Урок внеклассного чтения 4 класс "Весёлые книжки Э.Успенского"
классный час (4 класс)

Жильникова Марина Викторовна

Урок - путешествие по страницам любимых книг Э.Успенского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspek_vneklassnogo_meropriyatiya.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока внеклассного чтения. 3, 4 классы.

Тема « Весёлые книжки Эдуарда Успенского».

Задачи:

- способствовать развитию читательского интереса, читательской самостоятельности, формирование умений  и навыков самостоятельной работы с книгой,

- способствовать развитию творческого осмысления произведения, умения анализировать произведение, воображения и творческих способностей,

- способствовать воспитанию потребности в самостоятельном чтении книг, воспитанию товарищества, взаимопомощи, активности.

Оборудование:

Биография Э. Успенского в уголке чтения, выставка книг, дисков с м/ф, фотографии Э. Успенского, фонограмма «Голубой вагон»,  название станций, карточки с вопросами, кроссворды, карточки – качества, портрет дяди Фёдора, сочинения – письма, книжки – раскладушки с сочинениями «Моя любимая книга Э. Успенского», рисунки – вопросы «Про Веру и Анфису», жетоны – хендрики, награды – раскраски.

Ход урока:

                      Ребята, я очень рада видеть вас. У нас сегодня на уроке гости. Повернитесь, посмотрите на них, подарите им свои улыбки, мы рады видеть их у нас. А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Вам сегодня предстоит работать вместе. Я надеюсь, что вы будете дружными и доброжелательными. А сейчас улыбнитесь мне, я надеюсь, что вы поможете мне провести этот урок, будете внимательными и активными.

                      Сегодня урок внеклассного чтения у нас не совсем обычный. Мы готовились, прочитали много книг, рисовали, сочиняли. Сформулируйте тему нашего урока.                (Весёлые книжки Э. Успенского)

             Мы совершим путешествие в прекрасный мир творчества Эдуарда Успенского. Какие задачи вы бы поставили сегодня на урок?

    (Проверить себя, как я понял прочитанное, познакомиться с новыми произведениями Э. Успенского, больше узнать о нём самом, убедить других ребят, кто ещё не прочитал эти книги обязательно их прочесть.)

                       Хорошо, я надеюсь, что мы справимся с поставленными задачами.    Итак, мы отправляемся в путешествие. Как вы думаете на чём? Вспомните, на чём путешествовали крокодил Гена и Чебурашка, отправляясь в отпуск?               (На поезде, электричке)          Правильно, у нас с вами сформировано два вагона – две команды. Отправляемся.      

                  Фонограмма «Голубой вагон».

1 станция «Биографическая».

           Давайте вспомним и расскажем себе и нашим гостям о детском писателе Эдуарде Николаевиче  Успенском. Что вы запомнили о нём, прочитав в уголке чтения статью.

- Когда и где  родился Э. Успенский?

- Что он рассказывал о своём детстве?

- Где учился писатель, кем стал?

- Как получилось, что он стал писателем?

-  Каким ещё творчеством занимался Эдуард Николаевич?

- Чем сейчас он занимается?

 ( ответы детей по статье из уголка чтения.)   (жетоны за активность).

               Молодцы,  ребята. Вы хорошо подготовились и поработали на этой станции и мы можем с вами двигаться дальше.

           (фонограмма «Голубой вагон»).

2 станция «Библиографическая».      

         - Вспомните, что такое библиография писателя?   ( Это все произведения, что написал автор). У нас с вами организована выставка произведений Э. Успенского. Здесь его книги, диски с мультфильмами.

 - Какие книги о Крокодиле Гене и Чебурашке вы знаете?

            («Крокодил Гена и его друзья», «Бизнес крокодила Гены», «Отпуск крокодила Гены», «Крокодил Гена – лейтенант милиции», «Чебурашка уходит в народ»,  «Похищение Чебурашки»).

         - Какие истории про Простоквашино сочинил Э.Успенский?

 ( «Дядя Фёдор, пёс и кот», «Зима в Простоквашино», «Тётя дяди Фёдора, или побег из Простоквашино», «Дядя Фёдор идёт в школу или Нэнси из Интернета в Простоквашино»», «Любимая девочка дяди Фёдора», «Новые порядки в деревне Простоквашино», «Праздники в Простоквашино».) Назовите, какие ещё книги Э. Успенского вы ещё прочитали. 

      (Назвать ещё книги Э. Успенского из библиографии.)

     - Хорошо, с таким багажом прочитанных книг можно продолжать наше путешествие.      (фонограмма)

3 станция «Гена + Чебурашка».

