Классный час "И дети тоже победили в той войне"
классный час (4 класс)

Классный час приурочен к 75 летию Победы в ВОВ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект20.85 КБ
Файл дневник Тани Савичевой539.15 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий открытого  классного часа для 4 класса

 «И дети тоже

победили в той войне! »


Цель: воспитание уважения к истории и людям, участвовавшим в Великой Отечественной войне, любви к Родине, гордости за победу русского народа, патриотических чувств на ярких примерах героизма и жизни своих сверстников в годы войны.

Задачи:

Познавательные:

  • Расширить знания учащихся о событиях Великой Отечественной войны;  сохранить память о героях, погибших в Великой Отечественной войне.
  • Рассказать учащимся о роли детей в годы войны.
  • Продолжить знакомить учащихся с песнями военных лет.
  • Закрепить представления о памятных местах, связанных с Великой Отечественной войной и находящихся на территории разных государств.

Развивающие:

  • Развивать лучшие качества человека: патриотизм, гражданственность, гордость за свою Родину, стремление к миру.
  • Развивать связную, выразительную речь.
  • Развивать интерес и уважение учащихся к героическим событиям прошлого, боевой славе ветеранов.

Воспитательные:

  • Формировать чувство патриотизма, любви к Отчизне, уважения к ветеранам, гордость за земляков – участников военных действий через рассказы об историческом прошлом, стихотворения.
  • Побудить учащихся к нравственным поступкам.
  • Воспитывать доброжелательность, дружелюбие.

Форма проведения: классный час.

Метод: интерактивный.

Приемы: чтение стихотворений, рассказ, беседа, исполнение песен.

Возрастная категория: 4 класс.

Оборудование:

  • компьютер;
  • презентация в программе «PowerPoint»;
  • фотографии детей военных лет;
  • аудиозапись Юрия Левитана «Объявление о начале войны»;
  • аудиозапись Булата ОкуджавыПесня «До свидания, мальчики»
  • аудиозапись К. Орбакайте «Ах эти тучи в голубом…» 
  • видеозапись Плотниковой Елены «О той весне»

Ход мероприятия:

I. Организационный момент

На доске эпиграф:

«В те дни мы в войну не играли – 
Мы просто дышали войной» 

Учитель
Здравствуйте дорогие гости, ребята поприветствуйте наших гостей.

Как-то так сложилось, что, вспоминая ужасы Великой Отечественной войны, мы говорим об убитых солдатах, военнопленных, истреблении и унижении мирных граждан. А ведь можно выделить еще одну категорию безвинно пострадавших – дети.Из осколков памяти мы увидим другую войну, войну которую видел маленький человек.

Ученик                                                        

Двадцать второго июня, 
Ровно в четыре часа 
Киев бомбили, нам объявили, 
Что началась война. 

Война началась на рассвете, 
Чтоб больше народу убить. 
Спали родители, спали их дети, 
Когда стали Киев бомбить.

Говорит Юрий Левитан 22 июня 1941 года - Объявление о начале войны.

II. Вводная часть

Ученик

Я недавно смотрел старый фильм о войне                     

И не знаю, кого мне спросить. 
Почему нашим людям в нашей стране 
Столько горя пришлось пережить. 
Почему сыновья не вернулись домой, 
Столько жен потеряли мужей? 
Отчего девицы ранней весной 
Шли гулять без любимых парней? 

Ученик                                                        
Дети детство узнали в руинах домов,                             
Эту память вовек не убить, 
Лебеда – их еда, и землянка – их кров. 
А мечта – до Победы дожить. 
Я смотрю старый фильм, и мечтается мне, 
Чтобы не было войн и смертей, 
Чтобы мамам страны не пришлось хоронить 
Вечно юных своих сыновей. 
Учитель

Тысяча четыреста восемнадцать дней – война, 
А за ней 
Тысяча тысяч ненайденных звезд, 
Несбывшихся жизней. 
Война – 
Это жизни безумный оборот, 
Время, текущее назад, а не вперед. 
Война – это разлука, 
Война – это злейший враг человека. 

III. Основная часть

Ученик                                                    

Какими они были, солдаты 1941 года? 
Грянул 41 год, ударил огнем, 
Подпоясал мальчишек солдатским ремнем, 
А им бы еще петь, любить и быть любимыми. 
Но судьба распорядилась иначе. 

Ученик

Мальчики, еще не герои… 
Еще вас не знает страна. 
Но близится двадцать второе… 
Стоит на пороге война. 
Какими вы юными были, 
Красивыми были – когда 
Часы еще те не пробили, 
Но рядом стояла беда! ... 

