Классный час на тему: "Уважение к пожилым людям" (2 класс)
план-конспект занятия (2 класс)

Технологическая карта классного часа на тему: "Уважение к пожилым" (2 класс)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект внеклассного мероприятия

«Уважение к пожилым людям»

Цель деятельности учителя: формирование нравственной культуры учащихся, симпатии и сопереживания; уважительного отношения к пожилым людям, собственным бабушкам и дедушкам, взаимопонимания и терпимости в отношении взрослых и детей.

Планируемые результаты:

Предметные: участвовать в диалоге, слушать и понимать окружающих, учиться высказывать своё мнение.

Личностные: развивать связную речь; развивать внимательность, память; мотивировать к познавательной деятельности.

Развивающие:  развивать доброжелательное отношение к взрослым и пожилым людям.

Воспитывающие: способствовать воспитанию чувства доброжелательности; вызвать интерес к данной теме

Оборудование: проектор, презентация; песня «А годы летят..»; словарь Ожегова; видео-песни Р.Паулса и басни Л.Толстого; карточки с заданиями; цветные полоски.

Челябинск, 2018

Этапы

Время

Содержание деятельности

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Самоопределение к деятельности

2 мин

-Здравствуйте, ребята. Прозвенел звонок, наведите порядок на партах и красиво встаньте.

-Молодцы! Садитесь.

Встают, приводят в порядок своё рабочее место.

Приветствуют учителя.

Р.: Мотивирование к учебной деятельности.

Актуализация знаний и мотивация

5мин

Звучит песня «А годы летят…» Слова: Долматовский Е., Музыка: Фрадкин М.

-Прочитайте девиз сегодняшнего классного часа:

Будьте милосердны к старости. Не обижайте стариков! ( слайд 1)

- Как вы понимаете значение слова МИЛОСЕРДИЕ?

В словаре С.И.Ожегова читаем «Милосердие - готовность помочь кому-нибудь  или простить кого-то» (слайд 2)

-Как вы думаете, чему посвящен наш воспитательный час? Речь на сегодня пойдёт о старости, о милосердии, об уважительном отношении к пожилым людям. Тема нашего классного часа «Отношение к пожилым людям».  

Проявляют заинтересованность, слушают учителя.

П.: осуществлять для решения учебных задач операции анализа.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учет разных мнений.

Р: Контроль , коррекция, оценка знаний

П.: Подведение к теме урока.

Постановка

учебной задачи

3 мин

-Послушайте стихотворение и ответьте на вопросы.

Берегите старых людей… 
- Для весенних весёлых ветвей
Корни более чем родня…
Берегите старых людей
От обид, холодов, огня.
- За спиной у них – гул атак,
Годы тяжких трудов и битв…
Но у старости – ломок шаг
И неровен дыханья ритм.
- Но у старости – силы не те.
Дней непрожитых мал запас…
Берегите старых людей,
Без которых не было б вас!
(Л. Татьяничева)

- Как быстро пролетают года! И как бы нам не хотелось, но старость неминуема. Давайте подумаем, а что такое старость?    Посмотрим в словарь С.И..Ожегова « Период жизни после зрелости, в который происходит постепенное ослабление деятельности организма.»  (слайд 3)

Старость характеризуется ухудшением здоровья, умственных способностей, затуханием функций организма.

У стариков уже силы не те,

Дней непрожитых мал запас.

Берегите старых людей.

Без которых не было б  нас!

-говорят свои доводы

-отвечают на вопросы учителя, проявляют интерес к беседе

Проявляют заинтересованность, слушают учителя.

Р. :постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно

Л.: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом

Включение в систему знаний, повторение

25

мин

- Все вы знаете, что всегда нужно быть внимательными к близким, заботливыми. Мне хотелось бы, чтобы все мальчишки и девчонки любили и ценили своих бабушек, дедушек, были добрыми, милосердными к ним.

-Но не всегда люди справедливы, добры к старикам. Бывает, что они незаслуженно обижают их.        

Посмотрите басню Л.Н.Толстого «Старый дед и внучок» и скажите: Как обидели деда в семье? (Видео басни «Старый дед и внучок»)

-Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И, когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой.

Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят, раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу с дощечками играет – что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

- Как ответил на жестокость родителей сын?

- Почему заплакали отец с матерью?

- Как надо относиться к старым и слабым?

- В чем особенно нуждаются пожилые люди?

-Вы часто видитесь со своими бабушками, дедушками. А много ли вы о них знаете?

- Давайте попробуем вместе провести небольшую, но очень важную исследовательскую работу и посмотрим, какие получатся результаты.

- Если знаете ответы, то пишите их на карточках. Если не знаете, то ставите прочерк.

- У кого нет дедушки или бабушки, то называете того взрослого человека, кто вам дорог.

1.- У кого есть бабушка? Назовите ее фамилию, имя.

2.- Сколько ей лет?

3.- Кем работала бабушка?

4.- У кого есть дедушка? Назовите фамилию, имя.

5.- Сколько ему лет?

6.- Кем работал дедушка?

7.- Какие подарки подарили вам на день рождения или праздники? (слайд 4)

- А теперь посмотрите, на все ли вопросы вы смогли ответить?

-  А это говорит о вашем внимательном или невнимательном отношении к своим близким, об интересе к их жизни. Не всегда вы внимательны к своим родным дедушкам и бабушкам, которые нянчили нас, помогали учить уроки, подсказывали, как правильно поступать в трудных ситуациях.

