Классный час "Правила дорожного движения"
методическая разработка (3 класс)

Рыбакова Наталья Сергеевна

Знакомство детей с историей возникновения дорожных правил; вспомнить правила уличного движения для пешеходов, дорожные знаки; развивать умения самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravila_pdd_konspekt.docx38.3 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное общеобразовательное учреждение

«Междуреченская средняя общеобразовательная школа»

Тарского муниципального района Омской области

Классный час

Тема: «Правила дорожного движения»

                                                                                 

 

Тема: «Правила дорожного движения»

Цели: познакомить с историей возникновения дорожных правил; повторить правила уличного движения для пешеходов, дорожные знаки; развивать умения самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

Ход.

Учитель: Слайд 1

- Здравствуйте ребята. Сегодня мы собрались в этом зале поговорить о правилах дорожного движения.

      - Ребята! Слайд 2

Правил дорожных на свете немало,

Все бы их выучить вам не мешало,

Но основные из Правил движенья

Знать, как таблицу, должны умножения!!!

Ученик 1

- Все люди и большие, и маленькие, как только выйдут из дома на улицу. Сразу становятся пешеходами. Легко ли быть пешеходом?

Ученик 2

- Настоящий пешеход – это тот, кто спокойно идёт по шумному городу и по тихой дороге, кто не шарахается от автомобилей, мотоциклов и автобусов. Настоящий пешеход и сам никогда не мешает машинам и сам под машину никогда не попадёт.

Ученик 3

- Машины ездят по строгим правилам. Каждый водитель знает эти правила назубок. Шофёры учатся в автомобильных школах, ходят на уроки, сдают экзамены: Для пешеходов есть тоже правила. Если их не знать, ни за что не стать хорошим пешеходом.

Учитель:

- Сегодня мы  познакомимся с историей дороги и повторим правила пешеходов.

Учитель.

-  Отгадайте, что это? Слайд 3

Не живая, а идет,

Неподвижна - а ведет.       (Дорога) Слайд 4

Ученик 4

-  Дорога – искусственное сооружение, специально приспособленное для движения транспортных средств и пешеходов. Но как она появилась?

     Было это очень давно. Люди жили тогда в непроходимых лесах. Разводили скот, охотились, собирали мёд, ловили рыбу. Трудно было пробираться сквозь дремучие леса, но это было необходимо. И люди стали прорубать в лесах проходы. Их стали называть «путинами».  Слайд 5

Путины соединяли между собой населённые пункты, их стали называть дорогами. Много дорог в нашей стране. Проехать по всем – это всё равно, что два раза совершить путешествие на Луну и обратно.

Учитель:

-  Главное качество дороги -  это ширина и покрытие. Нам очень нравится, когда дорога широкая и ровная. Но какая она была раньше?

Ученик 4

- Когда-то давным-давно, когда ещё и в помине не было никаких машин и единственным средством передвижения были конные упряжки,     Слайд 6, 7

чтобы прохожие и кареты не вязли в грязи дороги стали покрывать твёрдым покрытием. В России первые дороги были сделаны из круглых, уложенных рядами брёвен. Представляете, как на этой дороге трясло? Главные московские улицы было решено замостить камнем в 1692 году. По царскому указу в город никого не пропускали, пока не сдадут страже три камня, не меньше гусиного яйца.  Слайд 8  Первая дорога в России появилась в 1722 году (почти триста лет назад). По приказу царя Петра I её проложили между Москвой и Петербургом. Дорогу покрыли гравием.

Учитель:

-  Сейчас дороги покрывают асфальтом. Раньше дороги называли «мостовая»? Мостовая —  твёрдое дорожное покрытие городских улиц.  Слайд 9

Ученик 5

-  Бегут дороги от города к городу, от посёлка к посёлку. Бегут по равнинам, пересекают реки, пробираются сквозь дремучие леса, вьются по склонам гор, словно паутиной покрывают землю. Подойдёт дорога к городу, расступятся перед ней дома с широкими улицами.

Учитель:   Слайд 10

-  Все дороги состоят из двух частей:  проезжей части и тротуара.

Ученик 6

-  Раньше на улицах не было тротуаров. С каждым годом становилось всё больше и больше экипажей, и росло число несчастных случаев. В 1782 году в Париже построили новое здание театра. По улицам двигалось большое количество карет и пешеходов. Кареты сталкивали, давили людей. И люди вместо театра попадали в больницу. Тогда городские власти разделили дорогу между каретами и пешеходами. Люди стали ходить по тротуару, а чтобы на тротуар не заезжали экипажи или сани, его приподняли над проезжей частью.

