«Проблема адаптации ребенка в школе»
статья

Руц Юлия Александровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx26.23 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение по теме «Проблема адаптации ребенка в школе»

     Проблема трудностей адаптации детей к условиям начальной школы в настоящее время имеет высокую актуальность. По оценкам исследователей, в зависимости от типа школы, от 20 до 60 % младших школьников имеют серьезные трудности в адаптации к условиям школьного обучения. В массовой школе учится значительное число детей, которые уже в начальных классах не справляются с программой обучения и имеют трудности в общении. Особенно остро названная проблема стоит перед детьми с задержкой психического развития. В широком смысле понятие «адаптация» – это процесс приспособления живого организма к условиям окружающей его среды.  

     Основные факторы, способные стать причиной школьной неуспеваемости: недостатки в подготовке ребенка к школе, социально-педагогическая запущенность; длительная и массивная психическая депривация; соматическая ослабленность ребенка; нарушение формирования школьных навыков (дислексия, дисграфия); двигательные нарушения; эмоциональные расстройства.

     Школьная дезадаптация ребенка - многофакторное явление. Отставание в обучении обусловлено такими факторами, как методика обучения, личность учителя, помощь ребенку со стороны родителей, атмосфера в школе и классе, место ребенка во взаимоотношениях с детьми и учителями, личность самого ребенка.

     А.Л. Венгер  выделил три уровня адаптации ребёнка к школьному обучению: высокий, средний и низкий.

1) Высокий уровень адаптации отмечается у обучающихся с положительным отношением к школе; адекватным восприятием и своевременным выполнением требований, предъявляемых взрослыми (учителем, родителем и т.п.), благоприятным статусным положением в классе; самостоятельная деятельность приветствуется, не нуждается в постоянном контроле со стороны взрослых; адекватно воспринимает критику.

2) Средний уровень адаптации прослеживается у учащихся с положительным отношением к школе, как и на высоком уровне; усваивается основное содержание учебной программы; посещение школы не вызывает отрицательных переживаний, сконцентрирован исключительно на предметах, интересующих его; полученные задания выполняет добросовестно; присутствует частичная самостоятельность; хорошее социальное положение.

3) Низкий уровень адаптации характеризуется отрицательным отношением младших школьников к образовательному процессу. На данном уровне у первоклассника возникают частые жалобы на самочувствие; доминирует подавленное состояние, появляются проблемы с дисциплиной; материал, рассказываемый учителем, воспринимается фрагментарно или вовсе не усваивается, самостоятельная работа ученика вводит в затруднение; нуждается в контроле со стороны взрослых, а также в систематических напоминаниях и побуждениях; работоспособность сохраняется при длительных паузах для отдыха; отмечается низкое социальное положение в классе.

     С целью определения уровня адаптации к школьному обучению у первоклассников на базе МБОУ СОШ№ 37 был проведен констатирующий этап  эксперимента в апреле 2017 г., спустя 7 месяцев с момента поступления детей в школу. В исследовании приняло участие 64 школьника г. Краснодар. В качестве диагностического инструментария была использованы методики Н.Г. Лускановой анкета «Оценка уровня школьной мотивации» (назначение – определение уровня школьной мотивации как одного из показателей адаптации детей к школе), проективный рисунок «Что мне нравится в школе» (назначение – выявление отношения обучающихся к школе, изучение их мотивационной готовности к обучению в школе).

     Анкета включала 10 вопросов, ответы оценивались от 0 до 3-х баллов. При проведении методики обучающимся предлагалось  сделать рисунки на тему «Что мне нравится в школе». Несоотвтствие рисунков теме указывает на мотивационную незрелость первоклассника, детский негативизм, непонимание, неверное истолкование поставленной  задачи. Анализ сюжета детских рисунков при условии соответствия их заданной теме, позволяет определить  высокую школьную мотивацию, внешнюю и игровую мотивацию. На рис.1 представлены обобщённые данные диагностики адаптации детей к школьному обучению.

     По результатам исследования высокий уровень адаптации был отмечен у 35% первоклассников, средний уровень показали 43%, низкий уровень – 22% учащихся. У 15% процентов обучающихся было отмечено положительное отношение к школе по внешней мотивации, у 10% испытуемых преобладание игровой мотивации. Полученные результаты позволяют говорить о том, что не у всех первоклассников процесс адаптации прошёл успешно.   

https://e-koncept.ru/static/images/14963.png

Рисунок 1 Результаты диагностики  адаптации детей к школьному обучению

     К основным трудностям адаптации на начальном этапе обучения относят следующие показатели:

– слабая работоспособность;

 – трудности в усвоении программы по всем предметам или по отдельным учебным дисциплинам;

– отсутствие внимания (неспособность длительно сосредоточиться на какой-либо деятельности или быстро переключаться с одного предмета на другой, отвлекаемость); – нарушение норм поведения в школе (нарушения дисциплины: выкрики во время уроков, хождение по классу, конфликты с одноклассниками, фамильярное отношение к учителю); – реакции оппозиции;

– страх и запредельная напряженность;

 – невротические симптомы;

– неуверенность в своих способностях.

