Первые шаги в школу
материал

Тишакова Наталья Александровна

Родителям будущих первоклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pervye_shgi_v_shkolu.docx43.47 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ им. М.М.Рудченко с.Перелюб

Перелюбского муниципального района Саратовской области»

Мастер-класс

Родительское собрание «Первые шаги в школу»

                                                       выполнила: Тишакова Наталья Александровна

                     учитель начальных классов

         образование: высшее

             стаж работы: 8 месяцев

дата: 15.04.2016

         Здравствуйте, своё выступление я хочу начать со стихотворения неизвестного поэта, но очень точно написавшего о современном первокласснике.

Кто он такой, наш первоклассник,

Наш милый маленький герой?

Он непоседа и проказник?

Или застенчиво-смешной?

Как этот мир его встречает?

Чем восхищает? Чем пугает?

Семь лет он знания копил

И жадно познавал сей мир!

А в нём игрушки из Китая

И телик без конца и края,

Противный на обед бульон,

Ах, да! Мобильный телефон!

А в выходные есть компьютер

И драки суперские очень,

Порой не очень трезвый отчим

И звёзды в небе синей ночью.

У мамы фитнес и работа,

По дому разные заботы:

С подругой обсуждают садик

И всяких разных глупых дядек.

Грипп и ангины стали частыми,

И бабушка даёт лекарство.

Любим он с головы до ног,

Но почему-то одинок!

И в доме ссоры. Нет ответа,

Зачем без денег счастья нету?

Он очень мал, но знает точно:

Нужны всем деньги очень-очень!

Звенит звонок! Портфель, букет,

В столовой комплексный обед,

И каждый день учитель строгий

Грозит указкой на уроке.

Кривые палочки в тетради,

Иль обозвал соседку Надю,

Забыл учебник и тетрадь? –

За всё придётся отвечать!

Нельзя шуметь, кричать, резвиться!

Дитё обязано учиться:

Всё понимать и не мешать,

И за поступки отвечать!

Быть любопытным, прозорливым,

Примерным, умным и счастливым,

На физкультуре бегать кросс…

Но тут у отрока НЕВРОЗ!

И от волнения и натуги

«Мигает» глаз, «чужие» руки,

До школы стал неблизким путь,

И даже в десять не уснуть.

И в голове волнений много,

И до двенадцати тревога!

От суеты спасенья нет.

Итог – плохой иммунитет,

Недомогание, смятение,

В своих умениях сомнение!

А за окошком листопад,

И душной комнаты квадрат!

Кто он такой, наш первоклассник?

Он разный, только не напрасно

Он носит имя человека.

 

           Мы не случайно начали разговор о сегодняшнем первокласснике этим стихотворением. Не исключено, что многим скептикам оно может показаться шуточным, но это не так. К сожалению, именно такие первоклассники в большей степени приходят сегодня в нашу школу – мальчишки и девчонки 6-7 лет, несущие на своих плечах начало 21 века – века мобильности, иных скоростей, иных жизненных ценностей. Их родителям менее тридцати, это дети девяностых, впитавшие житейскую нестабильность, озлобленность, отсутствие идеалов, безверие на фоне растущего научно-технического прогресса, который принёс комфорт, но разрушил что-то очень важное и бесконечно близкое нашему народу. Стремление к материальному благополучию родителей понятно, жизнь стоит дорого. Но за этим стремлением такие понятия как добросердечность, бескорыстность, добропорядочность, открытость, милосердие, великодушие, духовность, любовь к ближнему; всё то, что мы пытаемся привить ребёнку в начальной школе; зачастую, оказываются просто красивыми словами. Дома, на улице, по телевизору, в интернете ребёнок черпает информацию, которая, возможно, окажется более полезной для него в будущей взрослой жизни.

