ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья

Валеева Фарида Минвагизовна

  Формирование российской идентичности – значимый социальный эффект образования.   Школа призвана создавать высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального  народа России. Младший школьный возраст наиболее подходящий период для воспитания общечеловеческих ценностей и качеств личности. Это время, когда чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношения к окружающему миру. Моя модель структуры российской идентичности обучающихся класса включает следующие компоненты: когнитивный, эмоционально-ценностный, деятельностный. Ключевым условием, определяющим особенности гражданской идентичности, я считаю, деятельностный. Цель моей деятельности заключается в создании условий для формирования российской идентичности, патриотического сознания и гражданского поведения обучающихся через выстраивание взаимодействий с социальными партнёрами. Задача:  работать так,  чтобы  у моих учеников было достойное образование, хорошее здоровье, физическая  морально-психологическая подготовка к защите Родины, чтобы дети усвоили главное, что любовь к Родине – это проявление патриотизма, а защита Отечества – это долг и обязанность патриота.   компонент (поведенческий – гражданская активность)  Формирование гражданственности и гражданской идентичности осуществляется и через участие детей в органах детского самоуправления. В моей работе особое место в воспитании чувства патриотизма и гражданственности учащихся занимает проектно-исследовательская деятельность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_osnov_grazhdanskoy_identichnosti.doc173 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

 В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Более 25 лет я работаю с детьми. Это годы поисков,  раздумий, колебаний и открытий.  В разнообразии точек зрения, подходов к воспитанию я выбрала важное для себя, определила собственную позицию, своё жизненное кредо.  Кредо означает «верю».   Во что верю я?

Я верю, что государству нужны здоровые,  мужественные,  смелые,  инициативные,  дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости,  стать на его защиту. Я верю, что в настоящее время воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству, чувства ответственности и долга перед Родиной – первоочередная государственная задача, обозначенная в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, в Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Система образования в прямом смысле слова образует личность, передаёт новым поколениям ценности нации. Формирование российской идентичности – значимый социальный эффект образования.   Школа призвана создавать высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального  народа России. Эта установка является важнейшей задачей в моей работе.

Ошибочно думать, что формирование гражданской идентичности доступно только старшеклассникам. Уже в раннем возрасте дети начинают усваивать ценности того общества, в котором живут.   Младший школьный возраст наиболее подходящий период для воспитания общечеловеческих ценностей и качеств личности. Податливость, известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию, уважение и огромный авторитет классного руководителя начальных классов, его личностная позиция, создают благоприятные предпосылки для успешного воспитания. Это время, когда чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношения к окружающему миру.

       Какова же моя миссия классного руководителя?  Что я могу дать детям?

  Моя модель структуры российской идентичности обучающихся класса включает следующие компоненты: когнитивный, эмоционально-ценностный, деятельностный.

Выделю требования к результатам каждого компонента формирования гражданской идентичности в начальной школе.

Когнитивный компонент:

  • Сформировать   историко - географический   образа   России   –

представление о территории и границах России, ее географических особенностях; знать историю и географию края, его достижения и культурные традиции;

  • Иметь представление о социально-политическом устройстве России, ее государственной организации, знать государственную символику

(герб, флаг, гимн), государственные праздники; 

  • Знать основные права и обязанности гражданина, соответствующие возрастному статусу учащегося в обществе;
  • Знать о своей этнической принадлежности, национальных ценностях, традициях, культуре;
  • Знать основные моральные нормы.

Эмоционально-ценностный компонент:

  • Иметь чувство патриотизма и гордости за свою страну; уважать
  • историю;
  • Обладать эмоционально положительным принятием своей этнической идентичности;
  • Уважать другие народы России, иметь межэтническую толерантность;
  • Уважать личность и ее достоинство; нетерпимость к любым видам насилия;
  • Следовать моральным нормам и гордиться этим, испытывать чувство стыда и вины при их нарушении.

Деятельностный компонент:

  • Участвовать в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских общественных организациях);
  • Выполнять нормы и требования школьной жизни, пользоваться правами и выполнять обязанности ученика;
  • Выполнять моральные нормы в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
  • Участвовать в общественной жизни, ориентироваться в событиях,

происходящих  в стране и мире; посещать театры, музеи, библиотеки; следовать здоровому образу жизни.

