Родительское собрание по теме "Домашние задания"
методическая разработка (2, 3, 4 класс)

Материал поможет в проведении родительского собрания по теме. Родители получат методические рекомендации по оказанию помощи детям ввыполнении домашних заданий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sobranje.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Домашние задания»

Цели и задачи:

1) познакомить родителей с гигиеническими требованиями к приготовлению домашних заданий;

2) дать рекомендации родителям по оказанию помощи детям в деятельности по выполнению домашних заданий.

 

Учитель приводит игру «Разброс мнений».

 Раздаются карточки с первыми словами предложения, а родители должны его продолжить. Используются следующие карточки:
- У нашего ребёнка есть специальное место, где он ….
-Наш ребёнок выполняет домашнее задание….
- Самостоятельно справляется с ….
- Готовится с трудом …
-Мы оказываем помощь ребёнку в приготовлении домашних заданий. Эта помощь
заключается ….
- Если ребёнок выполнил небрежно домашнее задание, то …
- Мы думаем, что на воскресенье …
- Ребёнок начинает приготовление домашнего задания с…
-При подготовке домашнего задания по русскому языку мы используем…
- Если ребёнок включается в работу медленно, то …..

         Сегодня наш разговор пойдет  о том, как  родители могут помочь своим детям в выполнении домашних заданий, в организации учебной деятельности. 

Родители, которые практически сразу предоставляют детям возможность проявлять полную самостоятельность в приготовлении уроков, так же  неправы, как и те, которые чрезмерно опекают своего ребенка. Одни взрослые заявляют ребенку. «Уроки заданы тебе, а не мне, вот ты и делай!» Другие ласково спрашивают: «Ну, что нам сегодня задано?» — и раскрывают учебники и тетрадки. В первом случае возникает обида па равнодушие родных к таким важным школьным делам и страдает качество выполняемых заданий, а во втором формируется безответственность, уверенность в том, что все будет сделано хорошо и без собственных усилий.

Безусловно, родители должны быть заинтересованы в том, чтобы наладить процесс приготовления домашних заданий.

А теперь конкретно рассмотрим, что следует и чего не следует делать родителям при оказании помощи детям в приготовлении уроков, как приучить ребенка к выполнению домашних заданий.

1. Рабочее место ученика

           Оно должно быть освещено. Желательно ближе к окну, а вечером настольная лампа с зеленым абажуром, т.к. этот цвет в наименьшей степени утомляет зрение. Во время выполнения заданий ничего лишнего быть не должно.

         Стол и стул должны соответствовать росту ребенка. Разница между высотой стола и стула – от 21 до 27 см. Расстояние от глаз до поверхности стола – 35 см. . Не рекомендуется заменять стул табуреткой, так сиденье без опоры на спину быстро утомляет. Принимая позу «согнувшись над столом», мы тем самым затрудняем кровообращение и дыхание, что отрицательно влияет на работу сердца и мозга.

2. Место для учебных принадлежностей

         Учебники, тетради, ручки должны лежать на своем месте. Также под рукой должна быть стопка бумаги, чтобы не было надобности то и дело вырывать листы из тетради.

Возле стола желательно на расстоянии вытянутой руки повесить полку для словарей, справочников и других необходимых книг. Перед глазами- расписание и календарь.

3. Продолжительность работы

2 класс- до 1,5 часов, в 3 -4 классе до 2 часов- нормативы Министерства образования.

Через каждые 25-30 минут работы необходимо делать перерыв 5-10 минут.

Общие рекомендации у вас на листочках, приготовлены для вас.

Общие рекомендации к самоподготовке:

1. Выполнять домашнюю работу нужно начинать в точно установленное время;

2. Прежде чем начать заниматься, проверь готовность рабочего места;

3. Приступая к работе, сосредоточься, подумай, с чего начнешь;

4. Старайся все затруднения разрешить самостоятельно;

5. О задании узнай в дневнике или по закладкам в учебнике;

6. Забыл правило, найди его в учебнике, повтори правило;

7. Начинай самоподготовку в определенном порядке, например: русский язык, математика, чтение.