         Сегодня в День учителя ребята желают учителю много денег, хороший автомобиль, большую квартиру. Никто не говорит, что это плохо, мы не ханжи. Но лет бы 20 назад педагог обиделся, а сегодня это норма. Бурная антиреклама учительской порядочности,  накладывает свой отпечаток на отношение к педагогу новоиспечённых родителей. Учитель сегодня – гувернёр. Он выполняет заказ родителей, поэтому с ним надо держать ухо востро. А если педагог требует, возмущается, то на него и пожаловаться можно, причём анонимно. К сожалению, молодые мамы забывают о своих прямых обязанностях. Ребята приходят в школу без тетрадей и учебников. Зевают на уроках не от скуки, а от недосыпания. Большинство первоклассников имеют ту или иную разновидность невроза. Порой из 25 малышей более половины не посещали театр, музеи, но были в Греции и Турции. У каждого первоклассника есть мобильный телефон (это удобно), но родители могут позвонить ребёнку во время урока или прислать CMC. Обширная школьная библиотека не увлекает, интересней «тетрис» (мини-компьютер). Вещь не дешёвая, забрать – не забрать, учитель ещё подумает. После «тетриса» не до математики. Это всё, конечно, крайности. Безусловно, мудрый и грамотный педагог найдёт способ привить малышам любовь к литературе и театру, убедит мам не звонить ребёнку во время уроков. Но сегодня мы говорим о первокласснике, который приходит в школу и приносит мир, в котором он воспитывался семь лет. Ценности этого мира не всегда совпадают с теми, что несут детям герои старых добрых сказок, где добро всегда побеждает зло.

          Что привлекает ребёнка в школе? Как правило, ребёнок приходит в школу не за знаниями. У него нет осознанного желания стать образованным человеком. Такие мысли высказывают родители. Для ребёнка привлекательность имеют внешние моменты школьной жизни: портфель, красивые тетради и карандаши, школьная форма, новые друзья. В этих моментах проявляется основа желания изменить своё место в обществе.

         Сегодняшний первоклассник, пришедший в школу из современного мира, ориентированного на материальные ценности, погружается в совершенно новый мир – мир с духовными ориентирами. Одни ребята выражают яростный протест, другие подстраиваются под требования школы. Есть такие, которые не знают, кому верить: родителям или педагогу. Они замыкаются в себе, находясь в растерянности перед выбором идеала для подражания. У ребёнка возникают вопросы: «Как взаимодействовать, сотрудничать с окружающим миром?», «Когда герои кино и мультфильмов могут служить примером?».

         Необходимо помнить, что поступление в школу и начальный период обучения вызывают у ребёнка перестройку всего образа жизни и деятельности. Наблюдение физиологов, психологов и педагогов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются (или не справляются вовсе) с режимом работы и учебной программой. При традиционной системе обучения из этих детей, как правило, формируются отстающие и второгодники.

          «Ребёнок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физическом и социальном отношении. Он должен достичь определённого уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определённого запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребёнок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Важны положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявления волевых усилий для выполнения поставленных задач. Не менее важны и навыки речевого общения, развитие мелкой моторики руки и зрительно-двигательная координация». Не секрет, что на сегодняшний день в ряде школ только 10% детей можно считать (условно) абсолютно здоровыми. Большинство первоклассников имеют курящих родителей (мам). Употребление алкоголя во многих семьях является нормой.

          Экология, стрессы, «жизнь у компьютера», бесконечные «мультяшки» с сомнительным содержанием, ссоры родителей, уставших в гонке за рублём – всё это приводит к тому, что ежегодно в первый класс приходят дети с различными видами хронических заболеваний.

            Необходимо также сказать о готовности ребёнка к школе. «Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и длительнее проходит период адаптации, приспособления к школе; у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения; среди них значительно больше неуспевающих, и не только в первом классе, но и в дальнейшем эти дети чаще в числе неуспевающих, и именно у них в большем числе случаев отмечается нарушение состояния здоровья, и прежде всего в психоневрологической сфере».

          Готовность ребёнка к школе заключается не только в его интеллектуальных возможностях. Школьные нагрузки, порой, оказываются не под силу и хорошо подготовленным в интеллектуальном плане детям. А если ребёнок семь лет своей жизни проживал в деревне у бабушки, где не было детского сада? Тогда программа первого класса для него – волшебная книга, где одни вопросы, потому что он не знает ни одной буквы. Ведь сегодняшний букварь рассчитан на то, что первоклассник умеет читать и готов к изучению фонетики. Таких детей сегодня много. Сколько же сил понадобится малышу, чтобы догнать своих одноклассников? Безусловно, здесь потребуется большая работа грамотного и терпеливого педагога.