Ключевым условием, определяющим особенности гражданской идентичности, я считаю, деятельностный  компонент (поведенческий – гражданская активность).    На мой взгляд, смысл образования в том и состоит, чтобы учить для жизни,   растить не только хорошо информированных людей, но и нравственных, ответственных, добропорядочных граждан. И я выбрала главным направлением своей деятельности, как классного руководителя, воспитание действенного патриотизма.  При этом действенность рассматривается как воспитание активной социальной личности, готовой и способной к действиям и поступкам во благо Родины.

Определяя патриотизм как любовь к Родине, я даю молодому поколению возможность прикоснуться к памятным страницам истории Отечества, своего региона, рода, семьи. Гражданственность подпитывается патриотизмом. И если патриот искренне интересуется историей своей страны. То гражданин знает свои обязанности перед ней. Определенность этих понятий даёт мне ориентир, указывающий на то, зачем и как воспитывать.

  Я убеждена, что качественно обеспечить гражданско – патриотического воспитание детей, замкнувшись в рамках своего класса, невозможно. Для того чтобы российская идентичность стала не мечтой, а реальностью надо открываться для сотрудничества, искать партнёров в социуме, расширять воспитательное пространство через привлечение их интеллектуальных, кадровых, материальных ресурсов и организовать совместную деятельность обучающихся, родителей и социальных партнёров по формированию и воспитанию у подрастающего поколения таких базовых национальных ценностей, как гражданственность, толерантность, справедливость, милосердие, честь, достоинство.

Цель моей деятельности заключается в создании условий для формирования российской идентичности, патриотического сознания и гражданского поведения обучающихся через выстраивание взаимодействий с социальными партнёрами.

Задача:  работать так,  чтобы  у моих учеников было достойное образование, хорошее здоровье, физическая  морально-психологическая подготовка к защите Родины, чтобы дети усвоили главное, что любовь к Родине – это проявление патриотизма, а защита Отечества – это долг и обязанность патриота.  

     Чтобы дойти до цели, нужно, прежде всего, идти… (идти дорогою добра и сеять разумное, доброе, вечное…) Я поняла, что гражданско-патриотическое воспитание будет осуществляться оптимально, если:

- оно будет осуществляться через совместную деятельность взрослых и детей;

- если при этом взрослые дадут ребёнку более самоценные виды деятельности и лучшими методами передадут средства и способы познания;

- если образовательная деятельность ребёнка будет постепенно усложняться в связи с усложнением качеств личности, воспитываемых в результате этой деятельности;

 - если влияние макросреды воспитатели будут вести через облагораживание микросреды (контактного коллектива, семьи, микрарайона).

    Счастливый здоровый, окружённый заботой ребёнок не тянется к негативу, не способен совершать правонарушение.

Взаимодействие с разными субъектами воспитания в создании условий для развития и саморазвития воспитанников:

  • Взаимодействие семьи и школы (оказание помощи в разработке плана воспитательной работы, проведении социально значимых акций и проектов; финансовая деятельность; решение бытовых проблем класса).
  • Взаимодействие с узкими специалистами школы: психолог (решение узких проблем в преодолении трудностей в общении со сверстниками и взрослыми людьми), врач, библиотекарь.
  • Взаимодействие с социальными партнёрами (Внешкольные детские учреждения,  учреждения культуры: кино, театры, музеи, библиотеки …)

     Формы работы с учащимися:

  • классные часы
  • проектно-исследовательская деятельность
  • встречи с ветеранами
  • праздники
  • акции
  • конкурсы сочинений, плакатов, рисунков, чтецов
  • просмотр видеофильмов
  • экскурсии
  • читательские конференции
  • викторины
  • трудовые и экологические десанты
  • «Уроки мужества», «Уроки памяти»
  • фестивали
  • познавательные игры
  • социометрические исследования

Использование педагогических технологий:

  •  технология проектной деятельности;
  •  технология исследовательской деятельности;
  •  технология групповой работы;
  •  здоровьесберегающие  технологии;
  • информационные технологии и т.д.

Формирование гражданственности и гражданской идентичности осуществляется и через участие детей в органах детского самоуправления. Самоуправление в классе работает под девизом «Учимся  взаимодействовать!»