Памятка для родителей.

 НЕЛЬЗЯ:

• будить ребенка в последний момент перед уходом в школу, объясняя это себе и другим большой любовью к нему.

• требовать от ребенка только отличных и хороших результатов в школе, если он к ним не готов;

• сразу после школьных уроков выполнять домашние задания;

• лишать детей игр на свежем воздухе из-за плохих отметок в школе;

• кричать на ребенка вообще и во время выполнения домашних заданий в частности;

• заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика;

• не делать оздоровительных пауз во время выполнения домашних заданий;

• ждать папу и маму, чтобы начать выполнять уроки;

• сидеть у телевизора и за компьютером более 40-45 минут в день;

• смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры;

• ругать ребенка перед сном;

• не проявлять двигательную активность в свободное от уроков время;

•  разговаривать с ребенком о его школьных проблемах зло и назидательно;

• не прощать ошибки и неудачи ребенка.

 

Рекомендации по подготовке домашних заданий.

(Родители получают памятку)

 

 «Как готовить домашнее задание по русскому языку»

1. Работу начинай с работы над ошибками.  Повтори правила, которые забыл.

2. Выучи или повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это правило.

3. Прочитай задания упражнения.

4. Прочитай все упражнения устно выполни задания к нему.

5. Выполни упражнение письменно.

6. Проверь всю работу.

 

«Если к завтрашнему дню нужно выучить стихотворение»

1   Приготовление уроков начинай с работы над стихотворением,

2   Прочитай стихотворение вспух. Объясни трудные слова.

3   Прочитай стихотворение выразительно Постарайся прочувствовать настроение, ритм стихотворения.

4   Прочитай стихотворение еще 2—3 раза. Постарайся его запомнить.

5   Через несколько минут повтори стихотворение вслух по памяти, при необходимости заглядывая в текст.

6   После окончания домашней работы еще 2—3 раза повтори стихотворение, не заглядывая в текст.

7   Перед сном еще раз повтори стихотворение.

8   Утром следующего дня еще раз прочитай стихотворение, а потом расскажи его наизусть.

 

«Если на выучивание стихотворения дано 2 дня»

Первый день. Прочитай стихотворение про себя. Выясни непонятные слово и обороты. Еще несколько раз прочитай  стихотворение про себя. Прочитай стихотворение вслух. Постарайся понять его построение, интонацию, ритм.

Второй день. Прочитай стихотворение про себя, Прочитай стихотворение громко и выразительно. Расскажи его по памяти. Перед сном расскажи еще раз. Утром следующего дня повтори стихотворение сначала по учебнику, а потом расскажи наизусть.

 

«Если стихотворение большое или трудно запоминается»

1. Раздели стихотворение на четверостишия или смысловые отрывки.

2. Выучи первый отрывок.

3. Выучи второй отрывок.

4. Повтори первый и второй отрывки вместе.

5. Выучи третий отрывок.

6. Расскажи наизусть все стихотворение.

7.  Повтори стихотворение еще роз перед сном.

8. Утром следующего дня прочитай стихотворение по учебнику, а потом расскажи его наизусть.

 

«Как решать задачи»

1.   Прочитай задачу и представь себе то, о чем говорится в задаче.

2.  Запиши задачу кратко или выполни чертеж.

3.  Поясни, что показывает каждое число, повтори вопрос задачи.

4.   Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи Если нет, то почему. Что нужно узнать сначала, что потом.

5. Составь план решения.

6. Выполни решение.

7.  Проверь решение и ответ на вопрос задачи.

«Как нужно готовить задание по устным предметам»

1.  Вспомни, не открывая учебник, о чем узнал на прошлом уроке: — о чем рассказывал учитель.

