Статья воспитателя ГПД на тему: "Взаимодействие воспитателя и по литературному чтению и развитию речи"
статья

Слесаренко Алена Игоревна

Статья воспитателя ГПД на тему: "Взаимодействие воспитателя и по литературному чтению и развитию речи"

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Слесаренко Алена Игоревна воспитатель ГПД в ГБОУ гимназии 528 Невского района

Статья воспитателя ГПД на тему: "Взаимодействие воспитателя и по литературному чтению и развитию речи"

Считаю данную тему актуальной и очень важной, так как основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь, в то же время к сложностям, которые сегодня диктует современная среда. Это возможно в том случае, если знания и умения сформированы в процессе высокой заинтересованности учащихся. С каждым годом детей всё труднее заинтересовать ,они все равнодушнее относятся к учебе и особенно к чтению. В связи с этим необходимо постоянно вести поиск эффективных форм и методов обучения и воспитания, которые способствовали бы активизации учебной деятельности, формированию познавательного интереса к чтению.

Я поставила перед собой задачи: изучить теоретические основы формирования и развития познавательного интереса младших школьников к чтению; выявить особенности использования дидактических игр и заданий на внеурочных занятиях литературного чтения, проведения внеклассных занятий по литературному чтению.

Я стараюсь развивать в детях интерес к чтению, постоянное стремление к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. И, здесь на помощь должно прийти чтение, как вид познавательной деятельности. При этом дети испытывают эмоциональный подъем, радость от удачи, если в процессе поиска информации им удаётся найти ответы на поставленные перед ними вопросы. Всегда рекомендую воспитанникам сначала обратиться к поиску информации через чтение.

Чтобы ребенок успешно освоил начальную программу образования, он должен читать, обсуждать прочитанное, выдвигать свою точку зрения на прочитанное. Поэтому очень важно развивать привычку читать, обсуждать прочитанное, анализировать тексты. Свои занятия стремлюсь строить так, чтобы чтение могло расширить кругозор, развить любознательность и пытливость, тренировать внимание, воображение, память, мышление. Все эти познавательные процессы приобретают активность именно благодаря чтению. Здесь мне на помощь приходят разные формы и методы проведения занятий для стимулирования детей к чтению. Это и групповые, и игровые, и ролевые, практико-ориентированные, и проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы занятий. Использование их позволяет проводить работу в нескольких направлениях по развитию ключевых компонентов познавательной и читательской деятельности воспитанников.

Особую роль в развитии читательской компетенции , и как следствие любви к чтению, играет эффективный метод – метод проектной деятельности, который с успехом применяю в своём классе. Я применяю метод проектного обучения, так как он стимулирует самостоятельность обучающихся, их стремление к самовыражению, формирует активное отношение к окружающему миру, способствует сопереживанию и причастности к нему.

В 2016-2017 гг. дети защитили 2 проекта именно по направлению «Литературное чтение». Оба проекта были связаны с устным народным творчеством . Результатом первого проекта была совместная детская работа по видам устного народного творчества. Результатом второго проекта было создание Карты былинного мира и создание календаря «Памятники русским богатырям». В ходе выполнения обоих проектов ребята продемонстрировали не только любовь к чтению, как таковому, сколько познавательную деятельность в сборе, анализе информации, что является на сегодня неотъемлемой частью ФГОС. Данная форма работы позволяет выявить в детях также интерес к истории своей страны , её героев, воспитывать в детях любовь к своей стране ,вырабатывать чувство патриотизма и гордости за свой народ. По теме устного народного творчества мной создан дистанционный курс обучения « Устное народное творчество» на сайте школы № 593,который призван облегчить изучение данной темы и создать представление о видах устного народного творчества.

Также, на внеурочных занятиях по литературному чтению часто прибегаю к дискуссиям для обсуждения того или иного произведения, т.к. считаю, что ученики не должны бояться высказывать своё мнение, даже если оно окажется ошибочным, ведь ошибка – путь к творчеству. Заметила ,что любовь к чтению можно привить у детей, если сам проявляешь такую любовь. Для этого создала собственную мини-библиотеку в классе, которая периодически пополняется как мной, так и детьми. Дети с удовольствием меняются книгами ,приносят из дома энциклопедии, словари, родители по просьбе детей находят материал в интернете, являются постоянными читателями школьной библиотеки.

Считаю это ещё одним способом развития интереса к чтению.

При проведении занятий я использую мультимедийные презентации, что позволяет на них реализовать принципы доступности, наглядности. С помощью мультимедийных презентаций легко акцентировать внимание обучающихся на значимых моментах излагаемой информации. В литературном чтении часть презентации всегда посвящена биографии того или иного поэта, писателя .

Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов делает занятие интересным. Презентации применяю на различных этапах занятия: при изучении и закреплении учебного материала, для проверки правильности выполнения самостоятельного задания. Использование презентации на внеурочных мероприятиях позволяет сформировать учебно-познавательную и коммуникативную образовательные компетенции, что соответствует требованиям ФГОС. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Занятия с использованием ИКТ становятся привычными для воспитанников начальной школы, а для учителей и воспитателей становятся нормой работы. Это, на мой взгляд, является одним из важных результатов инновационной работы в практике работы воспитателя ГПД.