          Сегодня многие родители определяют ребёнка в первый класс с 6 лет, руководствуясь тем, что процесс обучения в начальной школе длится четыре года. Это глубокое заблуждение родителей, так как программа четырёхлетнего обучения не растянута, а увеличена. Есть дети, которым рекомендовано психологами и врачами идти в школу с восьми лет, но, к сожалению, родители протестуют и рассуждают с обидой: «Разве мой не такой как все?». Это вызывает у них панику и нежелание прислушиваться к мнению специалиста.

          Ещё одна из трудностей сегодняшних первоклашек, на наш взгляд, в многонациональность первых классов. Безусловно, проблем проявления интолерантности в начальной школе стараются избегать. Но ребята, для которых русский язык не родной, не могут учиться наравне с русскоговорящими детьми. Они значительно отстают в усвоении программы, хоть и стараются, но успех минимальный. Педагоги относятся к этим ученикам снисходительно, однако результаты оставляют желать лучшего. Большинство из них остаются в начальной школе на второй год.

         Таким образом, размышляя над вопросом «Наш ученик: кто он?», мы не сможем «нарисовать» идеальный портрет современного первоклассника. Ясно одно, что это ребёнок нового поколения, и педагогам начальной школы необходимо проявлять максимум терпения и понимания, постоянно повышать собственный уровень образования и так организовывать учебный процесс, чтобы каждый первоклассник чувствовал себя в классе комфортно. Прививая ценности духовные, педагог должен учитывать условия, в которых ребёнок привык жить. Воспитывая малыша в духе старых добрых традиций, педагогу необходимо уметь использовать и современные термины, овладеть медиа- и интернет-технологиями и использовать их на уроках. Сохраняя опыт педагогов прошлого, современный учитель должен идти в ногу со временем, чтобы быть востребованным и интересным своему ученику.

        Я учитель начальных классов. У меня первый класс. Со всеми проблемами, которые я сейчас перечислила, встретилась в полной мере. Сейчас я вам представлю небольшой фрагмент  родительского собрания, который я провела, когда в первый раз встретилась с родителями моих будущих учеников.

Ход собрания.

       С первого сентября  у ваших детей будет все по-новому: уроки, учительница, школьные товарищи. Очень важно, чтобы при этом вы, любящие родители, находились рядом со своими детьми. Теперь мы с вами - один большой коллектив. Нам предстоит вместе радоваться и преодолевать трудности, взрослеть и учиться. Учиться - значит учить самих себя. Как правило, вместе с детьми учатся их мамы и папы, бабушки и дедушки. Учится вместе со своими учениками и учитель. Надеюсь, что все четыре года наш коллектив будет дружным и сплоченным.

Практикум-игра «Чувства».

«Уважаемые мамы! У меня в руках карточки, на которых написаны  самые разнообразные чувства, позитивные и негативные, которые может испытывать человек. После того как ваш ребенок переступит школьный порог, в вашей душе, в вашем сердце прочно поселилятся чувства и эмоции, которые заполнят все ваше существование.  Возьмите «чувство», которое вас переполняет более всего вот уже длительный период времени, назовите его».

( на карточках напечатаны слова: радость, страх, ответственность, беспокойство, счастье)

Я надеюсь мы с ними справимся.

Тренинг – «Хлопок»

       - Скажите, можно одной ладошкой сделать хлопок? Нужна вторая ладошка.  Хлопок – это результат действия двух ладоней. Учитель - это только одна ладошка.  И какой бы сильной, творческой и мудрой она не была, без второй ладошки (а она в Вашем лице, дорогие родители) учитель бессилен. Отсюда можно вывести первое правило:

-  только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности в воспитании и учебе детей.

Тренинг (цветные карандаши)

        - Возьмите все по цветку. Раскрасьте их. (На столах лежат одинаковые цветы по размеру, по цвету, по форме, цветные карандаши, фломастеры.)

А теперь сравните свой цветок с цветками своих соседей. Все цветы были одинаковые по размеру, форме.

Скажите, после того как вы раскрасили цветок, можно найти два совершенно одинаковых цветка? (Нет.)