Ребята ставят и обсуждают интересующие их вопросы: патриотизм и  дети, здоровый образ жизни, роль органов ученического самоуправления, организация социального партнёрства и другие.  

В моей работе особое место в воспитании чувства патриотизма и гражданственности учащихся занимает проектно-исследовательская деятельность.

Хочу показать, как работает моя система на примере проекта «Супергерои  времён  наших бабушек и дедушек – Тимур и его команда».

Современные дети внимательно следят за приключениями иностранных героев, по велению судьбы наделенных той или иной суперсилой.  У ребят моего класса возникло желание узнать о супергероях  времён своих бабушек и дедушек. Так появилась наша работа.  Цель её  в том,  чтобы   найти ответ на вопрос,   в чём  заключалась  суперсила  Тимура  и членов его команды.

Началось все с того  что бабушка одного из учеников рассказала о том, что они, будучи школьниками, бежали домой после школы, чтобы не пропустить сериал «Тимур и его команда».  На классном часе мы посмотрели этот фильм.  Увидев на экране историю Тимура, ребята  прочли   книгу   А. П. Гайдара. Выяснили, что  произошёл редкий случай в литературе, когда по фильму позже была написана одноименная повесть, а не наоборот. Съёмки фильма происходили в Куйбышеве, ныне Самара. После выхода, которого в стране и возникло массовое тимуровское движение. Значит родиной тимуровского движения  можно считать Куйбышев. Затем ребята стали изучать исторические аспекты вопроса.  Заглянув в историю тимуровского движения,  у них возникло очень много  вопросов. Поступило предложение о том, чтобы  взять интервью у наших бабушек, дедушек. Пусть они непосредственно сами более подробно расскажут о своих супергероях, о тех качествах, которыми были наделены тимуровцы.  Далее возник вопрос о  существовании тимуровцев в наше время?  И  ребята нашли традиции тимуровского движения в нашем классе.

Ребята сделали вывод, что тимуровское движение себя не изжило. Сегодня тимуровцев можно назвать волонтёрами, или добровольцами. Конечно это немного другое.  Потому что новое время рождает новых кумиров. И это неизбежно.

Одна из учениц моего класса Зиновьева Дарья неоднократно принимала участие в различных благотворительных мероприятиях в поддержку детей с синдромом Дауна. На очередное мероприятие она предложила подругам  пойти вместе с ней.  Девочки поддержали эту идею.  Их можно считать тимуровцами нашего времени. Команда Дарьи стала частью большого доброго дела.  Помощь, оказанная ими, послужила во благо: помогла особенным детям ощутить заботу и внимание.

Просто рассказать о том, что раньше во всей стране, в каждом городе существовали десятки тимуровских команд, которые оказывали помощь всем нуждающимся, – мало! Моим детям важно было  заинтересовать ребят из школы, показать им работу тимуровцев, провести параллель с современной жизнью. Именно поэтому они решили сделать тот самый «чердак» со всеми  главными атрибутами:  штурвальное колесо и громкую связь из консервных банок.   Конечно же, им в этом помогли родители. Созданную экспозицию «Штаб Тимура»  мы  передали в наш школьный музей.

«Если тебе случится сделать что-нибудь хорошее, сделай», – таким было главное правило Тимура, героя гайдаровского рассказа «Тимур и его команда». И мои девчонки и мальчишки с добрыми, отзывчивыми сердцами стараемся следовать  этому девизу. Надо спешить, надо стараться сделать добрые дела, а не оставлять на завтра. Добро - бесконечно, потому что оно остается в памяти у многих поколений. Не зря же 2018 год объявлен годом волонтёрства.

Участие в волонтёрском движении, военно – спортивных играх,  встречи с ветеранами труда – это и есть проявление неравнодушия к истории своего города, к истории России.  Учащиеся моего класса принимают участие в городских и школьных мероприятиях: конкурсах чтецов и песен, фотоконкурсах, в городской научной конференции «Первые шаги в науку», в фестивалях, в городских акциях «Весенняя неделя добра»,  «Скрепка», «Я верю в тебя солдат», «Читаем детям о войне», «Бессмертный полк», в поисково – исследовательской экспедиции «Наш Тольятти – моя малая Родина», во  Всероссийской акции «Я – гражданин России» . Сколько совместных дел было организовано, и главное, всё получилось, а ещё мы добились уважения к самоуправлению как к равноправному партнёру со стороны взрослых людей.  

