В своей работе использую элементы развивающего обучения с личностно-ориентированным подходом. Используя его, я преследую цель – обеспечить развитие и саморазвитие личности обучаемого, исходя из его индивидуальных способностей и опыта. Считаю, что на уроках в системе развивающего обучения с личностно-ориентированным подходом фронтальная форма учебной деятельности должна использоваться реже, в основном при коллективном обсуждении отдельных вопросов темы проблемного характера, при анализе результатов учебной деятельности, а вот преобладающими формами работы учащихся являются: 1) групповые, 2) парные; 3) индивидуальные. На уроках особое внимание уделяю развитию мышления и речи учащихся.

               Технология перспективно-опережающего обучения. Её основными концептуальными положениями можно назвать личностный подход (межличностное сотрудничество); нацеленность на успех как главное условие развития детей в обучении; предупреждение ошибок, а не работа над уже совершёнными ошибками; дифференциация, т.е. доступность заданий для каждого; опосредованное обучение (через знающего человека учить незнающего). С.Н.Лысенкова открыла замечательный феномен: чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный процесс. Так, трудную тему я затрагиваю заранее в связи с изучаемым в данный момент материалом (уроки математики). Перспективную тему даю на каждом уроке малыми дозами. Тема при этом раскрывается медленно, последовательно, со всеми необходимыми логическими переходами. В обсуждение нового материала вовлекаю сначала сильных, затем средних и лишь потом слабых учеников. Получается, что все дети понемногу учат друг друга.  

              Наиболее популярной формой организации учебно-воспитательной работы учащихся стала проектная и исследовательская деятельность. Современный проект учащихся – это дидактическое средство, которое активизирует познавательную деятельность, развивает креативность, воспитывает умение работать в коллективе, брать ответственность за свой выбор.

         По определению Н.К.Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующие его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни». Современный учитель не должен нарушить священной заповеди: «Давая знания, не отбирай здоровье…»,  - писал В.А.Сухомлинский.

              Среди здоровьесберегающих  технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда следует отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, развивающего обучения, разнообразные игровые технологии.

              В своей практике я использую личностно-ориентированные технологии, где в центр образовательной системы ставится личность ребёнка, стараюсь обеспечить комфортные условия её развития и реализации природных возможностей. Одним из важных направлений работы считаю «педагогику сотрудничества». Её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов. На каждом уроке  провожу физкультминутки, делаю игровые паузы, зрительную гимнастику. Также на уроках использую элементы релаксации (включение аудиозаписей «Звуки природы», прослушивание музыкальных фрагментов классической музыки).  Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения я совмещаю работу по теме урока и двигательную гимнастику. Например, на уроке окружающего мира учитель называет предметы живой и неживой природы. Услышав предмет живой природы, дети должны хлопнуть в ладоши. Такие игры можно проводить на любом уроке.

              Стремлюсь вызвать положительное отношение к предмету. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.   Наличие эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование пословиц, афоризмов ведёт к психологической разгрузке. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная интонация, внимание к каждому мнению ученика, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности – вот далеко не весь арсенал, которым пользуюсь я, стремясь к раскрытию способностей каждого ребёнка. Дети должны входить в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием приобрести багаж знаний.

              Одна из ключевых проблем любого обучения – проблема удержания внимания учащихся. И здесь нам могут помочь ИКТ, прежде всего использование компьютера на уроке. Благодаря смене ярких впечатлений от увиденного на экране, можно удерживать внимание учащихся, при этом то, что происходит на экране, требует ответной реакции ученика, т.е. внимание носит не созерцательный, а мобилизующий характер. В своей работе я использую разного рода презентации. Использование компьютера не только позволяет демонстрировать наглядность, но даёт возможность изменять темп урока, форму подачи материала.

               При работе с компьютером я всегда соблюдаю основы безопасности. В соответствии с требованиями санитарного законодательства для занятий детей использую лишь такую компьютерную технику, которая имеет санитарно-эпидемиологическое заключение о её безопасности для здоровья детей. После работы с применением компьютерных технологий провожу комплекс упражнений для глаз. Во время перемен провожу сквозное проветривание с обязательным выходом учащихся из класса.  Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в списке ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности.

               В моём классе технология здоровьесберегающего обучения  включает в себя: проведение тематических физминуток на каждом уроке,  динамических пауз,  участие в спортивных соревнованиях школы и района, проведение родительских собраний на тему «Режим дня в школе и дома», «Как сохранить здоровье ребёнка»,    «Компьютер и ребёнок», организацию горячего питания в школе для всех учащихся,  серию встреч со школьной медсестрой, организацию подвижных игр на переменах, ведение кружка «Правильное питание». Моя  задача сегодня - научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья. Свои уроки я стараюсь строить, ставя перед собой  именно эту цель: как сделать урок здоровьесберегающим?

    Для того, чтобы дети не уставали на уроке, мною проводятся физкультминутки и специальные упражнения для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата, упражнения для рук и пальцев, упражнения для формирования правильного дыхания, точечный массаж для повышения иммунитета, точечный массаж для профилактики простудных заболеваний, упражнения для укрепления мышц глаз и улучшения зрения, комплекс физических упражнений для профилактики заболеваний органов дыхания.