Мы – взрослые люди ПРИ ОДИНАКОВЫХ УСЛОВИЯХ делаем все по-разному.

Отсюда второе наше правило:

-  никогда не сравнивайте своего ребенка с другим! Нет кого-то или чего-то лучше или хуже. Есть ДРУГОЕ! Мы будем сравнивать, но только это будут результаты одного и того же ребенка вчера, сегодня и завтра.  Это называется МОНИТОРИНГ.  Это мы будем делать для того, чтобы ЗНАТЬ, КАК И ЧТО ДЕЛАТЬ С ЭТИМ ЗАВТРА.  Это мы будем делать для того, чтобы расти каждый день. Причем не только в учебе, но и в поступках.

 Прислушайтесь к советам психолога.

Совет первый: самое главное, что вы можете подарить своему ребенку - это ваше внимание.

 Выслушайте его рассказы о школе, задавайте уточняющие вопросы. И помните : то , что кажется вам не очень важным , для вашего сына или дочери может оказаться самым волнующим .Если ребенок увидит ваш интерес к его делам и заботам, он почувствует поддержку. Слушая внимательно, вы сможете понять, в чем малышу нужна помощь, о чем следует поговорить с учителем (без ребенка).

Совет второй: ваше положительное отношение к школе и учителям упростит ребенку период адаптации.

 Даже если лично у вас, как у родителей, есть какие – то вопросы к учителям, вам кажется, что нужно что – то делать по другому, все трения должны оставаться между взрослыми. Очень вредны негативные или неуважительные высказывания о школе и об учителях  « в семейном кругу», это значительно усложнит адаптационный период, подорвет спокойствие ребенка и уверенность в заботе и согласии между важными для него взрослыми людьми.

Совет третий: ваше спокойное отношение к школьным заботам и школьной жизни очень поможет ребенку.

 Видя родителей спокойными и уверенными, ребенок почувствует, что бояться школы не нужно.

Совет четвертый : помогите ребенку установить отношения со сверстниками и чувствовать себя уверенно.

 Особенно это важно для детей, не посещавших детский сад. Объясняйте правила общения со сверстниками, учите помогать друзьям. Хвалите его за общительность, радуйтесь школьным знакомствам. Объясните, что внимание взрослых распределяется на всех одинаково. Учите дружить.

Совет пятый : помогите ребенку привыкнуть к новому школьному режиму.

 Ребенок привыкает к школе не только психологически, но и физически. С началом школьного обучения резко увеличивается нагрузка на нервную систему, позвоночник, слух, зрение. Если до этого вы придерживались режима дня, то постарайтесь мягко ввести « обновленный». Помогите научиться жить по новому расписанию.

Совет шестой: мудрое отношение родителей к школьным результатам исключит треть возможных неприятностей ребенка.

 Школьные успехи важны, но это не вся жизнь вашего ребенка. Хвалите ребенка за успехи помогайте со сложностями.

Слова поддержки для первоклассников

Я хочу посоветовать Вам СТО СЛОВ, которыми можете  сделать ребёнка счастливым и успешным:

 прекрасно, молодец . умница . я горжусь тобой . ты хорошо постарался, великолепно ,умно . великое открытие . огромный успех . я восхищаюсь тобой . ты хороший друг . выдающаяся работа . ты делаешь хорошие успехи . ты быстро продвигаешься вперед . я уважаю тебя . ты очень ответственный человек . ты уникален . я верю в тебя . ты сделал меня счастливой (-ым) . отлично . феноменально . огромное достижение . сенсационно . ты — победитель . мы на верном пути . изумительно, поразительно . я знала, что ты сможешь это сделать . я люблю тебя . ты добился большого успеха . выдающаяся работа . как хорошо . как умно . ты — само совершенство . какой ты внимательный . твоя аккуратность фантастична . ты — победитель . ты моя радость . я счастлива . я не видела ничего подобного.

Игра «Ладошка»

         На столе остался ещё лист бумаги. Обведите на нём свою ладонь. Запишите на бумажных ладошках, чтобы вы хотели организовать в классе. Протяните мне руку помощи.

1 палец: напишите совет, как строить общение с вашим ребёнком, потому что вы, как родители, знаете его больше.

2 палец:   вредные привычки вашего ребенка.

