Воспитательный час "Мы выбираем - Толерантность"
методическая разработка

Бадмаева Инга Александровна

Беседа - тренинг

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda-trening.docx212.52 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательный час

(Беседа-тренинг)

http://storage.inovaco.ru/media/project_smi3_721/4f/a2/e4/f2/11/30/tolerantnost.png

Подготовила Бадмаева И.А.

             Тема: «Мы выбираем - Толерантность»

Цель: формирование толерантного отношения учеников, уважение прав, индивидуальности и неповторимости других людей.
Задачи:
- расширить представление о толерантной личности, попробовать стать более лояльным по отношению к друг другу;
- расширить знания учеников о взаимоотношениях детей;
-научить находить в людях и в самом себе то, что помогает людям быть толерантными, через упражнение «Жемчужина в раковине»;
-развивать речь и умение мыслить, через тренинговые упражнения;
-развивать умении формулировать и высказывать свое мнение, владеть собой, уважать мнения других, через психологические приемы;
-воспитывать уважительное отношение к друг другу;
-воспитывать чувство толерантности к окружающим людям

Оборудование:
- бумага, фломастеры, шариковые ручки,
- шаблоны «человечек»,   листочки, круги

Форма проведения: беседа-тренинг

Ход занятия.

I. Организационный момент (приветствие, настрой на занятие)

Воспитатель:

-Итак,  ребята, я вижу ваши умные глаза, доброжелательные взгляды и надеюсь, что наше общение будет плодотворным и приятным.

 Сегодня я хочу поговорить с вами о чем-то очень важном.

 Посмотрите, на столе у вас лежат фишки и листочки. Они нам понадобятся во время нашей беседы. Когда, я скажу. Пока давайте не будем обращать на них внимание.


Игра «Какой Я?»

Сейчас я хочу предложить вам выполнить одно упражнение. По очереди назовите свое имя и присущее вам качество.

2.Актуализация знаний.

-Сейчас каждый из вас называл своё имя и принадлежащее ему качество. Почему эти качества были так разнообразны? (все люди разные).

Действительно, все люди разные. У каждого свои положительные и отрицательные качества.

Два человека в нашем классе сказали, что они добрые. А они одинаково добрые? (нет)

Доброта тоже бывает разная. У каждого человека своё представление о добре и зле.

Упражнение «НАРИСУЙ ЧЕЛОВЕЧКА»

Все ученики получают шаблон человека. На основе этого шаблона они рисуют себя, добавляя свои индивидуальные особенности. (слайд4) Затем следует обсуждение.

- Что общего у всех человечков? (голова, руки, ноги....)

- Чем они отличаются? (одеждой, цветом волос, прической, цветом глаз.)

Воспитатель:

-Итак, каждый человек - это индивидуальная личность.

-Мы все живем в обществе. Вокруг нас миллионы, миллиарды людей. Каждый день мы видим множество новых, незнакомых лиц. Кого-то замечаем в толпе, а кого-то нет. Мы не задумываемся, что каждый из нас уникален, нет абсолютно одинаковых людей.

У каждого из нас свои интересы, принципы, желания, цели. Каждый из нас выглядит по-разному, по-разному одевается, по-разному разговаривает. Все имеют что-то свое, неповторимое. (слайд 5)

Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, должны жить и понимать друг друга. Существует такое красивое слово ТОЛЕРАНТНОСТЬ. Как вы его понимаете? (слайд 6)

2. Буквенный анализ понятия «Толерантность».

Воспитатель:(слайд7)
-Давайте попробуем вспомнить, что означает понятие толерантность, путем проведения буквенного анализа данного слова:

Т

О

Л

Е

Р

А

Н

Т

Н

О

С

Т

Ь

 терпение
ответственность
любовь
единство
радость
активность
надежность
товарищество
нравственность
общение
сострадание, сотрудничество, справедливость
терпимость



-У этого определения ТОЛЕРАНТНОСТЬ есть своя история. На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличился тем, что при разных правительствах, оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, уважительно относился к людям, искал решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. С именем этого человека и связано понятие «толерантность». (слайд3)

- Как вы поняли, что такое толерантность? ( Ответы детей)

 Толерантность – это умение жить в мире и согласии со всем миром.

- Каждый человек - это отдельный мир, со своими чувствами и эмоциями. Было бы очень здорово, если бы все люди относились друг к другу терпимее, не наносили боль и вред другим.

- Быть толерантными – это значит быть терпимыми и терпеливыми к тем людям, которые чем-то от нас отличаются.

- Быть толерантным - означает уважать других, невзирая на различия.

- Это значит, быть внимательным к другим.

16 ноября отмечается Международный день толерантности. Его создали для того, чтобы снизить в последнее время по всей планете случаи проявления насилия, терроризма и экстремизма. Символом дня толерантности является радужный флаг.

-Я прочитаю вам стихотворение о толерантности.

Что такое толерантность?

Доброта, любовь и смех.

Что такое толерантность?        

Счастье, дружба и успех.

Если каждый друг к другу будет терпим,

То вместе мы сделаем толерантным наш мир!

Что такое толерантность?

Счастье, дружба и успех.

Труд и вежливость – в почете!

Умный, честный, чистоплотный,

Ценит дружбу и друзей.

Смелый, ловкий и веселый,

Не обидит малышей.

Аккуратный, чуткий, скромный, бережет природу, честь.

Эти качества достойны

Толерантными их счесть.

Если каждый друг к другу будет терпим, то вместе

мы сделаем толерантным наш мир!

Упражнение – релаксатор «Хорошие слова для друга».