Ученик 7

-  Тротуар, в переводе с французского, обозначает «дорога для пешеходов». Слайд 11

Сейчас тротуары есть во всех городах и деревнях. Эта часть улицы принадлежит людям. На оживлённых улицах тротуары отделяют от проезжей части яркими ограждениями. Тротуары устраивают выше, чем проезжую часть, для того, чтобы в дождь с них быстрее стекала вода, чтобы машины случайно не заезжали на тротуар и не задевали прохожих, чтобы обезопасить пешеходов, оградить их от транспорта. В наше время трудно представить, что можно обойтись без тротуара.

Учитель:

-  Как видите из истории дороги, ещё в далёкой древности возникла необходимость разделить дорогу на две части. Но как же теперь можно перейти с одной стороны улицы на другую? Необходим командир, который будет останавливать машины и пропускать пешеходов. Слайд 12

Ученик 8 Слайд 13

С площадей и перекрёстков

На меня глядит в упор

С виду грозный и серьёзный,

Очень важный светофор.

Он и вежливый и строгий,

Он известен на весь мир.

Он на улицах широких

Самый главный командир!

Учитель:

- Раньше он назывался «семафор», в переводе с греческого языка – это значит «носитель света». Слайд 14

Ученик 9

- Свое происхождение светофоры ведут от семафоров, которые применялись на железных дорогах и имели два цвета – красный и зелёный. Такой семафор более ста лет назад был установлен на улицах Лондона. Но, чтобы не было столкновений, нужен был какой-то промежуток времени между зелёными и красными сигналами. И тогда люди придумали жёлтый цвет.

Ученик 10

- В нашей стране первый светофор появился на улицах Москвы в 1929 году. Он представлял собой круг, разделённый на три сектора: красный, жёлтый и зелёный. По кругу, как по циферблату часов, двигалась стрелка. Управлял таким светофором специально представленный к нему регулировщик. Но уже несколько лет такой светофор заменили на электрический, который действует и сегодня. Слайд 15

Учитель:

- Светофоры бывают автомобильные, пешеходные, со звуковыми сигналами, а недавно в Казани был установлен говорящий светофор, который приятным женским голосом оповещает пешеходов о начале движения. Это неоценимая помощь незрячим людям.

Ученик 11 Слайд 16

Самый строгий - красный свет.

Если он горит,

Стоп! Дороги дальше нет,

Путь для всех закрыт.

Чтоб спокойно перешёл ты дорогу,

Слушай наш совет:

Жди! Увидишь скоро жёлтый

Свет впереди.

А за ним зелёный свет

Вспыхнет впереди.

Скажет он – препятствий нет,

Смело в путь иди…

Учитель. 

- А знаете ли вы почему были выбраны именно такие цвета? Красный - цвет опасности. Он хорошо виден и днём, и ночью, и в туман, и в дождь. Зелёный цвет – резко отличается от красного. Их невозможно перепутать. Красный и зелёный – это контрастные цвета. Жёлтый цвет – промежуточный, он призывает быть внимательным.

Слайд 17, 18

Ученик :

- Дорогие ребята!

Выходя на улицу, вы становитесь ПЕШЕХОДАМИ! Поэтому нужно соблюдать Правила дорожного движения! Двигаться нужно только по тротуарам

и пешеходным дорожкам.

В местах, где движение регулируется светофором, переходить дорогу разрешается только на его зелёный сигнал.

Ученик : Слайд 19

- Прежде, чем перейти дорогу - ОСТАНОВИСЬ!

Прекрати все игры и разговоры, осмотрись по сторонам, ведь машина может быть скрыта за деревьями, высокими насыпями  или другими препятствиями!

Если машин нет, переходи, но продолжай следить за дорогой, ведь обстановка в любой момент может измениться!

Как бы ты не спешил, никогда не перебегай дорогу перед близко идущим транспортом (и не разрешай это делать друзьям!)

Ученик: Слайд 20

- Будь особенно внимателен, когда обзору мешает препятствие!

Стоящая у тротуара машина, кусты ларёк могут скрывать за собой движущийся автомобиль.

Сначала убедись, что опасности нет, и только тогда переходи.