Песня «До свидания мальчики»


Ученик                                                                        
Последнее мирное лето. 
На улицах песня гремит. 
И как все нарядно одеты: 
От белого солнца слепит! 
Еще ваши голуби реют, 
Садятся на старый сарай, 
И мама на кухне вам греет 
На примусе утренний чай. 

Учитель

Дети и война – понятия несовместимые. Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Те, что попали на войну, должны были расстаться с детством. Их детство – это когда сжигали, убивали и бомбой, и пулей, и голодом, и страхом, и безотцовщиной. 


Ученик                                                          

А мы не стали памяти перечить. 
И, вспомнив, дни далекие, когда 
Упала нам на слабенькие плечи 
Огромная не детская беда. 
Была беда и жесткой и метельной, 
Была судьба у всех людей одна, 
У нас и детства не было отдельно, 
А были вместе детство и война. 


Ученик        

И нас большая Родина хранила, 
И нам Отчизна матерью была. 
Она детей от смерти заслонила, 
Своих детей от смерти сберегла. 
Года пройдут, но эти дни и ночи 
Придут не раз во сне тебе и мне. 
И пусть мы были маленькими очень, 
Мы тоже победили в той войне. 

Песня «О той весне», поем плюс


Физкульт-минутка: «Мы военные» 
Мы станем все военными, Шагают на месте. 
Большими, здоровенными. Руки вытянуть вверх, опустить через 
Будем в Армии служить, стороны. Будем Родину любить. Движения повторяются. 
Сад и дом свой охранять, Наклон вперёд, смотрим в «бинокль». 
Будем мир мы защищать! Шагают на месте.

Ребята, Ваши прадедушки тоже воевали в ВОВ и все мвы готовы сказать, спасибо деду за ПОБЕДУ!

Рассказы наших одноклассников о прадедушке.

Уважаемые гости и ребята, минута молчания.

Минута молчания

Учитель

9 страниц... 9 маленьких клочков бумаги... Страшный символ войны и ленинградская школьница Таня Савичева, о которой узнал весь мир... На 9 листочках, в 42 рукописных строках - вся жуткая сущность войны. Дневник Тани Савичевой стал одним из вещественных свидетельств фашистских зверств на Нюрнбергском процессе, а сама девочка - символом мужества блокадного Ленинграда

Ученик

Таня Савичева - ленинградская  школьница, которая с начала блокады Ленинграда начала вести дневник в записной книжке. Почти вся семья Тани Савичевой погибла в период с декабря 1941 года по май 1942 года. В её дневнике девять страниц, на шести из которых даты смерти близких людей - матери, бабушки, сестры, брата и двух дядей. Сама Таня умерла уже в эвакуации. Блокаду пережили только её старшие сестра Нина и брат Михаил, благодаря которым дневник Тани уцелел и стал одним из символов Великой Отечественной войны.


Ученик  

Горнили к бою трубы полковые. 
Военный гром катился над страной. 
Вставали в строй мальчишки боевые 
На левый фланг, в солдатский строй. 
Великоваты были им шинели, 
Во всем полку сапог не подобрать, 
Но все равно в бою они умели 
Не отступать и побеждать. 
Жила в сердцах их взрослая отвага, 
В 12 лет по-взрослому сильны, 
Они дошли с победой до рейхстага – 
Сыны полков своей страны. 

Ученик                                              

Память, стой, замри – это надо! 
То из жизни моей, не из книжки! 
Из блокадного Ленинграда 
Привезли седого мальчишку… 
Я смотрела на чуб с перламутром 
И в глаза его очень взрослые! 
Среди нас он был самым мудрым, 
Поседевший от горя, мальчишка-подросток. 

Учитель

Дети блокадного Ленинграда… Они видели не только взрывы снарядов, они жили рядом со смертью, и она всем им заглянула в глаза. 


Учитель

Ленинградские дети в ту зиму разучились шалить, играть, смеяться. Ученики падали от голода У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Школьники умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе. 

Девчонка руку протянула 
И головой упала на край стола. 
Сначала думали: уснула, 
А оказалось, умерла. 
Никто не обронил ни слова, 
Лишь хрипло сквозь метельный стон 
Учитель выдавил, 
Что снова занятья после похорон. 


Под шелестом опущенных знамен 
Лежат бок о бок дети и солдаты. 
На пискаревских плитах нет имен, 
На пискаревских плитах только даты. 
Год сорок первый… 
Год сорок второй… 
Полгорода лежит в земле сырой. 