   

И что же в итоги?

 Пройден небольшой путь, но результаты приносят удовлетворение.

Для диагностики  уровня сформированности основ гражданской идентичности были определены компоненты, показатели и диагностические методики.

Компоненты показатели сформированности основ гражданской идентичности младших школьников

Компоненты

Показатели

Диагностические методики

Когнитивный

Знания о малой и большой Родине; знание своих прав и обязанностей

«Я гражданин!» (М.Т. Студеникин)

Эмоционально – ценностный

Отношение к родине, к её символам, к другим народам, принятия своей этнической идентичности

Анкетирование на основе методики Диагностика ценностных ориентаций школьников» (М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина)

Деятельностный

Умение адекватно вести себя в предложенных ситуациях, проявлять гражданственность

«Ситуация выбора»

(Т.П. Гаврилова)

         

Сформированность когнитивного компонента

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

Кол – во

учащихся

%

Кол – во

учащихся

%

Кол – во

учащихся

%

10

38

13

50

3

12

Сформированность эмоционально – ценностного компонента

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

Кол – во

учащихся

%

Кол – во

учащихся

%

Кол – во

учащихся

%

15

58

11

42

0

 

Для проверки  сформированности  деятельного компонента я использовала диагностику «Ситуация выбора». Результаты диагностики показали, что школьники имеют хорошую осведомлённость о правах и обязанностях, соответствующему  их возрастному статусу, но при этом в повседневной жизни забывают выполнять свои обязанности (не всегда выполняют домашние задания, забывают об обязанностях дежурного по классу, не сдают вовремя книги в библиотеку и др.)

Анализ данных по каждому критерию позволил получить мне наиболее объективное представление об уровне сформированности основ гражданской идентичности у моих учеников. Результаты представлены в таблице.

Уровень сфомированности основ гражданской идентичности

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

Кол – во

учащихся

%

Кол – во

учащихся

%

Кол – во

учащихся

%

14

54

12

46

0

Эти данные объективно отражают картину и позволяют мне спланировать и организовать дальнейшую воспитательную работу.

На данный момент один из видимых результатов своей работы вижу в том, чтобы мои ученики усвоили важную истину: человек  без патриотизма и чувства гражданственности, по сути, не имеет своей страны. Родина, как и мать, даётся раз в жизни. Родина – дом человека. А свой дом не строят из кирпичей равнодушия, злобы и национальной вражды.  Если каждый из учеников будет в будущем возводить дом из добра, веры и любви, никто не скажет им укоризненно «Что за поколение растёт?!», а промолвит с уважением: «Достойная смена растёт».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ ЗОЖ в начальной школе

Главная цель воспитания в школе - формирование всесторонне гармонично развитой личности ребенка. А без здоровья невозможно сформировать гармонично развитую личность здоровую нравственно, психически и ...

Формирование основ гражданской идентичности младших школьников во внеурочной деятельности.

Сегодня Россия переживает сложный период своей истории. Одна из са-мых больших опасностей, подстерегающих наше общество – это размываниенравственных ориентиров личности. У современных детей искажены п...

Диагностика становления основ гражданской идентичности

В статье показан опыт проведения диагностики одной из сложных "по прощупыванию" сторон воспитания обучающихся - становления основ их гражданственности.  Диагностические работы были проведены в 4-...

Доклад на тему: «Формирование основ ЗОЖ в начальной школе»

Ученые доказали, что наличие здоровья у ребенка является важнейшим условием успешного усвоения школьных программ по общеобразовательным предметам, профессиональной подготовке....

Воспитание основ гражданской идентичности младших школьников во внеурочной деятельности

Представленная статья раскрывает актуальность и необходимость воспитания основ гражданской идентичности в начальной школе. В сттатье описаны этапы работы педагога по формированию основ гражданской иде...

Патриотическое воспитание в игре как метод формирования основ гражданской идентичности дошкольника и младшего школьника

В статье даётся описание проведения праздника, посвящённого Дню защитника Отечества....