- Ребята, на кругах нарисуйте смайлик и напишите своему соседу по парте что-нибудь хорошее о нем. Например: Спасибо за то, что ты такой добрый и внимательный друг. Мне нравится, как ты смеешься и шутишь. Ты здорово помогаешь другим.
- Сохраните эти комплименты на память, чтобы получать удовольствие, перечитывая их всякий раз, когда вы засомневаетесь.


Решение проблемной ситуации.

- Подумайте, а все ли мы обладаем качествами толерантной личности? (Нет, часто ссоримся)

-Из - за чего разгораются конфликты? (Невозможность получить то, что хочется или необходимо; различные точки зрения на один на один и тот же вопрос.)

-Можно ли мирно жить и не ссориться? Как это сделать?

(ДА, нужно проявлять уважение к одноклассникам. Относится ко всем людям, как относимся к самим себе.)

б)Анализ ситуаций.

- Давайте все вместе проанализируем такие ситуации.

Ситуация 1. В класс пришёл новенький ученик. В первые два дня он успевает получить три двойкиКто-то говорит, что он «двоечник», не будем с ним дружить. Как поступите вы?

Ситуация 2.

Твой друг-одноклассник попросил у тебя тетрадь, переписать недописанное на уроке с доски и испачкал её. Учитель взял  тетради на проверку. Предположите развитие событий. Как себя поведёшь ты? Твой друг?

Ситуация 3.

Твой одноклассник взял у тебя телефон поиграть на 15 мин. и не отдаёт уже час. Стоит ли напомнить  ему об уговоре  или лучше промолчать?

Упражнение «Камушек в ботинке». (слайд9)
Выходят дети 1 или 2 человека по желанию. Воспитатель предлагает им положить в обувь «камешек» (можно использовать ластик). Учащиеся пытаются, взявшись за руки пройти перед классом. ( Не получается)


Воспитатель:
- Скажите, а что вам мешает красиво пройти. (Камешек) 
-У многих людей тоже есть своеобразные «камешки», которые мешают им. Найдите в себе то, что мешает жить в мире с самим собой и с окружающими людьми (гнев, страх, робость, злость, трусость, болтливость, лень, грусть) Запишите на листочках…. 
-Теперь сверните листок и выбросите в черную коробку. Когда будете класть листок в коробку, представьте, что вы навсегда прощаетесь с этим качеством. У вас его теперь нет. (Коробка выставляется за дверь).  Мысленно «про себя» скажите самому себе «Я больше не … и то качество, с которым вы расстались (не болтливая, не ленивая, не боюсь, не ленюсь, не злюсь…)
- Теперь вам ничего не будет мешать общаться с другими людьми.
- Как вы думаете, откуда берет своё начало способность быть толерантным. Где мы в первую очередь должны учиться быть толерантными? ( В семье)

-Толерантность начинается с семьи.

- Послушайте внимательно китайскую притчу «Ладная семья»

«Ладная семья».
Жила – была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возродилась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что – то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
Любовь  Прощение Терпение
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? – Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.

Воспитатель:

- Какие три слова стали законом в семье, где царили мир и согласие?

 - Какими качествами обладает ваша семья? Продолжите фразу

«В моей семье …»

(В моей семье  все терпимые и терпеливые; здоровые, добрые, любящие; уважающие, понимающие, поддерживающие друг друга; окружающие друг друга заботой;

 внимательные, отзывчивые, интересующиеся планами и заботами друг друга;

 успешные, независимые, счастливые.)

Наш класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы у нас всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание. Не было ни ссор, ни ругани.


V.Рефлексия.

-Сегодняшнее занятие я хочу закончить хорошим мероприятием. У нас в классе есть дерево - дерево нашего класса. Давайте «оденем» дерево . У вас на столах есть заготовки листочков. Напишите на листочке по одному толерантному качеству и приклейте листок на дерево.

-Это дерево мы поместим в классном уголке. Как вы думаете для чего? (Оно будет нам напоминать о том, что толерантным быть необходимо)


- В заключение хочу прочитать слова писателя
 М. М. Рощина «Попробуйте не наступить, а уступить. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не орать, а выслушать. Не разорвать, а склеить».(слайд11)

- Ребята, кто недавно ссорился с одноклассниками, можете сейчас протянуть руку и помириться?

- Одним словом, «Мы выбираем - Толерантность», вот тогда вы будете толерантной личностью, а наш коллектив будет сильным, дружным, сплоченным. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мы выбираем толерантность!

Цели:1.     Ввести и закрепить определение термина “толерантность”;2.     формировать толерантное и уважительное отношение к одноклассникам;3....

Целевой воспитательный проект по толерантному воспитанию « Астрахань многонациональная» ( для учащихся 1 – 11 классов)»

Взаимное уважение и добрососедские отношения между различными народностями издавна заложены в традициях Астраханского края. Основы такого содружества воспитаны в нас нашими родителями. А что лично мы ...

Классный час в 4 классе "Мы выбираем толерантность"

Цель: формирование уважительного отношения к другим людям, признание различий и индивидуальности каждого. Способствовать формированию таких ценностных ориентиров, как дружная семья, дружный класс...

Классный час «Мы выбираем толерантность» 3 класс

Классный час «Мы выбираем толерантность» 3 класс...

КЛАССНЫЙ ЧАС "МЫ ВЫБИРАЕМ - ТОЛЕРАНТНОСТЬ"

КЛАССНЫЙ ЧАС РАЗРАБОТАН ДЛЯ 3 КЛАССА...

Классный час «Мы выбираем толерантность»

Цели:1.     Ввести и закрепить определение термина “толерантность”;2.     формировать толерантное и уважительное отношение к одноклассникам;3....

Внеклассное мероприятие "Мы выбираем толерантность!

. Важным условием для развития гармоничной личности каждого обучающегося является воспитание толерантного отношения к другим. В настоящее время наиболее актуальна проблема толерантности в общении межд...