- Я знаю: вы любите своих бабушек и дедушек. Но бывает, что позволяете себе неуважительно относиться к ним, можете перебить в разговоре, не дослушать и уйти, забываете поблагодарить , позволяете себе кричать на них, капризничать.

-Я обращаюсь ко всем мальчишкам и девчонкам: любите и цените своих бабушек, будьте добрыми, чуткими к ним, не причиняйте боли своими словами и поступками! Они достойны уважения и признательности.

-Ведь эти люди, дали жизнь нашим родителям, вынесли на своих плечах тяжкие испытания войной, разрухой, голодом и выстояли в них.  

 Решение проблемных ситуаций в группах

-С уважением вы должны относиться не только к своим дедушкам и бабушкам, но и ко всем пожилым людям. Ведь рядом с нами живет много стареньких людей и они могут нуждаться в вашем милосердии, чуткости, тактичности, помощи. Давайте мы с вами решим как вам поступить в проблемных ситуациях.

Ситуация 1: У Саши дома был старенький больной дедушка. К мальчику в гости пришли друзья. Они громко включили музыку. Дедушка попросил сделать ее потише, так как ему плохо. Саша ответил:

-Дед, не мешай нам наслаждаться музыкой. Проинсценируйте, как бы поступили вы.

Ситуация 2:Бабушка лежала на диване. Вдруг у нее поднялось давление и срочно надо было выпить таблетку. Она попросила внучку Катю принести таблетки из спальни с тумбочки. Катя ответила:

- Возьми сама, я смотрю мультфильм. Проинсценируйте, как бы вы поступили.

Ситуация 3: Старушка плохо видела. Она долго стояла у перехода и не знала, как ей перейти дорогу. Тут подошел мальчик Вова. Старушка попросила помочь перейти дорогу. Вова сказал: - Старуха, а правил дорожного движения не знает! Проинсценируйте, как бы вы поступили.

 «Чем помог»

-Как тяжела старость, когда человек одинок. Мы должны проявлять к таким людям заботу и внимание. Посмотрите вокруг и увидите, что рядом с вами живут те, кто нуждается в вашем сочувствии, в вашей помощи, в добром отношении.

- Ребята, а теперь пусть каждый из вас напишет на цветной полоске, что полезного, хорошего он сделал для пожилых людей. При помощи этих полосок мы выложим очень нужное и важное слово для каждого старого одинокого человека.

( Выкладываем слово ДОБРОТА)

Проявляют заинтересованность, слушают учителя.

Проявляют заинтересованность, слушают учителя.

Проявляют заинтересованность, слушают учителя, отвечают на вопросы учителя.

Проявляют заинтересованность, слушают учителя, отвечают на вопросы учителя.

Проявляют заинтересованность, слушают учителя, отвечают на вопросы учителя.

Проявляют заинтересованность, слушают учителя, отвечают на вопросы учителя.

Проявляют заинтересованность, слушают учителя, отвечают на вопросы учителя.

П.: понимать информацию, осуществлять анализ.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учет разных мнений.

Р: Контроль , коррекция, оценка знаний

К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учет разных мнений.

П.: понимать информацию, осуществлять анализ.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учет разных мнений.

Р: Контроль , коррекция, оценка знаний

К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учет разных мнений.

П.: понимать информацию, осуществлять анализ.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учет разных мнений.

Р: Контроль , коррекция, оценка знаний

К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учет разных мнений.

П.: понимать информацию, осуществлять анализ.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учет разных мнений.

Р: Контроль , коррекция, оценка знаний

К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учет разных мнений.

П.: понимать информацию, осуществлять анализ.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учет разных мнений.

Р: Контроль , коррекция, оценка знаний

К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учет разных мнений.

Рефлексия деятельности

2 мин

«Незаконченное предложение»

-Пусть каждый из вас продолжит предложение: Я сегодня понял что…

-Я очень надеюсь и верю, что  наш классный час помог вам понять, что к пожилым людям надо относиться с добротой, пониманием, стараться помогать им. Берегите близких, относитесь уважительно к ним, окружите их теплом и заботой.

-Они   заслужили   наше   почтение   и   уважение. Ведь это наши с вами бабушки и дедушки. Старость ждет каждого из нас. Быстро идет время. Скоро и вы станете взрослыми и сильными, а ваши родители - слабыми и старенькими.  Давайте будем милосердны к старости!!! Не обижайте стариков!

Отвечают на вопросы. Поднимают руки.

Л: Адекватное понимание темы.

П: Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час-праздник: «Бабули и дедули наши дорогие!», посвященный Дню пожилых людей

  Сценарий праздничного классного часа ориентирован на детей 8 - 10 лет. Он включает много драматургических фрагментов, поэтому подготовку целесообразно начинать за полторы – две нед...

классный час Ко Дню пожилых людей

классный час Ко Дню пожилых людей...

Классный час на тему "Уважение. Как его заслужить?"

Тема урока: Уважение. Как его заслужить?Планируемые результаты:- личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных соци...

Классный час на тему: "Уважение к людям"

Цели: 1. Расширение знаний детей о понятии «уважение».2.Учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения. Развивать речевые умения. ...

классный час Разговор о важном "День пожилых людей"

воспитывать у обучающихся первых-вторых классов уважение к семейным ценностям, понимание необходимости выстраивать взаимоотношения с представителями старшего поколения на основе любви, доверия, уважен...