— какие ставили опыты;

— какие рассматривали таблицы, картины, карты.

2. Прочитай в учебнике вопросы к уроку, ответь на них.

3. Прочитай текст учебника.

4. Подготовься отвечать по теме урока:

— продумай план ответа;

— расскажи заданное по этому плану;

— старайся не просто рассказать, но и доказывать свои знаний примерами из наблюдений, опытов, из своей жизни, из просмотренных передач, прочитанных книг;

— сделай выводы;

— открой учебник, с помощью рисунков, текста и выводов учебника проверь, как ты усвоил материал.

5. Выполни задания учебника.

 К выполнению заданий по чтению:

Прочитай текст;

Если встретишь непонятные слова, выясни их смысл (у старших, в словаре);

Если в чтении текста были затруднения, прочитай его еще раз;

Прочитай весь текст, подумай над его содержанием, перескажи его.

               Обращение к этим памяткам не должно выливаться в назойливое повторение одних и тех же указаний. Ненавязчиво, проявляя искренний интерес к успехам детей, надо учить их навыкам организации учебного труда. Помощь и контроль родителей не должны быть муштрой,  изматывающей  ребенка.  При проверке домашнего задания надо нацеливать ребенка на то, чтобы он умел доказывать правильность выполненного задания, приводить свои примеры. Вопросы родителей: «Почему?», «Докажи», «А можно ли по-другому?» - помогут в этом.

Зачем нужны домашние задания

1.Воспитание воли, ответственности, самостоятельности.

2.Овладение навыками учебного труда.

3. Развитие умения добывать необходимую информацию из дополнительной литературы, словарей.

4.Формирование исследовательских умений (сопоставление, сравнение и т.д.)

2.Работа групп

             Группа получает задание проанализировать предложенные ситуации, ответить на поставленные вопросы и поделиться своей точкой  зрения на предложенную проблему.

Задание для группы 1.

                Проанализируйте, какой жизненный опыт получит ребенок, когда родители помогают ему выполнять домашние задания и когда не помогают.

Ответ группы.

        Предоставить ребенку самостоятельность, оставляя за собой руководство и помощь в необходимых пределах.

 Задание для группы 2.

           Как сделать подготовку домашнего задания делом привлекательным?

Ответ группы.

       Постараться сделать для ребёнка удобное, красивое рабочее место. Родители, занимаясь своим делом, должны быть рядом, всегда готовые помочь. Найти,  за что можно ребенка похвалить.

 Задание для группы 3.

Как должны вести себя родители, увидев в работе ребенка ошибки?

Ответ группы.

   Не отмечать самому ошибку. Направить внимание ребенка: на строчку, где допущена ошибка.  Спросить почему возникла такая ошибка, как ее исправить. Ребенок должен научиться анализировать свои работы.

 Задание для группы 4.

          Ребенок просит маму отпустить его к другу поиграть в новую игру, а уроки он сделает потом. Как поступить в такой ситуации? Можно ли верить обещаниям

Ответ группы.

      Не стоит верить обещаниям. Дети могут увлечься игрой и не обратить внимания на время. Данное обещание будет не выполнено. «Делу время, потехе час». Если ребенок избалован, рассчитывать на его обещания не приходится. 

 Подведение итогов коллективной работы

Выступление групп.

3. Итог собрания

           Завершая  разговор  о проблемах, возникающих при выполнении домашних заданий, мы должны вместе решить, что же станет для вас, родители, навигатором ваших дальнейших действий.  Следовательно, ответами на вопросы, которые мы поставили в начале собрания:  как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать самостоятельно.

       Для начала вам следует помогать ребёнку  и контролировать, как идет процесс. А когда ребенок освоит этот способ, он вполне сможет обходиться  без вашей помощи.

4.Рефлексия

А теперь я прошу вас оценить наше собрание, закончив предложение на листочках

Я узнал, что…..