3 палец: предложите формы работы, направленные на объединение класса.

4 палец: чем вы можете мне помочь  при внеклассной работе с детьми.

5 палец:  каким бы вы хотели видеть своего учителя.

                Свой листок нужно подписать.

Прощание

          Живите во имя своего ребенка, проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую неудачу малыша и радуйтесь даже самым маленьким его успехам. Будьте ему другом, тогда малыш доверит вам самое сокровенное.

Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем школьной жизни первоклассника.

Верьте в ребенка, верьте в учителя.

Слова поддержки для первоклассников

СТО СЛОВ, которыми можете  сделать ребёнка счастливым и успешным:

 прекрасно, молодец . умница . я горжусь тобой . ты хорошо постарался, великолепно ,умно . великое открытие . огромный успех . я восхищаюсь тобой . ты хороший друг . выдающаяся работа . ты делаешь хорошие успехи . ты быстро продвигаешься вперед . я уважаю тебя . ты очень ответственный человек . ты уникален . я верю в тебя . ты сделал меня счастливой (-ым) . отлично . феноменально . огромное достижение . сенсационно . ты — победитель . мы на верном пути . изумительно, поразительно . я знала, что ты сможешь это сделать . я люблю тебя . ты добился большого успеха . выдающаяся работа . как хорошо . как умно . ты — само совершенство . какой ты внимательный . твоя аккуратность фантастична . ты — победитель . ты моя радость . я счастлива . я не видела ничего подобного.

Слова поддержки для первоклассников

СТО СЛОВ, которыми можете  сделать ребёнка счастливым и успешным:

 прекрасно, молодец . умница . я горжусь тобой . ты хорошо постарался, великолепно ,умно . великое открытие . огромный успех . я восхищаюсь тобой . ты хороший друг . выдающаяся работа . ты делаешь хорошие успехи . ты быстро продвигаешься вперед . я уважаю тебя . ты очень ответственный человек . ты уникален . я верю в тебя . ты сделал меня счастливой (-ым) . отлично . феноменально . огромное достижение . сенсационно . ты — победитель . мы на верном пути . изумительно, поразительно . я знала, что ты сможешь это сделать . я люблю тебя . ты добился большого успеха . выдающаяся работа . как хорошо . как умно . ты — само совершенство . какой ты внимательный . твоя аккуратность фантастична . ты — победитель . ты моя радость . я счастлива . я не видела ничего подобного.

C:\Users\наташа\Desktop\iNSUS8O68.jpg

C:\Users\наташа\Desktop\iNSUS8O68.jpg

радость

страх

ответственность

беспокойство

счастье


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые стандарты - первые шаги в начальной школе

В настоящее время перед образованием стоит задача подготовить человека, способного целостно воспринимать и активно познавать мир, работать с информацией, принимать и уважать ценности общества, имеющег...

Родительское собрание на тему "Первые шаги ребёнка в школе" 1 класс К Учитель начальных классов Смородинова Елена Эдуардовна МОУ гимназия №1 город Комсомольск- на -Амуре Хабаровский край

Условия успешной адаптации  первоклассников, тренинги, творческие задания, нестандартные советы по воспитанию для родителей-  со всем этим можно ознакомиться в разработке собрания....

Первые шаги по дороге в школу

Первые шаги по дороге в школуНесколько правил для родителей,у которых ребенок сегодня стал первоклассником...

Психолог советует "Первые шаги к школе"

С самого начала родителям необходимо осознать, что ответственность за приход в школу, домашние задания и другие дела, связанные с подготовкой к школе, лежит на детях, а не на родителях....

Первые шаги Талаканской школы (классный час)

Классный час посвящен 40-летию МОБУ талаканская СОШ № 6...

Научно-практическая конференция «Шаги к успеху» Проект "МОИ ПЕРВЫЕ ШАГИ В РОБОТОТЕХНИКЕ"

Робототехника - это направление, которое позволяет создавать с помощью образовательных конструкторов различные виды роботов, моделировать их движения, программировать их с помощью компьютера. Конструи...

Первые шаги в школе. Ресурсы и риски.

В статье даются рекомендации ролдителям первоклассников о том, как помочь ребёнку адаптироваться к школе....