Развитие устойчивого педагогического такта с родителями (из опыта работы)
методическая разработка (4 класс)

Что такое конфликт? 
 
В зависимости от результатов решения конфликтных ситуаций, их можно обозначить как  деструктивные или конструктивные. Итогом деструктивного столкновения является неудовлетворение одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание.
Конструктивным  является конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, остались удовлетворены его результатом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty_.docx25.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное  общеобразовательное учреждение

«Специальная школа №78»

«Самое сложное в работе с детьми –

это работа с их родителями».

Развитие устойчивого педагогического такта с родителями (из опыта работы)

 


 

Составитель:

учитель начальных классов

Золотарева Н.А.

Новокузнецк

         

Что такое конфликт? 

В зависимости от результатов решения конфликтных ситуаций, их можно обозначить как  деструктивные или конструктивные. Итогом деструктивного столкновения является неудовлетворение одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание.

Конструктивным  является конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, остались удовлетворены его результатом.

Пример  педагогической ситуации (конфликта):  смена образовательного маршрута воспитанника в начальной школе.

Решение  данной  педагогической  ситуации (конфликта)  учителя с родителями  ученика:

Основной  целью  учителя  в данной ситуации с родителем  ребенка состоит в объединении усилий учителя и родителей в деле решения трудностей обучения ученика.

Родители, чьи дети обучаются в классах с легкой интеллектуальной недостаточностью, не хотят понять и принять, что их ребенок по мнению педагога должен обучаться в классах ТМНР.  Но учителю необходимо сохранять профессиональную позицию, нацеленность на интересы воспитанника.

Данная ситуация на начальной ступени была деструктивной и затяжной. Родители даже слышать не хотели ничего о переходе в другую  параллель. Совместно с психологом было принято решение: дать родителям время на осмысление этой ситуации.  В первую очередь возможность  родителям выговориться (выслушать монолог в котором будут высказаны претензии к школе и лично к учителю). При общении с родителями учитель должен  выдерживать уважительный тон, ни в коем случае не включаясь в дискурс взаимных обвинений и не переходя на личности. Самое главное отметить  положительные стороны дальнейшего обучения.  Вести разговор в духе партнерства и сотрудничества, предлагая совместно выработать стратегию помощи ребенку.

Учитель обязательно должен понять   переживания отца и матери своего ученика, чтобы избежать дальнейшего противостояния с родителями. И проявить сдержанную доброжелательность, открытость. Можно озвучить состояние собеседника: «Я вижу, что Вы переживаете…, рассержены…, в растерянности…».   Сказать коротко и о своих чувствах: «Меня беспокоит, что ребёнок… Я переживаю за его дальнейшее развитие, судьбу…и т.д.»  Таким образом, поддерживать общение на равных позициях с родителями.   Это покажет, что вы его понимаете.

Но, при этом (в нашем случае) продолжалась работа с родителями: периодически проводили совместно с психологом беседы и консультации с родителями о поведении воспитанника на уроках, переменах, общении с одноклассниками, о БУД предметных результатов и т.д. Проблема в том, что согласно ФГОС мы не имеем право без согласия родителей менять образовательный маршрут  обучающемуся, если даже он не способен обучаться по программе АООП (вариант 1).  Так, в нашем случае,  ребенок закончил 1 класс. Во 2 классе работа с родителями продолжалась. И родители уже сами стали видеть, что их ребёнок не справляется с программным материалом и степень адаптации в классе – тяжёлая. Постепенно деструктивный  конфликт перешел в конструктивный. Во втором полугодии 2 класса (в феврале)  состоялось школьное ПМПК, куда пригласили родителей. Родителям были представлены результаты  контрольно - диагностического материала и  Карта развития воспитанника, где хорошо прослеживались его предметные результаты (не достигнуты почти по всем предметам). В 3 четверти ребенок переведен на индивидуальную программу обучения и индивидуальный график посещения занятий. И только в конце 2 класса родители согласились изменить образовательный маршрут ребенку. 

Вывод: Как же конструктивно разрешить подобные недовольства? При возникновении конфликтной ситуации в школе важно разобраться в ней спокойно, реально, без искажения посмотреть на вещи. Обычно, все происходит иным образом: конфликтующий закрывает глаза на собственные ошибки, одновременно ищет их в поведении оппонента (что и происходило изначально в данной ситуации с родителями). Когда ситуация трезво оценена и проблема обрисована, учителю проще найти истинную причину  конфликта с  родителем, оценить правильность действий обеих сторон, наметить путь к конструктивному разрешению неприятного момента.

Итог:  Как же  работать с "трудными" родителями учеников?

На самом деле в этом вопросе кроется подтекст. Мне кажется, он такой: "Как мне сделать свою производственную жизнь простой, бесконфликтной и приятной?"  Пытаться делать это, уважаемые коллеги, разумеется, можно. Но сделать такое в реальной жизни, наверное, не всегда. Любая работа требует усилий, энергии, отдачи.  И главное, любую работу, чтобы она была сделана, надо просто делать. Постоянно делать и всё!
Я уверена, превратить родителей учеников в своих соратников и помощников можно собственным спокойствием и интеллектом, своей образованностью (именно образованностью, а не образованием!) и компетентностью, своим профессионализмом и знанием дела, а ещё своим оптимизмом, юмором и просто благородством души. Такова уж наша учительская судьба — продолжать учить детей и просвещать их родителей всегда.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование и внедрение методов и форм работы по выявлению, обучению, развитию, воспитанию и поддержки одарённых детей (из опыта работы)

Каждый учитель знает, с каким трудом усваивают дети таблицу умножения. Как ускорить и облегчить процесс запоминания? Что сделать, чтобы на нас работал, великий волшебник – интерес? Ведь перед на...

"Формы работы с родителями" (из опыта работы)

Формы работы с родителями постоянно меняются. Традиционные формы работы, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам, утратили свое значение из-за малой их эффективности, из-за недостаточн...

Работа с родителями. Из опыта работы.

Материал полезен для учителей и родителей учащихся начальных классов....

Работа с родителями. Из опыта работы (презентация).

Материал полезен для классных руководителей начальных классов....

Использование современных педагогических технологий на уроке (из опыта работы учителя начальных классов)

Современные образовательные технологии (СОТ) способствуют повышению, качества образования, ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, академическую м...

Работа с родителями. Из опыта работы.

Данная статья поможет начинающему молодому педагогу, а также учителям с небольшим опытом работы. В ней рассказывается о формах работы с родителями с первого учебного дня до окончания ребенком начально...