Новым для меня стало то, что….

Мне показалось, что….

Мои предложения…..

2 часть 

 Решение организационных вопросов.

Требования к оформлению дневников, тетрадей.

Анкета для детей

 1.Как ты думаешь, нужны ли домашние задания?

____________________________________________________________

2. С каким настроением ты выполняешь домашнее задание?

____________________________________________________________

 3.По каким предметам труднее всего выполнять домашнее задание? По каким нравится?

____________________________________________________________

4.Ты делаешь домашнее задание сам или с помощью родителей?

____________________________________________________________

5.Проверяют ли у тебя взрослые домашнее задание?

____________________________________________________________

6.Всегда ли ты доволен отметкой за домашнее задание?

____________________________________________________________

7.Если ты не выполнил домашнее задание, что ты чувствуешь?

__________________________________________________________

Анкета для родителей

1. Сколько времени в день тратит ваш ребёнок на подготовку домашнего задания?

________________________________________________________________

2. Приходится ли вам регулярно заставлять ребёнка выполнять домашнее задание или он сам приступает?

________________________________________________________________

3. Какие предметы требуют больших затрат времени?

________________________________________________________________

4. Всегда ли ребёнок понимает, что он должен сделать, выполняя домашнее задание?

________________________________________________________________

5. Приходится ли вам помогать ребёнку?

________________________________________________________________

6. Всегда ли вы довольны отметкой за домашнее задание?

7. Всегда ли ваш ребёнок знает, что задано по тому или иному предмету?

________________________________________________

Принимается решение родительского собрания.  


1. Учить ребёнка самостоятельно выполнять домашнее задание и правильно оценивать результаты своей деятельности.
2. Использовать подготовленные памятки для наиболее рационального построения детьми работы по приготовлению уроков.
3. Оказывать помощь детям при возникновении серьёзных затруднений в выполнении д\з.
4. Не скупиться на похвалу. Хвалить всегда исполнителя, а критиковать всегда исполнение.
5. Составить совместно с ребёнком реально достижимые учебные цели.

 

Список использованной литературы.

 Киселев А.Ф. О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы // Начальная школа. 1999. № 9.

2. Корнсева Е.Н. Ох уж эти первоклашки. Ярославль, 1999.

3- Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника. М., 1986.

4. Поговорим о наших детях / Под ред. А.Е. Соловьевой. М.. 1967.

5. Популярная психология для родителей / Под ред. А.А. Бода-лева. М., 1989.

6. Пунский В. О. Азбука учебного труда. М., 1988.

7 Шклярова Г В. Справочник для начальных классов.

людать простые условия:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «ВЫПОЛНЯЕМ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ»

Цели собрания: Выявить представление родителей об организации учебной работы детей дома. Дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать самостоятельн...

Родительское собрание Тема: "Домашнее задание. Как избежать взаимного стресса"

Вы можете познакомиться со сценарием  собрания, памятками для родителей, презентацией данного собрания....

родительское собрание "Выполняем домашнее задание"

предлагается беседа для родителей по теме "Выполняем домашнее задание", учитель  дает рекомендации как безболезненно готовить уроки со своим ребенком...

Родительское собрание "Выполняем домашнее задание"

Цель:– помочь родителям выстроить грамотное взаимодействие с ребенком дома, наладить дисциплину, установить семейные правила; – познакомить родителей с правилами оказания ребенку помощи при выпо...

Родительское собрание "Выполняем домашние задания"

Как правильно выполнять домашние задания. Помощь....

Презентация к родительскому собранию "Подготовка домашнего задания. Как помочь ребенку"

В презентации освещены вопросы назначения домашнего задания, продолжительность подготовки домашнего задания (с учетом возраста детей, рекомендации родителям обучающихся по совместной подготовке домашн...

Родительское собрание "Выполняем домашнее задание"

Родительское собрание во 2 классе с анкетой для родителей и памятками....