Самооценка младших школьников
статья (3 класс)

Медведева Ольга Игоревна

Доклад "Самооценка младших школьников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_samootsenka_mladshih_shkolnikov.docx20.2 КБ

Предварительный просмотр:

Самооценка младших школьников как средство повышения уровня знаний

Самооценка — это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим и самому себе.

Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции.

По мнению психологов, самооценка развивается на протяжении всей жизни человека.

Наиболее благоприятным периодом развития самооценки является младший школьный возраст, так как именно в этот период начинается организованное обучение, и от того, как учитель организует это обучение, зависит, будет ли развитие самооценки активным, так как в этом возрасте самооценка ребенка продолжает формироваться, корректироваться и отшлифовываться под влиянием оценки учителя (словесной — похвала, порицание; и знаковой — отметка).

От самооценки человека зависит характер его общения, отношения с другими людьми, успешность его деятельности, дальнейшее развитие его личности. Адекватная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение.

Задача учителя состоит в повышении мотивации обучения и его результативности, а адекватная самооценка ученика помогает решить эту задачу достаточно эффективно. Трудность состоит в том, чтобы добиться адекватной самооценки у каждого учащегося. Для этой цели уже в 1-м классе необходимо начать формировать такую самооценку. Система контроля и оценки также ставит перед нами важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения. Для развития самооценки учащихся рекомендуется подбирать разноуровневые варианты заданий, однако  такая форма контроля используется мало и требует серьезной подготовки. Но именно эта форма помогает лучше решить задачу формирования адекватной самооценки младшего школьника.

Как показала практика, от уровня самооценки зависит активность личности, её стремление к самовоспитанию, её участие в жизни коллектива. Самооценка формируется прежде всего под влиянием результатов учебной деятельности, особенно в 1 классе. Принято различать адекватную (или реальную) и неадекватную завышенную или заниженную - самооценку. Эти определения появляются в сравнении с реальными возможностями младшего школьника. Самооценка не остается стабильной, в зависимости от успехов в деятельности, возрастных особенностей она имеет тенденцию изменяться.

Основными факторами, от которых зависит становление самооценки младших школьников, является школьная оценка, особенности общения учителя с учащимися, стиль домашнего воспитания. Но самое большое влияние на развитие самооценки оказывает школьная оценка успеваемости, она, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка, поэтому следует различать оценку деятельности и оценку личности и не переносить одно на другое. Младшие школьники негативный отзыв о своей работе воспринимают как оценку: ты - плохой человек. Оценка учителя является основным мотивом их усилий, их стремлений к успеху, поэтому не надо сравнивать его с другими детьми, а показывать ему положительные результаты собственной работы раньше и теперь.

Используя прием сравнения для показа ученику его собственного, пусть даже очень малого продвижения вперед по сравнению со вчерашним днем, мы укрепляем и поднимаем доверие к себе, к своим возможностям. Для развития адекватной самооценки необходимо создавать в классе атмосферу психологического комфорта и поддержки.

Я работаю по УМК «Школа России». В соответствии с требованиями ФГОС в этом УМК появились смайлики для оценивания ребёнком собственных достижений. Смайлик улыбающийся – ответы на вопросы сверены с правильными, посчитаны и большинство выполнено верно, смайлик, не выражающий эмоций – половина заданий сделана верно, смайлик грустный – с работой правильно справиться не смог. И для выявления психологической атмосферы на уроках, я использовала такие смайлики (мы их вырезали из рабочей тетради и раскрасили) - предлагала детям показать в конце урока смайлик с мимикой рожицы, чтобы оценить своё настроение. Чаще всего дети показывали смайлик улыбающийся, что, конечно, поднимало и мое настроение. Если мимика была грустной, это давало мне возможность своевременно оказать ребенку необходимую помощь, поработать с ним индивидуально.

В своём классе я проводила такую диагностику:

Изучение самооценки личности младшего школьника.

Цель: нахождение количественного выражения уровня самооценки методом набора слов, соответствующих "идеалу" и "антиидеалу".

Инструкция: Перед вами - ряд положительных качеств и ряд отрицательных (по 10 качеств в каждом столбце). Отметьте те, которые, как вы считаете,  у вас есть. 

"Идеал"                       "Антиидеал"

Смелость 

Хвастовство

доброта

грубость

любознательность

лень

трудолюбие

трусость

вежливость

зависть

усидчивость

лживость

честность

жадность

правдивость

драчливость

настойчивость 

жестокость

активность

обидчивость

Лучше, если каждый ряд будет состоять из 10 слов, так считать проще. Если в графе "Идеал" подчеркнуто 8-9 качеств, то это свидетельствует о завышенной самооценке. Если по "Антиидеалу" такая картина, то это говорит о заниженной самооценке.

В моём втором классе из 32 человек в классе завышенная самооценка у 17 человек, адекватная – у 13, заниженную самооценку имеют 2 ребёнка.  В первом классе завышенная самооценка была у гораздо большего количества учащихся, заниженная – у 5 человек. Дети с заниженной самооценкой вначале всего боялись, боялись сделать что-то не так.