 

     Трудности адаптации детей к школьному обучению можно разделить на три группы: физиологические, организационно – педагогические и социально – психологические. Каждая группа включает в себя ряд проблем, с которыми сталкивается практически каждый первоклассник.

1) Физиологические трудности характеризуются степенью напряженности функциональных систем детского организма. Выделяются три фазы физиологической адаптации. Первая фаза – ориентировочная, когда организм только сталкивается со систематическим процессом обучения, появляется напряжение, возникает так называемая «физиологическая буря», которая длится две-три недели. Вторая фаза – неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит способы решения проблемы. Третья фаза – период относительно устойчивого приспособления. Успешность процесса адаптации во многом зависит от внутреннего состояния и физического здоровья учащегося, но социально-психологический фактор играет немаловажную роль в приспособлении обучающегося к новой образовательной среде.

2) Социально-психологические трудности возникают у первоклассника под воздействием новых социальных требований и норм к его деятельности и поведению. Младший школьник сталкивается с новым для себя социумом, в котором есть свои правила и нормы, соблюдаемые всеми. Происходит процесс перестройки и переоценки своего поведения и деятельности. Вчерашний статус «дошкольник» меняется на новый социальный статус «школьник», который влечет за собой ответственное выполнение всех его обязанностей, но далеко не все первоклассники готовы к этому. Появляются трудности в общении со взрослыми и сверстниками, в адекватности поведения, в принятие статуса «Я школьник».

3)  Организационно-педагогические трудности возникают при проявлении предыдущих двух групп трудностей. К данной группе причисляют такие проблемы как несформированность навыка самообслуживания, навыка организации своего рабочего места, не соблюдение правил, установленных учителем и взрослыми, нарушение режима дня, неаккуратное отношение к своим личным вещам, а также вещам одноклассников и т.д.

     Таким образом, резюмируя вышесказанное, можно отметить то, что   адаптация первоклассников к школьному обучению, представляет собой процесс перестройки эмоционально-волевой, познавательной и мотивационной сфер обучающегося, протекающий в сугубо индивидуальном режиме, обусловленном психофизиологическими особенностями младших школьников, внешними социально-педагогическими факторами. Соответственно в процессе развития новых адаптивных механизмов, обучающиеся сталкиваются с разными трудностями физиологического, социально-психологического и педагогического характера. Поэтому работа по адаптации детей к школе должна начинаться ещё с дошкольного возраста, носить характер преемственности.  Для успешной адаптации очень важна мотивация учения. На первом году обучения она в основном обеспечивается взрослыми. Для развития учебной мотивации важна заинтересованность и понимание со стороны родителей и учителя. Советы по развитию интереса и желания к учению: (вера в успех ребенка; положительные установки; любовь и доброжелательность; приучение к режиму дня; выполнение установленных правил и норм поведения). Реализация комплексного подхода к организации учебной деятельности младших школьников, предполагающего включение в образовательный процесс одновременно педагогов, психологов и родителей для создания оптимально – комфортных условий полноценного развития младшего школьника во всех его сферах, будет способствовать успешной адаптации первоклассников к школьному обучению.

Список литературы

1. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология. – М.: Академия, 2002. – 512 с.

2. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников М.: Владос , 2001.

3. Методы исследования детей с трудностями в обучении: Учеб. -метод. пособие / Н. Г. Лусканова. - М.: Фолиум, 1999.

 4. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 240 с.

5. Костяк Т.В. Психологическая адаптация первоклассников / Т.В. Костяк. – М., 2008. – 176 с.

6. Антропова М.В. и Кольцова М.М. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста. – М.: Педагогика, 1983.

7. 

https://e-koncept.ru/2017/771170.htm

8. http://www.psi.lib.ru/detsad/sbor/pamd.htm

9. https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/630190/ 

https://e-koncept.ru/static/images/14963.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические проблемы адаптации детей к школе

Проблема трудностей адаптации детей к условиям начальной школы в настоящее время имеет высокую актуальность. По оценкам исследователей, в зависимости от типа школы...

Родительское собрание «Проблемы адаптации первоклассников в школе»

Тема: «Проблемы адаптации первоклассников в школе». Цель собрания:1.Познакомить родителей с возможными проблемами адаптации детей в первый год обучения.Вопросы для обсуждения:Физиологические тр...

"Мой ребенок стал учеником. Адаптация ребенка в школе."

Расширение представления родителей о готовности детей к школьному обучению.Участие  родителей в воспитание своих детей....

«Проблемы адаптации ребенка к школе»

Первый класс школы – один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Начало учебного года сильно меняет весь образ жизни ребёнка. Теперь вместо беззаботных игр ребёнок должен каждый день ход...

Конспект родительского собрания "Адаптация ребенка к школе. Как помочь ребенку"

Конспект родительского собрания для первых классов на тему "Адаптация ребенка в школе. Как помочь ребенку"...

Изучение социально – психологической адаптации ребенка в школе по «Шкале адаптации» Э.М. Александровской

Изучение социально – психологической адаптации ребенка в школепо «Шкале адаптации» Э.М. Александровской...