Памятники «Дети войны» (иллюстрация слайдов)

На 1 слайде читаю

Памятники детям войны – это дань уважения и памяти о тех малышах, на долю которых выпала война. Это напоминание будущим поколениям о тех, кто погиб на полях сражений, в концлагерях, в катакомбах, партизанских отрядах, кто умирал от голода. Это вечная память о тех, кому не суждено было дожить до Победы.

  • Памятник детям войны в Белгороде, Россия.
  • Памятник "Детям, погибшим в годы Великой Отечественной войны" в  Липецке, Россия.
  • Памятник "Детям, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945" в Лычково, Новгородская обл., Россия.
  • Памятник детям блокадного Ленинграда в Омске, Россия.
  • Мемориал "Тане Савичевой и детям войны посвящается" в пос. Шатки, Нижегородская обл., Россия.
  • Памятник детским жертвам войны в Лидице, Чехия.
  • Памятник "Дети войны" в Екатеринбурге, Россия.
  • Памятник "Детям войны" в Красноярске, Россия.
  • Памятник  "Детям Керчи - жертвам войны 1941-1945 г. г." в Керчи, Крым, Россия.
  • Памятник детям войны в Ульяновске, Россия.
  • Памятник "Детям войны" в Витебске, Белоруссия.

IV. Заключительная часть

Сегодня мы говорили о детях - героях. Эти девчонки и мальчишки не играли в войну:  они показывали храбрость и мужество и погибали по-настоящему. Они не были специально обученными смертниками и совершали подвиги не за награды - просто они очень хорошо знали цену таким словам, как «патриотизм», «подвиг», «доблесть», «самопожертвование», «честь», «Родина». В советское время о детях-героях писали книги, стихи, пели песни, снимали художественные фильмы. Их именами называли улицы, школы... Ведь жить - значит оставаться в благодарной памяти людей! Мы гордимся теми, кто сохранил нашу историю, наш народ, нашу страну. Ведь тот, кто не помнит своего героического прошлого, не имеет и будущего. 


Ученик                        

Пусть дети повсюду встречают рассвет 
Улыбкою ясной, спокойной. 
Давайте же скажем все вместе – нет! 
Нет, нет, нет! 
Нет – грабительским войнам. 

Ученик                                          

Чтоб снова на земной планете 
Не повторилось той зимы, 
Нам нужно, чтобы наши дети 
Об этом помнили, как мы! 

Ученик              
Я не напрасно беспокоюсь, – 
Чтоб не забылась та война: 
Ведь эта память – наша совесть. 
Она, как сила, нам нужна… 

Ученик
– Я нарисую яркое солнце!   
– Я нарисую синее небо!       
– Я нарисую свет в оконце!   
– Я нарисую колосья хлеба!   
– Мы нарисуем осенние листья, 
Школу, ручей, друзей беспокойных. 
И зачеркнем нашей общей кистью 
Выстрелы, взрывы, огонь и войны. 

(Дети собирают рисунок на ватмане)


Исполняется песня «Ах эти тучи в голубом…» 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час в 4 классе "Мы тоже победили в той войне"

Классный час к 9 мая посвящен детям войны. На него приглашены труженик тыла, бабушки учеников. В материалах классного часа используются воспоминания очевидцев событий военного времени....

Презентация к классному часу "Дети войны"

Целью данного проекта является формирование у школьников понимание того, что будущее и настоящее  невозможно без  прошлого. Поэтому надо знать и уважать историю своей страны, своей семьи.Лич...

Презентация к классному часу "Дети - герои войны" (2 - 4 класс)

Презентация для классного часа в начальной школе к 9 мая....

Классный час "И дети тоже победили в той войне"

Классный час разработан для воспитания в детях чувства патриотизма и приурочен празднованию 75 леттия в Великой Победе....

Разработка классного часа ко Дню Победы в Великой Отечественной войне

Разработка классного часа ко Дню Победы в Великой Отечественной войне. Для учащихся начальных классов....

Беседа на тему: «И дети тоже победили в той войне»

Беседа на тему: «И дети тоже победили в той войне»Цель: воспитание уважения к истории и людям, участвовавшим в Великой Отечественной войне, любви к Родине, патриотических чувств на пр...

Конспект классного часа «Они тоже сражались за Родину:четвероногие герои» 3 класс

Конспект классного часа«Они тоже сражались за Родину:четвероногие герои»Тема: «Они тоже сражались за Родину:четвероногие герои»Цели: Формирование у школьников патриотической по...