Ученик: Слайд 21

Не обходи стоящий на остановке автобус ни спереди, ни сзади.

Подожди, пока он отъедет, и только тогда начинай переходить.

Ученик: Слайд 22

Медленно идущий автомобиль может скрывать за собой машину, движущуюся с большей скоростью.

Пропусти медленно идущий автомобиль.

Ученик: Слайд 23

Внимание!

Будь осторожен, когда выходишь из подъезда. Ведь впереди  - дорога!  

Проходя мимо арки, будь особенно осторожен! Оттуда может выехать  машина.

Ученик:  Слайд 24

Внимание! Переходи проезжую часть по пешеходному переходу!

Ученик: Слайд 25

Внимание! Помни об этом всегда и везде: игра на дороге приводит к беде!

Ученик: Слайд 26

Внимание! Не хватайся за мимо проходящий транспорт!

Ученик: Слайд 27

Внимание!

Транспорт жди подальше от проезжей части! 

Дождись, когда транспорт отъедет и только тогда переходи дорогу!

Ученик: Слайд 28, 29, 30,31,32

Внимание! Водитель велосипеда, знай и выполняй следующие правила!

Детям до 14 лет ездить по дорогам запрещается! Катайтесь по велосипедной дорожке! Кататься можно во дворах, в парках, на стадионах. Перед выездом проверь машину – всё ли в порядке? Нельзя ездить по дороге отпустив руль велосипеда!

Ученик:Слайд 33 Если тебе нет ещё 14 лет, то расскажи правила для велосипедистов своим старшим брату, сестре, друзьям и даже родителям! И не позволяй  нарушать их!

Учитель: Слайд 34  Экскурс в историю. Проект первого велосипеда предложил в 1945 году великий итальянский учёный Леонардо да Винчи. Он нарисовал со всеми современными подробностями этот двухколёсный механизм, всем известный и привычный.

Но об этом рисунке люди узнали только в конце 19 века, спустя много лет после того, как в Германии лесник Дрейз придумал в 1817 году свою модель двухколёсной тележки, которую назвали «бегунком Дрейза».

Это была деревянная машина с двумя деревянными колёсами без цепной передачи. На ней ездили, отталкиваясь ногами от земли.

Только спустя 20 лет получилась машина, которая своим устройством и внешним видом напоминала современный велосипед.

Учитель:

-  Но не только светофор нам помогает перейти дорогу.

Очень нужен он в пути,

Где дорогу перейти?

Он расскажет «что» и «как»,

Звать его …..         (дорожный знак). Слайд 35 

Учитель:

- Что такое дорожный знак?

Ученик 12

- Дорожный знак — техническое средство безопасности дорожного движения, графический рисунок, устанавливаемый у дороги для сообщения определённой информации участникам дорожного движения.

Слайд 36

Каждый из дорожных знаков

Свой совет даёт однако.

Коль собрался в дальний путь,

Ты про знаки не забудь.

В «ПДД» их очень много,

С ними легче всем дорога!

Учитель:

- Почему одни знаки красного цвета, а другие синего? Потому что красного цвета это запрещающие и предупреждающие знаки, а синего -  предписывающие знаки. Слайд 37, 38, 39, 40,

История милиции. Слайд 41

 Первые дорожные знаки были приняты в 1909 году.         Первые номерные знаки, которые крепились к каретам были сделаны из кожи. Первым жезлом была белая трость.

Учитель. Давайте подведём итог нашего занятия

- Почему появились правила дорожного движения?

- Что нужно, чтобы стать настоящим пешеходом?

- Для чего нужно быть настоящим пешеходом?

Слайд 42

1. Что в сочетании из греческого и русского слов означает «светофор»:

А) «красный, жёлтый, зелёный»

В) «сверкающие огни»

С) «носитель света»

2. Когда и где появился первый в мире светофор:

А) в 1868 году в Лондоне

В) в 1921 году в Германии

С) в 1901 году в Франции

3. Сколько цветов имеет светофор для пешеходов:

А) три цвета (красный, жёлтый, зелёный)

В) один цвет (красный)

С) два цвета (красный, зелёный)

Учитель:

Дорожные знаки – наши друзья.

Надо их помнить, а путать нельзя.

Азбуку улицы помни всегда,

Чтоб не случилась с тобою беда.

Игра «Это я, это я, это все мои друзья!»

Кто из вас идёт вперёд

Только там, где переход?