         - А сейчас мы увидим какие вы внимательные читатели. Представитель каждой команды – вагончика будет вытаскивать вопрос и отвечать. Если он будет затрудняться, то команда вправе ему помочь.

                     Угадай героя книжки , ответь на вопрос:

- Неизвестное науке апельсинопитающееся животное, с повышенной пушистостью и ушастостью, несмотря на свою беспомощность, чрезвычайно активен.         (Чебурашка).

-  Преданная соратница одной очень вредной старухи, характер зубастый и кусастый. Хотя и мала, довольно известная личность.  (Крыса Лариска).

-  Носит во рту гаечки, винтики, коробочки, ключики, пуговицы и прочие нужные и интересные предметы. Главное достоинство – молчит. Рот постоянно занят другим.    ( обезьянка Мария Францевна).

- Очень болтливая особа, которая часто теряла друзей по дороге, так как они проваливались то в яму, то в канаву из-за того, что задирали голову вверх.

                                 (жирафа Анюта).                  

- Какую экологическую проблему удалось решить крокодилу Гене и Чебурашке в отпуске?       (Спасение речки от загрязнения).

- За что были наказаны туристы – гитаристы?  

   (за браконьерство и загрязнение окружающей среды).

      (жетоны за ответы)

Кроссворд.

По горизонтали:

  1. Лев, который искал себе друзей.
  2. Мальчик Дима.
  3. Название реки, которую спасали Гена и Чебурашка.
  4. Кого выпустила Шапокляк из зоопарка, чтобы помешать строительству?
  5. Единственный предмет, который взял в отпуск Чебурашка.

По вертикали:

  1. Что выпускала фабрика, загрязнявшая речку?
  2. Сменщик крокодила Гены.
  3. Кличка лысого туриста – гитариста.
  4. Собака с непростой судьбой, подружившаяся со львом.

       

ч

а

н

д

р

е

р

д

в

о

е

ч

н

и

к

а

и

л

л

б

е

р

е

з

а

й

к

а

р

у

а

т

д

н

о

с

о

р

о

г

б

я

и

ш

о

ч

к

и

 ( жетоны за кроссворд).            

 - Как вы считаете чему учат эти книжки?

  (дружить, помогать всем людям, делать хорошие добрые дела).

- Что весёлого, смешного в этих книжках?

(Положения Шапокляк, Чебурашка гоняется за носорогом и т.д.)

- Кто хочет прочитать о других приключениях Чебурашки и крокодила Гены? Продолжаем наше путешествие.

(фонограмма)

4 станция «Простоквашино».

          - Давайте вспомним главного героя. Как его зовут? Я предлагаю вам составить качественный портрет героя. Какой он? Какими качествами личности он обладает? Выберите эти качества и подтвердите свой выбор эпизодами из книг.

   Качества:  - умный,                     - самостоятельный,        - вежливый,

                     - справедливый,        - глупый,                         - дружелюбный,

                     - добрый,                    - жестокий,                     - смелый,

                     - трусливый,               - ленивый,                       - трудолюбивый,   

                     - находчивый,            

                 (жетоны за выбор)

          -  А хотелось бы вам, ребята иметь такого друга, как дядя Фёдор? Почему?  (С ним всегда интересно, он всегда что-то придумывает,  он умеет дружить и с людьми, и с животными).

             - Вам было задание написать письмо дяде Фёдору. Кому понравилось это задание? Кто хочет прочитать своё письмо?

     Вопросный план к сочинению «Письмо дяде Фёдору».

  1. Приветствие.
  2. Представление.
  3. Что тебе понравилось в дяде Фёдоре?
  4. А что не очень?
  5. За что бы ты хотел похвалить его?
  6. А за что поругать?
  7. О чём бы ты хотел ему рассказать?

     - Над чем вы смеялись, читая книги про Простоквашино?

 (высказывания кота Матроскина, Шарик дрессировал Гаврюшу и т.д.)

     - Все из вас смотрели м/ф «Трое из Простоквашино». Что интересного не вошло в м/ф?

 (Тр-тр Митя, домашнее солнце, хмель цветёт, профессор Сёмин и т.д.)

 (Чтение писем, жетоны за письма)  

- Спасибо тем, кто выполнил это задание. Ваши письма я проверю и поставлю оценки. А мы отправляемся дальше.

5 станция «Анфисон».  

       - Как вы думаете почему станция так называется?

(По книге «Про Веру и Анфису». Там обезьянку Анфиску назвали Анфисон, когда она участвовала в спектакле вместе с папой.)

        Рисуночное задание.  Рисунки – вопросы команде соперника.

- Какой эпизод изображён на рисунке?

                    По 2-3 рисунка от команды.