                 Например, на уроках русского языка мы не забываем о здоровье. В начале каждого урока мы записываем с комментированием пословицы и поговорки о здоровье. Например, Береги платье снову, а здоровье смолоду. Болен — лечись, а здоров — берегись. Здоровье дороже денег: здоров буду — и денег добуду.

                 На занятиях кружка «Правильное питание» говорим о пользе правильного питания школьника, о продуктах «вредных и полезных». Несколько уроков рисования были посвящены режиму дня в картинках, зимним видам спорта.

                  Во время перемены у нас проводятся специальные оздоровительные игры. Приведу лишь один пример игры под названием «Мы-актёры». Учащиеся встают, кладут друг другу руки на плечи и имитируют движения: поезда, самолёта, гусеницы, черепахи, змеи, медведя и т.д. При выполнении упражнения дети не должны отрывать свои руки от плеч товарища. Главное условие – слаженное и чёткое выполнение упражнения детьми, единение мыслей, чувств и движений.

                 Фрагмент урока

             Я предлагаю вам, ребята, не совсем обычный урок русского языка. Сегодня мы будем укреплять не только наши знания по русскому языку, но и наше здоровье. Для этого я приготовила целую гору различных лекарств, которые непременно помогут нам укрепить здоровье. Согласны? (Мнения детей расходятся: и да, и нет.) Почему?

    - Тогда как же, не используя медицинских средств, укреплять и развивать наше здоровье во время урока? И возможно ли это? Как? (Дети дают различные рекомендации: правильная осанка, освещение и т.д.)

    На разных уроках предлагаю задачи со здоровьесберегающим содержанием:

    - Что ты делаешь для того, чтобы твои зубы были здоровыми? Выбери нужные ответы и обведи кружком их номера.

    • Никогда не чищу зубы.
    • Чищу зубы два раза в день – утром и вечером.
    • Прочищаю зубы иголкой.
    • Полощу рот после еды.
    • Грызу орехи и конфеты, чтобы укрепить зубы.
    • Почистив вечером зубы, не ем сладости.

    Массаж пальцев, подготовка их к письменной работе. Очень интересно проходят аутогенные тренировки (упражнение на расслабление мышц).

    - Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно. Расслабьте лоб, брови, опустите веки. Расслабьте щёки, губы,  мышцы шеи, плечи, кисти рук, ноги, пальцы ноги. Ваши руки и ноги теплеют. Дыхание становится свободное, спокойное, ровное. (Включается запись пения птиц). - Вы на лесной поляне, ярко светит солнышко. Весело щебечут птицы. Лёгкий ветерок развевает ваши волосы. У вас прекрасное настроение. Вы можете выполнить любое трудное задание. Я буду считать до «пяти». Когда я скажу «пять», вы откроете глаза. Следующий метод состоит в использовании энергии полного дыхания. Что это за энергия? Её приобретает выдох при дыхании животом - это очень важно. Делаем глубокий вдох, а на выдохе начинаем петь / звуки/. Чтобы убедиться в правильности своего дыхания, кладём руки на грудь - она должна двигаться.

        Вся моя работа по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс в начальной школе проводится в  сотрудничестве с родителями школьников. Они принимают активное участие в подготовке и проведении утренников, спортивных мероприятий.

    Данная технология мной была  представлена на открытом внеклассном мероприятии «Урок Жизни. Путешествие в страну здоровья»14.03.14 г. Присутствовали заместитель директора по учебно-методической работе Богданова Н.В., учителя начальных классов Коваленко Т.В., Кривенко С.А.Отзыв прилагается.

           Вывод. В заключение хочется отметить, что современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решать стоящие перед школой задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщение опыта работы по теме: "Внедрение здоровьесберегающих технологий в начальных классах"

    В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как "Состояние полного физического, духовного и социального благополучия", а не только отсутствие болезней и физических д...

    Использование информационно-коммуникативных и здоровьесберегающих технологий на уроке русского языка

    Конспект открытого урока во 2 классе на тему: "Связь заглавия с главной мыслью. Основные признаки текста"  с применением ИКТ: презентация, работа с интерактивной доской, применение документ-камер...

    Обобщение опыта работы по теме: «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе».

    Материал содержит презентацию обобщения опыта работы по теме" Здоровьесберегающие технологии в обучении и внеурочной дечтельности". Хотелось бы еще вспомнить слова Сократа: «Здоровье – не все, но все ...

    Обобщение опыта работы "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе"

    Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе на уроках и во внеурочной деятельности....

    Здоровьесберегающие технологии в начальной школе (из опыта работы)

    Здоровье детей – это общая проблема родителей, медиков и педагогов. И решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий....

    Урок с применением информационно- коммуникативной и здоровьесберегающей технологии «Строение плодового дерева»

    Тема урока: «Строение плодового  дерева»Цель урока:Сформировать у учащихся знания о строении плодового дереваЗадачи урока: 1.  Образовательные:Ø Развить понятие о строении надземной и подзем...

    Статья "Здоровьесберегающие технологии в начальной школе во внеурочной деятельности (из опыта работы учителя начальных классов)"

    В данной статье автор приводит примеры здоровьесберегающей деятельности, влияющих на сохранение здоровья младших школьников....