…..

Знает кто, что красный свет

Означает: ход нет?

…..

Кто из вас в трамвае тесном

Уступает взрослым место?

…..

Кто из вас, идя домой,

Держит путь по мостовой?

…..

Кто из вас летит так скоро,

Что не видит светофора?

…..

Ученик 13

Выходя на улицу,

Приготовь заранее

Вежливость и сдержанность,

А главное – внимание.

Шагая осторожно,

За улицей следи,

И только там, где можно

Её переходи!

Нельзя ходить зевая!

Нельзя считать ворон!

На дороге – все молчок!

Рот закрыли на замок!

На дороге – это ясно:

Разговаривать опасно!

Учитель:  Надеюсь, что вы будете помнить и  выполнять правила пешеходов, чтобы с вами не случилась беда, как с одним довольно странным гражданином в стихотворении «Если бы…»

Ученик:

Идёт по улице один

Довольно странный гражданин.

Ему дают благой совет:

- На светофоре красный свет,

Для перехода нет пути.

Сейчас никак нельзя идти!

- Мне наплевать на красный свет! –

Промолвил гражданин в ответ.

Он через улицу идёт

Не там, где надпись «Переход»,

Бросая грубо на ходу:

- Где захочу, там перейду!

Шофёр , гляди во все глаза:

Разиня впереди!

Нажми скорей на тормоза:

Разиню пощади!

А вдруг бы заявил шофёр:

- Мне наплевать на светофор! –

И как попало ездить стал?

Ушёл бы постовой с поста?

Трамвай бы ехал как хотел?

Ходил бы каждый как умел?..

Тогда б на улице,

Где ты ходить привык,

Невероятные дела

Произошли бы вмиг!

Сигналы, крики то и знай:

Машина едет на трамвай,

Трамвай наехал на машину,

Машина врезалась в витрину –

Всё понеслось и вкривь и вкось…

Прохожим скрыться в дом пришлось.

Ты у окна сидишь тоскуя,

Из дома выйти не рискуя.

И в школу лезешь по карнизу,

Чтоб только не спускаться книзу,

А в магазин идёшь по крыше –

Здесь безопаснее и тише…

Но нет,

Стоит на мостовой

Регулировщик-постовой,

Висит трёхглазый светофор.

И знает правила шофёр!

Учитель: итак, подведём итог нашего классного часа стихотворением «Запрещается-разрешается».

И проспекты, и бульвары –

Всюду улицы шумны.

Проходи по тротуару

Только с правой стороны.

Тут шалить, мешать народу

За-пре-ща-ет-ся! (хором)

Быть примерным пешеходом

Раз-ре-ша-ет-ся! (хором)

Если едешь ты в трамвае

И вокруг тебя народ,

Не толкаясь, не зевая.

Проходи скорей вперёд.

Ехать зайцем, как известно,

За-пре-ща-ет-ся! (хором)

Уступить старушке место –

Раз-ре-ша-ет-ся! (хором)

Если ты гуляешь просто,

Всё равно вперёд гляди.

Через шумный перекрёсток

Осторожно проходи.

Переход при красном свете –

За-пре-ща-ет-ся! (хором)

При зелёном даже детям

Раз-ре-ша-ет-ся! (хором)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по правилам дорожного движения "Знай правила движения как таблицу умножения"

классный час по правилам дорожного движения "Знай правила движения как таблицу умножения"...

Классный час по правилам дорожного движения в начальной школе "Дорожный калейдоскоп".

В игровой форме представлен материал для углубления и закрепления знаний детей по ПДД....

Тематика классных часов в начальной школе по Правилам дорожного движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

         Данная тематика классных часов позволяет учителю начальных классов вести системную работу с учащимися по Правилам дорожного движения. Особое внимание уделяется...

Классный час в 1 классе "Правила дорожного движения . Дорожные знаки"

Знай и соблюдай правила дорожного движения!...

Классный час-игра по правилам дорожного движения "Дорожный калейдоскоп".

Классный  час  "Дорожный  калейдоскоп"  состоял  из  нескольких  блоков.  Я рассказала детям  о  правилах  поведения на дороге, далее  дети ...

Классный час на тему:"Правила дорожного движения. Дорожные знаки. Светофор."

Цель: сформировать представления школьников о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам, познакомить детей с дорожными знаками.Задачи:- Образовательные:- познакомить с прави...