    (жетоны за ответы).

- В какие смешные ситуации попадали герои книжки?

  ( В бассейне, вырезание кружочка, на пальме и т.д.)

- продолжаем наше путешествие.

6 станция «Поэтическая».

   - Эдуард Николаевич Успенский известен как детский поэт. Многие его стихи знают и любят дети. Вспомним некоторые из них.

                           Инсценировка стихотворений:

Мама приходит с работы,                            Если был бы я девчонкой,

Мама снимает боты,                                     Я бы время не терял.

Мама проходит в дом,                                 Я б по улице не прыгал,

Мама глядит кругом.                                   Я б рубашки постирал.

- Был на квартиру налёт?                             Я бы вымыл в кухне пол,

- Нет.                                                              Я бы в комнате подмёл,

- К нам заходил бегемот?                             Перемыл бы чашки, ложки,

- Нет.                                                               Сам начистил бы картошки,

- Может быть, дом не наш?                          Все свои игрушки сам

- Наш.                                                              Я б расставил по местам.

- Может, не наш этаж?                                   Отчего ж я не девчонка?    

- Наш.                                                              Я бы маме так помог.

Просто приходил Серёжка,                           Мама сразу бы сказала:  

Поиграли мы немножко.                               «Молодчина ты сынок:»

- Значит это не обвал?

- Нет.

- Слон у нас не танцевал?

- Нет.

- Очень рада! Оказалось,

Я напрасно волновалась.

         - Молодцы, ребята! Отправляемся в путешествие дальше.

7 станция «Советую прочесть».

- Ребята четвероклассники прочитали гораздо больше книг Э. Успенского и сейчас они вам их проанонсируют.

          «Вниз по волшебной реке»

          «Меховой интернат»          

План анонса.

1. Что ты советуешь прочитать?

2. О каких событиях книга, кто её герои?

3.  Чем заинтересовала тебя эта книга?

4.  Что в ней весёлого, поучительного?

              - Недавно Э. Успенский закончил работу над новой книгой «Лжедмитрий второй настоящий». Это историческая повесть о смутном времени. Версия убийства царевича Дмитрия в Угличе.    

- Отправляемся на следующую станцию.

8 станция «Любимая книжка».

- Вам было задание создать каждой команде книжку – раскладушку с сочинениями по любимой книге Э. Успенского. Давайте подведём итоги этой работы.

Сочинение «Моя любимая книжка Э. Успенского».

  1. Какая книжка тебе понравилась?
  2. Главные герои книги.
  3. Что интересного в книге?
  4. Что смешного в книге?
  5. Чему учит книга?
  6. Что бы ты хотел сказать автору Э. Успенскому?

    ( просмотр книжек, чтение отдельных сочинений).

- Вот и закончилось наше путешествие в мир творчества Э. Успенского. Давайте подведём итоги.

Награждение команд раскрасками из м/ф «Трое из Простоквашино».

Рефлексия.

- Какой итог сегодняшнему уроку внеклассного чтения вы смогли бы подвести? Что вы для себя вынесли?

- Каково ваше настроение?

- Кому захотелось продолжить знакомство с книгами Э. Успенского? 

- Нам предстоит с вами следующее путешествие в мир творчества….   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения 4 класс "Весёлые книжки Э.Успенского"

Урок - путешествие по страницам любимых книг Э.Успенского. В приложениях вопросные планы к сочинениям, кроссворд, портреты, названия станций....

Урок - обобщение по внеклассному чтению по теме "Э.Успенский"

Урок - обобщение по произведениям Э.Успенского с презентацией...

Методическая разработка урока литературного чтения "Смешные книжки. тайна смешного. Н.Носов "Федина задача"

Данная разработка может быть использована в различных УМК как на уроке, так и во внеурочной деятельности....

Урок литературного чтения по творчеству Э.Успенского

Урок внеклассного чтения проведен по творчеству Э. Успенского...

Технологическая карта урока литературного чтения на тему: "Э. Успенский. Если был бы я девчонкой".

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема: "Э. Успенский. Если был бы я девчонкой" Цели деятельности учителя: формирование читательского кругозора; совершенствование видов реч...

Конспект открытого урока литературного чтения 2 класс «Э.Успенский «Чебурашка».

УМК: «Школа России».Тип урока: изучение нового произведения,Форма урока: комбинированный.Тема: «Э.Успенский «Чебурашка». (Отрывок из произведения «Крокодил Гена и е...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «« Э.Успенский «Если был бы я девчонкой» «Над нашей квартирой» (УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: продолжение знакомства с автором Э. Успенским; ознакомление учащихся с новыми произведениями автора: «Если был бы я девчонкой».За...