Класс у меня довольно трудный, на две трети состоит из мальчиков, большинство из которых являются гиперактивными, постоянно отвлекаются и не успевают за общим темпом работы. У них как раз и выявилась завышенная самооценка и они не воспринимают адекватную оценку своей деятельности.

Что же я делаю для того, чтобы самооценка у мох ребят становилась адекватной?

Очень полезны и эффективны упражнения  по формированию адекватной самооценки и рефлексии. Например, такие задания я использовала в первом классе:

1.Самоанализ.

- Откройте тетради и посмотрите, какие замечания вы получили, какие ошибки допустили. Попробуйте разобраться, почему? А могу ли я лучше?

 2. При прописывании букв и их элементов:

- Подчеркните те буквы, которые у вас очень похожи на образец и получились самыми красивыми.

2. Оценка коллективной и личностной деятельности на уроке. Такой анализ провожу обычно в конце урока. «Что получилось удачным на уроке, интересным?» или «Какая работа вас заинтересовала?»

Ко второму классу у большинства учеников формируется адекватная самооценка, а переход к отметочной системе они воспринимают спокойно, без повышения тревожности.

Теперь я использую уже взаимооценку обучающихся, так как во втором классе все  дети уже хорошо знают критерии отметки. Этот вид работы хорошо развивает навыки контроля, формирует умение работать в паре, взаимопомощь. Как правило, ребёнок лучше анализирует чужую работу. После проведения какой-либо небольшой письменной работы дети меняются тетрадями с соседом по парте, проверяют его работу и ставят на полях карандашом оценку. Конечно, не все ученики всегда смогут адекватно оценить работу товарища. Поэтому  оговариваюсь, что потом я всё равно буду проверять и красной ручкой уже выставлю оценку, которую ребёнок заработал. Она и будет являться решающей. Точно так же дети оценивают и сами себя: после выполнения работу проверяем и карандашом ребята ставят себе оценки. Это даёт возможность и мне, как учителю, отследить, кто из учащихся оценивает себя правильно. Приучаю ребят оценивать и устные ответы друг друга, слушать, что сказано верно, а где допущена ошибка.

К процессу формирования адекватной самооценки и навыков самоконтроля необходимо привлечь родителей учеников, чтобы были единые требования в школе и дома. На родительских собраниях и на индивидуальных консультациях я провожу   беседы о способах формирования и значении самооценки и самоконтроля. Родители, которые принимают участие в формировании у своего ребёнка адекватной самооценки и навыков самоконтроля, впоследствии реально оценивают возможности и учебную деятельность своих детей. Опыт показывает, что при совместной работе учителя и родителей результаты получаются более высокие и поставленные цели достигаются быстрее.
Ребёнок с адекватной самооценкой и сформированными навыками самоконтроля сможет корректировать и совершенствовать свою учебно-познавательную деятельность в школе. И в дальнейшем сможет самореализоваться во взрослой жизни. А именно такая задача ставится перед современным образованием.

И в заключение  - советы педагогам.

Для формирования адекватной самооценки младшего школьника рекомендуется:

  • педагогу идти путём развития возможностей детей, создания для них ситуации успеха;
  • и педагогам, и родителям рекомендуется не скупиться на похвалу, проявление эмоциональной поддержки по отношению к детям;
  • работа по формированию самооценки должна осуществляться в разные режимные моменты и в разных видах деятельности;
  • педагогу рекомендуется задействовать различные источники и механизмы;
  • педагогу учитывать принцип меры и принцип системы;
  • обучать ребёнка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения;
  • проводить с детьми релаксационные игры;
  • предоставлять детям возможность делать то, чем они могут гордиться;
  • предоставлять детям возможность оценить себя положительно (в игре, в исследовании, в беседе);
  • предоставлять детям возможность делать выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование самооценки младшего школьника (результаты исследовательской работы)

В данной статье представлены итоги исследования по выявлению условий, при которых безотметочное обучение способствует формированию самооценки младшего школьника. Анализ выявленных результатов по...

Исследование уровня самооценки младших школьников.

В данной работе представлен один из способов исследования уровня самооценки школьников младших классов (2 кл.)...

Мастер-класс "Формирование адекватной самооценки младших школьников"

Подробная разработка мастер-класса с презентацией. Описание методики формирования адекватной самооценки у школьника....

Что влияет на формирование самооценки младших школьников

Основными факторами, от которых зависит становление самооценки младших школьников являются: школьная оценка, особенности общения учителя с учащимися, стиль домашнего воспитания....

Влияние стиля семейного воспитания на самооценку младшего школьника

Содержание Введение  3Глава 1. Теоретическое обоснование влияния стиля семейного воспитания на самооценку ребенка в младшем школьном возрасте  61.1 Теоретический анализ понятия «семейно...

Презентация родительского собрания по теме "Самооценка младшего школьника"

Презентация для родителей учащихся 1 класса по теме "Самооценка младшего школьника"...

Мастер-класс "Формирование адекватной самооценки младших школьников"

Мастер-класс проводится в форме моделирования урока "Окружающий мир (1 класс). Тема урока "Поговорим одружбе". Цель урока - учить детей понимать себя, свои мысли, свои поступки. Цель мастер-класса- со...