Ещё одним способом взаимодействия с учащимися считаю творчество. Творчество помогает мне наполнить мир учеников положительным и прекрасным. Творчество безгранично, оно присутствует везде. В творчестве может раскрыться каждый ребенок, потому что оно разнообразно. Оно создает благоприятную эмоциональную атмосферу. В творчестве легче создать ситуацию успеха. Творчество создает право на выбор. В творческом процессе легче и интереснее учиться. Творчество нацеливает ученика на самопознание, самовыражение, саморазвитие, формирует желание двигаться вперед.

За 2016-2017 год мои воспитанники не только поучаствовали в разных творческих и литературных конкурсах, но и смогли завоевать призовые места. Отрадно то, что дети с удовольствием участвуют не только в художественно-прикладных конкурсах, но и в конкурсах по изучению литературы и русского языка.

Одним из эффективных средств развития интереса обучающихся к чтению считаю игру. Поддерживаю интерес детей к учёбе через учебно-познавательные игры. Игра выступает как мотив радости в учении. В процессе игры на занятиях учащиеся незаметно для себя выполняют задания различной трудности. Она стимулирует воображение и фантазию детей, а воображение является основой всякой творческой деятельности, именно оно даёт импульс творческому процессу, именно через воображение лежит путь к нахождению интуитивных решений.

Большое внимание в своей работе уделяю индивидуальной форме организации внеучебной деятельности учащихся как сильных, так и слабых, предлагая дифференцированные задания. И тогда каждый ребенок чувствует свою значимость. Реализуя принцип индивидуального подхода к занятию , использую различные формы организации внеучебной деятельности : коллективные;  групповые; индивидуальные; работу в парах.

Огромную роль в развитии читательской компетенции, с моей точки зрения, играет внеклассное чтение. На этих занятиях дети с удовольствием слушают моё чтение , как учителя .

Большую помощь и поддержку в работе мне оказывает руководство и педагогический коллектив школы, помогает в создании условий для повышения качества труда. Представители администрации периодически посещают внеклассные мероприятия, дают полезные рекомендации, что помогает в решении учебно-воспитательных задач. В школе проводятся педсоветы по знакомству с новыми технологиями и внедрению их в практику работы, по эффективности и совершенствованию урока и внеурочного занятия, по технологиям здоровьесбережения , проходят открытые уроки и открытые внеклассные мероприятия, на которых каждый педагог старается поделиться своим ценным опытом и творчеством. Неоценимую помощь в моём развитии ,как педагога, играют семинары и конференции. Последняя конференция от корпорации «Российский учебник» предоставила много полезной, необходимой в работе информации ,такой как международный социальный проект о чтении художественной литературы «Страна читающая»,в котором уже не раз не только поучаствовали, но и победили учащиеся моего класса.

И в заключении могу сказать, что только сочетание разнообразных методов стимулирования и мотивации могут обеспечить успешность каждого школьника в обучении. С целью повышения своей квалификации изучаю научную и методическую литературу, знакомлюсь с опытом коллег по данному вопросу, активно использую в своей работе интернет-ресурсы.

Наша жизнь продолжает стремительно меняться, идут изменения и в образовании. Как учитель и воспитатель, я должна реагировать на эти изменения. На данном этапе своей педагогической деятельности я вывела для себя такое, на мой взгляд, важное правило современного учителя и воспитателя. Я, учитель и воспитатель, а это значит мне нужно постоянно учиться самой ,нельзя стоять на месте, нужно искать и узнавать новое, внедрять новые идеи и методы в работу, нужно идти вперед в ногу со временем, уважая старые традиции, не боясь нововведений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема самообразования "Взаимодействие учителя и обучающихся на уроках литературного чтения и развития речи по ФГОС НОО"

Образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребёнка и формирование способности учащихся к самообразованию. Важнейшим приоритетом начального ...

Взаимодействие учителя и обучающихся на уроках литературного чтения и развития речи по ФГОС НОО.

Тема: Взаимодействие учителя и обучающихся на уроках литературного чтения и развития речи по ФГОС НОО            Образовательный процесс в соврем...

Доклад на тему: "Взаимодействие учителя и обучающихся на уроках литературного чтения и развития речи по ФГОС НОО"

Образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребёнка и формирование способности учащихся к самообразованию. Важнейшим приоритетом начального ...

Выступление на ШМО учителей начальных классов «Взаимодействие учителя и обучающихся на уроках литературного чтения и развития речи по ФГОС НОО»

Выступление на ШМО учителей начальных классов «Взаимодействие учителя и обучающихся на уроках литературного чтения и развития речи по ФГОС НОО»...

Взаимодействие учителя и обучающихся на уроках литературного чтения и развития речи по ФГОС НОО

Взаимодействие учителя и обучающихся на уроках литературного чтения и развития речи по ФГОС НОО...

Взаимодействие воспитателя и обучающихся на внеурочных занятиях по литературному чтению и развитию речи

Статья о развитии речи и познавательных способностей через восприятие литературных произведений....

«Взаимодействие учителя и обучающихся на внеурочных занятиях по литературному чтению и развитию речи ».

Я, учитель, а это значит мне нужно постоянно учиться самой ,нельзя стоять на месте, нужно искать и узнавать новое, внедрять новые идеи и методы в работу, нужно идти вперед в ногу со временем, уважая с...